профилактика дискалькулии у детей с ЗПР на изо
консультация по коррекционной педагогике на тему

Николаенко Елена Анатольевна

консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof_diskal_zpr_na_izo.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дискалькулии у дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности

Распространённым видом нарушений овладения счётной деятельностью детьми является дискалькуляция – специфическое нарушение счётных навыков, обнаруживаемые на начальной стадии обучения счёту.

Изучение научных источников позволило сделать вывод о том, что частота возникновения дискалькуляции у детей с ЗПР связана со спецификой их познавательной и особенностями психического развития, которые проявляются в незрелости познавательной и эмоционально-волевой сферы, в ограниченности представлений об окружающей действительности, в нарушении памяти и словесно-логических операций. У детей с ЗПР отмечается низкий уровень сформированности пространственных представлений, зрительного восприятия, процессов анализа и синтеза.

Исследования позволили выделить факторы риска для каждого вида дискалькуляции (по классификации L. Kosc). Так например, для дислексической дискалькулии характерно: нарушение чтения математических знаков, словесного обозначения математических понятий, восприятия цвета, формы, величины, количества, пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти, аналитико-синтетической деятельности; несформированность представления об образе математических знаков.

Для, профилактики дисклексической дискалькулии целесообразно отбирать задания, направленные на формирование зрительного образа математических знаков и геометрических фигур; формирование понимания математических и оперирование ими в речевой деятельности; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико-синтетической деятельности; умение пользоваться символикой; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития.

Специально разработанные направления, содержание и приёмы логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников с ЗПР возможно реализовать в ходе разнообразных видов детской деятельности с использованием совокупности специальных способов и средств, направленных на профилактику возникновения дискалькулии.

Одним из основных методов в обучении дошкольников с ЗПР предлагается наглядно-практический метод моделирования, представляющий собой конструирование модели и сипользование её для формирования представлений о свойствах объектов и структуре их взаимоотношений. Для этого детям предлагаются предметные модели (конструкция из реальных предметов), предметно-схематические модели (конструкции из предметов-заместителей и графических знаков), графические модели (схемы, рисунки и т.д.).

Основной задачей в предупреждении дислексической дискалькулии является формирование и развитие зрительного гнозиса, решение которой проводится в определённой последовательности. Первой ступенью является уточнение предметного гнозиса. К рекомендуемым заданиям относятся: узнавание перечёркнутых изображений предметов; выделение и узнавание контурных изображений, наложенных друг на друга; узнавание недорисованных контурных изображений.

Занятия по изобразительной деятельности играют важную роль в формировании зрительного образа предмета. Представляем последовательность в работе по развитию умения узнавать контурные изображения, наложенные друг на друга, на примере темы «Овощи»:

  • Обследование натуральных предметов, составление описательных рассказов об овощах (в игровой деятельности: дидактические, сюжетно-ролевые игры);
  • Классификация овощей по цвету, форме, величине (в процессе данного задания уточняется и расширяется словарь детей, развивается умение согласовывать имена прилагательные и имена существительные в роде и числе);
  • Лепка овощей;
  • Составление натюрмортов из натуральных овощей, например на дальнем плане – тыква, пред ней – баклажан, на переднем плане изображён перец;
  • Подбор картины, изображающей овощи, к данному натюрморту (предлагаются варианты картин, на которых местоположение изображений овощей различно). (в процессе выполнения данного задания у детей развиваются ориентировка в пространстве и математический словарь за счёт слов, обозначающих место объекта: впереди, сзади, между и предлогов);
  • Обводка и штриховка овощей (в процессе выполнения данного задания дети называют овощи, уточняют их форму, цвет, называют местоположение на листе, закрепляют навыки счёта);
  • Обводка изображений овощей и подбор соответствующих цветов, в которые могут быть они раскрашены (например, перец может быть жёлтым, зелёным, красным или оранжевым). (В данном задании предлагается найти лишний предмет и объяснить свой выбор);
  • Аппликация овощей, отдельно расположенных;
  • Аппликация овощей, наложенных друг на друга, например, на дальнем плане помещена тыква, пред ней – баклажан, на переднем плане – перец.
  • Раскрашивание натюрморта овощей в соответствии с аппликацией: сначала раскрашиваем тот предмет, которой мы видим целым – это перец; затем, который находится за ним – баклажан, но только те части этого овоща, которые мы видим; в конце – последний предмет натюрморта – тыква, т.е. её отдельные части.

При раскрашивании натюрморта в соответствии с аппликацией, следует учить детей устанавливать определенную последовательность. Дети начинают раскрашивание того предмета, который в аппликации наклеен последним.

Когда дети научаться определять образы предметов, наложенные друг на друга, в такой же последовательности следует проводить работу и с геометрическими фигурками, и математической символикой:

  • Обследование фигур цифр, изготовленных из дерева или пластмассы;
  • Лепка цифр из пластилина, глины, теста;
  • Составление «натюрмортов» из  объёмных цифр, например, на дальнем плане – цифра один, перед ней – три, на переднем плане – два;
  • Подбор картины, изображающей цифры, к данному «натюрморту» (предлагаются картины, на которых последовательность изображений данных цифр различна);
  • Обводка и штриховка цифр;
  • Аппликация цифр, отдельно расположенных;
  • Аппликация цифр, наложенных друг на друга, например, на дальнем плане – цифра один, перед  ней – три, на переднем плане – два.;
  • Раскрашивание «натюрморта» цифр в соответствии с аппликацией: сначала раскрашиваем ту цифру, которую мы видим целой – это два; затем, которая находится за ней – три, но только те части этой цифры, которые видны; в конце – один, т.е. её отдельные части.

Овладение числом и счётом во многом зависит от уровня сформированности восприятия различной модальности: умения различать пространственные направления, определять расположение предметов по отношению друг  к другу, умения различать форму и т.д. Ориентировка в пространстве и зрительное восприятие обеспечивают  усвоение графических изображений цифр, овладение цифровой символикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.

Коррекционная работа по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития психических процессов.        В работе...

РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНАЖЁР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Из опыта  работы учителя -логопеда по развитию лексико-грамматического  строя  языка .Пособие для  педагогов  и родителей....

Проект по профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста с ТНР.

Цель: Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ТНР. Задачи:1.Профилактика вербальной дискалькулии.-формирование математических представлений и закрепление этих представлений в реч...

Конспект интегрированного НОД по профилактике дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Совместная работа учителя - логопеда и воспитателя по профилактеке дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с Тяжелыми нарушениями речи....

Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР

Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ЗПР...

Конспект интегрированного НОД по профилактике дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: Ах ты зимушка-зима.

Конспект интегрированного НОД по профилактике дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста  с ТНР.Тема: Ах ты зимушка-зима.Цель: закрепить знания детей по теме «Зима. Зимние заба...