Семинар-практикум на тему: «Развитие мелкой (пальцевой) и артикуляционной моторики»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Махалкина Ольга Георгиевна

Цель: поиск эффективных путей взаимодействия с родителями; знакомство родителей с основными методами и приемами работы по развитию у детей с ОВЗ зрительно-моторной координации, мелкой моторики руки, артикуляционной моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melk.motorika.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Кленок»

Семинар-практикум на тему:

«Развитие мелкой (пальцевой) и артикуляционной моторики»

Подготовили:

Педагог-психолог Махалкина О.Г.

Учитель-логопед Алексеева А.С.

Цель: поиск эффективных путей взаимодействия с родителями; знакомство родителей с основными методами и приемами работы по развитию у детей с ОВЗ зрительно-моторной координации, мелкой моторики руки, артикуляционной моторики.

Ход:  Добрый вечер, уважаемые родители. И мы снова рады нашей встрече. Надеюсь на плодотворную и интересную работу. О том, что такое развитие мелкой моторики руки и зрительно-моторная координация,  для чего ее необходимо развивать  и в чем сложности формирования зрительно-моторной координации у детей с ОВЗ мы с вами уже говорили  в ходе наших индивидуальных встреч. Сегодня я предлагаю вам необычное занятие — вы попробуете поиграть в те игры, в которые мы играем на занятиях с детьми, возможно, что-то из увиденного сегодня вам покажется интересным, и вы будете использовать эти игры в домашних условиях.

     Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Значение развития мелкой моторики:

1.        Повышают тонус коры головного мозга.

2.        Развивают речевые центры коры головного мозга.

3.        Стимулируют развитие речи ребенка.

4.        Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

5.        Способствуют улучшению артикуляционной моторики.

6.        Развивают чувство ритма и координацию движений.

7.        Подготавливают руку к письму.

8.        Поднимают настроение ребенка.

Для развития мелкой моторики родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку и аппликации на разные темы в зависимости от поставленных целей.

     Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Мелкую моторику рук развивают:

•        Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

•        Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку;

•        Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;

•        Рисование карандашами (фломастерами, кистью);

•        Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.

     Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой рукой.  Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

     Как правило, работая с детьми, начинаем мы с небольшого упражнения для пальчиков. Поскольку это активизирует мыслительную деятельность и мотивирует на дальнейшую работу.

(Родители выполняют пальчиковую гимнастику с массажными мячиками).

Ну, а сейчас вас ждёт очень увлекательное занятие.

(Родителям раздаются подносы, на которых насыпан тонкий слой песка).

Я предлагаю вам побыть художниками и нарисовать на этом волшебном подносе всё, что хотите.

(Родители рисуют).

Поделитесь своими чувствами и эмоциями.

Спасибо. А сейчас перед вами карточки, на которых нарисованы разные фигурки, цифры, дорожки в виде пунктирных линий и точек. Обведите эти линии точно, не отступая никуда.

(Родители выполняют задание «Обведи точно»).

Молодцы. Вы справились, конечно, но согласитесь, что и вам взрослым пришлось приложить усилие и старание, чтобы как можно лучше выполнить это задание.

     Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора,  лепить из глины и пластилина и т. д.  Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Успехов вам, уважаемые родители. А продолжит нашу сегодняшнюю встречу учитель-логопед.

Развитие артикуляционной моторики.

      Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.

      Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет,  проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются постепенно.

     Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений.

     Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

               Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.

Я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения вместе со мной.

(Учитель-логопед показывает, а родители выполняют некоторые из описанных упражнений).

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

Чередование положений губ.

6. Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

6. Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

     Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мал, да удал.

Два сапога - пара.

Нашла коса на камень.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Под лежачий камень вода не течет.

У ужа ужата, у ежа ежата.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Подражать:

- стону,

- мычанию,

- свисту.

8. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Спасибо за работу.  И снова все справились! А наш семинар подошел к концу и пора подвести его итоги.

Рефлексия.

Ведущий. - Скажите, что вам понравилось больше всего? (ответы родителей)

С каким настроением вы уйдете после нашей встречи? Улучшилось ли оно?  Будите ли вы использовать полученные знания в домашней практике?

Р.S. – некоторые родители признались, что шли с неохотой, т.к. выходной день,  дома ждут дела, но и сами не заметили, как улучшилось настроение, и ушла усталость. Нам кажется, это самая высокая оценка и показатель эффективности предложенного варианта взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»

В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙТема: «Развитие...

Семинар – практикум для родителей по развитию мелкой моторики рук.

«Умный ребенок – здоровый ребенок» ( возраст 3-4 года)                                         ...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие мелкой моторики рук»

Цели: Познакомить родителей, с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук....

Семинар - практикум для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.

Привлечь родителей к совместной работе по данной теме с детьми....

Семинар-практикум для родителей «Значение развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей»

Цель: сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Программные задачи: показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук...