Мнемотехника как средство развития речи детей с ЗРР в дошкольном возрасте.
статья по коррекционной педагогике на тему

Краева Оксана Сергевна

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой речевого развития, на коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является мнемотехника. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через мнемотаблицы, как метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_s_zrr_v.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

        Мнемотехника как средство развития речи детей с ЗРР в дошкольном возрасте.

        Красивая грамотная речь является важным условием умственного воспитания ребёнка.

        Значительные сложности в овладении навыками связной контекстной речи наблюдаются у детей ЗРР. Трудности объясняются особенностями развития. При относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

         Успешность обучения в школе зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, оформление мысли языковыми средствами требуют достаточного развития уровня связной речи. Испытывая все перечисленные трудности, у школьников пропадает интерес не только к работе с текстами, но и в целом к учебному процессу в школе.

        Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для своевременной коррекции навыков связной речи, закладывания основ грамотного оформления своих высказываний. Считаю, что чем раньше мы будем побуждать детей осознанно рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к обучению в школы. 

        Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной неуспеваемости. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой речевого развития (ЗРР). К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

        С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер. Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методовспособствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

        Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой речевого развития, на коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является мнемотехника. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через мнемотаблицы, как метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. 

        Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

        Задача наших занятий направлена на достижение оптимальной компенсации у каждого отдельного ребёнка с задержкой речевого развития становление речевых навыков, формирование памяти.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. В рамках ФГОС использование технологии мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

Мнемотаблицы могут использоваться:

• для обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы и сказки;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов.

        Считаю, что чем раньше мы начнем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Презентация "Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"...

"Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста"

Пальчиковые игры – это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики рук детей, которые сопровождаются рифмованными четверостишиями. Учеными доказана связь между пальцевой моторикой ...

Методическсая разработка Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».      Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста (Презентация для педагогов)

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...