"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников с ЗПР"
консультация по коррекционной педагогике на тему
консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznovatelno_issledovatelskaya_deyatelnost_shmeleva_p.g.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников с задержкой психического развития.
Шмелева П.Г., воспитатель
МБДОУ детский сад № 168
г. Иркутск
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательское поведение дошкольника – главный источник получения представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из методов обучения, но и как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.
Как говорил В. Сухомлинский: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.»
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? и «почему?»
По мнению Н.Н.Подъякова, «… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Опыт собственной многолетней работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, показывает, что такая специфически детские виды деятельности способствуют не только коррекции имеющихся трудностей, но и способствует развитию разных способностей ребенка, в том числе и познавательных. Формирование таких способностей начинается еще в раннем возрасте, а дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для этого. Но даже старшие дошкольники нуждаются в помощи взрослых, хотя охотно берутся за любые дела. Руководство взрослого необходимо, так как у детей еще нет ни достаточного опыта, ни навыков. Особенно важно это помнить, работая в группе воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР).
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, прогулку, сон. На прогулке исследователи решают важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т.п.
В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым подвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставлять их, классифицировать, сделать выводы.
Ценность эксперимента заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. А дошкольники с ЗПР сложный контингент, особенности познавательной деятельности (низкая активность к познанию окружающего мира, недостаточность основных логических операций, трудности речевого развития и др.) и эмоциональной сферы (обедненность эмоций, их малая дифференцированность, низкая чувствительность к своим и чужим поступкам и др.).
Для этого должны соблюдаться основные требования специальной педагогики: постепенное нарастание сложности экспериментов, оптимизация нагрузки для детей и создание благоприятных условий для их развития, поощрение активности и поддержание необходимо-достаточного уровня трудности и мн. др.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка и работая по программе «Детство», такими условиями для детей с ЗПР могут быть: стимуляция интеллектуального развития детей, создание богатой предметно-развивающей среды, адекватность помощи со стороны взрослого, начиная от совместных действий с постепенным увеличением доли самостоятельности. У нас в группе мы открыли лабораторию, которая оснащена необходимым материалом и оборудованием для реализации, предлагаемой нами работы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю. Работа проводится с учетом уровня развития и познавательных интересов детей небольшими подгруппами.
В гости к детям в лабораторию заходят дедушка Знай с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывает забавные опыты, да-да опыты, интересные, увлекательные и познавательные. При проведении опытов получаешь сполна, когда видишь в сияющих глазах своих детей восторг, радость и удивление.
Детей обычно интересует, откуда все берется. Взрослых- куда все девается. Опыты - как раз та область знания, где можно получить ответы на оба эти вопроса.
Кроме дедушки Зная к детям «заходят» его внук Почемучка, Капелька и другие известные детям сказочные персонажи.
Материалы для проведения опытов остаются прежними. То, что в приличных домах выбрасывается, мы складываем и храним до нужного момента. Да и потом не стоит ничего выбрасывать, лучше положить обратно, ведь все это может понадобится еще не один раз.
Итак, перечислим наши материалы. Это пластиковые и стеклянные бутылки, всевозможные баночки, стаканчики, а также воздушные шарики, ластик, трубки от капельниц, соломинки для коктейля, карандаши, клей, веревка, ватные палочки, пластилин, воронки, зеркало, полиэтиленовая пленка... А еще – сода, сахар, лимонная кислота, апельсины, лимоны, картофель и многое другое.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), а в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком мы создаем с детьми музыкальные инструменты из бросового материала. Часто дети являются активными участниками оформления коллажей по изучаемым темам.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного понимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях ,на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление знать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что узнал».
У детей с ЗПР познавательные способности в дошкольном возрасте только начинают развиваться. Ведущая роль даже к школьному обучению принадлежит взрослому. Однако опыт собственной работы показывает, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, и необходима для воспитанников данной категории, она стимулирует их развитие и на разнообразном материале способствует коррекции недостатков в их развитии.
Литература:
1.Как научить дошкольника приобретать знания. – А.И.Савенков – Ярославль: Академия развития,2002 г.
2.Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. –Н. Н. Поддъяков – Волгоград: Перемена,1994г.
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой-М.: АРКТИ,2005г.
4.Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. –Н.М. Зубкова-СПб.: Речь;М.:Сфера,2011г.
5. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности ребенка. Опыты, эксперименты, игры сост. Н. В. Нищева. -СПб.: ООО »ИЗДАТЕЛЬСТВО »ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...
Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников
Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении использования педагогических технологий деятельностного типа, которые: способствуют индивиду...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Методическая разработка ролевых коммуникативных связей между сотрудниками ДОУ в рамках подготовки и реализации проектной деятельности «Город, в котором мы живем» по познавательно- исследовательскому развитию старших дошкольников
Качественной коммуникацией является привлечение сотрудников-педагогов в процесс коммуникационного взаимодействия, их готовность к сотрудничеству и способность работать в рамках проектной деятельности...
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»
Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...