Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 2 раздел 2.4)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Тикушина Светлана Евгеньевна

Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 2 раздел 2.4)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 2 раздел 2.4):

Функции зрения

Возрастные особенности

Метод исследования

Центральное или форменное зрение - восприятие формы предметов.

Таблицы, содержащие несколько рядов специально подобранных знаков, которые называются оптотипами. В качестве оптотипов используют буквы, цифры, крючки, полосы и рисунки и т.п.

Переносные устройства:

1. транспарантные приборы, в которых тестовые знаки, нанесенные на полупрозрачную пластину, освещаются расположенным внутри прибора источником света;

2. проекционные приборы (проекторы), с помощью которых тестовые знаки проецируются с диапозитивов на отражающий экран;

3. коллиматорные приборы, которые содержат тестовые знаки на диапозитивах и специальную оптическую систему, создающую их изображение в бесконечности, что позволяет располагать предъявляемые знаки в непосредственной близости к исследуемому глазу.

Остроту зрения определяет способность глаза воспринимать мелкие детали на большом расстоянии или различать две точки, расположенные на минимальном расстоянии друг от друга.

Возраст: 1 неделя:

у них есть только светоощущение.

Зрительную функцию выявляют по прямой и содружественной реакции зрачков на свет;

выражается в сужении зрачка, смыкании век и сильном откидывании головы ребенка назад; по кратковременному слежению за медленно двигающимся предметом без фиксации.

Возраст: 2 – 3 недели:

Ребенок реагирует на появление в поле зрения ярких предметов поворотом глаз в их сторону.

Ребенок может в течение небольшого периода времени следить за движением ярких предметов, однако, движения глаз при этом могут оставаться некоординированными.

Возраст: 1 – 2 месяца:

Ребенок способен достаточно длительно фиксировать обоими глазами движущийся предмет.

Возраст: 3 – 5 месяцев:

Наблюдается устойчивое бинокулярное слежение и бинокулярная фиксация предметов, удаленных от глаза на разные расстояния.

Ребенка постепенно приближают к ярко красному шарику диаметром 4 см, висящему на нитке на фоне окна, и отмечают расстояние, с которого он начинает следить за шариком глазами или тянется к нему рукой. Во время исследования рекомендуется слегка раскачивать шарик для определения остроты зрения.

Возраст: 6 – 12 месяцев:

К 6 – 8 месяцу жизни ребенок начинает различать простые геометрические фигуры.

Применяют аналогичную методику, однако при этом пользуются шариком диаметром 0,7 см. Если ребенок начинает различать шарик (появляются следящие движения) с расстояния 5 м, то острота зрения у него равна примерно 1,0, с 1 м – 0,2, с 50 см – 0,1.

Возраст: 1 – 2 года:

Ребенка с повязкой на одном глазу вводят в светлую комнату длиной не менее 5 м. На полу комнаты начерчены концентрические дуги, расстояние между которыми равно 1 м. На дуге с отметкой 5 м находится белый шарик диаметром 4 см. Ребенку показывают аналогичный шарик, просят его найти взором и принести. Если он не справляется с этой задачей, то шарик кладут на отметку 4 м, 3 м, 2 м, 1 м до тех пор, пока ребенок не увидит. После того как ребенок находит шарик диаметром 4 см, его заменяют шариком меньшего размера (3 см, 2,2 см, 1,5 см, 0,7 см).

Возраст: 3 года и старше:

Остроту зрения определяют с расстояния 5 м по таблице с буквенными знаками или картинками (для дошкольников).

Наибольшее распространение получили детские таблицы Орловой для детей дошкольного возраста и таблицы Головина – Сивцева для школьников.

В том случае, если нет таблицы с рисунками и оптотипами или ребенок не может их различить, то ему показывают пальцы (белый карандаш, ручку) на темном фоне.

Если ребенок не видит, то его просят определить направление движения руки (ручки) перед глазом. Если движение руки или пальцев не воспринимается, то определяют наличие светоощущения и характер светопроекций, направляя в глаз пучок света с разных сторон.

Периферическое зрение имеет важное значение при ориентировке в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью по отношению к движущимся предметам. Кроме того, периферическое зрение играет большую роль в условиях пониженного освещения – с его помощью различается свет.

Контрольный метод Дондерса: Метод основан на примерном сравнении полей зрения исследователя и исследуемого.

Необходимое условие для его проведения – нормальное поле зрения у исследующего. Участники садятся друг против друга на расстоянии около 1 метра. Неисследуемый глаз больного и противоположный ему глаз исследователя закрывают повязками или рукой. Открытым, например, правым, глазом пациент фиксирует левый глаз врача. Затем врач передвигает от периферии к центру поочередно с четырех сторон (снаружи, изнутри, сверху и снизу) пальцы руки или какой-нибудь предмет, держа руку на середине расстояния между собой и больным. Больного просят сообщить, когда он увидит предмет. Если поле зрения больного не сужено, то он увидит объект одновременно с врачом.

Сетка Амслера: На сетке размером 200х200 мм нанесены квадраты со стороной 5 мм, образованные пересекающимися линиями. Фиксационная точка размещена в центре сетки. Точка бывает двух видов: на черном фоне белые линии или на белом фоне черные линии. Пациент смотрит на фиксационную точку и в зависимости от периферического зрения видит линии ровными и одинаково окрашенными или искривленными и частично затемненными. Исследуемый рисует на прозрачной бумаге, накладываемой на сетку, дефекты, которые он видит.

Таблицы со множественными знаками. Пациенту предъявляют таблицы с нанесенными на них флуоресцирующей краской знаками. После облучения таблицы ультрафиолетовыми лучами знаки начинают светиться. Исследуемый рисует знаки, которые видит. Определить наличие скотом можно по отсутствию соответствующих знаков.

Обычная периметрия. Настольный периметр типа Ферстера. Периметр состоит из металлической дуги радиусом 35 см, разделенной на градусы. Дуга может вращаться вокруг своей оси и располагается в различных плоскостях.

Исследование всегда начинается с лучшего глаза (второй глаз закрывают заслонкой) и с височного горизонтального меридиана.

Цветовая периметрия. Чувствительность периферических отделов сетчатки к цветным тест-объектам довольно низка. Поэтому цветные объекты, перемещаемые от периферии к центру поля зрения, воспринимаются сначала как ахроматические, например, красный объект как серый, затем как желтый и, наконец, как красный. Применяют три тест-объекта: синий, зеленый и красный диаметром от 3 до 10 мм. Методика исследования обычная.

Квантитативная периметрия – это трехвариабельная периметрия с изменением трех параметров: размера объекта, освещенности объекта и освещенности общего фона.

Исследование проводят на сферопериметре двумя объектами разной величины; при этом с помощью светофильтров добиваются того, что количество отражаемого ими света становится одинаковым.

Кинетическая периметрия – это периметрия при постоянном механическом перемещении объекта вдоль меридиана, который видит глаз исследуемого от крайней периферии и до центра.

Кампиметрия – это метод исследования поля зрения на плоском черном экране размером 1,5× 1,5 м. Он позволяет исследовать центральные отделы поля зрения, определить локализацию и измерить слепое пятно (пятно Мариотта), соответствующее проекции диска зрительного нерва, а также другие парацентральные и центральные дефекты зрительного восприятия.

Точечная скотометрия.

Исследование проводится монокулярно. Обследуемого просят фиксировать центральную точку, и он должен указать, все ли 8 остальных точек видны достаточно хорошо; не пропадают ли какие-либо из них (абсолютные скотомы). Если цветные точки стали серыми, следовательно, имеются относительные центральные скотомы.

Статическая периметрия. Метод исследования, при котором в заранее обусловленных точках поля зрения (50 – 100 и более) предъявляют неподвижные объекты переменной величины и яркости. Метод повышает вероятность обнаружения дефектов поля зрения и позволяет судить о чувствительности сетчатки в различных отделах.

Цветоощущение - человек способен воспринимать все многообразие встречающихся в природе красок.

Полихроматические таблицы профессора Е.Б. Рабкина: таблицы позволяют установить не только вид, но и степень расстройства цветоощущения. В основе построения таблиц лежит принцип уравнения яркости 8 4 и насыщенности. Каждая таблица состоит из кружков основного и дополнительного цветов. Из кружков основного цвета составлена цифра или фигура на фоне кружков другого цвета. Яркость кружков одинаковая.

Пороговые таблицы Юстовой Е.Н. с соавт.: таблицы представляют собой набор из 12 карт размером 130x130 мм.

Исследование цветоощущения с помощью пороговых таблиц рекомендуется проводить при естественном освещении или освещении лампами дневного света. Испытуемый располагается спиной к источнику освещения (к окну). Каждую карту предъявляют, располагая ее вертикально, в 1 метре от испытуемого, прямо на уровне его глаз. Уверенное различение всех тестов свидетельствует о нормальной трихромазии, у допускающего хотя бы одну ошибку – слабая трихромазия, а у неспособного распознать все тесты одной из групп – дихромазия, т. е. цветослепота.

Светоощущение – способность зрительного анализатора воспринимать свет и различные его яркости. Световая чувствительность появляется у ребенка сразу же после рождения.

Световая адаптация – приспособление органа зрения к вы- сокому уровню освещенности. Она протекает быстро в первые 30 сек к максимуму адаптации через 50 – 60 сек. Если человек выходит из темной комнаты в ярко освещенную, то возникает временное ослепление, которое быстро исчезает.

При нарушении световой адаптации человек в сумерках видит лучше, чем на свету.

Темновая адаптация – приспособление органа зрения к условиям пониженного освещения. Она наблюдается при переходе из светлого помещения в затемненное.

Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях сумеречного освещения. Подобное состояние называется гемералопией или куриной слепотой.

Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами, при условии, что изображение, падающее на макулярную область в коре головного мозга, сливается в единый корковый образ.

Используются следующие механизмы:

- жизненный опыт - знание величин предметов;

- линейная перспектива - чем дальше предмет, тем он меньше;

- воздушная перспектива - чем дальше предмет, тем больше слой воздуха - нечеткие контуры;

- угловая скорость - монокулярный параллакс - например, при езде в машине близлежащие предметы проносятся быстро, дальние – медленно;

- распределение света и тени - выпуклые части более светлые;

- при переводе взгляда кора «вычисляет» расстояние.

В исследовании используют цветовой прибор, принцип действия которого основан на разделении полей зрения обоих глаз с помощью цветовых фильтров. Круглые светофильтры вставлены в переднюю крышку прибора, освещаемую сзади электрической лампочкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 1 разделы 1.2, 1.3, 1.4)

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля "Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 1 разделы 1.2, 1.3, 1.4)...

Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 5)

Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 5)...

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения», (глава 3)

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения», (глава 3)...

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 3)

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 3)...

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 2)

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 2)...

Краткая аннотация книги Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.1. (стр 37))

Краткая аннотация книги Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.1. (стр 37))...

Патологии речевого аппарата человека по книге Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.3. (стр. 50)

Патологии речевого аппарата человека по книге Швецова А.Г. «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи» (глава 3, раздел 3.3. (стр. 50)...