Мастер-класса «Технология самомассажа»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

1.      Обозначить актуальность применения технологии самомассажа мимических мышц в коррекционно-развивающей работе  логопеда и работе воспитателя по профилактике нарушений речи.

2.      Ознакомить с рекомендациями по организации условий применения технологии самомассажа.

3.      Продемонстрировать собственные навыки владения технологией самомассажа  через практическое обучение аудитории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samomassazh.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класса «Технология самомассажа»

Цель: демонстрация профессиональных умений и навыков.

Задачи:

  1. Обозначить актуальность применения технологии самомассажа мимических мышц в коррекционно-развивающей работе  логопеда и работе воспитателя по профилактике нарушений речи.
  2. Ознакомить с рекомендациями по организации условий применения технологии самомассажа.
  3. Продемонстрировать собственные навыки владения технологией самомассажа  через практическое обучение аудитории.

Ход

1. Выступление.

2. Комментарии.

3. Демонстрация  комплекса самомассажа «Зима» (Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей.)

4. Итоговая рефлексия.

1.  Статистические данные о результатах диагностики речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста указывают на неуклонный рост числа детей с проблемами речи. Объективные обследования часто не выявляют грубых патологий, но симптомы дизартрии диагностируются в большинстве случаев, а именно недостаточное развитие мелкой моторики, патологические особенности мимической и артикуляционной мускулатуры. Увеличивается также число детей  с задержкой речевого развития.

В сложившейся ситуации  актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным применение как общепринятых, так и нетрадиционных методов. Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной технологии. Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе направлено на улучшение у ребенка внимания и памяти, повышение работоспособности, нормализации состояния нервной системы, устранения стрессов, снижения уровня утомляемости, улучшения коммуникативных функций. Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, - влияние на соматическое и психическое

состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие - успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное применение в логопедической практике запахов (аромотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (музыкотерапия, звукотерапия), куклотерапия, сказкотерапия, фитотерапия может значительно повысить эффективность коррекционной работы, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Одним из методов лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий является логопедический массаж. К основным видам логопедического массажа относятся:

• классический ручной;

• точечный;

• аппаратный.

Несомненно, массажные приемы, проводимые опытным человеком, очень эффективны для здоровья человека. Но, не всегда выпадает такая удача воспользоваться услугами профессионала.

Самомассаж – это тот вид массажа, который можно выполнить самостоятельно, получив при этом отличный и эффективный результат. Процедура оказывает механическое воздействие на поверхность кожи, мышцы и ткани, проводимые специальной системой приемов. Приемы самомассажа воздействуют на центральную нервную систему. В зависимости от того, какой прием выполняется, происходит разнообразное влияние на ЦНС. К примеру, легкое поглаживание действует успокаивающе на организм, более глубокое и интенсивное поглаживание оказывает тонизирующий эффект. Применение данной технологии позволяет улучшить кровообращение и питание кожных покровов, происходит улучшение снабжения тканей кислородом и питательными веществами. Также хорошо самомассаж справляется с физической утомляемостью, восстанавливая работоспособность мышц.

Использование приемов самомассажа целесообразно в комплексной коррекционно-развивающей деятельности по нескольким причинам:

- можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;

- можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты (после утренней гимнастики, занятия по релаксации, после дневного сна);

- можно включить как часть занятия не только логопеда, но и воспитателя (физминутка, оргмомент).

2. В своей практике я использую технологию самомассажа.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.

Цель логопедического самомассажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

При организации сеансов самомассажа необходимо соблюдать следующие условия.

Продолжительность сеанса

Сеанс самомассажа не должен превышать 15 минут. Это оптимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении.

Частота

Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.  

Положение ребенка

При массаже положение ребенка должно быть максимально удобным и естественным.  Стул соответствует росту ребенка (стопа сидящего полностью стоит на полу, бедро параллельно полу).

Гигиенические требования.

Руки должны быть чистые, без царапин, трещин и ссадин. Самомассаж выполняется только теплыми руками (холодные вызывают спазм сосудов, мышц). Если кожа рук ребенка сухая, необходимо смазать питательным кремом.

Правила организации самомассажа.

- На первом этапе взрослый показывает каждый прием на себе и комментирует его;

- Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него;

- Впоследствии возможно выполнение движений под стихотворный текст или тихую, спокойную музыку;

- Приемы самомассажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

• лихорадочное состояние;

• острые воспалительные процессы;

• носовые кровотечения и склонность к ним;

• конъюнктивиты (воспаления соединительной оболочки глаз);

• различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы

(инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);

  • диатезы и другие аллергические реакции;
  • стоматиты или другие инфекции полости рта;
  • герпес на губах;
  • отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов);
  • увеличение лимфатических узлов;
  • резко выраженная пульсация сонных артерий;
  • тошнота, рвота;
  • чрезмерная физическая или психическая усталость.

В ряде случаев противопоказания к назначению лого-массажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.

3. При самомассаже используются приемы идентичные приемам массажа.

Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.  Действие массажа и самомассажа аналогично между собой.

Обучение приемам массажа

При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно» кругообразно, спиралевидно) без смещения кожи, собирания в складки, но с различной степенью надавливания.

Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно.

Растирание - прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.

Разминание - прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.

Дошкольники познают мир через игру, поэтому самомассаж проводится в игровой форме.

         Демонстрация комплекса самомассажа «Зима» (под спокойную музыку)

5) Рефлексия.

Используемая литература:

1. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008.

2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.

3. Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей.- М.: Книголюб, 2004.

4. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по проведению самомассажа у детей.

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, им...

Конспект мастер-класса "Нетрадиционные техники самомассажа"

Материал предназначен для родителей, педагогов....

Мастер-класс: "Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс: "Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста"...

Мастер - класс «Здоровьесберегающие технологии. Игровой самомассаж»

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию видео моего мастер класса "Здоровьесберегающие технологии. Игровой самомассаж"...

Мастер - класс для родителей "Самомассаж рук"

Обучила родителей проведенибю самомассажа рук с детьми....

Мастер – класс «Использование игрового самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового  массажа  в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:—раскрыть значение здоровьесберегающей технологии;—позна...

Доклад семинара практикума для педагогов «Современные образовательные технологии в ДОУ» Мастер-класс «Здоровьезберегающие технологии»

   Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи своевременного дошкольного образования, здоровья субъектов п...