ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Левшина Наталья Викторовна

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  С ОНР

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных.

Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольного словаря.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать игры - эксперименты. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им самостоятельно. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Несмотря на большое количество имеющегося опыта  по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, на сегодняшний день проблема предикативной лексики у данной категории детей себя не исчерпала, что подтверждает актуальность выбранной темы.

В дошкольном возрасте особое значение придается опытно-практической деятельности детей, так как с помощью этой деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

В работах многих отечественных педагогов говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

В педагогике выделяют практические методы обучения, т.е. практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков.

Практические методы обучения используются при организации продуктивных деятельностей – конструирования, изобразительной деятельности, труда в природе. Данные виды деятельности отличаются от других тем, что, занимаясь ими, дети не просто наблюдают и слушают, а преобразуют предметы, получая в результате реальный продукт (постройку, рисунок, выращенные растения). Возводя постройку из строительных деталей, выполняя трудовые действия по уходу за растениями, дети более глубоко познают новые свойства предметов и явлений, на практике убеждаются, например, в том, что прочность постройки зависит от расположения деталей, состояние растения зависит от ухода за ним и т.д. Способы деятельности детей (которые выступают как важнейший момент любого метода обучения) носят практический характер, что и позволяет определить эти методы как практические.

Важной стороной практических методов обучения является разработка системы последовательно усложняющихся практических заданий. Эта система характеризуется тем, что в ней постепенно возрастают требования к умениям детей осуществлять обследование образца (или анализа заданных условий), планировать последовательность выполнения действия, контролировать получаемые результаты.

Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, элементарные опыты, экспериментирование и моделирование.

Игры-эксперименты на логопедических занятиях используются для повышения эффективности коррекционной работы.

Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи: расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений; развитие у детей мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия; формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым; развитие абстрактного и логического мышления детей.

  1. Используемые на логопедических занятиях игры, прежде всего, необходимо связывать с изучаемой лексической темой, так как благодаря этому идет закрепление лексико-грамматических средств языка, развивается связная речь, логическое мышление, а также дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод. Для формирования глагольного словаря предлагаются следующие игры.
  2. «Сколькими способами может передвигаться человек? »
  • человек живой или неживой?
  • по каким признакам можно узнать, что он живой?
  1. Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли.

Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д.

 «Сколькими способами можно есть хлеб?»

Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный и т.д.). Обсудить разные способы, как можно есть хлеб.

Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то. Подводятся итоги, выявляется, кто больше назвал способов, как можно есть хлеб.

Использование игр с песком, особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Игровые упражнения с песком можно использовать в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи. Для словарной работы предлагаются следующие задания:

«Кто больше назовёт?». Ребенок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Ребенок подбирает однокоренные слова к прилагательным, глаголам и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

Особенно эффективно применение игр-экспериментов для развития лексико-грамматического строя. В процессе игр происходит накопление активного и пассивного словаря.  В активный словарь вводятся глаголы: шуршит, гремит, шипит, звенит и др., а также однокоренные глаголы с разными приставками, наречия: громко, тихо, холодно, тепло, быстро, медленно и др.  Для развития глагольного словаря можно использовать следующие игры-эксперименты:

  • эксперименты со звучащими кубиками: найди кубики, звучащие одинаково. Одни кубики стучат, другие шуршат, третьи звенят. Один кубик стучащий, другой звенящий, третий шуршащий. Одни звучат громче, другие тише. Играя с такими кубиками, ребенок усваивает глаголы в формах единственного и множественного числа, действительные причастия настоящего времени;
  • игры-эксперименты со светом. Для них нужен электрический фонарик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых солнечных зайчиков ребенка учится употреблять предложно-падежные конструкции, согласование прилагательных с существительными, ребенок усваивает также и приставочные глаголы: солнечный зайчик к Машиной кукле подбежал, от Машиной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал и так далее.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ можно использовать экспериментальную деятельность детей.

В работе используются следующие виды:

  1. конструирование букв. На столах – палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв;
  2. реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть палочку или добавить и т.д.);
  3. игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна – насос, терка – актер);
  4. подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме);
  5. подбор слов к данной рифме;
  6. разгадывание ребусов;
  7. образование новых слов из букв данного слова. Например: трамвай – трава, рама, март и т.д.;
  8. придумывание слов на определенный слог;
  9. подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов – с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.;
  10. составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов;
  11. замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма);
  12. работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Важным аспектом в логопедической работе является взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы. Логопедическая работа будет эффективнее, если воспитатели будут активно участвовать в ней, так, задачами воспитателей являются следующие:

  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
  • уточнение значений слов;
  • формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
  • активизация словаря, совершенствование, процессов поиска слова,  перевода слова из пассивного в активный словарь.

Воспитатели могут использовать задания и игры для формирования глагольного словаря у старших дошкольников  с общим недоразвитием  речи в режимных моментах и при проведении своих занятий, тем более использование опытно-практической деятельности происходит постоянно в работе с детьми.

Возможности использования опытно-практической деятельности в логопедической работе достаточно многогранны, в частности, применяя ее можно способствовать формированию глагольной лексики, оперируя с предметами, изучая их, дошкольники с общим недоразвитием речи приобретают новые слова-действия в активном словаре, а также происходит развитие наблюдательности, интереса, других сторон речи и т.п.

В логопедической работе по формированию словаря у детей с ОНР необходимо опираться на общедидактические (систематичности и последовательности, доступности, индивидуального подхода) и специфические принципы (принцип развития, онтогенетический принцип, принцип деятельностного подхода).

Логопедическую работу необходимо осуществлять поэтапно:

1 этап – подготовительный.

Цель: создание базы для развития глагольного словаря, то есть обогащение опыта детьми в процессе расширения представлений ребенка об окружающей действительности; накопление импрессивного словаря, уточнение значений слов.  

2 этап – основной.

Цель: актуализация глагольного словаря; совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. На данном этапе дошкольники выполняют задания логопеда средствами опытно-практической деятельности.

3 этап – заключительный.

Цель: использование разнообразных глаголов в связной речи. На данном этапе используется опытно-практическая деятельность детей, в которой целью является  применение глаголов в самостоятельной речи.

Таким образом, игры-эксперименты в логопедической работе способствует речевому развитию, в частности, формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Кроме этого игры-эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....

Дидактические игры для развития словаря. Старшая группа.

Дидактические игры для развития словаря ...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.  Однако  динамический  анализ  практической  ситуации  за  последние несколько...

Игры на развитие словаря детей старшая группа

Игры на развитие словаря детей старшая группа...

Сборник "Дидактические игры на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста"

Сборник содержит дидактический материал для применения воспитателями и родителями в работе с детьми 5-6 лет....