Индивидуальная программа работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ (F 71.09)
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Овчинникова Ольга Леонидовна

Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. В плане работы отражены задачи на месяц по развитию внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, сенсорных способностей, мелкой моторики, ознакомлению с окружающим миром. Содержание работы распределено понедельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz_programma.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа работы педагога-психолога

с ребенком с ОВЗ (F 71.09) 

на 2016-2017 уч.г.

Пояснительная записка

У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено.

Психика детей (с имеющимся нарушением) имеет ряд своеобразных особенностей. Часть детей отличается повышенной подвижностью, они склонны к гримасничанью, у них развита подражательность, они хорошо копируют действия окружающих их людей. Они повышенно возбудимы, непоседливы.  Для других характерны вялость, заторможенность.

  В контакт эти дети вступают тяжело, часто проявляют неготивизм.  Несамостоятельны, безынициативны. Иногда проявляют немотивированное упрямство. Некоторым свойственна злобность, раздражительность.

  Мышление детей поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать. Теряются, если им задают непривычный вопрос. Не могут сразу переключиться на другой вид работы. Ориентировка в окружающем соответствует раннему возрасту . Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий. Внимание неустойчивое, дети легко отвлекаются.

Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть детей осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Дети,   всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками.  

Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.

Цель – обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ  

  Задачи:

  1. развитие у ребенка познавательного интереса на материале соответствующих его возможностям коррекционно-развивающих занятий;
  2.  выработка адекватных поведенческих навыков в доступных пониманию ребенка ситуациях взаимодействия со взрослым;
  3. формирование установки на доброжелательное восприятие окружающего социума.

В плане работы отражены задачи на месяц по развитию внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, сенсорных способностей, мелкой моторики, ознакомлению с окружающим миром. Содержание работы распределено понедельно. С ребёнком проводится 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 15-20 мин.


ПРОГРАММА

по коррекционно-развивающей работе с ребёнком с ОВЗ

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Развитие внимания

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

- «Найди отличия»,

- «Что неправильно?»,

- «Что задумал художник?»,

- «Что недорисовано?»

- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

- «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

- «Найди пару», «Найди такой же».

- «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

- «Копирование образца»,

- «Найди такой же предмет»,

- «Рисую палочки»,

- «Расставь значки»

Развитие восприятия

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

- «Назови фигуру»,

- «Геометрическое лото»,

- «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

- «Танграм»,

- «Закрой фигуры»,

- «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

- «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

- «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

- «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

- «Дорисуй фигуры»,

- «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

- «Радужный хоровод»,

- «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

- «Цветное лото»,

- «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

- «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

- Беседа по картинкам (части суток),

- «Разложи картинки»,

- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

- «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

- Отгадывание загадок о временах года

- Заучивание стихотворений,

- Беседа о временах года,

- «Назови время года»

- «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

- «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»

- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

-«Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

- «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

- «Кто больше назовёт?»,

- «Назови все предметы, которые были «спрятаны»

Развитие мышления

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

- «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

- «Четвёртый лишний»,

- «Найди отличия».

- «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

- «Как это можно использовать?»,

- «Говори наоборот»,

- «Бывает – не бывает»,

- Загадывание загадок.

Развитие памяти

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

- «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

- «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и др

- «Я - фотоаппарат».

- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

- «Перескажисказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

- «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие воображения и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

- «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

- «Дорисуй»,

- «Рисование по точкам»,

- «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

- «Что будет, если …»

Развитие тонкой моторики рук

1) развивать тонкую моторику рукупражнения для кистей рук:

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений; 
- учат напрягать и расслаблять мышцы; 
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; 
- учат переключаться с одного движения на другое. 
2) Упражнения условно статические

3) Упражнения для пальцев динамичес.

- Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

- Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

- Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.

«Фонарики», «Моем руки», «Заготавливаем капусту», «Печем блины» и другие.

 

Зайчик,Ножницы, Вилка, Колечко, Человечек и др.

Семья,Домик, Пальчики ложатся спать, Дружные ребята и др.

Сенсорное развитие

- на выделение предметов из фона

- на идентификацию предметов и движений

- на развитие представлений о форме предметов

- на развитие восприятия отношений по величине

«Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк» и др.

«У кого такая картинка?», «Найди пару», «Какой сюда подходит?», «Кто что делает?», «Веселые человечки», «Нравится – не нравится», «Зеркальце, скажи…», «Что звучит?» и др.

«Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что  нарисовано», «Почтовый ящик» и др.

«Розовая башня», «Цветные цилиндры» «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» и др.

Упр. по ознакомлению с окр.миром

«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Чего не хватает?» и т.д.

Индивидуальный план работы

месяц

№ зан.

Развитие внимания

Развитие восприятия

Развитие мышления

Развитие памяти

Раз-е вообр. и творческих способностей

Сенсорное развитие

Упр. по озна-нию с окр. миром

Развитие тонкой мотор.рук

сенрь

МОНИТОРИНГ

октябрь

задачи

Формировать способность к переключению внимания, восприятию геометрических фигур, работать надувеличением объема памяти в зрительной мода-ти. Продолжать развивать воображение, умение выделять предметы из фона. Способствовать развитию сообразительности, тонкой моторики рукВоспитывать любознательность.

Содержание

1

Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное

«Бывает – не бывает»

 

 

 

«Дорожка для зайчиков»

 

2

 

Назови фигуру

 

 

«Рисование по точкам»

 

 

Комплекс №1 гимнастический

3

 

 

 

«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из пало чек одного цвета)

 

«Посмотри и назови»

«Рисуем клубок»

 

4

Встань, если услышишь слово, обозначающее растение

«Составь целое из 2-х частей (3-4 геом. Фиг.)

«Загадывание загадок»

 

 

 

 

 

ноябрь

задачи

Способствовать развитию концентрации внимания, точности восприятия. Активизировать работу над гибкостью ума и расширением словарного запаса. Работать над увеличением объема памяти в слуховой модальности. Продолжать развивать воображение, умение выделять предметы из фона. Способствовать развитиюподражательной способности. совершенствовать развитие тонкой моторики рук. Воспитывать стремление участвовать в играх, проявлять любознательность.

Содержание

1

«Составь целое из 3-х частей (3-4 геом. Фиг.)

«Говори на оборот»

 

 

«Предметы и картинки»

 

 

2

«Что неправиль-но?»

 

 

«Пиктограмма» (запоминание слов)

 

 

«Где же наши пальчики?»

 

3

 

 

«Как это можно использовать?»

 

«Комбинирование» (констр. из геом. фигур)

 

 

Комплекс № 2 (рисуночный)

4

«Раставь точки так, как ты видел»

 

 

«Пиктограмма» (запоминание фраз)

«Цветные фоны»

 

 

декабрь

задачи

Продолжить работу над развитием произвольное внимания. Продолжать развивать цветоразличение, наблюдательность, упражнять вуменииобобщать предметы. Работать над увеличением объема памяти в осязательной модальности. Способствовать развитию воображения, совершенствовать умениеидентифицировать предметы и их движения. Упражнять в умение напрягать и расслаблять мышцы.Побуждать к размышлению, анализу, и развитию познавательных интересов, расширению кругозора.

Содержание

1

«Расставьзначки»

«Составь целое из 4-х частей (с геометрическими фигурами)

 

 

 

«Собири в корзинки шарики красного цвета»

 

 

2

 

 

Расставь по порядку (от самого большого к самому маленьк.)

 

«Пантомима» (изобр. эмоции)

 

«Найди игрушки»

 

3

«Найди отличия»

 

 

«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из пало чек нескольких   цветов)

 

 

«История о ручках и ножках»

 

4

 

«Составь целое из 3-х частей (предм.карт.)

Расставь по порядку (от самого маленького к самому большому)

 

 

 

 

Комплекс №3

январь

задачи

Продолжать работать над развитием внимания, расширять представление о частях суток. Упражнять в мыслительном процессе – отвлечение. Совершенствовать работу по увеличению объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модульностях. Продолжать развивать умениеидентифицировать предметы и их движения, умение сохранять положение пальцев некоторое время. Способствовать развитию творческих способностей.Побуджать к активному участию вработе с разными предметами.

Содержание

1

«Нарисуй 5 треугольников, закрась красным карандашом 1 и 3 треугольники» и т. Д.

 

 

«Перескажи сказку» (беседа с уточняющими вопросами)

 

«Что катится, что не катится?»

 

 

2

 

«Составь целое из 4-х частей (предм.карт.)

 

 

«Пантомима» (изобр. жестами предмет)

 

«Что изменилось?»

 

февраль

задачи

Формировать произвольное внимания, восприятие длительности временного интервала. Упражнять в мыслительном процессе – отвлечение. Обучать ассоциативному запоминанию предметов в игровой деят-ти. Расширять представления о форме предметов. Закрепить умение переключаться с одного движения на другое. Совершенствовать творческие способности.Воспитывать умение работать самостоятельно.

Содержание

1

 

 

«Найди отличия»

 

 

«Какой сюда подходит?»

 

«Фонарики», «Моем руки»,

2

«Найди такой же предмет»

 

 

«Я положил в мешок» (называет 3 предмета)

 

 

«Разрезные картинки»

 

3

 

«Составь целое из 3-х частей (сюж.карт.)

 

 

«Дорисуй»

«Закрой коробочки разной формы»

 

 

4

«Раскрась фигуры»

«Составь целое из 4-х частей (сюж.карт.)

 

 

 

 

 

«Печем блины», «заготавливаем капусту»

март

задачи

Учить запоминать короткое стихотворение. Совершенствовать способность к переключению вниманияуглубдять представления о временах года.Продолжать упражнять в выделении существенных признаков предметов (какие? – величина? Цвет? Форма? Вкус? Звук?) Развивать способностьопосредованно запоминать предметы.Закрепитьумение различать и сравнивать предметы по величиневыполнять условно статистические упр-я. Продолжать развивать память.Воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам, развивать умение доводить начатое дело до конца.

Содержание

1

 

«Угадай время года по описанию»

 

 

 

«Гаражи и машины»

 

«Зайчик», «Ножницы», «Человек»

2

«Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

 

 

«Я положил в мешок» (называет 4 предмета)

 

 

«Шумит лес»

 

3

 

«Заучивание стихотворений»

«Четвертый лишний»

 

 

«Матрешки»

 

 

4

«Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань если растение.»

 

«Посмотри и найди предметы круглой формы»

 

«Комбинирование» (рисование из геом. фигур)

 

 

 

апрель

задачи

Продолжать работу над концентрацией внимания, восприятия отношений по величине. Закреплять и расширять пространственные представленияСовершенствовать мыслительный процес – выделение существенных признаковПродолжать работать над развитием ассоциативного и опосредованного запоминания предметовв игровой деят-ти и НОДПродолжать работу над вооброжением и творческими способностямиПобуждать к выполнению динамических упр-й для пальцев рук. Способствовать развитию тонкой моторики рук. Воспитывать бережное отношение к природе.

Содержание

1

«Что недорисованно?»

«Составь целое из частей»

 

 

 

«Пирамидки»

 

 

2

 

 

«Назови слова, обозначающие деревья»

 

 

«Гриб под елкой»

 

«Семья», «Пальчики ложатся спать»

3

«Что задумал художник?»

 

 

«Я положил в мешок» (называет 5 предметов)

 

 

 

«Дружные ребята», «Домик»

4

 

«Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т.д.»

 

 

«Что будет, если…»

 

«Чего не хватает?»

 

май

 

МОНИТОРИНГ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка в Специализированном доме ребенка

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка 1 г. 9мес – 2г. Социальное развитиеПродолжать устанавливать более прочные  эмоциональные контакты с  близкими вз...

Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного разв...

Индивидуальная программа работы с воспитанником, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения дошкольников с ДЦП. Цель программы: коррекция и развитие оптико-про...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА

Агрессивные действия ребенка – это сообщение о потребностях, заявление о себе. Установление своего места в мире. Однако агрессивные действия ребенок направляет на близких людей, которые из самых лучши...

Индивидуальная программа работы с одаренными детьми

Индивидуальная программа работы с одаренными детьми...

Индивидуальная программа работы с музыкально-одаренным ребенком

Разработанная программа позволяет поэтапно проводить дополнительные занятия и добиваться нилучших результатов...

Индивидуальная программа работы воспитателя дошкольных групп по сопровождению одарённых и талантливых детей нацелена на работу с обучающимися 4-7 лет.

В программе предствалена  работа воспитателя старшей разновозрастной группы по сопровождению одаренных детей ....