Развитие мышления у детей с ОНР Январь 2018г
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чумичева Татьяна Дмитриевна

В методической разработке собраны игры и упражнения на развитие мышления у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshlenie_u_detey_s_onr.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи

Мышление – это процесс познавательной деятельности, отражающий окружающую действительность,

Мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Приведенные игры и упражнения помогут родителям и их детям.

Игры и упражнения, направленные на развитие мышления

  1. Узнай по описанию

Оборудование: не требуется

Содержание: родители предлагают ребенку узнать по описанию предмет или явление.

Примеры:

  Он выпадает зимой

  Они показывают время

  На этом жарят блины/ варят суп

  Этим моют голову/чистят зубы, моют руки

  Этим режут хлеб

  Этим причесываются

  В это смотрятся

  Это читают (книга, газета, журнал)

  Этим гладят белье и т.д.

  1. Бывает – не бывает

Оборудование: не требуется

Содержание: родители называют ребенку фразы, а он должен определить бывает такое или не.

Примеры:

  Летом идет снег

  Кошки бывают зеленого цвета

  Собаки мяукают

  Каждое утро мы ужинаем

  Волк боится зайца

  В чай кладем соль

  Улицу надо переходить на красный свет

  Дед мороз приходит летом

  Ночью светит солнце

  Лиса любит морковку

  Продукты хранят в плите.

  На столе сидят

  1. Противоположности

Оборудование: не требуется

Содержание: мама предлагает ребенку закончить предложения

  • мышка маленькая, а лев ..
  • зимой холодно, а летом…
  • конфета сладкая, а лимон…
  • днем светло, а ночью…
  • диван мягкий, а табурет…
  • чай горячий, а мороженое…
  1.  Найти как можно вариантов исключения лишнего

Оборудование: три любых предмета для сравнения (на улице это можно выполнять, опираясь на окружающие объекты)

Содержание: мама предлагает ребенку найти как можно больше вариантов исключения одного из предметов. Например, мама, папа и дочка: папа лишний потому что он -  мужчина, а остальные женщины, мама – потому что она в плаще, а остальные в куртке, дочка – потому что она ребенок, а остальные взрослые).

  1. Назови одним словом

Оборудование: не требуется

Содержание: мама предлагает ребенку назвать одним словом (3-4 объекта).

Примеры:

  Лук, помидор, огурец – это…

  Банан, яблоко, апельсин – это…

  Осина, дуб, береза – это…

  Слон, обезьяна, жираф – это…

  Лиса, волк, медведь – это..

  1. Сравнение понятий

Оборудование: не требуется

Содержание: мама называет ребенку пары слов и просит найти, чем похожи эти объекты и чем отличаются. При нахождении общего родители должны стимулировать ребенка называть обобщающее слово.

Примеры:

  Яблоко и груша

  Свекла и морковь

  Береза и дуб

      Кошка и собака

  Карандаш и краски

  Платье и брюки

  1. «Для чего еще нужна чашка…»

Оборудование: не требуется

Содержание: мама предлагает ребенку перечислить как можно вариантов использования чашки (ложки, линейки, карандаша и т.д.). Лучше называть варианты использования по очереди. Мама начинает игру: «Из чашки можно пить. А еще в чашку можно поставить карандаши. А что еще?». Вариантов, как показывает практика авторов, может быть бесчисленное множество.

  1. «Покажи мне…»

Оборудование: объекты окружающего мира.

Содержание: мам просит ребенка назвать все предметы, которые он видит и которые относятся, например, к транспорту.

Варианты

На кухне: покажи овощи, фрукты, посуду

В комнате: покажи одежду, игрушки, мебель, электроприборы

На улице: покажи деревья, цветы.

  1. Исключение лишнего

Оборудование: ряды для исключение

Содержание: мама просит ребенка прослушать слова, сказать, что лишнее и объяснить почему.

  • Чашка, стакан, ложка
  • Огурец, помидор, яблоко
  • Банан, апельсин, хлеб
  • Тарелка, вилка, конфета
  • Носок, майка, кубики
  • Кукла, мячик, чашка
  • Книга, газета, ножницы

Внимание! Игра на слух проводится не раньше 5, 5 лет. До этого возраста используется наглядный материал. При обосновании исключения обращайте внимание ребенка на обобщение и исключение, исходя из родовых признаков. Например, в первом случае лишняя «ложка» - т.к. это столовый прибор, а остальное – посуда. Вариант обобщения «ложкой едят» тоже правильный, но он основан на функциональном, а не родовом обобщении.

  1.  «Продолжи ряд»

Оборудование: объекты окружающего мира. Примеры того, что можно использовать.

На кухне: крышки от бутылок

В комнате:  прищепки, пуговицы, гайки, вилки и т.д.

На улице: желуди, камни, листья и т.д.

Содержание: мама составляет ряд, например, крышка от бутылки, гайка, пуговица, крышка от бутылки и просит ребенка продолжить ряд.

Вариант игры: на листе бумаги рисуется ряд, которые необходимо продолжить.

  1.  Складывание разрезных картинок

Оборудование: разрезанные картинки. Можно использовать открытки, иллюстрации из журналов и рекламных проспектов.

Содержание: мама предлагает ребенку собрать разрезанную картинку из частей, опора на целую картинку при этом не дается. Лучше начинать с картинки, разрезанной на 4 части, постепенно увеличивая количество разрезов и сложность изображения на картинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и приемы для развития мышления у детей с ОНР

Предлагаю для воспитателей материал по дидактическим играм и приемам для развития мышления у детей с ОНР....

Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития

Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...

Картотека на развития мышления у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения, способствующие развитию мышлению   и игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей детей с ОВЗ "Развитие мышления у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей с ОВЗ "Развитие мышления у детей дошкольного возраста"...

Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития и незрелость эмоц...