КИНЕЗИТЕРАПИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике на тему

В настоящее время происходит большое увеличение числа детей, имеющих сложные речевые расстройства, при которых происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы, в связи с чем, вопрос использования кинезитерапии в логопедической работе с детьми с ОНР важен и актуален. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kineziterapiya.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

КИНЕЗИТЕРАПИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Е.А.Савинова, Г.М.Чернякова, Е.В.Юмашева,

МБУ детский сад № 45 «Яблонька»,г.о. Тольятти

chgard45@edu.tgl.ru

«Движение – это жизнь» – говорил Н.М.Амосов. В настоящее время многие науки уделяют большое внимание движению, и коррекционная педагогика в частности.

Мы понимаем, что для здоровой и полноценной жизни каждому человеку необходимо движение, чтобы преодолеть или ослабить недостатки развития. «Кинезитерапия» с греческого языка переводится как «лечение движением». О ней говорят в своих работах ученые-методисты: Е.С. Анищенкова, Г.Р. Шашкина, О.М. Киселева, Г.А. Волкова, Р.Л. Бабушкина и многие другие.

В настоящее время происходит большое увеличение числа детей, имеющих сложные речевые расстройства, при которых происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы, в связи с чем, вопрос использования кинезитерапии в логопедической работе с детьми с ОНР важен и актуален.

Изучение использования кинезитерапии в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи возможно при уточнении понятий: «общее недоразвитие речи» и  «кинезитерапия».

Термин«общее недоразвитие речи»определяется следующим образом: патология у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, которая характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы.

Общее недоразвитие речи возникает при наиболее сложных, системных нарушениях – алалии, а также при фонационных расстройствах (ринолалии и дизартрии), при которых диагностируют не только нарушения фонетической стороны речи, но одновременно и недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является сложной проблемой для специалистов в связи с тем, что такие дети имеют различную природу дефекта и неоднородные клинические проявления.

Особую роль в комплексе коррекционных мероприятий ряд авторов (Жукова, Филичева, Мастюкова) отводят развитию двигательных функций, так как ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений способствуют предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы.

Болгарские ученые Л. Бонев, Ст. Банков, П. Слынчев относят кинезитерапиюк группе неспецифически действующих терапевтических факторов.Кинезитерапия - (kinesitherapia – в переводе с греческого: kinesis - движение, therapia - лечение) - дословно «лечение движением». В данном направлении движение используют для профилактики, лечения и реабилитации.

Лечебная ритмика – это частькинезитерапии. Одна из главных задач лечебной ритмика – развитие чувства ритма при помощи системы физических упражнений. Так как главное место в коррекции речевых нарушений занимает слово, сформировалось особое направление — логопедическая ритмика.

Стоит отметить, что, исходя из анализа литературы, логопедическая ритмика – система двигательных упражнений сочетающихся с музыкой и произнесением определенного речевого материала. Данное направление кинезитерапии является эффективным средством воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

Многие исследования о моторики и речи говорят о связи речи и выразительных движений (М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев), связи между двигательными и речевым анализаторами (А.Г.Иванов-Смоленский, А.Р.Лурия), связи особенностей произношения с характером артикуляторных движений (В.А.Куршев).Данные работы раскрывают необходимость использования артикуляционной (логопедической) гимнастики, являющейся частью кинезитерапии, в логопедической работе.

Некоторые исследователи описывают связь между развитием тонкой моторики и речи у детей (Л.Ф.Фомина, М.М.Кольцова). Эти работы объясняют, что пальчиковая гимнастика, как одно из направлений кинезитерапии, необходима в коррекционно-педагогической работе.

Изучив вопрос о кинезитерапии и общем недоразвитии речи в рамках современных представлений, можно сделать вывод, что развитие речи и движений тесно взаимосвязано. Следовательно, использование в коррекционно-педагогической работе различных направлений кинезитерапии актуально и необходимо.

Стоит отметить, что использование кинезитерапии на логопедических занятиях, позволит развить слуховые функции, оптико-пространственные представления, праксис, тактильные гнозис, интеллектальные и творческие способности.

Необходимо помнить о следующих дидактических принципах при составлении занятий с кинензитерапией: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку.Также, как пишет Г.А. Волкова, нужно учитывать физические возможности детей: механизм и структуру речевого нарушения, развитие личности ребенка.

Следует обращать внимание, что занятия с кинезитерапией должны сочетать в себе разнообразно направленные игры, частую смену видов деятельности, что позволит в свою очередь поддержать интерес ребенка, способствовать установлению им причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Также необходимо помнить о связи с изучаемой лексической темой и задачами логопедической коррекции.

Кинезитерапия при дизартрии

Дизартрия(диз+ греч. arthroo членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При дизартрии отмечаются нечленораздельная речь, учащенное, поверхностное дыхание, мимические и артикуляционные нарушения, ускоренный или замедленный темп речи, слюнотечение, усиливающееся во время речи, слабый, тихий голос с носовым оттенком.

Лечебная гимнастика, как метод лечебной физкультуры, имеет общеоздоровительное и общеукрепляющее влияние на развитие ребенка. Этот метод сочетает в себе общеукрепляющие упражнения с упражнениями для паретичных конечностей. Это позволяет улучшить координацию движений и выровнять мышечный тонус. Стоит отметить, что каждое занятие необходимо начинать с упражнений для здоровых групп мышц. Упражнения для паретичных конечностей следует применять чередуя с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Преобладающими упражнениями в лечебной гимнастике являются активные упражнения, которые должны быть дополнены пассивными движениями.

Детям с дизартрией необходимы подвижные игры общефизиологического воздействия, учитывающие психофизическую нагрузку, которая должна быть незначительной и умеренной. В кинезитерапии есть ряд специальных упражнений, которые помогают восстановить и развить мимические движения, так как у детей с дизартрией могут наблюдаться парезы лицевой мускулатуры.

Необходимое развитие мимических мышц должно проводиться во время создания определенных ситуаций. Сначала происходит тренировка движений отдельных лицевых мышц, потомосуществляется объединение мышц в комплексы, которые отражают такие чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование. Возможно использование наглядного материала.Чтобы закрепить данные умения, на занятиях разыгрываются этюды, проводятся инсценировки песен и многое другое.

Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы.

Для развития общих движений проводятся игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.

Для развития слухо-произносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки. В зависимости от музыкального образа, воспринимаемого детьми, в движениях изображается персонаж. Движение сопровождается звукоподражанием.

Затем логопедическая работа с детьми с дизартриейпроисходит с помощью логопедической ритмики, дальнейшем развитии речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умением коллективного общения. В связи с этим проводят игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.

Далее логопед способствует социализации ребенка, уделяя больше внимание командным заданиям и играм.

При рассмотрении вопроса необходимости использования кинезитерапии при дизартрии важно отметить, что такой метод логопедической работы наиболее важен при данном клиническом проявлении общего недоразвития речи.

Таким образом, стоит отметить, что структура занятий с использованием кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать. Наиболее важно помнить о комплексности подхода для решения проблем с общим недоразвитием речи.

 Рассмотрев особенности двигательных навыков и нарушений, а также особенностей дизартрии, можно сделать вывод, что важно и обосновано использовать кинезитерапию на коррекционно-педагогических занятиях.

Библиография

  1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. М.: АСТ: Астрель, 2007.- 62 с.
  2. Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии.
    М., Коррекционная педагогика №1, 2004. 
  3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей.: учебное пособие /Е.Ф. Архипова.-М.,2006.
  4. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под. ред. Г.А. Волковой. СПб.: КАРО, 2005. - 109 с.
  5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. Для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
  6. Воронова А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально-ритмической деятельности. // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. – Иркутск.,2002.
  7. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2. /Под ред. О.А. Степановой. – М.,2008.
  8. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. Пособие для студ. высш. Пед. учеб. Заведений. – М.: Изд. центр. «Академия», 2005. – 192 с.
  9.  Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. М., Гном-Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии, надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и...

Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре  и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...

Формирование связной монологической речи в системе логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Развитие, воспитание и обучение детей в детском саду и школе проводится на основе родного языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по...

Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Наблюдали ли вы за детьми на детской площадке? Все они милы в своей непосредственности и вызывают улыбку. При этом удовольствие от общения получают не только малыши, но и их мамы. Они обсуждают детей,...

Использование кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

В связи с тенденцией роста числа детей со сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, вопрос использования кинезитерапии в коррекционно-педаго...

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симптоматикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом пов...

Презентация на тему: "Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"

Организация  и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи....