Коррекционно-развивающая программа для детей старшего возраста "Колибри"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Елена Шалдыбина

Коррекционно-развивающая программа «Колибри» «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» предназначена для детей старших возрастных групп детского сада.

Данная программа составлена для  детей 6- 7 лет, старшей возрастной группы детского сада и рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 57 г. Пензы.

«Колибри»

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего возраста,

для сохранения психологического здоровья детей

средствами арт-терапии.

.

                                         Автор-составитель:   Шалдыбина  Елена Николаевна,

                   музыкальный руководитель первой квалификационной категории.

Г. Пенза 2017 г.

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………….3 стр.

Организация занятий…………………………………………………………6 стр.

Методическое обеспечение…………………………………………………..6 стр.

Материалы к занятиям………………………………………………………..6 стр.

Ожидаемые результаты……………………………………………………….7 стр.

Календарно-тематический план………………………………………………7 стр.

Содержание программы……………………………………………………… .9 стр.

Приложение 1………………………………………………………………….15 стр.

Приложение 2………………………………………………………………….19 стр.

Приложение 3…………………………………………………………………..31 стр.

Список литературы……………………………………………………………35 стр.

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа «Колибри» «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» предназначена для детей старших возрастных групп детского сада.

Данная программа составлена для  детей 6- 7 лет, старшей возрастной группы детского сада и рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года.

Программа содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапии, с использованием разных техник:  Изотерапии (нетрадиционные техники  рисования), музыкотерапии,  цветотерапии,  психогимнастики.  

В данной программе содержатся подробные конспекты занятий с детьми. Каждое из коррекционно - развивающих занятий включает в себя упражнения, направленные на развитие, коррекцию и стабилизацию эмоциональной сферы детей, развитие воображения, фантазии, внимания, самоконтроля, мелкой моторики рук, повышение уровня самооценки, снижения уровня тревожности. Программа  позволяет повысить эффект в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

Работа с родителями представлена в виде итоговых занятий совместных с детьми, как форма подведения итогов в конце года.

Коррекционно-развивающая программа   «Колибри»  имеет художественно -эстетическую направленность.

Предлагаемая самостоятельно составленная программа имеет широкий спектр применения. Она предназначена для руководителей кружка или студии изобразительного искусства, работающих с детьми и может быть использована   родителями данных детей для занятий дома. Видимо, не зря говорят, что ум находится на кончиках пальцев. Ребенок выражает себя, как может, рисует то, что у него на душе. Кроме того, на каждом из занятий  предполагается задействование   нескольких сенсорных систем — зрение, слух, осязание.

Используется музыка. Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее. Она захватывает его целиком, передавая ему свое движение, энергетику, активизируя его жизненный ритм.

Арт - терапия позволяет мягко и деликатно, в игровой форме обойти защитные механизмы, понять, какие переживания есть у ребенка, и также ненавязчиво их скорректировать.

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы средствами арт-терапии строилась с учетом опыта, накопленного в общеметодических (В.С.Мухиной, Ч.А.Измайлова,  Р.М.Рахматулиной,  О.В.Хухлаевой,  М.И.Чистяковой и др.) и психологических (А.И.Копытина, Г.А.Бреслава,  Г.Л.Лендера,  Н.М.Погосовой и др.)

Коррекционная программа по развитию эмоциональной сферы у детей основывается на понимании, эмпатии со стороны педагога. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть свое «Я». Важная роль в программе отводиться методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.

Первый шаг в коррекционно-развивающей программе – формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими.

Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях, которые изображены на картинах  великих русских и зарубежных художников. Т.е. у них необходимо выработать чувство эмпатии. Под эмпатией подразумевают способность к пониманию и сопереживанию эмоций других людей.  Эмпатия – умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности.

Предполпгается, что именно на арт-терапевтических занятиях создаются условия, когда каждый ребенок может говорить с помощью средств искусства и художественной деятельности о самом сокровенном, самом важном чувстве. При этом специальная подготовка, талант и художественное достоинство работ значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.

Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арт-терапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

Кроме того, одна из задач ФГОС ДОУ нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Известно, что дети любят рисовать. Через рисунок реализуется их потребность выразить себя. Рисунок для них является не искусством, а речью. Детям легче невербально выразить как внутренние чувства, так и события, нежели объясняя их словами. Поэтому возраст от 5 до 10 лет называют золотым веком детского рисунка. И в старшем возрасте, несмотря на развитие устной речи, процесс рисования также помогает самораскрытию личности.

Цель программы:

  • воспитание у ребенка потребности  в художественной организации своего жизненного пространства через организацию интересного творческого досуга средствами изобразительного искусства.
  • развитие эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет.

Задачи программы:

  • помочь ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость, развивая средствами предметной и игровой деятельности  чувство сопричастности к человеку, природе, животным;
  • развитие и формирование изобразительных навыков ребенка;
  • активизация творческой инициативы, воображения и фантазии.
  • Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
  • Помочь ребенку отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  • Способствовать творческой самореализации.
  • Совершенствование мелкой моторики рук.
  • Овладение нетрадиционными способами рисования акварельными карандашами и сухой пастелью.
  • Ознакомление с художественным творчеством отечественных и зарубежных художников.

Организация занятий

Занятия проводятся с группой, состоящей из 8 – 10  человек,  2 раза в неделю. Программа рассчитана на 72 часа.

 Длительность занятия от 20 до 30 минут в зависимости от желания и работоспособности детей.  Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере.

Методическое обеспечение программы

Занятия по программе спланированы таким образом, чтобы:

а) соблюсти принцип дифференцированного  подхода к обучению и воспитанию;

б) познакомить с разнообразными техниками и художественными материалами;

в) решить педагогические задачи формирования качеств личности ребенка;

г) сделать пребывание ребенка на занятии  комфортным, познавательным и интересным.

Как правило, 1 этап — психологическое вхождение в занятие.

 2 этап — познавательный, или знакомство с неизвестным (новым).

3 этап — элементы арт- терапии( музыкотерапия, психогимнастика).

4 этап — практический, или работа над рисунком.

5 этап -  завершающий. Подведение итогов.

Материалы к занятиям:

Для занятий  потребуется:  ноутбук,  проектор, экран,  трафареты рисунков  по колличеству детей,  музыка  для  психогимнастики,  фоновая музыка для работы над рисунком, акварельные карандаши, сухая  пастель,  ватные палочки,  ватные спонжи, поролоновая губка, кисти, емкость для воды, бумага  А 4, кисти беличьи № 3 и № 5.

Занятия предполагают использование разнообразных художественных материалов  и инструментов.

Файлы в формате JPEG для показа слайдов.

Оборудование в кабинете: столы, стулья по возрасту детей.

Ожидаемые результаты:

  • Укрепилась мелкая моторика рук.
  • Расширился словарный запас.
  • Родители стали принимать более активное участие в жизни детей.
  • Сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в детском творчестве, рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка.
  • Снижение уровня тревожности у детей.
  • Дети расширили свой художественный кругозор; знают и умеют отличать жанры живописи : портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетный рисунок, иллюстрации к сказкам  и т. д.
  • Познакомились с творчеством великих отечественных и зарубежных художников.
  • Овладение техникой рисования  пастелью и акварельными карандашами.

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела и темы занятия

Количество

часов

месяц

1

Вводное  занятие. Каким языком рассказывает живопись? Знакомство с цветом.

1

сентябрь

1.2

Вводное занятие. Основные цвета и дополнительные.

1

2

Знакомство с натюрмортом: Дары осени

(фрукты и овощи)

2

3

Натюрморт. Грибы и ягоды в живописи.

2

4

Дети-огородники. Сюжетная живопись.

2

Содержание программы:

Содержание  занятия:

Кол-во часов

№ занятия

СЕНТЯБРЬ

«Каким языком рассказывает живопись? Знакомство с цветом.»  Беседа с детьми.

Просмотр презентации  «Каждый охотник желает знать»

Психогимнастическое  упражнение «Какое настроение у краски?»  Карточки эмоций.

Методы  и  приемы работы с сухой  пастелью.

1

1

 Основные цвета и дополнительные. Беседа  с детьми.

Презентация «Как краски рассказывают сказки»

Психогимнастическое  упражнение «грустно-весело»

Практическое занятие с детьми «Как краски перемешались»

Работа с акварельными карандашами.

1

2

Знакомство с натюрмортом: Дары осени (фрукты и овощи)

Анна Емельянова « Плоды». (Иллюстрация.)

Беседа о цветовой  гамме картины, что изображено  на  картине.

Дать детям знания о натюрморте.

Какой эмоциональный фон (настроение) у этой картины. (Подбираем карточку с эмоциями).

Психогимнастическое  упражнение «Кабачок  отлежал себе бочок».

Работа с трафаретом. Сухая пастель.  Прорисовываем мелкие  детали.

1

3

Основная работа над натюрмортом.  (фоновая музыка )

Завершение работы.

1

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я все смогу!» Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Я все смогу!» предназначена для детей 6 – 7 лет, имеющих повышенный уровень тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах, де...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КЛУБ ОБЩЕНИЯ»

Программа обращает нас к проблеме общения и его роли для развития личности ребенка.Актуальность поставленных задач определяется тем, что именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их ...

Конспект коррекционно - развивающей образовательной деятельности для детей старшей группы. Комплекс заданий по картине «Ссориться не будем».

Конспек образовательной деятельности предполагает развитие связной речи детей старшей группы детского сада. К конспекту прилагается картина "ссориться не будем" и комплекс заданий по ней, которые выст...

Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»

Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в страну знаний"

Одна из главных задач в работе с детьми с ЗПР - это умение сосредоточиться, не отвлекаться и работать в едином темпе с другими детьми....

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие по стране знаний"

Конспект для детей старшей группы детей с ЗПР.Подготовила : Номоконова Анастасия ВладимировнаЦели занятияКоррекционно-образовательные:уточнить сформированность   слухового, сенсорного  ...

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в группе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по лексической теме "Насекомые".

Задачи: О. Расширять и уточнять знания детей о насекомых, их характерных признаках; рассказать о пользе и вреде насекомых для людей и растений;развивать умение видеть признаки сходства и различия;закр...