Построение коррекционно- развивающей работы при реализации АОП в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР
учебно-методический материал

Кадырова Назия Гайсовна

Программа является обязательной к исполнению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление45.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №22»

http://ds29.detkin-club.ru/editor/1877/images/5e4dcabc8bc0edab372e814452bf948c.jpg

 Построение коррекционно- развивающей работы

 при реализации АОП МАДОУ «Д/с № 22»  в группах       компенсирующей направленности для  детей с ТНР                                                                 (Выступление на педагогическом часе)

                                               Подготовила:

                                                                   Кадырова Назия Гайсовна,

                                                                                   воспитатель высшей

                                                                                   квалификационной категории

Бугуруслан – 2023

       С 1 сентября 2023 года детский сад   начнет работать по новой адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с  тяжелыми нарушениями речи (ТНР)  (слайд 1) (Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Программа имеет статус нормативного документа, разработана в соответствии с ФГОС ДО  и ФАОП ДО. Является обязательной к исполнению.

Федеральная Программа ввела  базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам  работы с дошкольниками  и позволяет реализовать несколько основополагающих функций  дошкольного уровня образования: (слайд 2)

- организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами.

- создать единое ядро содержания дошкольного образования, ориентированного на   приобщение  детей к традиционным духовно- нравственным  социокультурным  ценностям  российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

- обеспечивает создание единого образовательного пространства воспитания и обучения детей с ОВЗ до поступления в школу, обеспечивающего ребенку и его родителям равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания

               Цель ФАОП ДО – обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.(слайд 4)

          ФАОП ДО является документом, в соответствии с которым образовательные организации самостоятельно разработали  адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее – АОП ДО) для обучающихся дошкольного возраста с ТНР, в том числе: просмотрите, пожалуйста, коллеги, перечень АОП ДО для детей с разными нозологиями (слайд5)

АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации);

АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием):

АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития;

АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра;

АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития..

Хочу  обратить ваше внимание  на сходство и отличие ПАООП и ФАОП, которые представлены на слайдах (слайд 6)

Все примерные программы носили рекомендательный, рамочный, модульный характер

Было: 13 программ

 ПАООП ДО (примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с РАС);

 ПАООП ДО детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями в развитии);

 ПАООП ДО для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста;

 ПАООП ДО для слабослышащих и позднооглохших; нарушение слуха

 ПАООП ДО для глухих;

 ПАООП ДО детей, перенесших операцию по КИ.

 ПАООП ДО для детей ЗПР;

 ПАООП ДО с УО (интеллектуальными нарушениями);

 ПАООП ДО с НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата);

 ПАООП ДО с ТНР(тяжелые нарушения речи);

 ПАООП ДО слепых; нарушение зрения

 ПАООП ДО слабовидящих;

 ПАООП ДО с амблиопией и косоглазием.

ФАОП ДО носит обязательный, рамочный, модульный характер

ФАОП ДО включает характеристики всех нозологических групп. Всего выделили восемь целевых групп:

- АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации).

 - АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием).

 - АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).

- АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА).

 -АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР).

- АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС).

 -АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - УО).

 -АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР).

Хочу  отметить, что структура ФАОП  соответствует ФГОС ДО и включает традиционные  разделы: целевой, содержательный, организационный. (слайд 7)

Целевой раздел ФАОП ДО включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.; развивающее оценивание качества образвательной по ФАОП

Содержательный раздел ФАОП ДО включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Кроме того, раздел включает информацию о формах, способах, методах и средствах реализации программы (по всем нозологическим группам), РППС,  характер взаимодействия с педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе; взаимодействие педагогическим коллектива с семьями; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы),  федеральную рабочую программу воспитания

Организационный раздел ФАОП ДО содержит кадровые, финансовые, материально-технические условия;  психолого-педагогические условия обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы дошкольной образовательной

Я работаю в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР (ОНР 2 уровня, стёртая дизартрия) и  хочу обратить ваше внимание на содержательный раздел   Программы, которая  включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающий адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум. Хочу  отметить, что Программа КРР  является неотъемлемой частью адаптированной  образовательной программы дошкольного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности. Программаобеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного  потенциала; учитывает особые образовательные потребности  обучающихся с ОВЗ, удовлетворение которых открывает возможность общего образования; обеспечивает достижения планируемых результатов ДО обучающихся в группах компенсирующей направленности.

Программа коррекционной работы обеспечивает

-выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;  

-осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся  с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

- возможность освоения детьми с ТНР адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Задачи коррекционно - развивающей работы представлены на слайде:  (слайд 8)

- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;

- коррекция речевых нарушений на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия;  

-оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по особенностям развития обучающихся с ТНР и направлениям коррекционного воздействия.

Коррекционно-развивающая работа педагогических работников включает:

-системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);

-социально-коммуникативное развитие;

-развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у обучающихся с ТНР;

-познавательное развитие,

-развитие высших психических функций;

-коррекцию нарушений развития личности, эмоционально-волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребенка с ТНР;

-различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования обучающихся с ТНР.

Основные направления коррекционной работы представлены на слайде (слайд 9)

 - развитие двигательной деятельности (общей моторики и функциональных возможностей кистей  и пальцев рук);  

- развитие навыков самообслуживания и гигиены;

- развитие игровой деятельности;

- формирования конструирования и изобразительной деятельности;

- развитие всех сторон речи и коррекция речевых нарушений;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций;

- формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.

- формирование элементарных математических представлений;

- подготовка к школе.

Результаты освоения программы коррекционной работы определяются состоянием компонентов языковой системы и уровнем речевого развития

Содержание коррекционной работы представлено по нескольким направлениям:

- диагностическая работа;  (слайд 10)

Основная задача диагностического этапа – своевременное определение воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке. С первых дней пребывания ребенка  детей в саду мы должны выявить детей, которые имеют отклонения и испытывают проблемы при адаптации в социуме. При проведении мониторинга обращаем внимание на уровень трудностей, которые дети испытывают при  обучении и адаптации, определяем зоны актуального и ближайшего развития, на  индивидуальные образовательные потребности.

- собственно коррекционно-развивающая работа;

Наша задача - выбрать эффективные методики, которые облегчат детям  процесс обучения и социализации. Проводим  занятия с учетом индивидуальных возможностей воспитанников. Их содержание направлено на реализацию таких целей:

-коррекции нарушений высших психических функций;

-речевое развитие; совершенствование мыслительных процессов;

-формирование эмоционально- волевой сферы;

-психологическая корректировка поведения.

Используем игровые технологии. В игровой обстановке дети  учатся общаться со сверстниками и взрослыми, познают окружающий мир. Сказкотерапия  помогает ребенку осознать ситуацию на примере героев сказки и освободиться  от  эмоциональных переживаний и страхов.

Психогимнастические упражнения расслабляют мышщы, помогают  выражать  свои  эмоции, раскрепоститься.

Используемые нами технологии вы видите на  слайде (слайд 11)

Здоровьесберегающие технологии;

Технологии  исследовательской деятельности;

Личностно- ориентированные;

Информационно-коммуникационные технологии;

- технологии проблемного обучения;

-технологии проектной деятельности.

Консультативная работа.

Коррекционная система деятельности педагогов включает консультативный этап. К основным направлениям относят: создание рекомендаций для  по основным методикам и приемам педагогического процесса,  практические семинары; взаимодействие с семьями, оказание  родителям психолого-педагогической поддержки; консультационный пункт

- информационно-просветительская работа.

Используем разнообразные формы просветительской деятельности: индивидуальные беседы с родителями; стенды с информацией по темам,  электронные ресурсы для информационного просвещения участников педагогического процесса.

Специальными условиями для развития и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи является создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающий возрастные особенности детей.Развивающая среда должна соответствовать ФАОП ДО,  ФГОС ДО, требованиям безопасности и надежности при использовании. ФОП ДО рекомендовано оформить в группах 12 центров  детской активности для детей дошкольного возраста. Центры представлена на слайде (слайд 11)

  • Центр двигательной активности
  • Центр безопасности
  • Центр игры
  • Центр конструирования
  • Центр логики и математики
  • Центр экспериментирования
  • Центр познания и коммуникации
  • Книжный уголок
  • Центр театрализации и музицирования
  • Центр уединения
  • Центр коррекции
  • Центр творчества

Развивающая предметно-пространственная среда  группы организована так, что каждый ребенок имеет свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность заниматься любимым делом, а размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединяться по подгруппам по общим интересам; обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.   Развивающая предметно-пространственная среда оснащена игрушками, дидактическими играми, пособиями с учетом направленности развивающих центров и возраста воспитанников. (слайды)

 Оснащение меняется в соответствии с лексической темой недели.

Обязательное создание доброжелательности атмосферы общения воспитателя с детьми и детей между собой.

Основные направления коррекционной работы воспитателей компенсирующих групп: артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз; пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день;  стопы (выполняется ежедневно после сна); ежедневные логопедические минутки: индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Образовательную деятельность осуществляем в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.), в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей; взаимодействия с семьями воспитанников.

Все коррекционно - развивающие задачи  решаются в ходе (слайд 23)

-  специально организованного обучения детей в форме занятий;

-  совместной деятельности взрослых с детьми;

- свободной самостоятельности детей.

Такой системный подход к специальным  условиям образования, обеспечит эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми  и поможет оптимально решить задачи их обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на 2013-2014 учебный год

  Настоящий план составлен в соответствии с  «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.. Логопед...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты)  , содержательный раздел (соде...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ПОДГОТОВКА К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ»

Презентация родительского собрания в логопедической группе компенсирующей направленности по устранению тяжелых нарушений речи...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...