Конспект образовательной деятельности с элементами сказкотерапии "Страна волшебных красок"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Киреева Буляк Рашитовна

Конспект образовательной деятельности с элементами сказкотерапии "Страна волшебных красок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка  детский сад  «Ромашка» с. Михайловка

Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

 ОТКРЫТОЕ  КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

 С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

«СТРАНА ВОЛШЕБНЫХ КРАСОК»

С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ    

НА РАЙОННОМ  МЕТОДИЧЕСКОМ ООБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УФИМСКИЙ РАЙОН

 

                                                                            Подготовила и провела

                                                                                педагог – психолог

                                                                                     Киреевой Б.Р.

                                                                         

Пояснительная записка

Цель: гармонизация психического состояния детей, повышение их активности и самостоятельности.

Задачи:

1. Укрепить созидательное начало (архетип Творца) в детях посредством прослушивания Сказки о волшебных красках.

2. Обучить детей навыкам изготовления «волшебных красок».

3. Создать условия для самовыражения, интеграции личности детей через создание рисунка  сказочной страны.

4. Развивать воображение, тактильную чувствительность.

Состав детей: воспитанники 6-7 лет (6 человека) .

Продолжительность: 30 мин.

Данное занятие основано на применении следующих психокоррекционных методов:

1. Игровой терапии ( игра-приветствие) .

2. Арттерапии: рисуночной терапии (создание рисунка сказочной страны, сказкотерапии (прослушивание Сказки о волшебных красках, музыкотерапии (музыка создает фон во время рисования) .

Структура занятия выстроена с учетом рекомендаций Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой по организации коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия и включает такие этапы, как:

1. Ритуал «входа» в сказку.

2. Расширение.

3. Закрепление.

4. Интеграция.

5. Резюмирование.

6. Ритуал «выхода» из сказки.

Материалы и оборудование:

1. Ковровое покрытие.

2. Стулья по числу участников (+ один стул для педагога-психолога).

3. Детский стол.

4. Музыкальный центр + музыка для упражнений

6. Клеенка для стола.

7. Клеенка для пола.

8. Баночка с мукой.

9. Баночка с солью.

10. Бутылочка с растительным маслом.

11. Бутылочка с водой.

12. Мисочка с клеем ПВА.

13. Мисочки для красок.

14. Набор жидкой гуаши.

15. Лист ватмана

16. Одноразовые ложки (большие и маленькие).

17. Бумажные салфетки.

18. Фартучки и нарукавники для детей.

Ход занятия

1.Приветствие: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте мы поприветствуем друг друга:

                                    Здравствуй солнце, (дети поднимают руки вверх)

  Здравствуй я, (показывают на себя)

                                    Здравствуй все мои друзья!(обнимают соседей справа

                                                                                   и слева за плечи)

2.Ритуал вхождения в сказку. Ребята, наше сегодняшнее занятие будет

очень необычным - мы отправимся  в сказочное путешествие. Но для этого понадобится много сил. А подарит волшебную силу наше сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьётся ваше горячее доброе сердце. Попросите своё сердце дать вам силу

для путешествия по сказке. Молча про себя. Получилось? Молодцы. А вот

мы с вами и оказались в сказки. Звучит тихая, спокойная музыка,

включается  дети рассаживаются на стулья , внимательно рассматривают сверкание звезд.  

- Итак, ребята, мы с вами попали в сказку! О чем же эта сказка? Сейчас я

   расскажу.

3. Расширение (7 мин.)

Цель - расширить представления ребенка о жизни.

Педагог-психолог рассказывает детям сказку о волшебных красках (модифицированная сказка Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

  Давным-давно жила-была на свете Добрая Волшебница. У Волшебницы было очень доброе сердце, ей хотелось, чтобы все люди почаще улыбались

 и чтобы все они были счастливы. Много добрых дел сделала Волшебница, многих она осчастливила.

По соседству с ней жил злой страшный Король.  Он всё время ворчал, всё время злился. Встречались вам в жизни такие короли? (Ответы детей.)  Волшебница уже давно пыталась его развеселить, но у нее это никак не получалось. И вот однажды Волшебнице в голову пришла такая идея - произнести заклинание и оказаться на месте злого Короля, увидеть мир

его глазами. Волшебница произнесла заклинание и…  Как вы думаете, что она увидела? Каким видел мир Король? (Ответы детей.) Мир Короля оказался черно-белым, без единой краски. Тогда Волшебница поняла,

почему Король был такой злой – ведь в его мире нет ярких красок.

- Надо приготовить волшебные краски, такие, чтобы мир Короля стал разноцветным. Тогда, наверно, он подобреет, – решила Волшебница.

Но как сделать так, чтобы человек начал видеть краски? (Ответы детей.) Волшебница решила, что для этого человек должен чувствовать себя счастливым. Ребята, как вы думаете, что приносит человеку счастье?

 (Ответы детей.) Чтобы ответить на этот вопрос, Волшебница отправила

во все концы сказочной страны своих гонцов.

Вот вернулся первый гонец. Он рассказал, что многие говорили ему: «Если

 у нас будет много муки, мы сможем напечь много-много вкусностей и всегда будем сытыми». И тогда Волшебница решила, что в волшебных красках обязательно должна быть мука.

Другой гонец, вернувшись, рассказал, что люди чувствуют себя счастливыми, когда узнают что-то новое, суть, истину жизни или соль, как говорят в народе. Волшебница решила, что соль непременно должна оказаться в волшебных красках.

Пришел другой гонец. Он сказал, что счастье людям приносит удача, везение, когда в жизни все идет «как по маслу». Поэтому масло тоже нужно добавить в краски.

Последний гонец сказал, что люди чувствуют себя счастливыми, когда они могут склеить что-то разбитое, что-то очень им дорогое. Вы что – ни будь разбивали когда – ни будь, например посуду или мамину любимую вазу. (ответы детей) Может быть эти чашки, тарелки были любимыми вами

или родителями вашими  и очень их наверное хотелось склеить.  Поэтому Волшебница решила добавить в краски немного клея.

А чтобы краски стали по-настоящему волшебными, волшебница решила добавить в краски воду, ведь вода – это источник жизни.

Когда все ингредиенты были собраны, Волшебница замесила тесто, где

были мука, соль, подсолнечное масло, вода и клей. И добавила туда

немного обычных красок. И вот появились на свет настоящие волшебные краски!

Волшебница подарила их злому Королю. Король тот час же начал ими рисовать, и, о чудо, весь мир Короля стал цветным! И Король улыбнулся…

4. Закрепление (17 мин.)

Цель - приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Изготовление волшебных красок (10 мин.)

- А сейчас, ребята, мы с вами тоже научимся делать «волшебные краски». Для этого давайте подойдем к столу, оденем волшебные фартучки

 и нарукавники. («Ингредиенты» для «волшебных красок» уже стоят на столе, покрытые тканью).

- Для изготовления красок нам понадобится «волшебные горшочки». (Педагог-психолог раздает детям мисочки.) Каждый возьмите двумя

руками по одному «горшочку». Чтобы они стали волшебными, нужно вспомнить «волшебные слова». Какие вы знаете волшебные слова?

(Ответы детей. Педагог-психолог помогает: «Это слова «спасибо», «пожалуйста», «я люблю тебя» и т. д.) Теперь тихонечко прошепчите их горшочку. (Педагог-психолог показывает, как это можно сделать.)

 Итак, наш горшочек готов.

- А теперь нужно замесить наше тесто. Говорят, что в наших руках есть особая волшебная сила. Поэтому тесто мы будем месить руками. Сначала

мы положим в горшочек несколько горсточек муки. (Педагог-психолог открывает баночку с мукой, протягивает каждому ребенку поочередно.) Пусть муки будет побольше, ведь мука дает сытость, достаток. А теперь давайте приручим муку, сделаем ее волшебной. Для этого муку нужно хорошенько помять, помешать руками.

- А теперь кладем горсточку соли. Соль – это знания, истина. Когда вы положите горсть соли, пожалуйста, перемешайте муку и соль. Познакомьте каждую крупицу соли с каждой крупицей муки. При этом следите, чтобы наша чудесная мука не высыпалась из чудесного горшочка.

- Теперь мы добавим немножечко масла. (Масло в мисочки капает

педагог-психолог.).  Масло – это удача, чтобы все шло как по маслу.

- А теперь добавим немножечко воды. (Педагог-психолог разливает воду в стаканчики.) А для чего нужна вода, ребята? (Ответы детей.) Теперь не торопясь перемешайте тесто. Мудрые люди говорят, что самое главное –

это чтобы в тесте не было комочков. Поэтому воду мы будем добавлять постепенно. (Дети размешивают тесто.) Как только тесто начнет напоминать густую сметану, можно добавлять клей. Для чего нам нужен клей? (Педагог-психолог наливает каждому ребенку немного клея ПВА.) Наша краска почти готова.

- А сейчас нам с вами нужно договориться, кто какой цвет будет делать. Краску можно взять маленькой ложечкой или пальцем и добавить в волшебное тесто. (Дети выбирают гуашь понравившегося цвета, набирают гуашь.) Теперь хорошенько размешайте краску. Волшебные краски готовы! (Педагог-психолог передвигает стол в сторону.) 

5.Создание рисунка Волшебной страны (7 мин.)

(Дети пересаживаются на ковер, накрытый клеенкой. По середине стоят мисочки с красками, лежат ложки.)

- Дорогие друзья, давайте посмотрим какие цвета у нас получились, какие цвета у нас есть. (Дети называют свои цвета)

Посмотрите ведь краска готова, волшебство случилось, вы сделали свою волшебную краску.

 Помните, что там? (Дети перечисляют мука, соль, масло, вода, клей). А зачем мы туда все это клали. Зачем мы туда клали муку, масло, воду, клей?

- Ну а теперь мы будем рисовать Волшебную страну. Подойдите

 пожалуйста  к холсту, на котором вы будете рисовать (Дети подходят к холсту) Как мы будем рисовать красками? Ведь нам же нужно нарисовать волшебную страну.  (Ответы детей.)  Можно рисовать пальцами, можно выливать краску на холст, капать краску – устраивать дождик из красок, капать краской на краску. (Педагог-психолог включает спокойную музыку, дети рисуют.) Волшебники говорят, что самое главное нужно оставить

свой след.

Во время рисования педагог-психолог спрашивает каждого ребенка, что

они рисуют, побуждает разнообразить рисунок (нарисовать сказочных

героев или их следы, побуждает детей использовать разные приемы рисования) .

После того, как дети закончили рисовать, проводится обсуждение:

- Давайте поставим наши горшочки на стол и соберемся вокруг наших сказочных картин. Нравится ли вам то, что вы создали? Что же у вас получилось?  Конечно же в этой сказочной стране каждый может найти что – то интересное для себя, может найти все – что угодно, можно увидеть в

этих цветных пятнах самых разнообразных  сказочных героев.  Вы могли

бы жить в таком мире, где так много ярких красок? Что бы вам хотелось

бы еще добавить? (Дети отвечают на вопросы.) 

5. Интеграция (2 мин.)

Цель – связать новый опыт с реальной жизнью.

- Ребята, как вы думаете, можно ли и в обычной жизни использовать «волшебные краски»? (Ответы детей.) Действительно, такие краски можно сделать, когда вы злитесь или расстроены, или подарить тому, кто перестал радоваться жизни и т. д.

6. Резюмирование (2 мин.)

Цель – обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

- Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами попали в сказочную страну, познакомились с новой сказкой о волшебных красках, научились их делать

 и нарисовали ими сказочную страну. Что мы возьмем с собой из нашего путешествия? Мир полон красок! Теперь вы знаете, что можно делать,

когда кому-то становится грустно или кто-то сердится. Нужно взять

краски и начать рисовать. Я Вам желаю, чтобы в Вашем мире было много ярких красок.  

7.Ритуал выхода из сказки (2мин)
«Ребята, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие, всю волшебную силу мы истратили, но получили бесценный опыт. Давайте зачерпнём этого опыта в ладошки, приложим к своему сердцу и унесём из сказки в реальную жизнь».

- Итак, ребята, мы вернулись  в  группу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с элементами театрализации. Область "Коммуникация"

Цель: Учить составлять связный рассказ по сюжетной картине.Задачи:-Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием;-Развивать внимание, память;-Воспитывать умение в...

Конспект образовательной деятельности с элементами познавательной деятельности (ФЭМП) в старшей группе.

ФЭМП в старшей группе. Знакомство с образованием числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами7 и 8....

Конспект образовательной деятельности с элементами познавательного развития и изобразительной деятельности для детей средней группы «Путешествие по сказкам»

Задачи:Образовательные:-       продолжать осмысливать содержание характера персонажей;-       познакомить детей с последовательностью выполнения аппликации...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования "Волшебный песок"

Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания.  Предложить детям сравнить песок и камушки, обратить вним...

Конспект образовательной деятельности с элементами исследовательской деятельности «Дерево и камень» во 2 младшей группе.

Цель: формировать представления о свойствах дерева и камня, учить сравнивать по весу, по качеству поверхности,  по издаваемой громкости, тонет-не тонет в воде....