КОНСПЕКТ открытого занятия в старшей коррекционной группе на тему: «Народные промыслы на Руси»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Чефранова Оксана Николаевна

Цель:  совершенствовать знания детей о русских народных промыслах (гжель,  хохлома, дымка).

Задачи:

Ø воспитывать любовь к Родине, русским традициям, народному творчеству; 

Ø вызывать уважение  к  труду  народных  мастеров;

Ø формировать  положительную  эмоциональную  отзывчивость  при  восприятии  произведений  народных  мастеров;

Ø продолжать  учить  особенностям,  характерным  для  каждого  вида  росписи;

Ø развивать  монологическую  речь;

Ø обогащать  словарный  запас, продолжать учить детей употреблять в рассказе большое количество эпитетов;

Ø закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных;

Ø упражнять в образовании имён прилагательных от существительных;

Ø продолжать учить выразительному рассказыванию стихотворений, эмоциональной окраске голоса;

Ø развивать творческую  фантазию детей,  их  самостоятельность  в  придумывании  рисунка;

Ø учить наносить изображение на различных текстурах (дерево, стекло, керамика);

Ø развивать и совершенствовать чувство цвета;

Ø развивать технические навыки работы с гуашью;

Ø развивать внимание, познавательную  активность;

Ø способствовать развитию мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

КОНСПЕКТ

открытого занятия

в старшей коррекционной группе

на тему:

«Народные промыслы на Руси»

Воспитатель:

Чефранова О.Н.

Кропоткин, 2018

Цель:  совершенствовать знания детей о русских народных промыслах (гжель,  хохлома, дымка).

Задачи:

  • воспитывать любовь к Родине, русским традициям, народному творчеству;  
  • вызывать уважение  к  труду  народных  мастеров;
  • формировать  положительную  эмоциональную  отзывчивость  при  восприятии  произведений  народных  мастеров;
  • продолжать  учить  особенностям,  характерным  для  каждого  вида  росписи;
  • развивать  монологическую  речь;
  • обогащать  словарный  запас, продолжать учить детей употреблять в рассказе большое количество эпитетов;
  • закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму имён существительных;
  • упражнять в образовании имён прилагательных от существительных;
  • продолжать учить выразительному рассказыванию стихотворений, эмоциональной окраске голоса;
  • развивать творческую  фантазию детей,  их  самостоятельность  в  придумывании  рисунка;
  • учить наносить изображение на различных текстурах (дерево, стекло, керамика);
  • развивать и совершенствовать чувство цвета;
  • развивать технические навыки работы с гуашью;
  • развивать внимание, познавательную  активность;
  • способствовать развитию мелкой моторики.

Приёмы и техники рисования: рисование влажным по сухому; линия (прямая, волнообразная, спиралевидная, ломаная и т. д.); мазок; растяжка; точка, ритмический мазок, примакивание кистью; резерваж («обходка»).

Оборудование: 

  • Мольберты
  • Магнитная доска
  • Столы для ярмарки
  • Атрибуты для мастеров (фартук, платок)
  • Гжельская и хохломская посуда
  • Дымковские игрушки
  • Изображения элементов дымковской росписи
  • Карточки с элементами хохломской росписи
  • Бумажные тарелочки
  • Вырезанные элементы гжельской росписи
  • Аудиозапись "Еле, еле – закружились карусели"
  • Обруч с лентами
  • Керамические игрушки для росписи
  • Загрунтованные дощечки
  • Стеклянные или фарфоровые тарелочки белого цвета
  • Гуашь
  • Стаканчики с водой
  • Кисти
  • Салфетки
  • Клеёнки

Предварительная работа:

1.        Беседы о русских  народных  промыслах  России.

2.        Рассматривание и чтение книг  о русских  народных  промыслах.

3.        Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных  промыслов.

4.        Рисование  (гжельская тарелочка,  хохломская доска , жостовский поднос, русская матрешка, дымковский петушок,  городецкий конь)

5.        Раскраски на данную тему.

6.        Заучивание стихотворений   с детьми.

7.        Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские  народные  промыслы  России»

8.       Оформление выставки «Наше творчество по мотивам народных промыслов»

Ход занятия

Дети входят в группу.

Скоморох (ребёнок): Здравствуйте, почтенные господа!

Мы приехали на ярмарку сюда!

На ваш товар поглядеть,

Себя показать!

Вместе: Народ собирается, ярмарка открывается!

Восп.: Подходите ближе, гости-господа!

Просим вас пожаловать к мастерам сюда.

Вот в посуде гжельской неба синева,

Золотом покрыла доски хохлома.

От игрушек разных аж в глазах пестрит,

Это Чудо-Дымка нас к себе манит!

Дети со скоморохом подходят  к товарам из хохломы.

Рассматривают посуду.

1 торговец (Катя):              

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка.

Ветка плавно изогнулась,
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая…  

Дети: хохлома.

Восп.: Какая красивая посуда. Ребята, а  что вы знаете о Хохломе и её мастерах?

Ребенок 1: В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города.

Ребёнок 2: Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом.

Восп.: С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная. А какой главный элемент хохломской росписи?
Дети. - Главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор.

Дети:  Этот элемент называется завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.

Восп.: В хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод.   Давайте поиграем с вами в игру «Назови ласково».  Я  буду называть элемент, а вы произносить правильно – ласково и находить карточку с изображением этого элемента.

 - В хохломской росписи есть элемент осока (осочка).
- В узорах хохломской росписи есть элемент трава (травинка).
- В хохломских узорах рисуют усы (усики).
- Хохломские узоры украшают каплями (капельками).
- Хохломские узоры расписывают листьями (листочками).
- В хохломской росписи рисуют цветы (цветочки).
- В хохломской росписи рисуют ягоды (ягодки).

( Дети называют элементы хохломской росписи, находят соответствующую карточку)

Восп: Молодцы ребята! Может,  вы и  стихотворение о Хохломе знаете?

Ребёнок: Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотою Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Дети переходят к следующему прилавку.

Восп: Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

2 торговец (Ксюша Пох.):

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях  васильковая,

Незабудковая …  

Дети: Гжель

Восп: Почему эту посуду называют гжелью?

Дети: В городе Гжель живут мастера, которые делают посуду.

Восп: Как же она получается такой белоснежной?

Дети: Гжельскую керамику делают из белой-белой глины.

Восп: Правильно. Рисуют на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получается посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо». А почему её так называют?

Дети: Мастера расписывают свою посуду синей краской разных оттенков.

Восп.: Где расположен узор?

Дети:  Узор расположен в центре.

Восп.: Ребята, а вы любите изображать гжельские узоры? Хотите украсить тарелочки сине-голубым узором?

Дети выкладывают на бумажных тарелочках узоры из различных элементов.

Восп.: Какие красивые тарелочки у нас получились. А кто подготовил стихотворение о гжели?

Ребёнок: Расцветают на морозе

Хризантемы и ромашки.

Колокольчики и розы.

Украшают чашки, вазы

Сколько блеска, сколько глянца

В сине-белом том фаянсе!

Неужели, неужели

В Вашем доме нету Гжели?

Восп.: С давних пор люди на ярмарку не только за товаром ходили, а чтобы повеселится. Хотите на карусели прокатиться?

Физминука

Еле-еле-еле-еле закружились карусели (медленно идем по кругу)

А потом-потом-потом (немного ускоряемся)

Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся)

Тише, тише, не спешите (замедляемся)

Карусель остановите. Стоп!

Дети подходят к прилавку с  Дымковскими игрушками.

3 торговец:  Эй, ребята подходите,

                       На игрушки поглядите!

Восп.: Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барыня и свистулька и лошадки. Что же это за узор?

Дети: Это дымковские игрушки.

3 торговец: Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

С голосами тонкими,

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

Восп.: Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Как называется такой праздник?

Дети: Этот праздник называется  «свистуньей».

Восп.: Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины,  смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет игрушки диковинные. Самое интересное, что слепив и закалив в печи фигурки, которые становятся крепкими и звонкими, их белят мелом, разведенным на молоке.  И только потом начинают раскрашивать - расписывать.

В чём отличие дымковской росписи?

Дети:  Особенность дымковской игрушки  - простой геометрический орнамент.

Восп.: А из чего он состоит?

Дети: Он состоит из ярких пятен, кругов, овалов и полосок разной толщины.

Восп.: Сочетания каких цветов используют для этой росписи?

Дети: Используют сочетания красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и черного цветов.

 Восп.: Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.

Пальчиковая гимнастика «Козлик»

Вышел козлик из дверей,

Выгнул шею:

«Дай хлеба скорей!»

«Дай пирожок!»

Протянул копытце:

«Дай воды напиться!»

Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру.

Правая рука сжимается в кулак.

Правая рука складывается лодочкой.

Восп.: Ребята, наши мастера так на ярмарку торопились, что не успели расписать все свои работы. Жаль, если кому-то не достанется поделки.

Дети предлагают мастерам свою помощь.

Восп.: Вы хотите помочь нашим ремесленникам? Тогда проходите в мастерскую и выбирайте, какой промысел вам больше нравится. Посмотрите, здесь есть дощечки. Из чего они сделаны? (из дерева) Значит они какие? (деревянные). А тарелочки из фарфора какие? (фарфоровые). А вот игрушки из керамики, какие они? (керамические).

Дети выбирают заготовленные заранее приготовленные дощечки, тарелочки и игрушки, расписывают  их. 

Восп.:  А чтобы работа спорилась, на мольберте у вас расположены элементы росписи. Мы будем работать гуашью, она имеет свойство забивать ворс мягких кистей, чтобы этого не происходило нужно тщательно прополаскивать кисть, водя ворсом по дну баночки с водой.

После окончания рисования воспитатель подводит итоги рисования и предлагает детям рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.

Ребенок:

Ой вы гости дорогие!  

У нас игрушки расписные.

Расписали их, старались,

Подарить вам собирались!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»

Конспект открытого занятия в  старшей/подготовительной группе   по теме «Кто такие рыбы?»...

конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима. Зимующие птицы"

конспект открытого подгруппового занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима.Зимующие птицы"...

План - конспект открытого занятия в подготовительной коррекционной группе на тему "Путешествие в зимний лес"

1. Развитие связной речи.2. Развитие общей моторики.3. Развитие мелкой моторики.4. Развитие фонематического слуха....

КОНСПЕКТ открытого занятия в старшей коррекционной группе на тему: «Народные промыслы на Руси»

Цель:  совершенствовать знания детей о русских народных промыслах (гжель,  хохлома, дымка)....

Конспект открытого занятия в старше-подготовительной группе «Ромашка» Тема: «Путешествие по России»

Цель: формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине....

Конспект открытого занятия для старшей логопедической группы по теме:"Звук и буква У"

Задачи:- закреплять правильное произношение звука У;- учить слышать и выделять звук У в начале, середине, конце слова;- познакомить с понятием “гласный” звук;- ввести новое обозначение гла...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему: «Зимушка-зима»

риобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;   повышение познавательной активности;  усвоение необходимых знаний по теме «Зима&raq...