Сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
статья по коррекционной педагогике на тему

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС .

Закон «Об образовании в Российской Федерации», который был принят в 2012 году и вступил в силу 1 сентября 2013, стал настоящим прорывом в сфере взаимоотношений взрослых и юных жителей страны. Этот новаторский документ учитывает современные тенденции общественного развития, но при этом опирается на традиции и особенности российской системы образования. Работа над законом «Об образовании в Российской Федерации» шла несколько лет, и итогом её стал правовой инструмент, выводящий регулирование отношений в образовании на качественно иной уровень. Впервые в истории отечественного образования этот закон ввёл новое правовое понятие - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетными  целями и задачами современной системы российского специального образования является  построение  адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.  Понятие «качество образования»  в современном представлении не сводится к обученности  воспитанников дошкольных  образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием «социальное благополучие, защищенность».  Поэтому сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение  успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. В соответствии со своим личностными  особенностями,  каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне. Всестороннее развитие и коррекция воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей при организации взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения.  Это обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности,  языка,  в том числе ограниченных возможностей здоровья.

В группу детей с ОВЗ входят дети с разными нарушениями развития: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие) дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с задержкой психического развития; дети с умственной отсталостью; дети с расстройством  аутистического спектра.

 Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно - педагогической работы с детьми с ОВЗ, является основной целью сопровождения детей. Психолог, логопед, педагоги и  медработники ДОУ  определят  и реализуют  индивидуальные  образовательные  маршруты коррекционно - педагогической работы поэтапно.  Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

 Диагностический.

Правильная оценка  возможностей детей и выявление особых образовательных потребностей необходимы  для успешности воспитания и обучения. Сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры  речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка, является  основной целью проведения данного этапа.  Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников  коррекционно - педагогического процесса. Консультативно-проективный этап.

 На данном  этапе специалисты рассматривают и обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:

принцип доступности и систематичности  предлагаемого материала; непрерывность;

вариативность;

соблюдение интересов воспитанника;

 принцип создания  ситуации успеха;

принцип гуманности и реалистичности;

содействие и сотрудничество  детей и взрослых.

Индивидуальный образовательный маршрут - это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап.

На этом этапе реализуются индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Игровые сеансы, проводимые специалистами, дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико - грамматическую, связную речь. Формирование познавательных процессов с использованием  различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках  -  являются основными направлениями.

 Консультативно-просветительское сопровождение семьи. 

Полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса являются и родители.  Они должны получать всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Это повышает их педагогическую  компетентность, влечет за собой рост активности, значительно повышает эффективность коррекционного процесса, а также меняет характер отношения  родителей к ребёнку и его особенностям. Педагогами предлагается: разработка рекомендаций для родителей,  в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;

проведение открытых мероприятий;

работа в детско – родительской  парой.

Психолого – педагогическое  сопровождение  детей с ОВЗ обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции  развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт программы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Методические разработки программы по психолого-педагогичекому сопровождению участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО...

"Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образо...

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...

Сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход к обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной среды позволяет им более полно раскры...

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Перед ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов ...

Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»...

Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Индивидуальный маршрут «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»...