Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями. Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа).
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Татьяна Владимировна Трушечкина

 «Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»

Конспект разработан для проведения занятия с детьми, имеющими ОНР 3 ур. в возрасте 6-7 лет, воспитывающихся в условиях специальной группы.

Продолжительность занятия составляет в среднем 25-30 минут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_defektologa.docx311.47 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое и социально-коммуникативное

развитие детей дошкольного возраста.

Конспект досуга для детей старшей логопедической группы «Скоро в школу!»

 «Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»

Конспект разработан для проведения занятия с детьми, имеющими ОНР 3 ур. в возрасте 6-7 лет, воспитывающихся в условиях специальной группы.

Продолжительность занятия составляет в среднем 25-30 минут.

Конспект занятия по развитию речи

Образование уменьшительно-ласкательной формы слов на основе лексической темы «Части тела»

Цели: 

  1. Уточнение и расширение словаря по теме «Части тела».
  2. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
  3. Закрепление навыка ответа полным предложением.
  4. Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, плавности речи).
  5. Развитие памяти, зрительного внимания, мышления, мимики, тонкой и общей моторики.
  6. Обучение детей сочувствию, сопереживанию.
  7. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, ответственности, навыков сотрудничества.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

Коррекционно-развивающие:

- развивать словотворчество и дальнейшее совершенствование языкового чутья: чуткость к слову и его формам;

- развивать фонематическое восприятие путем выделения слова из текста;

- развивать память, мышление, внимание и воображение детей.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитать чуткое отношение к другим детям, умение работать в коллективе.

Оборудование: Две куклы (большая и маленькая), текст русской народной сказки «Теремок», иллюстративный материал к сказке, пальчиковые куклы (герои), предметные картинки (игрушки большие и маленькие).

Ход работы

I. Организационный момент.

Цель: создание эмоционального настроя.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II. Рассматривание маленькой куколки и придумывание ей ласковых имен каждым ребенком.

Посмотрите, у нас в гостях сегодня две красивые куклы, одна маленькая, другая большая. Давайте все вместе придумаем для них имена.

Цель: учить употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы в именах.

Логопед объясняет детям, что в детстве всех называют ласково.

1. На доске висят изображения девушки и маленькой девочки. Логопед предлагает детям подумать, как называли Таню, когда она была малышкой (Танечка, Танюша, Танюшка, Татуся и пр.).

2. Детям дается задание назвать своего соседа ласково по имени. Работа ведется по цепочке, при этом каждый раз отвечающий ребенок с улыбкой передает мячик своему соседу по парте и называет его: Петенька, Настенька.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

- Например, большая кукла Катя, а маленькая Катенька.

Большая Маша – а маленькая (Машенька);

Большая Даша - а маленькая (Дашенька);

Большая Лена - а маленькая (Леночка);

Большая Соня - а маленькая (Сонечка);

Большая Оля - а маленькая (Олечка);

Большая Ира - а маленькая (Ирочка);

Большая Ксюша - а маленькая (Ксюшенька);

Большая Наташа - а маленькая (Наташенька);

Большая Нина - а маленькая (Ниночка);

Большая Аня - а маленькая (Анечка);

Большая Таня – а маленькая (Танечка);

Большая Галя - а маленькая (Галочка).

- Молодцы, красивые имена придумали.

III. Игра «скажи ласково» — договаривание предложений.

1. Рассматривание частей тела кукол, сравнение, проговаривание.

Цель: учить пользоваться уменьшительно-ласкательными суффиксами, называя части тела.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «скажи ласково». Внимательно посмотрите на Катю и Катеньку, я буду показывать часть тела куклы, а вы должны будете назвать ее ласково.

 Например:

У Кати большая голова. -А у Катеньки маленькая (головка).

У Кати большое лицо. -А у Катеньки маленькое (личико).

У Кати большой нос. -А у Катеньки маленький (носик).

У Кати большой рот. -А у Катеньки маленький (ротик).

У кати большое ухо. -А у Катеньки маленькое (ушко).

У Кати большие руки. -А у Катеньки маленькие (ручки).

У Кати большие ноги. -А у Катеньки маленькие (ножки).

У Кати большой живот. -А у Катеньки маленький (животик).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

2. Игра «Два, две»

- Я буду называть одну часть тела, а вы сколько таких частей есть у каждого человека.

Глазик - два глазика;

Щёчка - две щёчки;

Плечико - два плечика;

Ручка - две ручки;

Ножка - две ножки;

Ушко – два ушка.

- Молодцы!

IV. Игра «Подарим игрушки Кате и Катеньке»:

а) с картинками, на которых изображены игрушки, отличающиеся только размером;

Цель: учить дифференцировать размеры (большой - маленький).

-Ребята, Кате и Катеньке нравится, когда им дарят подарки. Сейчас мы рассмотрим картинки, на которых нарисованы подарки и подарим их нашим гостям.

- Смотрите, это большая звезда, я подарю ее Кате, потому что она большая, а это маленькая звездочка, ее я подарю маленькой кукле Катеньке.

Попробуйте теперь вы, ребята!

 Начинай, _________.

 Молодец!

Дети по очереди называют предметы и образуют уменьшительно-ласкательную форму.

-Нашим гостям все подарки понравились. А пока Катя и Катенька разглядывают свои подарки, мы с вами отдохнем.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

V. Физкультминутка.

Цель: снятие усталости и напряжения, выработка четких движений во взаимосвязи с речью.

Теперь немного отдохнем.
Мы пошли с тобой в лесок
(топаем ногами)
И увидели грибок.
(нагибаемся)
Раз грибок, два грибок
(приседаем)
И набрали кузовок.
 (руки в «замок»)
А как птичка-то поёт!
(прислушиваемся)
Восхищается народ.
(хлопаем в ладоши)
Вон река неглубока.
Мы поплаваем пока.
(делаем плавательные движения)
Хорошо!
(обнимаем друг друга)
Вот и день уже прошёл!
(прыгаем)
Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были в нашей разминке?

VI. Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением из русской народной сказки «Теремок»:

Цель: развивать фонематическое восприятие.

- Отдохнули? Садитесь ровно, внимательно слушайте сказку про Теремок.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ ПО СКАЗКЕ «Теремок»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

- Скажите, какие ласковые слова вы услышали?

- Молодцы!

VII. Итог. Называние друг друга ласковыми именами.

- Назовите друг друга ласковыми именами.

Дети по очереди называют друг друга ласково по именам.

- Какие все сегодня молодцы, все хорошо работали! На этом наше занятие закончилось, вставайте и спокойно идите в группу.

Заключение.

Проблема целенаправленного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных в логопедии.

В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих речевыми нарушениями, большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.

Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Важнейшим в работе являлся принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделялось при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (грамматически правильные развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии).

Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.

Работа по формированию связной речи строилась также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности ).

По итогам проведенной работы у детей отмечались:

- Положительная динамика развития грамматического строя речи (в плане усвоения материала по образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

 - Успехи в развитии словотворчества и дальнейшего совершенствования языкового чутья: чуткость к слову и его формам;

- Кроме того, у большинства детей закрепился навык ответа полным предложением.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1http://www.vceznaika.ru/production/images/big/249141.jpg 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 

http://logopeddoma.ucoz.com/_nw/3/68251133.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

http://logopatiki.ru/wp-content/uploads/2012/10/21_9.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

http://mamadelki.ru/wp-content/uploads/2013/09/%D0%BC%D0%BE%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.jpg

ЛИТЕРАТУРА:

1.Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. – с.27-43.
2.Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе - М.: Издательство ГНОМ и Д,- 128 с.

3.Гомзяк О. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
4.Логопедия.  Под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995г.

5.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение.2013. – 364 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...

Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях к...