Индивидуальная программа работы воспитателя дошкольных групп по сопровождению одарённых и талантливых детей нацелена на работу с обучающимися 4-7 лет.
рабочая программа (старшая группа)

Куликова Татьяна Николаевна

В программе предствалена  работа воспитателя старшей разновозрастной группы по сопровождению одаренных детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2.docx66.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 6

Угличского МР

Утверждена приказом

от 2.09.2019

Н.П.Смирнова

Согласовано

Зам.директора по УВР

В.А.Шуникова

Индивидуальная программа работы воспитателя дошкольных групп  по сопровождению одарённых и талантливых детей нацелена на работу с обучающимися 4-7 лет.

Составитель:

воспитатель

 старшей дошкольной группы

Куликова Т.Н.

Пояснительная записка

Проблема работы с талантливыми воспитанниками актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания познавать новое и неизведанное. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Индивидуальная программа работы воспитателя дошкольных групп  по сопровождению одарённых и талантливых детей нацелена на работу с дошкольниками  4-7 лет. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений дошкольников на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением проблемных ситуаций. Она дает дошкольнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Данный курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует духовную культуру детей, развивает творческие способности и склонности обучающихся, их фантазию, образное мышление. Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию дошкольников, формирует навыки познавательной деятельности, предполагает использование методов активного обучения.

Целью программы является создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых и талантливых обучающихся дошкольных групп в области развития речи .

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

  • организация разнообразной творческой и познавательной деятельности, способствующей самореализации личности дошкольника, развитие мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
  • организация проектной деятельности;
  • использование инновационных педагогических и информационных технологий на занятиях с целью достижения максимального уровня развития детей;
  • проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр и др., позволяющих обучающимся проявить свои способности;
  • сформировать картотеку «Одарённые дети».

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание системы взаимодействия с учителями начальной школы, учреждениями дополнительного образования, родителями воспитанниками;
  • использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности;
  • развитие потенциала детей;
  • проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми;
  • создание условий поддержки и защиты одаренных детей.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными и талантливыми детьми

  • удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
  • повышение уровня владения детьми умениями и навыками;
  • увеличение числа таких детей.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в старшей дошкольной группе  на основе наблюдения за воспитанником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагога.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция Дж.Фензулли. Согласно его теории, одаренность - это сочетание 3-х характеристик: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, креативность (творческие способности) и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как природного явления, эта концепция определенно указывает направления педагогической работы.

Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
  • имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;
  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
  • обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности. Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов.

Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря этому человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Вообще, одарённость, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Основные направления реализации программы.

создание благоприятных условий для работы с одарёнными и талантливыми детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.

методическое обеспечение работы с одарёнными и талантливыми детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом воспитателей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

мероприятия по работе с одарёнными и талантливыми детьми: предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Этапы  и сроки реализации

I. Организационный этап (сентябрь–октябрь)

Данный этап  включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.

II. Практический этап (ноябрь–апрель)

Данный этап предполагает: реализацию программы по работе с одаренными обучающимися; расширение форм работы с одарённым воспитанниками.

III. Обобщающий этап (май)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы  педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.

Формы работы с одарёнными и талантливыми обучающимися:

  • объединения дополнительного образования;
  • внеурочная деятельность;
  • конкурсы, марафоны и конференции;
  • участие в олимпиадах;
  • индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
  • проектная деятельность;
  • посещение интеллектуальных и творческих кружков;
  • экскурсии;
  • занятия с учителями начальной школы;
  • интеллектуальные игры, викторины;
  • ведение детских портфолио.

Помощь одарённым и талантливым обучающимся в самореализации их творческой направленности:

  • cоздание для воспитанника ситуации успеха и уверенности через обучение и воспитание;
  • организация познавательной  деятельности;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, интеллектуальных  олимпиадах для дошкольников;
  • разработка и реализация образовательных проектов;
  • изготовление компьютерных презентаций, видеороликов;
  • контроль над развитием познавательной деятельности одаренных дошкольников;
  • контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
  • поощрение одаренных детей;
  • публикация результатов на сайте школы;
  • награждение.

Методическая работа педагога:        

  • самообразование;
  • повышение профессионального мастерства;
  • взаимопосещение  уроков и занятий ( учителями начальной школы старшей дошкольной группы)
  • участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях ШМО и педагогов дошкольных групп  и начальной школы;
  • проведение открытых занятий;
  • подготовка материалов и заданий к проведению   муниципальной интеллектуальной олимпиады «Умники и умницы»и задания к участию во всероссийских олимпиадах для дошкольников.

Работа с родителями.

  • учитывать одаренность как сложное явление;
  • учитывать личностные и возрастные способности одаренных детей;
  • создать условия для формирования у ребенка положительной
    «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
  • оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
  • формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);

Педагогом проводится анализ успехов каждого воспитанника  и, опираясь на  портфолио обучающегося, характеристику  педагогов дополнительного образования , психолога, результаты участия в различных конкурсах и олимпиадах переводные, составляется картотеку данных.

БАНК ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ  ДЕТЕЙ

№ п/п

Фамилия, имя

возраст

Способности

1

Гоша Ж.

  5

Высокие познавательные потребности.

Очень хорошая память. Очень быстро запоминает стихи разной сложности.

Раннее  овладение навыком (чтения) с 4 лет.

 2

Артем К. 

5

 Высокие познавательные способности.

Очень хорошая зрительная память.

Умение быстро и правильно собирать по схемам различного уровня предметы из лего-конструктора.

Также легко собирает по схемам другие виды конструктора: металлический, танграм идр.

 Однако работа с талантливыми детьми в дошкольных  разновозрастных группах  при школе осложняется тем, что наполняемость группы 22 человека возраст детей от 3-7 лет ; следовательно, талантливых и способных  детей не так уж и много и разглядеть и развить талант бывает сложно. Также сложно организовать работу индивидуально с этими детьми.

Дошкольники участвуют в олимпиадах муниципальных( Умники и умницы), международных олимпиадах для дошкольников ( н-р центр Светлячок идр.).

Раз в год проводится муниципальный конкурс чтецов, конкурс поделок по лего-конструированию, которых принимали участие дети.

Совместно с учителями школы. Организуются тематические занятия и вечера с детьми(интеллектуальные игры, конкурсы и др).

План работы с одаренными и талантливыми детьми


п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Срок

Ответственный

Работа по выявлению одарённых и талантливых детей. Изучение интересов и склонностей воспитанников. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Составление плана работы с одаренными и талантливыми детьми по познавательному развитию и развитию речи. языку и литературе.

Анкетирование, собеседование. Заседание ШМО

Август-сентябрь

Старший воспитатель

Руководитель МО учителей начальной школы и воспитателей дошкольных групп

2

Практические занятия. Продолжение  работы по выявлению одарённых детей и талантливых детей.
Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Практические занятия.

Октябрь

Воспитатели дошкольных групп

3

Подготовка к участию в очных/заочных интеллектуальных  олимпиадах, конкурсах, фестивалях разных уровней для дошкольников

Инд. занятия с детьми

Ноябрь

Воспитатели дошкольных групп

Педагоги школы

4

Участие в очных/ заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях.

Инд. занятия

Декабрь

Воспитатели дошкольных групп

Педагоги школы

5

Оформление информационного стенда с результатами участия в мероприятиях.

Результаты

Октябрь - декабрь

Старший воспитатель, воспитатели дошкольных групп

6

Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях.
Открытые занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Занятия по конструированию.

Практическое занятие.

Январь

Воспитатели старшей дошкольной группы

7

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований. Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях.

Занятия.
Неделя творчества.

Февраль

Воспитатели старшей дошкольной группы

8

Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. Выступление на заседании ШМО

Учителей начальной школы и воспитателей дошкольных групп

Заседание ШМО Учебное занятие.

Март

Рук. ШМО

9

Месячник «Портфолио  достижений одаренных детей» - «Книга творческих работ».

Неделя творчества.

Апрель

Рук. ШМО

Старший воспитатель

10

Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год. Работа с портфолио (итоги года). Заседание ШМО «Анализ предоставляемых дошкольными группами возможностей развития  одарённых и талантливых детей в этом учебном году. Планирование работы с одарёнными детьми на следующий учебный год»

Составление плана.
Заседание ШМО.

Май

Рук. ШМО

Старший воспитатель

Воспитатели старшей группы

 

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными и талантливыми детьми на сайте школы и на личных страничках.

Дополнительные занятия с одаренными и талантливыми детьми на сайтах Интернет-онлайн. Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных и талантливых  детей.

Создание в учебном кабинете материальной базы и картотеки материалов повышенного уровня сложности

Исследовательская деятельность по образовательным областям, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах, проектах, фестивалях. Награждение по итогам учебного года одарённых и талантливых детей.

Приложение

Опросник для выявления одаренных дошкольников (по А.А. Лосевой)

Данный опросник, предложенный А.А. Лосевой, может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями.

Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.

Экспертам предлагается оценить по четырехбальной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то характеристика присуща учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

I. Интеллектуальная сфера
1. Высокая познавательная активность, мобильность.
2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
3. Устойчивость внимания.
4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
5. Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
6. Богатство активного словарного запаса.
7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков других людей, мотивы их поведения.
8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
9. Развитость творческого мышления и вообржения.
10. Владение основными компонентами умния учиться.
11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II. Сфера академических достижений
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

III. Творческая сфера
1. Высокая продуктивность в различных видах деятельности.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть не таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературная сфера
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет глав-
ное, наиболее характерное.
3. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
4. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
5. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для
понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
6. Любит писать рассказы или статьи.
7. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает
другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывает.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет различные задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).

IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции
(из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и пытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Социальная сфера
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответственный.
3. Отличается высокой общительностью с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.
5. Сверстники обращаются за советом.

Создается комиссия из 3 -4 педагогов ( воспитатели, которые работают с дошкольником, психолог, старший воспитатель), проводят анкетирование , заполняют таблицу, у каждого педагога мнение может быть разное по вопросам, поэтому данные суммируются и делается вывод, попадает ли ребенок в разряд одаренных. Как правило, проводится диагностика по 2-3 детям. Далее из результатов, проводится анкетирование родителей.

Данная диагностика может проводится 1 раз в год.

Методика – «карта одаренности» для родителей детей 5-7 лет

Общая характеристика        

Эта методика создана автором специально для родителей. В основу её легли собственные экспериментальные исследования, а также изучение опыта работы отечественных и зарубежных ученых. Возрастной диапазон, в котором она может применяться от 5 до 10 лет

Методика  рассчитана на выполнение двух основных функций:

  • первая и основная функция – диагностическая.

 С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку “портрет  развития его дарований”.

  • вторая функция  – развивающая.

 Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, что может быть раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как одну из составных частей общего  комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти, относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка  Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во вторую и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому, что у вас нет  достаточных для этого сведений, оставьте  соответствующую клетку пустой.

Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока, можете считать, что вы получили «два» по этому параметру «в  родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например, бабушек и дедушек, дать свои оценки, по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что  сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи

7.  Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного  и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10.Энергичен,  производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме  движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.  

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую  (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17.  Интересуется актерской игрой.

18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность  в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25.  Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30.Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой», в интересующее его, занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много  энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.  

43.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47.  Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие  идеи.

53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки характерные для его возраста.

60.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63.Умеет делать выводы и обобщения.

64.Любит  создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.  

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66.Склонен фантазировать, старается добавить, что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68.Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).  

69.Другие дети предпочитают  выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх

(хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72.Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73.В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74.Может высказать свою собственную оценку произвениям искусства,  пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78.Быстро и легко осваивает компьютер.

79.Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим..

80.Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. Интеллектуальная;
  2. Творческая;
  3. Академическая (научная);
  4. Художественно-изобразительная;
  5. Музыкальная;
  6. Литературная;
  7. Артистическая;
  8. Техническая;
  9. Лидерская;
  10. Спортивная.

Для большей наглядности начертим графический профиль одаренности. Для этого по оси – Х отложим десять делений, они будут обозначать «виды одаренности». По оси – У будем откладывать количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, мы получим «профиль одаренности» (график 1).    

Методика - «палитра интересов»

Методика разработана на основе аналогичных методик для юношей и подростков.

При изучении направленности интересов младших школьников следует учитывать и постоянно иметь в виду, что интересы у большинства детей данного возраста не четко дифференцированы и не устойчивы.  Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно также и то, что, несмотря, на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно.

Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения, в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная  точка, с другой.

 Общая характеристика

Методика может использоваться педагогами и родителями. Ориентирована на работу с детьми 6-10 лет.

Воспользовавшись представленной методикой, можно получить первичную информацию о направленности интересов ребенка. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

Инструкция для детей

В правом верхнем  углу листа ответов запишите своё имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов.

Если то о чем говорится вам не нравится, ставьте знак - (-); если нравится – (+), если очень нравится, ставьте – (++).

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится  ли ...»

1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность

2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.

3. Петь, музицировать.

4. Заниматься физкультурой.

5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8. Играть с техническим конструктором.

9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10.Самостоятельно рисовать.

11.Играть в спортивные, подвижные игры.

12.Руководить играми детей.

13.Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14.Ходить в магазин за продуктами.

15.Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

16.Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17.Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18.Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19.Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

20.Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).

21.Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

22.Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

23.Знакомиться с историей  (посещать исторические музеи).

24.Самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25.Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26.Объяснять, что-то другим детям или взрослым людям. (убеждать, спорить, доказывать своё мнение).

27.Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и др.

28.Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).

29.Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30.Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31.Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.

32.Заниматься спортом в секциях и кружках.

33.Помогать другим людям.

34.Работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35.Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

                              Дата                                     фамилия, имя

                                                                            

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

 

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  • математика и техника;
  • гуманитарная сфера;
  • художественная деятельность;
  • физкультура и спорт;
  • коммуникативные интересы;
  • природа и естествознание;
  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где наибольшее число плюсов. При проведении итогов и, особенно при формулировке выводов, следует сделать поправку на объективность ответов испытуемых.

 Необходимо учитывать так же, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам, в этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Чтобы полученная информация была объективна, попробуйте сами ответить на эти вопросы. Для этого первую фразу несколько видоизменим: «Нравится ли вашему ребенку?..» Теперь сопоставьте свои ответы с ответами вашего ребенка.

Для того, чтобы это было более наглядно, воспользуемся графическим выражением результатов. Отложим на вертикальной оси – «У» количество полученных единиц (плюсов и минусов), а на горизонтальной – «Х» обозначим шесть выделяемых сфер (график 2).

Данная методика, так же как и предыдущая, кроме функции диагностической поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.  

Методика оценки общей одаренности

Общая характеристика.

Методика разработана автором и адресована родителям (может  также применяться педагогами). Её задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

 Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

  Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому;

1 – четко выражено и часто проявляется свойства личности противоположное оцениваемому, оно  фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверх-чувствительность к проблемам.  Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон).  Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека

Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни; от прогнозирования последствий неотдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей, придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные  решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной  цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря, на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

 Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Поставленные отметки (либо, среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке, обычно получается «звездочка»  сложной конфигурации.

Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу (график 3).

Диагностика проводится с родителями только тех детей , у которых есть признаки одаренности .Диагностика проводится не обязательно в какой-либо определенный период.

В нашей группе проводилась сначала диагностика Гоши, т.к.были  яркие признаки таланта. Рано начал заниматься чтением. Ему было 4 года. Артема диагностировали , когда ему уже было 6 лет.  

Список использованной литературы

1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. - Волгоград: Учитель, 2012.

2. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.

3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

4. Беляева Н., Савенков А.И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999. – № 9.

5. Больных Е.М., Икрин Г.В., Пиянзина О.П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие. – Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.

6. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

7. Давыдова Г.А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.

8. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: «Прогресс», 1991.

9. http://www.booksgid.com/knigi_skachat/15606-odarjonnye-deti.-sbornik.html Одаренные дети / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М., 1991.

10. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C.Лейтеса. – М., 2000.

11. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000.

13. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990.

14. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной организации (из опыта работы)".

Перед нами педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности активности инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать пол...

Создание условий для развития одарённых и талантливых детей дошкольного возраста

Что такое одарённые дети - подарок или наказание? Какую ответственность несут родители и педагоги за будущее этих детей....

Консультация для воспитателей. Тема "Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста", 2020

Развитие речи -- процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво....

Система работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей

Система работы по выявлению и сопровождению одаренных и талантливых детей дошкольного возраста...

Презентация Программы и методические пособия, раскрывающие методы работы воспитателей дошкольных учреждений по ознакомлению детей с функционированием человеческого организма (С.А Козлова, С.Е. Шукшина, О.А. Князева)

Программы и методические пособия, раскрывающие методы работы воспитателей дошкольных учреждений по ознакомлению детей с функционированием человеческого организма (С.А Козлова, С.Е. Шукшина, О.А. Князе...