Главные вкладки

    План мероприятий психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ.
    рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Кузьмина Алена Владимировна

    Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. 

    В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Согласовано с родителями

    (законными представителями)

    _________/_________________

    подпись    расшифровка подписи

    «____»______________2017 г.

    «Утверждаю»

     Заведующий МБДОУ д/с №31 с. Святогорье

    ____________________Н. В. Лесиковой

    Приказ №___ от«____»________2017 г.

    План  мероприятий психолого-педагогической реабилитации

    Богданова Ольховского Матвея, __27.05.2012 г.рожд.

    с __22.03.2017_ по _01.05.2019_.

    1. На основе заключения ПМПК  у Матвея выявлены интеллектуальные, речевые нарушения, является обучающимся с ОВЗ. Нуждается в создании специальных условий для детей с у.о. Рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью с динамическим наблюдение ПМПК.

            

    2. Тематический план

    коррекционно-логопедической работы по преодолению фонетико-фонематическогонедоразвития:

    Период

    ЗСР (произношение)

    ЗСР(фонематическое восприятие)

    Развитие речи и лексико-

    грамматических

    категорий

    I период

    сентябрь

    – первая

    половина

    ноября)

    Выработка

    дифференцированных

    движений органов

    артикуляционного аппарата.

    Развитие речевого дыхания.

    Уточнение правильного

    произношения сохранных

    звуков, произнесение их с

    различной силой голоса и

    интонации:

    -изолированно;

    -в слогах (воспроизведение

    звуко-слоговых рядов с

    различной интонации, силой

    голоса, ударением;

    воспроизведение

    ритмических рисунков;произнесение различных

    сочетаний из прямых,

    обратных и закрытых

    слогов:

    - в слова;

    -в предложениях.

    Развитие навыков

    употребления в речи

    восклицательной,

    вопросительной и

    повествовательной

    интонации.

    Постановка отсутствующих

    в речи звуков (в

    соответствии с

    особенностями речи детей).

    Автоматизация

    поставленных звуков:

    -изолированно;

    -в открытых слогах;

    -в обратных слогах;

    -в закрытых слогах;

    -в стечении с согласными.

    Развитие способности

    узнавать и различать

    неречевые звуки.

    Развитие способности

    узнавать и различать

    звуки речи по высоте и

    силе голоса.

    Дифференциация

    речевых и неречевых

    звуков.

    Развитие слухового

    внимания и слуховой

    памяти.

    Различие слогов,

    состоящих из правильно

    произносимых звуков.

    Различение

    интонационных средств

    выразительности в чужой

    речи.

    Различение односложных

    и многосложных слов.Выделение звука из

    других звуков.

    Закрепление навыка

    употребления категории

    множественного числа

    существительных.

    Закрепление навыка

    употребления формы

    родительного падежа с

    предлогом У.

    Согласование

    притяжательных

    местоимений мой, моя,

    моёс существительными

    мужского, женского и

    среднего рода.

    Закрепление навыка

    употребления категории

    числа и лица глаголов

    настоящего времени.

    Закрепление навыка

    употребления в

    самостоятельной речи

    категорий прошедшеговремени глаголов

    множественного числа.

    Составление

    предложений по

    демонстрации действий.

    Объединение этих

    предложений в текст.

    II период

    (первая

    половина

    ноября-

    первая

    половина

    февраля)

    Продолжение работы над

    развитием подвижности

    органов артикуляционного

    аппарата.

    Постановка отсутствующих

    звуков.

    Автоматизация ранее

    поставленных звуков:

    -в предложениях;

    -в коротких текстах.

    Автоматизация

    поставленных звуков:

    -изолированно;

    -в открытых слогах;

    -в обратных слогах;

    -в закрытых слогах;

    -в стечении с согласными.

    Дифференциация на слух

    сохранных звуков( с

    проговариванием),

    различающихся:

    - по твёрдости- мягкости;

    -по глухости-звонкости;

    а также:

    - в обратных слогах;

    -в слогах со стечением двух

    согласных;

    -в словах и фразах

    Определение наличия

    звука в слове.

    Распределение

    предметных картинок,

    названия которых

    включают:

    -дифференцированные

    звуки;

    -определённый заданный

    звук.

    Формирование умения

    различать и оценивать

    правильные эталоны в

    произношении чужой и

    собственной речи.

    Закрепление в

    самостоятельной речи

    навыка:

    -согласования

    прилагательных с

    существительными в

    роде, числе, падеже и

    образование

    относительных

    прилагательных;

    -согласование

    порядковых

    числительных с

    существительными.

    Закрепление умения:

    -подбирать однокоренные

    слова;

    -образовывать сложные

    слова;

    -составлять предложения

    по демонстрации

    действий, картине,

    вопросы;

    -распространять

    предложения за счёт

    введения однокоренных

    подлежащих, сказуемых,

    дополнений и

    определений;

    -составлять предложения

    по опорным словам;

    -составлять предложения

    по картинам, сериям

    картин, пересказывать

    тексты, насыщенные

    автоматизированными

    звуками.

    III период

    (вторая

    половина

    февраля –

    май)

    Автоматизация

    поставленных звуков в

    собственной речи.

    Дифференциация звуков по

    месту образования:

    -[с]-[ш],[з]-[ж];

    -[р][л];

    -в прямых и обратных

    слогах;

    -в слогах со стечением трёх

    согласных;

    -в словах и фразах;

    -в стихах и коротких

    текстах;

    -закрепление умений,

    полученных ранее на новом

    речевом материале.

    Дифференциация на слух

    сохранных звуков( без

    проговаривания),

    различающихся:

    - по твёрдости- мягкости;

    -по глухости-звонкости;

    а также:

    - в обратных слогах;

    -в слогах со стечением

    двух согласных;

    -в словах и фразах;

    -составление

    предложений с

    определённым словом.

    Заучивание

    стихотворений,

    насыщенных

    автоматизированными

    звуками.

    Закрепление знаний и

    умений полученных

    ранее на новом словесном

    материале.

    Активизация

    приобретённых навыков в

    специально

    организованных речевых

    ситуациях, коллективныхформах общения детей

    между собой.

    Развитие детской

    самостоятельности при

    оречевлении предметно-

    практической

    деятельности с

    соблюдением

    фонетической

    правильности речи.

    2. Коррекционно-развивающая  работа воспитателя                                             по образовательным областям:

    Разделы образовательной области

    Направления в коррекционно-развивающей работе

    Литература  для работы

    Форма работы, цикличность

    Познавательное развитие

    Максимально развить познавательные возможности, подготовить к посещению школы. Научить действовать самостоятельно и для этого научить его:                                             1. Ставить цель;                                    2. Спланировать действия, приводящие к этой цели;                

    3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.

    1.Программа Екжановой Е,А. Стеблеевой Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание»

    2.Стеблеева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение  в процессе дидактических игр»

    3.Катаева А.А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников»

    Групповая форма в течение учебного года(по плану групповых занятий);

    Индивидуально по 5-10  мин. в течение дняв течение учебного года

    Физическое развитие

    1.Общее укрепление и оздоровление организма.   2.Повышение эмоционального уровня.             3.Совершенствование выполнения упражнений дыхательной гимнастики.              4.Формирование основных двигательных навыков

    1.МетодикаПетераЛаутеслагера по формированию основных двигательных навыков

    Социально-коммуникативное развитие

     Побуждать детей более полно взаимодействовать с окружающим миром.

    1.Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии«Маленькие ступеньки», разработана в университете    Маккуэри 1975г

    Речевое  развитие

    Помочь раскрыть свои способности и творческие задатки, овладеть устной речью

    1. Методика развития речи и обучения чтению РоменыАвгустовой «Говори! Ты это можешь».

    Художественно-эстетическое развитие

    Научить создавать схематический рисунок по образцу, проявлять интерес к стихам, сказкам др. художественным произведениям, эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам.

    1.А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец. Обучение и развитие детей дошкольного возраста «Ступеньки»;2. М. Питерси, Р. ТрилорРанняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки»

    3. Рекомендации к организации коррекционно-развивающей                           работы с Матвеем

    1. Психологический подход в работе

    Психологический подход обеспечивает более эффективную работу с ребёнком и его родителями и заключается в применении психологических приемов независимо от того, какой именно специалист работает. К таким приемам относятся: отражение и проговаривание действий и чувств, структурирование пространства и времени.

    2. Особое внимание к взаимодействию с родителями.

     Специалисты предоставляют родителям максимум информации о том, что происходит во время проведения занятия и каков смысл упражнений; предлагают  конкретные задания для занятий дома (с учетом возможностей семьи).

    3.Форма организации обучения: индивидуальная и подгрупповая. Периодичность занятий 2 раза в неделю15-25 минут.

    4. Требования к результатам.

    Совершенствование фонематического восприятия и навыков звуковогоанализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитиесвязной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

    Планируемые результаты логопедической работы:

    - правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях;

    - чёткая дифференциация всех изученных звуков;

    - умение производить элементарный звуковой анализ и синтез;

    - овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе,чтении стихов.

    Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количествозанятий может меняться по усмотрению специалиста. Последовательность устранениявыявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, всоответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальнымперспективным планом. Тематика работы может видоизменяться в зависимости отвозможностей и потребностей воспитанников. Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенкаразрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется впроцессе логопедических занятий и занятий с психологом.

    5. Программно-методическое обеспечение

    Коррекционно-логопедическая работа учителя-логопеда осуществляется поспециальным программам, в которых отражается специфика процессов обучения ивоспитания детей, имеющих нарушения речи:

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с

    фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа детского сада).–М.:

    МГОПИ, 1993.

    Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием

    фонематического строя речи (подготовительная к школе группа). – М.,

    просвещение, 1978.

    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия

    в подготовительной группе для детей с ФФН». – М.:Гном-Пресс, 1999.

    Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.,

    Воронеж, Модэк, 1997.

    Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Дидактический материал по формированию

    правильного произношения у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение.

    1990.

    Краузе Е. «Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика». – СПб.:

    Корона Принт, 2004.

    Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб.: Детство-Пресс, 2003.__

    Приложение.

    Средствами контроля является речевая карта, которую учитель-логопед заполняет по мере

    поступления детей на логопедический пункт ДОУ.

    Речевая карта обследования ребенка с ФФН

    1. Анкетные данные ребенка

    Фамилия, имя ___________________________________________________

    Дата рождения __________________________________________________

    Дата поступления в группу ________________________________________

    Откуда поступил _________________________________________________

    Жалобы родителей _______________________________________________

    Домашний адрес _________________________________________________

    2. Речевая и социальная среда

    Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения_______________

    Наличие в семье двуязычия (билингвизм); какой язык преобладает в общении

    _________________________________________________________

    С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой …) ______

    Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста __________________

    3. Разговорно-описательная беседа

    (цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)

    Как тебя зовут? ______________________________________________

    Сколько тебе лет? _______________________________________________

    Где ты живешь? _________________________________________________

    С кем ты живешь? ________________________________________________

    Как зовут маму, папу? ____________________________________________

    Кто работает в твоей семье? А кто учиться? _______________________

    С кем ты дружишь в детском саду? ________________________________

    Помогаешь ли ты взрослым дома? __________________________________

    Что ты умеешь делать? ___________________________________________

    Какая у тебя любимая сказка? О чем она? ____________________________

    Другие сведения об окружающем мире ____________________________

    Вывод: ________________________________________________________

    4. Моторная сфера

    1. Состояние общей моторики __________________________________

    2. Состояние мелкой моторики _________________________________

    3. Ведущая рука ___________________________________________

    (левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)

    Вывод: _________________________________________________________

    5. Состояние психических процессов

    1. Внимание _______________________________________________

    (достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует

    переключения на другой вид деятельности …)

    2. Память:

    а) запоминание предметов (слов) ___________________________________

    б) добавление предмета в линейный ряд __________________________

    в) уменьшение предметов в линейном ряду __________________________

    г) заучивание слов при 1, 2, 3, 4 – кратном повторении ________________

    3. Зрительное восприятие:

    а) узнавание предметов в неполном изображении ______________________

    б) узнавание предметов в условиях наложения ________________________

    в) силуэтное изображение ________________________________________

    4. Восприятие цвета, оттенков ___________________________________

    5. Восприятие формы _________________________________________

    6. Пространственные представления_____________

    (справа ___ , слева ___ , впереди ___ , сзади ___ , выше ___ , ниже ___ дальше __ , ближе __ , в

    центре ___ )

    7. Временные представления____________________________________

    а) части суток ___________________________________________________

    б) времена года __________________________________________________

    г) дни недели __________________________________________________

    8. Мышление _________________________________________________

    а) обобщение словом ____________________________________________

    б) исключение «4-го лишнего» ___________________________________

    в) складывание разрезных картинок ________________________________

    г) восстановление сюжета (серия картинок) ___________________________

    д) понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки»)

    ___________________________________________________________

    9. Математические представления _______________________________

    а) прямой счет ___________________________________________________

    б) обратный счет _________________________________________________

    в) простейшие арифметические действия _____________________________

    10. Работоспособность (снижена, достаточна…) _____________________

    Вывод:__________________________________________________________

    6. Подвижность органов артикуляционного аппарата

    Губы __________________________________________________________

    (достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку» …; тонус

    (понижен, повышен, смешанный, норма) ______________

    Язык ___________________________________________________________

    (подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения

    неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной

    позы, девиация (отклонение языка в сторону), не удерживает язык «лопаткой», тремор

    (подергивание), изменение цвета; тонус (понижен, повышен, смешанный, норма)

    Саливация_______________________________________________________

    (норма, повышенная …)

    Состояние дыхательной и голосовой функций ________________________

    а) тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное,

    смешанное) _______________________________________

    в) характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …)

    ___________________________________________

    Выразительность речи ____________________________________________

    (разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией,

    назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая …)

    __________________________________________________________

    Вывод: __________________________________________________________

    7. Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия

    1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):

    да – та – та __________ ка – га – га _______________

    ба – па – ба ___________ ко – го – го _______________

    то – то – до _________ бу – бу – пу ______________

    вы – ви – вы __________ ма – мя – мя _____________

    2. Различение слов со сходным звуковым составом:

    кот – ток _____ тень – день ________ бочка – почка ______

    том – дом ______ коза – коса _______ мышка – мишка _______

    суп – зуб ______ рак – лак _________ корка – горка _________

    3. Определение звука в ряду других звуков ________________________

    (хлопни в ладоши, если услышишь звук …)

    4. Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук_________

    5. Выделение ударного гласного в начале слова _______________________

    6. Назови первый и последний звук в словах (с 6 лет):__________________ кот ________ , дом

    ____________ , утка____________________________

    7. Придумай слова с заданным звуком ___________________________ Вывод:

    8. Состояние звукопроизношения: звуки, воспроизведение звука

    Изолированно и  в речи

    Свистящие, [ц]

    Шипящие, [ч]

    Звуки [л], [л ′]

    Звуки [р], [р ′]

    Прочие звуки

    Дифференциация

    звуков

    Вывод: ___________

    9. Слоговая структура слова

    1. Произношение слов со сложной слоговой структурой:

    сковорода _______ милиционер __________ остановка _________

    аквариум _______ велосипед _________ космонавт ______________

    градусник ___________

    2. Повторение предложений:

    Милиционер стоит на перекрестке _________________________________

    Экскурсовод проводит экскурсию по городу __________________________

    Троллейбус остановился на перекрестке _____________________________

    Жираф живет в зоопарке __________________________________________

    Вывод: _________________________________________________________

    10. Состояние лексической стороны речи

    1. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки:

    гроза ____ венок ____ пылесос _____ корни _____ аквариум _____ тротуар _____

    винегрет _____ клумба _____ сердитый _______ острый ______ томатный _____ седой

    ________

    2. Называние предмета и его частей:

    стул (ножки, сиденье, спинка) ____________________________________

    чайник (крышка, ручка, носик, донышко) ___________________________

    машина (кабина, кузов, колеса …) ________________________________

    3. Употребление обобщающих слов:

    овощи ___ мебель __________ домашние животные ________

    фрукты _____ посуда __________ дикие животные _________

    одежда ____ цветы __________ грибы ________

    обувь _____ деревья ________ рыбы _________

    транспорт __ профессии ______ бытовые приборы _______

    ягоды______ насекомые _____ продукты ______________

    4. Называние детенышей животных и птиц:

    кошка ____ лиса ____ курица _____ корова ___ заяц ____ гусыня _____ собака ____ медведь

    ___ утка ____ коза _____ волк __ овца ___

    лошадь ____ свинья _____ белка ___

    5. Кто где живет?

    Медведь ____ лиса ____ белка _____птица _____ волк _____ собака __

    6. Подобрать прилагательные к имени существительному (2-3 слова):

    солнце (какое?)__________________________________________________

    апельсин (какой?)________________________________________________

    лиса (какая?)___________________________________________________

    облака (какие?)_________________________________________________

    7. Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам:

    (с 5 лет) (с 6 лет) (с 6 лет)

    веселый _______ друг _____________ говорить ___________

    широкий _____ шум __________ ссориться _________

    большой _____ больной ________ радоваться ______

    злой ________ свет _________ спать ________

    сладкий _____ сухой __________ хвалить _____

    Вывод: _______________________________________________________

    11. Состояние грамматического строя речи

    1. Преобразование существительных ед. числа в существительные мн. числа:

    дом ___ глаз ____ утенок ____ карандаш _____ ухо _____ перо ____ рукав _____

    окно _____ паук _____ стол ____ рот ____ петух _____ стул ____ мост

    _____ стакан _____

    2. Употребление существительных мн. числа в родительном падеже ______

    Чего много в лесу? ____________________________________________

    Кого много в лесу? ___________________________________________

    Чего много в детском саду? ___________________________________

    Кого много в зоопарке? ________________________________________

    3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    нос _____ стул ______ вишня ______ рука ____ птица ______ утка ______ плечо

    _____ ведро ______ сумка _____ голова _____ стол _____ воробей _____ глаз

    ______ диван _______ мост ______

    4. Согласование числительных с существительными в роде:

    1 мяч 1 елка 1 яблоко

    2 _________ 2 _____________ 2 ________________

    3 _________ 3 _____________ 3 ________________

    4 _________ 4 _____________ 4 ________________

    5 _________ 5 _____________ 5 ________________

    5. Употребление предлогов:

    простых __________________________________________________

    сложных ________________________________________________________

    6. Образование притяжательных прилагательных ______________________Чей фартук? (мама, бабушка) ________________________________

    Чей дом? (Таня, кошка) ___________________________________________

    Чьи следы? (лиса, заяц) ______________________________________

    Чья голова? (медведь, волк) ___________________________________

    7.Образование относительных прилагательных ______________________

    Каша из риса (гречки, пшена) _____________________________________

    Компот из вишни (яблок, слив) _____________________________________

    Салат из моркови (капусты, свеклы) _______________________________

    Дом из кирпича (камня, дерева) _____________________________________

    Платье из шерсти (шелка, сатина) ______________________________

    Одеяло из пуха (шерсти, ваты) ________________________________

    8. Образование глаголов при помощи приставок:

    ехал _____________________________________________________

    летел _________________________________________________________

    лил __________________________________________________________

    Вывод: __________________________________________________________

    12. Состояние связной речи (образцы детских рассказов обязательно записываются)

    1. Составление рассказа по картине_________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    2. Составление рассказа по серии картин ____________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    3. Пересказ______________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    Вывод:

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    __________________________

    (рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)

    Заключение: _____________________________

    Дата _________ Подпись ____________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации

    После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...

    План-конспект психолого-педагогического занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Внимание»

    Коррекционно-развивающее занятие педагога – психолога из серии занятий по психологической подготовке детей к школе. Цель занятия - мотивация к использованию приемов развития вниманияСтатья опубликован...

    План программы психолого-педагогического сопровождения для каждой категории специальной одаренности

    План программы психолого-педагогического сопровождения для каждой категории специальной одаренности...

    План проекта: "Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" на уроках физической культуры"

    Линия развития проекта.Познавательное и психическое развитие, особенности психофизического развития, здоровьесберегающие технологии....

    План составления психолого-педагогической характеристики

    Основные сферы развития, необходимые для составления характеристики уровня развития психологических процессов...

    Методическая разработка. Комплекс педагогических мероприятий, направленных на реабилитацию детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью по 4 этапам развития (0-4 года).

    Данная методическая разработка предлагает, поэтапное содержание работы с детьми раннего возраста, с интеллектуальной недостаточностью, имеющих сложную структуру дефекта. Разработка расчитана на четыре...