Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Федорова Валентина Александровна

В данной статье описаны особенности развития математических представлений для детей с нарушением зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_emp_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Автор статьи:      Воспитатель I Категории                   

                                                                      Федорова Валентина Александровна                     

                                АНО ДО «Планета Детства «Лада», Д/с № 173 «Василек»   

                                                                        г.о. Тольятти, Самарской области

Формирование элементарных математических представлений детей

       старшего дошкольного возраста  с нарушением зрения.

   С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, воспринимает разнообразие их размера, форм, цвета, количества, расположении в пространстве.

   Мир встает перед ребенком полным проблем, загадок, волшебства. И чтобы понять, разобраться, оценить этот сложный мир, войти в него сознательно, ребенок обращается к взрослому с бесконечными «зачем» и «почему». Однако и сам, путем проб и ошибок, постигая закономерности, находит ответы на вопросы, делает тысячу любопытных открытий.

    Первым помощником и соучастником открытия мира для ребенка является взрослый. И в зависимости от того, как взрослый понимает эти детские проблемы, как участвует в их решении, мир ребенка богатеет до бесконечности.

   На каждом шагу ребенок сталкивается с разными областями математической действительности: с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентировками, с количеством и счетом. Поэтому для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеет развитие элементарных математических представлений и именно в этой области познания у детей интенсивно развивается сообразительность, смекалка, логическое мышление, способность к абстрагированию, вырабатывается лаконичная точная речь.    

    Такие психологи и педагоги как, М.В. Вовчик – Блакитная, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов Г.С. Костюк, А.М. Леушина, рассматривают формирование начальных математических понятий, как сложную познавательную деятельность ребенка.

    Проникновение математики в детские игры и образовательную деятельность показывает осознанность детьми ее практической значимости.  

    Наше дошкольное учреждение для детей с косоглазием и амблиопией имеет целью воспитания, лечения, возможное восстановление и развитие нарушенных функции зрения у детей и подготовкой их к обучению в школе.
   Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы. Задача специальной педагогики состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, в заботе по охране и развитию зрения, слуха, осязания – всей компенсирующей системы.  

    Проблемой особенностей развития математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией  Л.И. Плаксина. В результате специальных исследований удалось показать наличие определенных трудностей развития представлений. Так, при нарушении бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения предметов. При монокулярном зрении дети затрудняются в выделении объемных предметов в макропространствий, соотнесении формы объемных предметов к заданным эталонам формы.

   Поэтому на НОД по развитию элементарных математических представлений предусматриваются математические задания, направленные на формирование зрительного восприятия, активизирующие упражнений зрительных функций.

   У детей в связи с нарушением зрения наблюдается замедленная реакция, неустойчивое внимание, снижение самостоятельности, неуверенность в своих действиях, быстро утомляются.

   Поэтому, учитывая ограниченные  возможности детей применять при проведении Непосредственной  образовательной деятельности, использовать следующие формы работы: создание игровых ситуаций, введение занимательной математики, логико-математических игр и упражнений, задачи-шутки, дидактических игр, в виде сюжетных и бессюжетных развлечений и сказок, чтобы вызвать у детей интерес и желание выполнять задания.

   Учитывая специфику нашего сада, сделано много игр для детей с нарушением зрения, способствующие развитию мышления, сообразительности, глазодвигательных функций.

   Среди разнообразных занятий в детском саду, для детей с нарушением зрения ведущее место в системе средств коррекционного воздействия  на ребенка с дефектами зрения являются занятия по развитию зрительного восприятия. При определенных условиях обучения решаются не только образовательные, но лечебно-воспитательные.

   Успешность решения задач коррекции и компенсаторности вторичных отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения зависит от развития у них зрения и зрительного восприятия, т.к. его неполноценность снижает возможность формирования практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением при удовлетворении различных жизненно необходимых потребностей детей.

   Таким образом, при формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста  с нарушением зрения необходимо учитывать медико-биологические показания, а именно правильно подобрать задания для зрительно-пространственной ориентации и формированию чувственно-практического опыта детей. За счет активного включения в процесс обучения сохранных анализаторов, не создавая некомфортную психо-функционального развития. В связи с тем, что дети с нарушением зрения испытывают зрительно – пространственной ориентации важно вести работу по обогащению, расширению чувственного опыта детей, что позволит избежать появления вербализма математических представлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."

Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений   детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей: "Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения...

Комплект заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Комплект заданий составлен в соответствии с ФГОС ДО, включает в себя задания с палочками Кюизенера, направленные на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного во...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...