Обучение элементам грамоты детей с ОНР. Презентация.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_detey_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.pptx831.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Учитель-логопед ГБДОУ № 17 Онегова Татьяна Леонидовна

Слайд 2

ФГОС О РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ Речевое развитие включает формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС)

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы формирования всех компонентов речевого развития, имеются особенности познавательной деятельности эмоционально-волевой сферы физиологической и психологической готовности

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОНР Трудности обучения письму и чтению в школе Трудности усвоения объема материала, темпа усвоения школьной программы

Слайд 5

ПОНЯТИЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением Педагогический энциклопедический словарь

Слайд 6

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Развитие фонематического восприятия Развитие звуковой стороны речи Формирование фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза Обогащение, активизация словаря Развитие грамматических категорий Развитие связной речи Развитие мелкой моторики, графических навыков и умений

Слайд 7

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ОШИБКИ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ Смешивается понятия звук и буква Произвольное , хаотичное знакомство с буквами Не учитываются недостатки звукопроизношения Названия согласных букв в алфавитной транскрипции В звуко - буквенном анализе и синтезе слов используют слова без учета орфоэпической грамматики, не совпадает написание и произношение слов Допускаются неточности при делении слов на слоги

Слайд 8

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОНР Л.Ф . Спирова, Р.И. Шуйфер П ервостепенность изучения звукобуквенного состава слова. Обучение ведется на правильно произносимых звуках Т.А. Ткаченко С истема обучения грамоте, где за основу взята общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе Г. А. Каше Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина Обучение на материале отработанных в произношении звуков. В основе особый порядок изучения букв, определен артикуляционной сложностью произнесения звука Н.В.Нищев а Система обучения грамоте рассчитана на 3 года, начинается со средней группы. Звук и буква даются одновременно

Слайд 9

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Звуковой метод, изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом Дети знакомятся со звуками родного языка, учатся слышать их, обозначать буквами Звуковой анализ предшествует синтезу и тесно связан Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, осуществляется и синтез соединение звуков в слоги, слогов в слова, слов в предложения Формируются основные понятия: звук, слово, слог, предложение ОСНОВА МЕТОДИК АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Слайд 10

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКАМИ Знакомство с гласными звуками (А,У,И,О) Понятия: гласный звук, слово Выделение звука на фоне других звуков, слогов Выделение звука на фоне слова в ударной позиции (аист) и определение его места в слове (в начале слова) Анализ звукового ряда из 2-3 звуков. Анализ слов типа «ау» Дифференциация гласных звуков (у-о) Знакомство с согласными звуками (П, Т, К,М) Понятия: с огласный звук-звонкий, глухой, звонкий Выделение согласных звуков на фоне других звуков, на фоне открытых, закрытых слогов Выделение взрывных согласных в слове, их места в конце слова (мак) Анализ звуковых комплексов ( ам , му ) Выделение гласного звука на фоне слова, определение его места в середине слова (ком). Анализ слов из 3 звуков Знакомство с твердыми, мягкими согласными. (кот. кит) Знакомство с термином «слог» (МАМА) Знакомство с парные согласными звуками -

Слайд 11

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди предмет» . Закрепление знаний о гласных, согласных звуках Выбери картинку, в названии которой первый звук гласный, выдели первый звук Кто больше придумает слов на заданный звук Назови имена девочек и мальчиков на заданный звук «Кто живет в домике?» Развитие умения определять наличие звука в слове. Посели в домик животных, в названии которых слышится звук… «Вагончики» (с символами-буквами). Развитие умения выделять звуки Животные поехали в город, но не знают кому в каком вагоне ехать. Помоги выделить звук и посади животное в нужный вагон «Отгадай загадку» и выдели первый (последний) звук в слове. Карточки с загадками, на обороте – отгадка «Птичка», «Рыбка», «Домик» . Где спрятался звук в начале, в середине, в конце слова? Развитие умения определять место звука в слове При изучении лексических тем, подбираем слова на определенный звук. Назови домашних животных, назови фрукты, игрушки на заданный звук Дифференциация звуков (твердости- ягкости , звонкости-глухости) ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВЕ

Слайд 12

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Игры на развитие ориентировки в пространстве , на себе, на листе бумаги Выкладывание букв из палочек Определение контурных , заштрихованных, наложенных предметов и букв Выкладывание букв , написанных на карточках, где представлены правильные и зеркальные варианты Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами: определить букву, назвать, придумать слова, положить правильно Обводка и штриховка букв . Выкладывание букв из природного материала « Буква сломалась », дописать недостающие элементы Демонстрация букв в различном положении , букв разного шрифта Написание букв на ладони , в воздухе с закрытыми, открытыми глазами Придумывание слов на данную букву в различной позиции Нахождение букв в геометрических фигурах , наложенных друг на друга, написанные одна на фоне другой Реконструирование букв . Н-р: П-Н, Р-Ь, И-Н, Г-Т, с добавлением элементов : Л-А, К-Ж, З-В, Г-Б Выкладывание букв палочек 2 , 3, 4 Конструирование букв из элементов (палочки, овалы, полуовалы) Игры : «Что изменилось?, Какой буквы не стало ?, поставь буквы в первоначальном порядке» «Бег по дорожке» из букв РАБОТА НА УРОВНЕ БУКВЫ

Слайд 13

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Анализ обратного слога , составление схемы, из букв, печатание, чтение Анализ прямого слога , записать, прочитать Придумывание слогов по схеме Чтение слогов с использованием «движущихся лент», «окошечек » Составление звукового состава обратных и прямых слогов, состоящих из одинаковых звуков (ум- му ), с последующей записью парами Игры: «Скажи наоборот» ( ма - мя , ма - ам ) Придумывание слов на заданный слог , ро - за, ро - ща, ро - бот «Живые слоги», составляют названные слоги из букв «Кто больше?», заменяют гласные при согласной, и наоборот, согласные при одинаковой гласной « Отгадай слово», «Добавь слоги » , назови слово « Закончи слово нужным слогом » РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОГА

Слайд 14

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВ « Огонек», выкладываются, записываются только гласные в слове Составление схемы слова , выкладывание из букв «Живые буквы», преобразование слов, слогов с помощью букв «Веселые картинки», составление слов по первым и последним звукам в названии картинок «Путаница», составление слов из перепутанных слов, слогов ДЕЛЕНИЕ СЛОВА НА СЛОГИ, ОПРЕДЕЛЯЕМ КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ «Поезд », «Корабли», «Ракеты», «Пирамида», «Посылки», «Магазин игрушек», «Отправляем животных в полет (плавание )» « Кто дальше?», делаем шаг на каждый слог « Что вокруг?» называем предметы, определяем слоги « Клумбы», «Полянки », определяем слоги, подбираем слова с 1,2,3 слогами по теме цветы, насекомые, деревья, «Зоопарк», рассели животных по клеткам « Волшебный мешочек» различные предметы вынимают, называют, делят на слоги « Покажи цифру 1, 2, 3 », «Молчанка » РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВА

Слайд 15

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ « Собери слово», «Разрезные картинки на слоги», «Буквы рассыпались», слово произносится по слогам, буквам назови слово «Доскажи словечко», дополнить слоги одинаковым слогом; подобрать к слогу разные слоги, чтобы получились слова «Рифма – не рифма», из ряда слов выделить слово не в рифму «Слушай внимательно – называй правильно», послушай предложение, стих, поговорку и назови все слова с заданным звуком, слогом «Запомни и повтори», повторение слов в определенной последовательности Подбор слов к слоговым схемам , составление слоговых схем к слову Логогрифы , отгадай загаданное слово путем прибавления или отбрасывания буквы (звука). Н-р, гроза-роза, вол-волк, арки-марки Метаграммы , отгадай загаданное слово с помощью замены одной буквы другой. Н-р, жилет-билет, лапки-шапки Анаграммы , напиши новое слово из тех же букв. Н-р, валик-вилка Грамматическая арифметика , напиши слово, используя знаки. Н-р, т + игры = тигры Составь, как можно больше слов из написанного слова, используя только буквы данного слова. Н-р, жаворонок- жар, ворон Разгадывание ребусов , решение кроссвордов, чтение изографов ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СО СЛОВОМ

Слайд 16

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Знакомство с термином предложение Повторение ряда слов в данной последовательности Называние картинок после их показа в том же порядке Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок Составление предложений по демонстрируемому действию , одно сюжетной картинке, предметной картинке, опорному слову Составление схем предложений : без предлогов; с предлогами « Помоги Незнайке», подобрать пропущенный предлог, подобрать нужный предлог, вместо ошибочного Составление предложений по схемам Составление предложений из несогласованных слов , перестановка слов, с целью получения нужной фразы Игры: «Подружи слова» работа с деформированным предложением «Прятки » найди, спрячь предмет. Где нашел машинку?, полный ответ с употреблением правильного предлога «Помоги Буратино закончить предложения» РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Слайд 17

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Обучаясь грамоте дети пополняют активный словарь , учатся пересказам, различным видам составления рассказов, учат стихи по теме, драматизируют сказки Составление рассказов с использованием мнемотаблиц Составление связных рассказов по картинкам , коллажам Составление рассказов по серии картинок Составление рассказов по заданному началу или концу рассказа Рассказов-небылиц с использованием предметных картинок Составление рассказа по сюжетной картинке РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Слайд 18

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь… Плутарх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы обучения элементам грамоты детей с ОНР

Здесь вы можете познакомиться с опытом комплексного подхода при изучении букв с детьми 4-5 лет в логопедической группе детского сада....

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семинар - практикум для воспитателей....

Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1.     Дать теоретические представления об этапах работы п...

Консультация для родителей "Обучение элементам грамоты детей 6-8 лет"

Консультация для родителей "Обучение элементам грамоты детей 6-8 лет"...

«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»

В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте, является правильное произношение всех фонем (звуков) родного языка, а так же наличие навыков звукового анализа.Навыки звукового анализа, т. е. фонемати...