Мастер – класс «Коррекционно – развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5 – 6 лет с ОНР»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Пальмина Лариса Викторовна

      Начиная работу с прищепками в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5-6 лет, главной своей задачей мы ставили развитие всех компонентов устной речи. Основными структурными компонентами речи являются звукопроизношение, фонематический слух, словарь, грамматический строй и связная речь. Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребенка, развитии математических способностей. Именно игры с прищепками хорошо развивают щипковой хват, способность перераспределять мышечный тонус. При выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько задач: развитие мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; развитие пространственной ориентации (КЛУМБА), уточнение и развитие словаря, развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти; развитие конструктивного мышления; стимуляция речевой активности; развитие чувства ритма; формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped-prishchepki.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 81»

Мастер – класс

«Коррекционно – развивающая работа с использованием прищепок в группе компенсирующей направленности для детей 5 – 6 лет с ОНР»

Пальмина Лариса Викторовна,

учитель – логопед первой квалификационной категории

Курск - 2017


      Начиная работу с прищепками в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5-6 лет, главной своей задачей мы ставили развитие всех компонентов устной речи. Основными структурными компонентами речи являются звукопроизношение, фонематический слух, словарь, грамматический строй и связная речь. Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребенка, развитии математических способностей. Именно игры с прищепками хорошо развивают щипковой хват, способность перераспределять мышечный тонус. При выполнении игровых упражнений с прищепками решаются несколько задач: развитие мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; развитие пространственной ориентации (КЛУМБА), уточнение и развитие словаря, развитие произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти; развитие конструктивного мышления; стимуляция речевой активности; развитие чувства ритма; формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Изучая материал по данной теме, узнала, что работа с прищепками является частью системы самовоспитания и саморазвития маленьких детей Марии Монтессори, которую  более 70 лет используют в своей работе педагоги всего мира. В этом году исполняется 65 лет со дня смерти М. Монтессори.

Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок  учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно  какие-то специальные игрушки. Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа.

Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. 

Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.

Главный принцип системы - «Помоги  мне сделать это самому!». Это  значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду  для занятий и ненавязчиво  научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть  свои природные способности. 

     К основным единицам языка, выделяемым в лингвистике и психолингвистике, относятся: фонема, морфема, слово (лексема), предложение и текст. Работа над которыми и является целью нашего изучения.

Итак, приступим.

Давайте поздороваемся

У каждого педагога в руке прищепка, с помощью которой он здоровается.

- Здравствуйте, коллеги!

- Здравствуйте Лариса Викторовна.

Повтори скороговорку «Пчела» 

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги на ударные слоги скороговорки:

Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,

Лы-лы-лы – жало у пчелы.

Прикрепили прищепку на правый рукав.

Для следующей игры вам необходимо разделиться на две команды: «Знайки» и «Почемучки»

  1. Дидактическая игра «Кто больше назовет слов»

Назовите слова, которые начинаются со звука «В»

Инструкция. Поднять руку, назвать слово, прикрепить прищепку на край коробки своей команды.

2. Дидактическая игра «Определи первый (последний) звук в словах».

Каждый участник выбирает картинку, определяет первый звук в названии картинки, прикрепляет прищепку в левый нижний (правый нижний) угол картинки.

Красная прищепка – гласный звук

Синяя прищепка – твёрдый согласный звук

Зелёная прищепка – мягкий согласный звук

3. Дидактическая игра «Собачка»

Цели: развивать фонематическое восприятие; закреплять пространственные представления («право — лево»).

Каждый участник выбирает картинку, в названии которой есть звук «Ш» и

определяет место звука «Ш» в слове (прикрепляет к картинке синюю прищепку, т.к. звук «Ш» всегда твёрдый).

Прищепка, как собачка, ищет место звука в слове.

4. Дидактическая игра «Звуковой анализ слов» 

Выложить прищепками по нижнему краю картинки звуковой анализ слова.

Красная прищепка – гласный звук

Синяя прищепка – твердый согласный звук

Зеленая прищепка – мягкий согласный звук

5. Дидактическая игра «Сколько слогов?»

Каждый участник выбирает картинку, определяет количество слогов в  названии картинки и прикрепляет картинку прищепкой к рамке напротив соответствующей цифры.

  1. Дидактическая игра «Дополни картинку недостающими деталями» (Работа с фигурами)
  2. Развитие связной речи

I. РАБОТА СО СЛОВОМ

Расширение объема словаря существительных, прилагательных, наречий, глаголов.

Редко употребляемые слова (проталина, капель, желторотый).

Развитие словообразования

* Образование уменьшительно – ласкательных существительных. 

* Образование притяжательных прилагательных (воробьиный хвост, воробьиные крылья)

* Образование относительных прилагательных (дом соломенный, каменный, деревянный солнечные лучи, солнечные зайчики)

* Образование качественных прилагательных (Солнце зимой – холодное, бледное, белое. Солнце весной – теплое, весеннее, радостное, ласковое, желтое, приветливое. Солнце летом – жгучее, обжигающее, горячее, веселое, яркое)

* Образование сравнительной степени прилагательных

Сильный – сильнее, теплый – теплее, быстрый – быстрее.

Образование прилагательных с ласкательным значением

Цветок белый – цветочек беленький, дерево низкое – деревце низенькое, солнце теплое – солнышко тепленькое.

* Образование наречий от прилагательных

Чистый – чисто, низкий – низко, высокий – высоко

Как журчит ручей? – громко, звонко.

Облака летят  высоко.

* Образование родственных слов

* Развитие синонимии

Здание – дом, льется – течет, крошечный - маленький, корм – еда, большой – огромный.

Земля покрыта снегом, как…

Лед блестит, как…

Туман стелется над озером, как…

Дождь течет по лицу, как…

* Развитие синтагматических связей слов (формирование валентности глагола).

Подбор глаголов к существительным

Туча (что делает?) -  плывет по небу, налетает, закрывает солнце.

Дождь (что делает?) -  идет, моросит, брызгает, капает, льет, как из ведра.

Солнце (что делает?) -  светит, греет, обжигает, ослепляет, освещает землю. 

II. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

* Правильное употребление предлогов: за,  из-за, над, под, на, около

Дом из красных кирпичей, снеговик из снега, вышла на крыльцо.

III. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИГУР

IV. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ  - ДИАЛОГАХ.

Двое детей, имеющие сходный речевой дефект, проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают каждый свою прищепку (или один ребенок выступает за двух персонажей, задействуй обе руки). Таким образом, прищепки «превращаются» в различных героев — участников «разговора». Подобные упражнения целесообразно использовать на этапе введения поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука.

- Ваня - Ванечка, куда ходил?

- В лесочек.

- Что видал?

- Пенечек!

- Под пенечком что?

- Грибок!

Хвать и в кузовок!

- Что ты, кошка, сторожишь?
- Сторожу у норки мышь!
Выйдет мышка невзначай,
Приглашу ее на чай!

- Что ж ты, ёж, такой колючий?
- Это я на всякий случай:
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.

Закончить свое выступление  хочется  словами римского поэта Публилия Сира: «РЕЧЬ – образ души».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование презентаций в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Использование презентаций помогает детям наиболее полно и точно усвоить информацию. Красочные слайды презентации способны оживить процесс обучения за счет новизны, реалистичности и динамичности изобра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы во II младшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Программа является первой ступенью в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с общим недоразвитием речи и предназначена для работы логопеда  в младшей логопедической группе. Данная рабочая...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 ур.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 ур....

Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет.

Интегрированное  комплексное коррекционно - развивающее занятие по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет....