Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 5)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Тикушина Светлана Евгеньевна

Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 5)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткая аннотация И.Н. Самаль «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 5):

Гигиенические требования к освещению

Естественное освещение (рассеянный свет небосвода, дополняющийся светом прямых лучей Солнца (инсоляцией), а также светом Солнца и неба, отраженных от облаков, зданий, земной поверхности и других объектов) является наиболее благоприятным в гигиеническом отношении и, по возможности, должно максимально использоваться во всех помещениях, где длительное время находятся дети.

Для учебных помещений КЕО должен составлять 1:5, для прочих помещений – 1:8. Глубина их не должна превосходить расстояние от верхнего края окна до пола более чем в 2 раза. Нижний край окон должен быть на уровне парт; ширину и толщину оконных рам и переплетов следует максимально уменьшить.

Парты в классах располагаются так, чтобы окна находились слева от них, и тень от пишущей руки не падала на бумагу.

Регулярно (1 раз в неделю в яслях и детских садах и 1 раз в месяц в школах) нужно мыть или протирать стекла влажным способом с внутренней стороны и не менее 2 раз в год снаружи.

Не следует ставить на подоконники цветы, наглядные пособия, большие аквариумы и т. п.

На окнах устанавливаются регулируемые солнцезащитные устройства (жалюзи, тканевые шторы и т.п.) для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей. Не допускается использование штор из поливинилхлоридной пленки.

Нельзя допускать затемнения окон деревьями. Сажать деревья необходимо не ближе 15м, а кустарник – не ближе 5 м от здания школы.

Естественная освещенность в классе зависит от степени отражения дневного света от потолка, стен, мебели и других поверхностей, поэтому отражающие поверхности должны быть окрашены в светлые тона, дающие достаточно высокий (40 – 80%) коэффициент отражения.

Искусственное освещение.

В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания.

Предусматривается освещение классной доски. Зеркальные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

В учебных кабинетах, лабораториях уровень освещенности должен составлять не менее 500 ЛК.

Нормы уровней освещенности в зависимости от состояния зрения.

Показатели освещенности рабочего места:

г 100 – 250 лк при альбинизме, патологии хрусталика, врожденной катаракте и дистрофии роговицы;

г 250 – 700 лк при глаукоме, колобоме радужки и хориодеи, пигментной дегенерации, юношеской макулярной дистрофии, миопической дегенерации, атрофии зрительного нерва, аномалии рефракции, хориоретените и его последствиях.

По зрительной работоспособности детей в норме: 

- общей освещенности, которая определяет адаптационный уровень глаз,

- яркости видимого поля,

- расположения источника света по отношению к направлению зрения, 9 ограничения слепящего действия источника,

- устранения теней,

- степени приближения спектра излучения к спектру дневного света.

Гигиенические требования к учебному оборудованию

Учебно-наглядные пособия в школах для слабовидящих должны одновременно удовлетворять лечебно-офтальмологические и педагогические требования. Необходимо учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращение объёма и времени выполнения письменных работ.

Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради и прописи с широкой строкой и дополнительной разлиновкой.

Оптимальное расстояние между глазами и объектами зрительной работы для детей младшего школьного возраста с миопией и глаукомой составляет 24 см, для старших школьников - от 30 до 35 см. При остроте зрения 0,06 – 0,2 это расстояние сокращается до 17 – 25 см, при остроте зрения 0,01 – 0,05 – до 3 – 12 см.

При чтении текста на расстоянии 33 см от глаз, освещенность на странице книги составляет 650 лк (минимально допустимый уровень), то на расстоянии 10 см – всего 150 лк. Увеличить освещенность на рабочем месте можно, используя местное освещение с помощью лампы накаливания.

Для слабовидящих должны использоваться учебные пособия с более крупными буквами, для меньшего напряжения глаз при работе. Материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации. Контрастность изображений в учебных пособиях и оптико-электронных приборах должна находиться в пределах 60 – 100%, а насыщенность цветовых тонов должна составлять 0,8 – 1,0. Предпочтительнее использовать черные изображения на белом или желтом фоне и наоборот.

При нистагме и косоглазии рекомендуется использовать наглядные пособия с небольшим количеством элементов.

Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией - в среднем ряду на первых партах (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске):

При сходящемся косоглазии - настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения. При расходящемся - как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения.

Дети, страдающие светобоязнью (при альбинизме и др.) должны сидеть подальше от освещенных окон. Можно затенить их место ширмочкой.

При катаракте дети успешнее работают вдали от света.

Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть близко к освещенным окнам.

Продолжительность непрерывной зрительной работы не должна превышать 15 минут.

В классных помещениях устанавливают темно-коричневые и темно-зеленые матовые доски, чтобы избежать бликов и резкого контраста между поверхностью доски, и прилегающей к ней светлой поверхностью стены. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 1 разделы 1.2, 1.3, 1.4)

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля "Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 1 разделы 1.2, 1.3, 1.4)...

Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 2 раздел 2.4)

Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 2 раздел 2.4)...

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения», (глава 3)

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения», (глава 3)...

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 3)

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 3)...

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 2)

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 2)...

Краткая аннотация книги Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.1. (стр 37))

Краткая аннотация книги Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.1. (стр 37))...

Патологии речевого аппарата человека по книге Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.3. (стр. 50)

Патологии речевого аппарата человека по книге Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.3. (стр. 50)...