Программа по совместной работе с детьми ОВЗ учителя логопеда и педагога психолога МБДОУ д/с №75
материал по коррекционной педагогике на тему

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистические данные показывают, что выросло и продолжает расти число детей с ограниченными и функциональными заболеваниями среди дошкольников. А это значит, что все психическое развитие таких детей проходит в форме дизонтогинеза, нарушенного развития. Именно поэтому в образовательном учреждении остается высокая потребность в работе узких специалистов: психолога, логопеда, а в некоторых случаях и дефектолога, так как сейчас родители имеют право выбирать детский сад или школу для обучения своего ребенка, даже если у него имеются специальные образовательные потребности.

Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ)- это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

 


 

Общая характеристика детей с ОВЗ

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3.Дети с нарушением речи (логопаты);
4.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5.Дети с умственной отсталостью;
6.Дети с задержкой психического развития;
7.Дети с нарушением поведения и общения;
8.Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми
 сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью

 

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_psiholog_75_sad.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №75 «Тюльпан»

г. Волжского Волгоградской области»

ПРИНЯТО

На Педагогическом Совете

Протокол №4

От ____________________

УТВЕРЖАЮ

Заведующий МБДОУ д/с №75

Приказ №____

От «___» _____________________г.

Программа

по совместной работе с детьми ОВЗ

учителя-логопеда и педагога-психолога МБДОУ д/с № 75

Руководители: Карсакова Анастасия Сергеевна

Педагог-психолог

Прокуданова Ольга Евгеньевна

Учитель-логопед

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистические данные показывают, что выросло и продолжает расти число детей с ограниченными и функциональными заболеваниями среди дошкольников. А это значит, что все психическое развитие таких детей проходит в форме дизонтогинеза, нарушенного развития. Именно поэтому в образовательном учреждении остается высокая потребность в работе узких специалистов: психолога, логопеда, а в некоторых случаях и дефектолога, так как сейчас родители имеют право выбирать детский сад или школу для обучения своего ребенка, даже если у него имеются специальные образовательные потребности.

Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ)- это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.


Общая характеристика детей с ОВЗ

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3.Дети с нарушением речи (логопаты);
4.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5.Дети с умственной отсталостью;
6.Дети с задержкой психического развития;
7.Дети с нарушением поведения и общения;
8.Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми
сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Целью программы создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Задачи программы:

  1. Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
  2. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;
  3. Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;

Задачи работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ

• логопедическая диагностика детей с ОВЗ;

• коррекция речевых дефектов у детей с ОВЗ;

• формирование всех сторон (компонентов) речи у детей с ОВЗ;

• развитие невербальных психических функций у детей с ОВЗ;

• развитие эмоционально – волевой сферы у детей с ОВЗ;

Задачи работы педагога психолога с детьми ОВЗ

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
  • осуществление индивидуально ориентированной психологической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;
  • обеспечение возможности освоения детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования на доступном им уровне
  • оказание консультативной помощи родителям и педагогам детей с ОВЗ

Этап

Цели

Содержание

Организационный

(сентябрь - октябрь)

  • Выявление речевых и психологических нарушений у детей ОВЗ
  • Разработка плана работы с детьми ОВЗ
  • Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с  ОВЗ.

  • Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ. выявление резервных возможностей ребенка с ОВЗ.
  • Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.(сбор анамнеза)
  • Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.
  • Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.

Основной

(ноябрь - февраль)

  • Выработка единой стратегии педагогического воздействия на ребёнка, с учётом его индивидуальных особенностей
  • Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.
  • Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.
  • Осуществление логопедического и психологического мониторинга.
  • Создание и реализация проектной деятельности.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов.
  • Взаимные консультации по проблемам, возникающим в процессе логопедической и психологической деятельности

Заключительный

    (март - май)

  • Анализ успешности коррекционно-развивающей работы
  • Проектирование работы с детьми ОВЗ на следующий учебный год.
  • Повторная психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ.
  • Монитринг результатов работы с детьми ОВЗ
  • Отчет по проделанной работе

Планируемые результаты

  • Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с  ОВЗ с учетом его индивидуальных особенностей
  • Выработка единой стратегии педагогического воздействия на ребёнка совместно с воспитателями, специалистами ДОУ и родителями ребёнка с ОВЗ.
  • Создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание и использование нетрадиционных и мультимедийных пособий для работы с детьми с ОВЗ в совместной деятельности учителя- логопеда и педагога-психолога»

Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации  и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.Наш детский сад посещают дети, имеющие  тяжелые речевые, ...

Итоговое интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми 5-6 лет с нарушениями речи,коммуникативных навыков и эмоциональной сферы,проводимое совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом в ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе образовательной деятельности, стимулирующей речевое и познавательное развитие детей с нарушением звукопроизношения, коммуникативных навы...

Создание и использование мультимидийных игр для работы с детьми с ОВЗ в совместной деятельности учителя – логопеда и педагога-психолога.

Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации  и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.Коррекционная деятельность - это планируемый особым образом ор...

Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога в совместной деятельности с детьми по теме: "Прогулка в лес"

Данный материал - конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Занятие расс...

Мастер-класс учителя-логопеда и педагога-психолога совместно с родителями и детьми старшего дошкольного возраста

Специфика работы педагога-психолога и учителя – логопеда в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, заключается в работе с детьми, имеющими трудности в развитие. Эта работа не буде...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.

консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....