Путешествие звука Л
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Токарева Ольга Геннадьевна

Конспект занятия с ИКТ по коррекции звукопроизношения звука Л у старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалево

Конспект

логопедического занятия с использованием ИКТ

по коррекции звукопроизношения

с детьми старшей группы

Тема: «Путешествие звука Л»

Разработала:

Учитель – логопед

Токарева Ольга Геннадьевна

2016 год


Группа детей по структуре речевого нарушения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, индивидуальные зеркала, массажный мячик, резиновый мяч, модель автотрассы, игрушка машинка, предметные и сюжетные картинки со звуком Л, наклейки.

Цель: автоматизация звука Л в начале и середине слова.

Задачи:

  1. Закреплять звук Л в начале и середине слова, развивать функции самоконтроля за звукопроизношением.
  2. Развивать общие речевые навыки: силу голоса, четкость дикции, темп и ритм речи, координировать  речь с движением.
  3. Развивать умение работать по инструкции.
  4. Совершенствовать навык ориентирования в пространстве.
  5. Закреплять умение образовывать приставочные глаголы, существительные с уменьшительным значением.
  6. Упражнять в согласовании числительных с существительными.
  7. Развивать умение подбирать слова с противоположным значением.
  8. Совершенствовать умение составлять предложение по заданным словам, исправлять деформированную фразу.
  9. Закреплять умение определять наличие звука в слове, подбирать картинку на заданный звук.
  10. Воспитывать культуру общения: умение работать в группе, отвечать полным предложением, слушать ответы других.

Планируемые результаты: дети четко произносят звук Л в слогах, словах, предложениях, контролируют свое произношение; определяют наличие звука Л в слове; ориентируются в пространстве; правильно образуют и используют приставочные глаголы; подбирают антонимы к словам, исправляют деформированную фразу; грамотно и полно строят высказывания.

Ход занятия

  1. Создание мотивационного поля. Организационный момент.

- Ребята, вы любите сказки? Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку. Сказка эта волшебная, и мы будем в ней участвовать. Согласны? Итак, отправляемся в сказку!

  1. Актуализация знаний. Изолированное произнесение звука Л.

Дети садятся за стол.

Слайд 1

- Посмотрите, это наша книга со сказкой. А называется она « Путешествие звука Л».

Открываем первую страницу.

Слайд 2. Артикуляционная гимнастика.

Это «Веселая звуковая полянка» И, прежде, чем мы отправимся в путь, нам надо размять язычки. Выполним гимнастику для язычка.

Дети выполняют перед зеркалами артикуляционные упражнения: «Маляр», «Качели», «Лошадка».

-Ребята, а для чего мы делаем гимнастику? (Чтобы правильно произносить звуки)

- Я уже слышу какой-то звук! Да, это  самолетик летит и гудит: Л-Л-Л.

Слайд 3. Самолетик.

- Как летит самолетик? (Л-л-л)

-Самолет далеко. Как он гудит: громко или тихо? (тихо). А когда близко? (громко)

Сейчас встаньте и изобразите самолет, помогая рукой: далеко – тихо, близко – громко и снова тихо.

Дети встают и поют звук-самолетик, помогая рукой.

- Ну, вот, улетел наш самолетик. А мы переворачиваем страницу книги.

Дети садятся за стол.

  1. Самостоятельное применение знаний на практике. Автоматизация звука Л в играх.

Слайд 4.Карта.

-Это карта страны Лаландии. А это звук Л и его друзья, жители этой страны. Они все время что-то говорят, но, чтобы понять их, попробуйте запомнить их язык.

  1. Игра с массажным мячиком «Запомни, повтори»

Ла-ло-лу         ло-лу-лы          лы-лэ-ла         ло-лы-лэ           лэ-лу-ла

-Молодцы!

-Посмотрите на карту страны Лаландии. Здесь много героев, и нам нужно побывать во всех этих местах. В путь! Переворачиваем страницу.

Слайд 5.Звук Л.

- Это звук Л возле своего домика. Смотрите, он отправился домой, давайте, за ним?

  1. Игра «Найди и назови»

Слайд 6.Стеллаж.

Мы оказались в домике звука Л. Перед нами стеллаж, на котором расположены предметы со звуком Л. Рассмотрим его.

-Что находится на верхней полке? Что лишнее? Почему?

(аналогично все полки)

-А теперь будьте очень внимательны.

  • Что находится между молоком и ложкой?
  • Что лежит слева от лампы и над лыжами?
  • Что находится под лодкой и справа от лампы?
  • Что находится между белочкой и лыжами?
  • Что лежит под лодкой и над пчелой?
  • Почему мяч не лежит на стеллаже? (В этом слове нет звука Л).
  • А какой предмет не поместился на стеллаж? (велосипед)

- Ну, пора отправляться дальше. Выходим из домика и немного поиграем.

Дети встают в круг.

  1. Игра с мячом «Поймай и повтори»

ЛА-ЛА-ЛА – МЕД НЕСЕТ ПЧЕЛА

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – В КУХНЕ ВЫМОЮ ПОЛЫ

ЛУ-ЛУ-ЛУ – ИДЕТ МИЛОЧКА К СТОЛУ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – СТОЯТ В КОМНАТЕ СТОЛЫ

ЛО-ЛО-ЛО – В КОМНАТЕ ТЕПЛО

- Вы так понравились звуку Л, что он приготовил нам сюрприз.

Переворачиваем страницу.

Слайд 7. Машина.

-Что это? (машина) Да. Дальше мы отправимся на машине. А для нее мы построим трассу.

Дети вместе с логопедом раскладывают на полу модель автотрассы.

  1. Образование приставочных глаголов

Логопед управляет машинкой и рассказывает путь, а дети вставляют нужные глаголы.

-Машина от домика звука Л …Что сделала? (отъехала)

И по дороге…  К большой луже … , лужу … и дальше … К речке …

и через речку по мосту … С моста … и к домику … .

-А чей это домик, мы узнаем из книги.

Дети садятся за стол.

Слайд 8. Гномик Лоло.

Вот и приехали мы к домику. А живет в нем гномик Лоло. Гномик очень маленький, и домик у него маленький, и все предметы тоже маленькие. Скажите, какие предметы у гномика.

Детям раздаются предметные картинки на звук Л.

  1. Игра «У меня и у гномика»

У вас картинки. Говорить будем так:

- У меня ложка, а у гномика – ложечка.

(Аналогично остальные картинки)

- А теперь посчитаем эти предметы.

  1. Игра «1 – 2 – 5»

- Считать будем так: Одна ложечка – две ложечки – пять ложечек.

(Аналогично остальные картинки)

- Устали? Отдохнем!

  1. Физминутка. Речь с движением

Дети встают и выполняют движения по показу логопеда

На дворе белым – бело.                        (Кулачки – ладошки)

В доме спряталось тепло.                    (Раскрывают ладошки перед собой)

Отогрелось оно                                     (Потирают ладони)

И с весною к нам пришло.                    (Раскрытыми кистями рук рисуют                                                    

                                                                  перед собой круг – солнышко)

- Молодцы! Мы добрались до следующего домика.

Дети садятся за стол.

  1. Почему Звуковичок заболел?

Слайд 9. Фея Лала.

- Здесь живет фея Лала. Она очень добрая, любит животных, заботится о них. А сегодня она нашла Звуковичка, который питается словами со звуком Л и накормила его. Теперь у него сильно болит животик. Как вы думаете, почему? Посмотрите, вот он на экране. А вокруг картинки – слова, которые он сегодня съел.

Слайд 10. Звуковичок.

Дети по одному называют картинки и определяют наличие звука Л в слове..

Ложка. В этом слове есть звук Л. Машина – звука Л нет, это слово нельзя было есть.  

(аналогично о других картинках)

- Вот и выздоровел Звуковичок! Пусть он играет с Феей, а мы пойдем дальше. А, чтобы не скучать, поиграем.

  1. Игра с массажным мячиком  «Подбери слово»

Заяц летом серый, а зимой …

Кипяток горячий, а лед …

Волк летом сытый, а зимой …

Шарик легкий, а камень …

Пьеро грустный, а Буратино …

Слайд 11.Полянка Дружбы.

- Вот мы и пришли на поляну Дружбы. А называется она так потому, что все, кто сюда попадает, перестают ссориться и дружат друг с другом. И мы сейчас подружим разные слова. А как их подружить? Составить с этими словами предложения.

Дети встают. На ковре разложены картинки с предметами со звуком Л.

  1. Игра «Подружи слова»

- Молодцы! Всех подружили. Пора отправляться дальше.

Дети садятся за стол.

Слайд 12. Волшебник.

- У звука Л есть один знакомый волшебник. Сегодня он не выспался и написал письмо, в котором все перепутал.

  1. Игра «Исправь ошибки»

- Помогите исправить ошибки в письме, а потом найдите подходящую картинку.

На луне небо.

Мама сделала свеклу из салата.

Холодильник в колбасе.

На платке голова.

Калач съел Славу.

Яблоко выжало сок из Милы.

Дети исправляют ошибки и подбирают картинки.

- Пора нам возвращаться, тем более, что в книге осталась всего одна страница.

  1. Рефлексия.

Слайд 13.Сюрприз.

- В какой стране мы побывали? Какой звук учились произносить? Вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего? А что было трудно?

- Звуку Л тоже очень понравилось, как вы работали, выполняли задания, и он решил вам подарить пятерки – наклейки в тетрадочку.

Логопед раздает детям наклейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие звука Р в "Рыжий город"

Конспект логопедического занятия "Путешествие звука Р в "Рыжий город"....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Морское путешествие. Звук С"

Данный конспект был тспользован и составлен для проведения итогового занятия в 3 периоде обучения в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект занятия по развитию языкового анализа и синтеза «Путешествие звука [Р] по Солнечной системе»

   Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию языкового анализа и синтеза «Путешествие звука [Р] по Солнечной систе...

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего возраста "Путешествие звука Ч"

Конспект фронтального сюжетно-тематического занятия для детей старшего возраста в ДОУ...

Конспект комплексного логопедического занятия по звукопроизношению с использованием нетрадиционных методов.Тема: Путешествие звука и буквы «ч» в «Речевую страну».

Занятие с использованием нетрадиционных методик и приемов: музыкотерапии, ароматерапии, хромотерапии, релаксацииинсценирования, чтения, разгадывания звукового кроссворда, разучивание чистоговорки, ско...

путешествие-"звук К"

звуковая кулитура речи...

Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша страна – Россия» Путешествия звуков «Р» и «Рь» по Перми и по России.

Фронтальное интегрированное физкультурно-логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.Целью занятия является  автоматизация и дифференциация звуков «Р» и «Рь».В процессе за...