Программа "Путешествие в «Страну фей»" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

 

«В некотором царстве, в некотором государстве...»— так начинается большинство сказок, эти волшебные слова в детстве, по вечерам, означало погружение в мир фантазии. И вот мы, накрывшись теплым пледом, прижавшись к маме или папе, замере, чтобы ничего не пропустить, внимательно вслушивались в каждое слово... И вместе с Малышом бродили по крышам Стокгольма; вместе с Винни Пухом и Пяточком шли в гости к Кролику; вместе с героиней сказки «Гуси - лебеди» спешили спасать младшего брата. А любимую сказку, хоть и знали наизусть, требовали рассказывать еще и еще раз.

Сегодня редкие родители читают своим детям сказки— свободного времени катастрофически не хватает, да и современная действительность, на данный момент, такая противоречивая, что не до фантазий, большинство старается научить выживанию, в этом жестоком мире. Если задать вопрос современным детям, какая у них любимая сказка, большинство задумается, и взамен названия любимой книги или истории, назовут название мультфильма.

Знакомство со сказкой для ребенка жизненная необходимость и источник творческой энергии. Неслучайно, не так давно возродился один из древнейших в мировой истории метод в практике психологии и один из новейших методов в актуальной психологической науке— сказкотерапия. Данный термин у одних вызывает скепсис, у других любопытство. Одни считают ее одним из второстепенных средств в работе психологов, другие воспринимают как шарлатанство, но, углубившись, узнают для себя волшебные способности сказкотерапии, лечения души сказками. Результативность сказки в работе психолога можно объяснить ее универсальностью:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_puteshestvie_v_stranu_fey_tematicheskiy_plan.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №75 «Тюльпан»

г. Волжского Волгоградской области»

 

ПРИНЯТО

На Педагогическом Совете

Протокол №4

От _____________________

УТВЕРЖАЮ

Заведующий МБДОУ д/с №75

Приказ №____

От «___» _____________________г.

 

Программа

с использованием метода сказкотерапия

 «Путешествие в страну Фей»

Для детей 5-6 лет

срок реализации  1 год

Руководитель: Карсакова Анастасия Сергеевна

Педагог-психолог

Путешествие в «Страну фей»

Пояснительная записка

«В некотором царстве, в некотором государстве...»— так начинается большинство сказок, эти волшебные слова в детстве, по вечерам, означало погружение в мир фантазии. И вот мы, накрывшись теплым пледом, прижавшись к маме или папе, замере, чтобы ничего не пропустить, внимательно вслушивались в каждое слово... И вместе с Малышом бродили по крышам Стокгольма; вместе с Винни Пухом и Пяточком шли в гости к Кролику; вместе с героиней сказки «Гуси - лебеди» спешили спасать младшего брата. А любимую сказку, хоть и знали наизусть, требовали рассказывать еще и еще раз.

Сегодня редкие родители читают своим детям сказки— свободного времени катастрофически не хватает, да и современная действительность, на данный момент, такая противоречивая, что не до фантазий, большинство старается научить выживанию, в этом жестоком мире. Если задать вопрос современным детям, какая у них любимая сказка, большинство задумается, и взамен названия любимой книги или истории, назовут название мультфильма.

Знакомство со сказкой для ребенка жизненная необходимость и источник творческой энергии. Неслучайно, не так давно возродился один из древнейших в мировой истории метод в практике психологии и один из новейших методов в актуальной психологической науке— сказкотерапия. Данный термин у одних вызывает скепсис, у других любопытство. Одни считают ее одним из второстепенных средств в работе психологов, другие воспринимают как шарлатанство, но, углубившись, узнают для себя волшебные способности сказкотерапии, лечения души сказками. Результативность сказки в работе психолога можно объяснить ее универсальностью:

- Сказка информативн. С помощью анализа придуманной ребенком сказки психолог выделяет информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах поведения и мировоззрении.

-Сказка экологична. Пребывая не в обычной, а в фантазийной реальности, и ребенок, и специалист - эмоционально защищены. Так возрастает доверие ребенка к психологу и предупреждает эмоциональное «выгорание» специалиста.

- Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических играх ребенок получает положительный эмоциональный опыт.

-Сказка мудра. Благодаря сказке психолог способен метафорически передать ребенку, родителям и педагогам незнакомые или давно забытые возможности и алгоритмы выхода из критической ситуации.

Сказки затрагивают большинство типичных жизненных проблем, полны аллегорий и символов, доступных детскому сознанию. Психологическая коррекция на основе знакомства со сказками дает возможность ребенку на эмоциональном и вербальном уровнях осознать, «как быть хорошим» и «как быть плохим», примерить на себя роль злого и доброго, сильного и слабого, умного и простодушного.

Поэтому каждое занятие данной программы строится на уважении, доверии, взаимопонимании и взаимопомощи.

 Программа включает в себя три этапа: Диагностический, формирующий, контрольный.

Диагностический этап включает в себя исследование: эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов нравственного развития детей. Методы: «Беседа», «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений».

Формирующий этап заключается в проведении коррекционно развивающих занятий нравственно-эмоциональной направленности.

Контрольный этап содержит в себе повторное тестирование.

Курс состоит из коррекционных занятий, составлен для детей 6-7 лет. Состав группы от 6 до 8 человек. Продолжительность занятия 30-50 минут.

Цель программы.

Укрепление психического здоровья ребенка с помощью сказкотерапии.

Задачами являются:

  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Развитие умения чувствовать и понимать другого
  • Развитие самоконтроля и самостоятельности.
  • Развитие творческих способностей, воображения, оригинальности мышления.
  • Развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
  • Стабилизация психических процессов снятия напряжения
  • Коррекция отклоняющегося поведения;
  • Сплочение детского коллектива

Принципы проведения коррекционно развивающей работы:

  • Принцип единства диагностики и коррекции. Коррекция проводится на основе результатов проведённой диагностики.
  • Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
  • Принцип адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
  • Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. Принцип системности. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
  • Принцип развивающего обучения. Учет зоны ближайшего развития.
  • Принцип коллективизма. Создаются условия для активной работы всех детей группы.

Структура занятия:

1. Ритуал "входа" в сказку

Создать сказочную атмосферу и мотивацию для работы.

2. Повторение

Вспомнить то, что делали на прошлом занятии, к каким выводам для себя пришли, чему научились, какой опыт получили.

3. Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо

4. Закрепление

Помочь детям в приобретении нового опыта, проявлении новых качеств личности ребенка

5. Интеграция.

Выявить связь между реальностью и новым опытом.

 6. Резюмирование.

Соединить новый опыт с предшествующим.

7. Ритуал "выхода" из сказки.

Закрепить полученный опыт, «вывести» ребенка в реальный мир.

 

Программа включает в себя разнообразные формы работы:

- Ролевое проигрывание моделей желательного поведения;

- Игры драматизации

- Обсуждение рассказов;

- Релаксации;

-Психогимнастику;

- Беседы;

- Свободное и тематическое рисование;

- Танцы, телесные упражнения.

Тематический план занятий

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание

1

Знакомство с Феей сказок

  • Создание доверительно атмосферы в группе
  • Сплочение детского коллектива
  • Развитие навыков рефлексии
  • Введение ритуалов занятия
  • Снятие психоэмоционального напряжения
  1. Введение ритуала входа в сказку
  2. Знакомство с «Феей сказок».
  3. Сказка «Волшебная звезда»

Обсуждение сказки.

  1. Упражнение «Звезда»
  2. Спрятанные звездочки.
  3. Заключительный этап.
  4. Ритуал выхода из сказки.

2

Созвездие

  • Развитие позитивного образа «Я»
  • Развитие эмпатии
  • Снятие тревожности
  • Сплочение детского коллектива
  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Упражнение «Имя»
  3. Беседа. Дети вспоминают, что было на прошлом занятии.
  4.  Сказка «Звездное небо»
  1. Упражнение «Созвездие»
  2. Упражнение «Моя звезда»
  3. Заключительный этап.
  4. Ритуал выхода из сказки.

3

Путешествие на волшебную полянку

  • Сплочение детского коллектива,
  • Снятие психоэмоционального напряжения
  • Снятие тревожности

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и ...
  3. Игра «Путешествие на волшебную поляну»
  4. Изотерапия
  5. Заключительный этап.
  6. Ритуал выхода из сказки.

4

Путешествие в страну Драконов

- Сплочение детского коллектива,

- Формирование навыков позитивной коммуникации,

- Снятие психоэмоционального напряжения.

- Развитие эмпатии

- Развитие воображения

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и ...
  3. Сказка про Дракошу
  4. Упражнение «Полет на ковре самолете» Дети садятся на ковер и под музыку летят.
  5. Упражнение «Хвост дракона»
  6. Упражнение Добрый, злой дракон.
  7. Полет на ковре самолете назад.
  8. Изотерапия.
  9. Заключительный занятия.
  10. Ритуал выхода из сказки

5

Медвежонок, который не умел играть

-Сплочение детского коллектива,

- Формирование навыков позитивной коммуникации,

- Развитие эмпатии

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и
  3. Сказка про медвежонка
  4. Упражнение «Угадай эмоцию»
  5. Упражнение «Поезд»
  6. Упражнение «Ласковые слова»
  7. Заключительный этап. .
  8. Ритуал выхода из сказки

6

Подарки Феи

  • Развитие эмпатии
  • Формирование способности дифференцировать различные эмоциональные состояния
  • Обучение адекватному выражению эмоциональных состояний

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и... рассказывает сказку про Фею
  3. Этюд «Злючка»
  4.  Упражнение «Кляксочки».
  5.  Этюд «Кувшин с водой»
  6. Тренинг эмоций «Упрямая девочка»
  7.  Упражнение «Сюрприз»
  8. Телесно-ориентированное упражнение «Превратимся...»
  9. Заключительный этап.
  10. Ритуал выхода из сказки

7

Доброта

-Обучение выражению эмоционального состояния человека с помощью интонации, слов, мимики изображения,

-Развитие умения конструктивного сотрудничества

-Формирование позитивного образа «Я»

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие.
  3. Упражнение «Сказочные шарики»
  4. Упражнение «Сказочная прогулка в лесу»
  5. Упражнение «Ласковые тучки»
  6. Упражнение «Добрые волшебники»
  7. Заключительный этап.
  8. Ритуал выхода из сказки

8

Теплышки

- Развитие произвольного внимания,

- Снятие эмоционального и телесного напряжения,

-Развитие умения конструктивного сотрудничества

-Развитие умения  понимать и передавать эмоциональные состояния других людей

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и... Сказка про Теплышки
  3. Упражнение «Передай Теплышку»
  4. Упражнение «Как выглядит злость?».
  5. Упражнение «Прикосновения»
  6. Беседа «Как важно дарить тепло и радость друг другу»
  7. Релаксационное упражнение «Водопад»
  8. Заключительный этап
  9. Ритуал выхода из сказки.

9

Добрый огонь

-Развитие эмпатии

-Снятие эмоционального и телесного напряжения,

-Развитие умения конструктивного сотрудничества

-Развитие умения понимать и передавать эмоциональные состояния других людей

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и.. Сказка про огонь
  3. Этюд «Помоги птенчику»
  4. Игра «Цветные мысли»
  5. Упражнение «Солнечные зайчики»
  6. Упражнение «Волшебный лучик»
  7. Рисование «Планета солнышек»
  8. Заключительный этап.
  9. Ритуал выхода из сказки

10

Вежливость

-Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств

-Развитие волевой регуляции

-Развитие умения сотрудничать

-Обучение адекватному выражению эмоциональных состояний

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и Сказка Джанни Родари
  3. Беседа «Кого мы называем вежливыми»
  4. Упражнение «Тух –диби – дух».
  5. Этюд «Поспорили и помирились»
  6. Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке»
  7. Заключительный этап. Ритуал выхода из сказки

11

Котенок

-Развитие умения правильно понимать чувства и настроения

-Развитие эмпатии

-Развитие воображения

-Сплочение детского коллектива

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и... Сказка про котенка
  3. Упражнение «Танец»
  4. Упражнение «Добрые-злые кошки»
  5. Изотерапия «Котенок»
  6. Упражнение релаксация «Чудесный сон котенка»
  7. Заключительный этап.
  8. Ритуал выхода из сказки

12

Мыльная история

-Сплочение детского коллектива

-Развитие эмпатии

-Развитие умения конструктивного сотрудничества

-Развитие умения понимать и передавать эмоциональные состояния других людей

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и... Сказка про Котенка
  3. Упражнение «Умывание»
  4. Упражнение «Благоухание»
  5. Упражнение «Мыльные пузыри»
  6. Рисунок.
  7. Заключительный этап.
  8. Ритуал выхода из сказки

13

Птички

-Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств

-Развитие волевой регуляции

-Развитие умения сотрудничать

- Развитие воображения

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и предлагает детям послушать Сказку про птичек .
  3. Упражнение «Веселые птички»
  4. Упражнение «Сиамские близнецы»
  5. Съедобные и несъедобные грибы.
  6. Упражнение «Солнышко и дождик»
  7. Изотерапия. «Солнышко». Заключительный этап.
  8. Ритуал выхода из сказки

14

Сказочное ассорти

- Развитие умения сотрудничать

- Развитие воображения

-Развитие эмпатии

-Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и...
  3.  Упражнение «Покажи любимого персонажа»
  4. . Упражнение «Сороконожка»
  5. Упражнение «Тропинка»
  6. Рисование «Волшебный лес»
  7. Упражнение «Чаща доброты»
  8. Ритуал выхода из сказки

15

Проделки Бабы Яги

- Сплочение детского коллектива

- Развитие эмпатии

- Развитие умения конструктивного сотрудничества

- Развитие умения понимать и передавать эмоциональные состояния других людей.

1.Ритуал входа в сказку.

2 Фея пропала

3. Упражнение «Я знаю сказку про Бабу Ягу...»

4. Упражнение «Назови Бабу Ягу ласково»

5. Упражнение «Построим Бабе Яге новый дом»

5 Упражнение «Подарок Бабе Яге»

6. Заключительный этап.

7. Ритуал выхода из сказки

16

Злостики, Боязливики и Грустишки

- Развитие эмпатии

- Развитие умения конструктивного сотрудничества

- Сплочение детского коллектива

-Развитие умения действовать по правилу

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и ... Сказка про Злостиков, Боязливиков и Грустишек
  3. Упражнение «Ласковый мелок»
  4. Упражнение «Поводырь»
  5. Упражнение «Подарок»
  6. Коллаж «Страна Фантазия»
  7. Заключительный этап.
  8. Ритуал выхода из сказки

17

Путешествие по дорожке из желтого кирпича

- Развитие умения сотрудничать

- Развитие воображения

-Развитие эмпатии

-Развитие волевой регуляции

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и
  3. Упражнение «Лабиринт»
  4. Упражнение «Море волнуется раз...»
  5. Игра «Приручи свой страх»
  6. Упражнение Пазлы
  7. Заключительный этап.
  8. Ритуал выхода из сказки

18

Сказочные цветы

- Развитие эмпатии

- Развитие воображения

-Обучение адекватному выражению эмоциональных состояний

- Снятие психоэмоционального напряжения.

  1. Ритуал входа в сказку.
  2.  Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и ...
  3. Сказка про одинокий цветок
  4. Упражнение «Лесные тропинки».
  5.  Этюд «Звуки природы»
  6. Упражнение «Создадим полянку»
  7. Просмотр презентации «Вальс цветов» Чайковского П.И.
  1. Изотерапия
  2. Заключительный этап.
  3. Ритуал выхода из сказки

19

Бабочка

- Развитие вербальной креативности

- Развитие волевой регуляции

-Развитие умения действовать по правилу

- Развитие эмпатии

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок вспоминает вместе с детьми предыдущее занятие и
  3. Упражнение «Сочиним зеленую сказку»
  4. Упражнение «Сочиним красную сказку»
  5. Изотерапия «Разукрасим бабочку»

6. Заключительный этап.

7. Ритуал выхода из сказки

20

Школа Волшебников

- Развитие эмпатии

- Развитие воображения

- Развитие произвольного внимания

- Закрепление умений  понимать и передавать эмоциональные состояния других людей.

  1. Ритуал входа в сказку.
  2. Фея Сказок предлагает детям вспомнить все сказки, в которых они принимали участие
  3. Упражнение «Угадай эмоцию»
  4. Упражнение «Зашумленные картинки»
  5. Упражнение «Паровозик»
  6. Упражнение «Добрый злой волшебник»
  7. Заключительный этап.
  8.  Ритуал выхода из сказки

Использованная литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: «Златоуст», 1998.
  2. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии, СПб.; «Речь», 2007.
  3. А.Ю.Капская Т.Л.Мирончик. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей. С-Пб «Речь», 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому развитию:"Путешествие в волшебную стран "Математика." для детей старшего дошкольного возраста.

Закрепить счёт в пределах десяти, умения работать с карандашом и с бумагой. Развивать умения решать математические задачи, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать сообразительность, вооб...

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Словандия» для детей старшего дошкольного возраста...

Спортивный праздник «Страна Спортландия» для детей старшего дошкольного возраста

Данный праздник направлена на физическое развитие детей, на  укрепление здоровья и работоспоспособности детей. Он развивает основные физические качества:  силу, ловкость., выносливость. Спос...

Игровая ситуация с использованием малых архитектурных форм «Страна Вообразилия» для детей старшего дошкольного возраста

Развитие воображения с использованием малых архитектурных форм у детей сташего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия по теме «Путешествие в страну Здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект  открытого занятия по теме «Путешествие в страну Здоровья»  для детей старшего дошкольного возраста...