Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Федорова Валентина Александровна

В данной статье описаны особенности развития математических представлений для детей с нарушением зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_emp_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Автор статьи:      Воспитатель I Категории                   

                                                                      Федорова Валентина Александровна                     

                                АНО ДО «Планета Детства «Лада», Д/с № 173 «Василек»   

                                                                        г.о. Тольятти, Самарской области

Формирование элементарных математических представлений детей

       старшего дошкольного возраста  с нарушением зрения.

   С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразие их размера, форм, цвета, количества, расположении в пространстве.

   Мир встает перед ребенком полным проблем, загадок, волшебства. И чтобы понять, разобраться, оценить этот сложный мир, войти в него сознательно, ребенок обращается к взрослому с бесконечными «зачем» и «почему». Однако и сам, путем проб и ошибок, постигая закономерности, находит ответы на вопросы, делает тысячу любопытных открытий.

    Первым помощником и соучастником открытия мира для ребенка является взрослый. И в зависимости от того, как взрослый понимает эти детские проблемы, как участвует в их решении, мир ребенка богатеет до бесконечности.

   На каждом шагу ребенок сталкивается с разными областями математической действительности: с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентировками, с количеством и счетом. Поэтому для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеет развитие элементарных математических представлений и именно в этой области познания у детей интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к абстрагированию, вырабатывается лаконичная точная речь.    

    Такие психологи и педагоги как, М.В. Вовчик – Блакитная, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов Г.С. Костюк, А.М. Леушина, рассматривают формирование начальных математических понятий, как сложную познавательную деятельность ребенка.

    Проникновение математики в детские игры и образовательную деятельность показывает осознанность детьми ее практической значимости.  

    Наше дошкольное учреждение для детей с косоглазием и амблиопией имеет целью воспитания, лечения, возможное восстановление и развитие нарушенных функции зрения у детей и подготовкой их к обучению в школе.
   Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. Задача специальной педагогики состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, в заботе по охране и развитию зрения, слуха, осязания – всей компенсирующей системы.  

    Проблемой особенностей развития математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией  Л.И. Плаксина. В результате специальных исследований удалось показать наличие определенных трудностей развития представлений. Так, при нарушении бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения предметов. При монокулярном зрении дети затрудняются в выделении объемных предметов в макропространствий, соотнесении формы объемных предметов к заданным эталонам формы.

   Поэтому на НОД по развитию элементарных математических представлений предусматриваются математические задания, направленные на формирование зрительного восприятия, активизирующие упражнений зрительных функций.

   У детей в связи с нарушением зрения наблюдается замедленная реакция, неустойчивое внимание, снижение самостоятельности, неуверенность в своих действиях, быстро утомляются.

   Поэтому, учитывая ограниченные  возможности детей применять при проведении Непосредственной  образовательной деятельности, использовать следующие формы работы: создание игровых ситуаций, введение занимательной математики, логико-математических игр и упражнений, задачи-шутки, дидактических игр, в виде сюжетных и бессюжетных развлечений и сказок, чтобы вызвать у детей интерес и желание выполнять задания.

   Учитывая специфику нашего сада, сделано много игр для детей с нарушением зрения, способствующие развитию мышления, сообразительности, глазодвигательных функций.

   Среди разнообразных занятий в детском саду, для детей с нарушением зрения ведущее место в системе средств коррекционного воздействия  на ребенка с дефектами зрения являются занятия по развитию зрительного восприятия. При определенных условиях обучения решаются не только образовательные, но лечебно-воспитательные.

   Успешность решения задач коррекции и компенсаторности вторичных отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения зависит от развития у них зрения и зрительного восприятия, т.к. его неполноценность снижает возможность формирования практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением при удовлетворении различных жизненно необходимых потребностей детей.

   Таким образом, при формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста  с нарушением зрения необходимо учитывать медико-биологические показания, а именно правильно подобрать задания для зрительно-пространственной ориентации и формированию чувственно-практического опыта детей. За счет активного включения в процесс обучения сохранных анализаторов, не создавая некомфортную психо-функционального развития. В связи с тем, что дети с нарушением зрения испытывают зрительно – пространственной ориентации важно вести работу по обогащению, расширению чувственного опыта детей, что позволит избежать появления вербализма математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Образовательные задачи:- показ образования числа десять;- учить детей считать в пределах д...

Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."

Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений   детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей: "Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения...

Комплект заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Комплект заданий составлен в соответствии с ФГОС ДО, включает в себя задания с палочками Кюизенера, направленные на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного во...