Технология ТРИЗ и ее элементы в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Сообщение
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Петрова Людмила Анатольевна

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo._tehnologiya_triz_soobshchenie.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Учреждение «Отдел образования администрации

Волжского муниципального района»

Министерства образования и науки

Республики Марий Эл

Технология ТРИЗ и ее элементы в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Сообщение

Подготовила: Петрова Людмила Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории

ДОУ № 1 с. Помары

  1. год

2. Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

Теория была изобретена Генрихом  Сауловичем  Альтшуллером. В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества. Первоначально она предназначалась для технических работников: физиков, инженеров, то есть возникла в технике. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Г. С. Альтшуллер –считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные "Икар и Дедал", "Баллада о звездах", "Легенды о звездных капитанах" и многие другие.

3.Суть методики

Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде. Почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем«, размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — вообщем воспитывать любознательность и интерес к новым открытиям.

4. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

Цели ТРИЗ (игры для дошкольников) – не просто развивать фантазию, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,  учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.

5. Алгоритм решения изобретательских задач

ИКР- идеальный конечный результат

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

6.Основные методы и приемы ТРИЗ

Синектика.   В переводе с греческого слово «синектика» означает «объединение разнородных элементов».

Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий: образ цветочка на клумбе, которую забыли полить и рассказать, о чем он думает в данной ситуации.

б) прямая аналогия. При прямой аналогии объект  сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство.

Например. Сосулька – карандаш, нож, перчатки, ручка,  клюв.

Часы – луна, солнце, цветок,  тарелка, крышка от кастрюли, арбуз.

  Для знакомства детей с прямой аналогией хорошо использовать художественные произведения.

Роман Сеф.

На свете всё на всё похоже,

Змея на ремешок из кожи,

Луна – на круглый глаз огромный.

Журавль – на тощий кран подъёмный,

Кот полосатый на пижаму,

Я – на тебя, а ты – на маму.

К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект (что он делает), а потом в окружающем мире найти объект, который выполняет такие же или аналогичные функции. (Искать следует прежде всего в противоположных областях, например, техника-природа.)

Машина – лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка,

Ветер – пылесос, вентилятор, дыхание.

Аналогию можно провести  по цвету.

Солнце – одуванчик, лампа, лимон, лиса.

Лист (летний) – огурец, виноград, море, танк, машина, ёлка.

Можно находить прямые аналогии по ситуации или по различным положениям или состояниям явлений и предметов.

Например.

Переполненный автобус – игрушки в ящике, огурцы  в бочке, деньги в кошельке, вещи в шкафчике, песок в ведёрке.

Интересные прямые аналогии по свойствам, при этом необходимо дополнительно ответить на вопрос « какой?», например.

Шарик (какой?»): Резиновый – соска, калоша, купальная шапочка.

Упругий – мяч, зонт, ветер, жвачка.

Можно применять комплексную прямую аналогию при рассматривании одного объекта, например.  Дверь

По форме –шоколад, картина, фантик, крышка стола.

По функции – веки, рот, крышка, зонт, чемодан.

По свойствам:

 деревянная  - сундук, шкаф, ветка;

 крашеная – бабочка, лепесток;

 скрипучая – дерево, стул, кровать;

 по цвету – облако, снег, вата, мороженое.

в) Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.

 Если целенаправленно учить применять разные аналогии, то можно повысить эффективность творчества, мышления.

 Для творческого процесса, как полагал Гордон, очень важно уметь превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное в непривычно

7.Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача.Дети, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности:  

В сборниках развивающих сказок Анатолия Гина «Задачки-сказки от кота Потряскина», Владимира Богат «В жаркой Африке» как раз - таки предложены такие задачи, которые предполагают применение метода мозгового штурма.

Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.

8.Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов: изобретательских задач

а) уменьшение - увеличение объекта «Перевирание сказки». (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Можно поменять характеры героев. Например: Красная шапочка злая, а волк – добрый.

в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени «Сказка в заданном ключе». При помощи этого упражнения открываем для детей сказку в другом времени, месте действия. Например: Жили старик со старухой у самого синего моря в наши дни. Что будет просить старуха? (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

Метод Робинзона   Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры "Аукцион" в старших группах. (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение.

Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.

Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд)

Метод каталога.  Системный оператор

Вот пожалуй не полный список методов ТРИЗ…

Основные методы ТРИЗ могут быть использованы в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР, поскольку для детей данной категории характерны, наряду с речевыми особенностями нарушения процессов внимания, памяти, недостаточная сформированность мыслительных операций.

Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

Умелое использование ТРИЗ в детском саду

Эффективное сказкочтение: придумываем ТРИЗ задачи для детей

Сейчас есть много книг, где в сказочной форме ребенку предлагают решить какую-либо ТРИЗ задачу специальных сказках (ТРИЗ сказки  Владимира Богате.  Книга «В жаркой Африке.» -«Непослушный песок»,  «Львёнок учится плавать» сказки Анатолия Гина «Задачки-сказки от кота Потряскина»,), но можно  научится искать изобретательские, творческие вопросы в любой сказке.

Например: сказка “Котик, петушок и лиса”. В момент, когда лиса уносит петушка, а кот далеко,  останавливаемся и спрашиваем у ребят:“ А что может придумать сам петушок, чтобы выбраться из лап лисы?”

Сначала конечно дети выдадут  обычное решение, которое они запомнили. Ведь сказка знакомая .

“Надо кричать громче, чтобы кот услышал."“Петушку надо ждать кота.”

Тогда подсказываем детям: “ А что если все-таки попробовать выбраться самому?”

 В какой-то момент дети забывают “как было в сказке” — начинается момент творчества и поиска собственных идей.

“Можно клюнуть больно-больно лису.”

“А, может, предложить лисе поиграть в догонялки. Лиса будет убегать и думать, что петух ее догоняет, а он, на самом деле, домой убежит!”

Аленушка и братец Иванушка

Иванушка хочет пить. Но пить из лужи нельзя — станешь животным. Как утолить жажду или хотя бы перетерпеть, пока идешь. (Ответы могут быть такие: пожевать кислой травы или ягод, намочить панаму или рубашку, чтобы было не так жарко, отфильтровать воду из лужи, подоить корову на поле и попить молока.)

Эта простая иллюстрация, как сказки могут стать незаменимым помощником в деле развития творческого мышления и умения решать открытые задачи.

 Оказывается, что любая ситуация в жизни или в сказке может стать интересной ТРИЗ задачей и полезным уроком. Просто нужно видят это сами и уметь  показать.

Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.

9. Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

  • При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
  • Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
  • Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".
  • Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
  • Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
  • Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
  • Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

6. Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.

ТРИЗ игр уже великое множество, но сегодня разберем одну

«ХОРОШО -ПЛОХО» имеет несколько вариантов, различающихся по сложности  и зависящихся от объекта.

Вариант 1 Выбираем объект (предмет) безразличный для ребенка, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций. Предлагаем проанализировать предмет и назвав его положительные и отрицательные качества.

Например:  карандаш.

Хорошо

плохо

Что длинный, удобно держать в руке

Может сломаться в кармане

Может быть указкой

Острый- можно уколоться

Что красный, можно рисовать цветок.

Нельзя раскрасить траву и т.д.

Вариант 2  Выбираем объект (предмет) вызывающий стойкие положительные и отрицательные , что приводит к однозначной оценке (кукла-хорошо, лекарство плохо.) Обсуждаем в том  же порядке.

. Выбор за каждым

Конечно, каждый педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть вверенных мне подопечных?

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе.

В данной статье рассматривается опыт использования информационно-коммуникационных технологий учителем-логопедом в работе....

Проект "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"

Актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Разнообразные игровые технологии, представленные в проекте, в увлекательной форме конкретизируют и ...

Приложения к проекту "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"

В приложениях к проекту представлено содержание игр в сопровождении авторских фотографий, перспективное планирование используемых на занятиях дидактических игр, сравнительные показатели уровня развити...

ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК», как эффективное средство в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.

   Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Отличительной особ...

«Дыхательная гимнастика – важный элемент в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР»

В современной медицине понятие «здоровье» принято определять, как базовую ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фу...

ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)  В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...

ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...