Построение коррекционно- развивающей работы при реализации АОП в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида №22»
Построение коррекционно- развивающей работы
при реализации АОП МАДОУ «Д/с № 22» в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР (Выступление на педагогическом часе)
Подготовила:
Кадырова Назия Гайсовна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Бугуруслан – 2023
С 1 сентября 2023 года детский сад начнет работать по новой адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (слайд 1) (Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Программа имеет статус нормативного документа, разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФАОП ДО. Является обязательной к исполнению.
Федеральная Программа ввела базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с дошкольниками и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: (слайд 2)
- организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами.
- создать единое ядро содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно- нравственным социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- обеспечивает создание единого образовательного пространства воспитания и обучения детей с ОВЗ до поступления в школу, обеспечивающего ребенку и его родителям равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания
Цель ФАОП ДО – обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.(слайд 4)
ФАОП ДО является документом, в соответствии с которым образовательные организации самостоятельно разработали адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее – АОП ДО) для обучающихся дошкольного возраста с ТНР, в том числе: просмотрите, пожалуйста, коллеги, перечень АОП ДО для детей с разными нозологиями (слайд5)
АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);
АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием):
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития;
АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития..
Хочу обратить ваше внимание на сходство и отличие ПАООП и ФАОП, которые представлены на слайдах (слайд 6)
Все примерные программы носили рекомендательный, рамочный, модульный характер
Было: 13 программ
ПАООП ДО (примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с РАС);
ПАООП ДО детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями в развитии);
ПАООП ДО для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста;
ПАООП ДО для слабослышащих и позднооглохших; нарушение слуха
ПАООП ДО для глухих;
ПАООП ДО детей, перенесших операцию по КИ.
ПАООП ДО для детей ЗПР;
ПАООП ДО с УО (интеллектуальными нарушениями);
ПАООП ДО с НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата);
ПАООП ДО с ТНР(тяжелые нарушения речи);
ПАООП ДО слепых; нарушение зрения
ПАООП ДО слабовидящих;
ПАООП ДО с амблиопией и косоглазием.
ФАОП ДО носит обязательный, рамочный, модульный характер
ФАОП ДО включает характеристики всех нозологических групп. Всего выделили восемь целевых групп:
- АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации).
- АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием).
- АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
- АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА).
-АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
- АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС).
-АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - УО).
-АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР).
Хочу отметить, что структура ФАОП соответствует ФГОС ДО и включает традиционные разделы: целевой, содержательный, организационный. (слайд 7)
Целевой раздел ФАОП ДО включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.; развивающее оценивание качества образвательной по ФАОП
Содержательный раздел ФАОП ДО включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Кроме того, раздел включает информацию о формах, способах, методах и средствах реализации программы (по всем нозологическим группам), РППС, характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе; взаимодействие педагогическим коллектива с семьями; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы), федеральную рабочую программу воспитания
Организационный раздел ФАОП ДО содержит кадровые, финансовые, материально-технические условия; психолого-педагогические условия обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы дошкольной образовательной
Я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР (ОНР 2 уровня, стёртая дизартрия) и хочу обратить ваше внимание на содержательный раздел Программы, которая включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающий адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум. Хочу отметить, что Программа КРР является неотъемлемой частью адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности. Программаобеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала; учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования; обеспечивает достижения планируемых результатов ДО обучающихся в группах компенсирующей направленности.
Программа коррекционной работы обеспечивает
-выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;
-осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- возможность освоения детьми с ТНР адаптированной образовательной программы дошкольного образования
Задачи коррекционно - развивающей работы представлены на слайде: (слайд 8)
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;
- коррекция речевых нарушений на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия;
-оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по особенностям развития обучающихся с ТНР и направлениям коррекционного воздействия.
Коррекционно-развивающая работа педагогических работников включает:
-системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
-социально-коммуникативное развитие;
-развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у обучающихся с ТНР;
-познавательное развитие,
-развитие высших психических функций;
-коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребенка с ТНР;
-различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования обучающихся с ТНР.
Основные направления коррекционной работы представлены на слайде (слайд 9)
- развитие двигательной деятельности (общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук);
- развитие навыков самообслуживания и гигиены;
- развитие игровой деятельности;
- формирования конструирования и изобразительной деятельности;
- развитие всех сторон речи и коррекция речевых нарушений;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
- развитие сенсорных функций;
- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
- формирование элементарных математических представлений;
- подготовка к школе.
Результаты освоения программы коррекционной работы определяются состоянием компонентов языковой системы и уровнем речевого развития
Содержание коррекционной работы представлено по нескольким направлениям:
- диагностическая работа; (слайд 10)
Основная задача диагностического этапа – своевременное определение воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке. С первых дней пребывания ребенка детей в саду мы должны выявить детей, которые имеют отклонения и испытывают проблемы при адаптации в социуме. При проведении мониторинга обращаем внимание на уровень трудностей, которые дети испытывают при обучении и адаптации, определяем зоны актуального и ближайшего развития, на индивидуальные образовательные потребности.
- собственно коррекционно-развивающая работа;
Наша задача - выбрать эффективные методики, которые облегчат детям процесс обучения и социализации. Проводим занятия с учетом индивидуальных возможностей воспитанников. Их содержание направлено на реализацию таких целей:
-коррекции нарушений высших психических функций;
-речевое развитие; совершенствование мыслительных процессов;
-формирование эмоционально- волевой сферы;
-психологическая корректировка поведения.
Используем игровые технологии. В игровой обстановке дети учатся общаться со сверстниками и взрослыми, познают окружающий мир. Сказкотерапия помогает ребенку осознать ситуацию на примере героев сказки и освободиться от эмоциональных переживаний и страхов.
Психогимнастические упражнения расслабляют мышщы, помогают выражать свои эмоции, раскрепоститься.
Используемые нами технологии вы видите на слайде (слайд 11)
Здоровьесберегающие технологии;
Технологии исследовательской деятельности;
Личностно- ориентированные;
Информационно-коммуникационные технологии;
- технологии проблемного обучения;
-технологии проектной деятельности.
Консультативная работа.
Коррекционная система деятельности педагогов включает консультативный этап. К основным направлениям относят: создание рекомендаций для по основным методикам и приемам педагогического процесса, практические семинары; взаимодействие с семьями, оказание родителям психолого-педагогической поддержки; консультационный пункт
- информационно-просветительская работа.
Используем разнообразные формы просветительской деятельности: индивидуальные беседы с родителями; стенды с информацией по темам, электронные ресурсы для информационного просвещения участников педагогического процесса.
Специальными условиями для развития и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи является создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающий возрастные особенности детей.Развивающая среда должна соответствовать ФАОП ДО, ФГОС ДО, требованиям безопасности и надежности при использовании. ФОП ДО рекомендовано оформить в группах 12 центров детской активности для детей дошкольного возраста. Центры представлена на слайде (слайд 11)
- Центр двигательной активности
- Центр безопасности
- Центр игры
- Центр конструирования
- Центр логики и математики
- Центр экспериментирования
- Центр познания и коммуникации
- Книжный уголок
- Центр театрализации и музицирования
- Центр уединения
- Центр коррекции
- Центр творчества
Развивающая предметно-пространственная среда группы организована так, что каждый ребенок имеет свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность заниматься любимым делом, а размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединяться по подгруппам по общим интересам; обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая предметно-пространственная среда оснащена игрушками, дидактическими играми, пособиями с учетом направленности развивающих центров и возраста воспитанников. (слайды)
Оснащение меняется в соответствии с лексической темой недели.
Обязательное создание доброжелательности атмосферы общения воспитателя с детьми и детей между собой.
Основные направления коррекционной работы воспитателей компенсирующих групп: артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз; пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день; стопы (выполняется ежедневно после сна); ежедневные логопедические минутки: индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
Образовательную деятельность осуществляем в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.), в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей; взаимодействия с семьями воспитанников.
Все коррекционно - развивающие задачи решаются в ходе (слайд 23)
- специально организованного обучения детей в форме занятий;
- совместной деятельности взрослых с детьми;
- свободной самостоятельности детей.
Такой системный подход к специальным условиям образования, обеспечит эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми и поможет оптимально решить задачи их обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на 2013-2014 учебный год
Настоящий план составлен в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.. Логопед...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)
Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты) , содержательный раздел (соде...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ПОДГОТОВКА К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ»
Презентация родительского собрания в логопедической группе компенсирующей направленности по устранению тяжелых нарушений речи...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...


