Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему " Лес. Грибы и ягоды."
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

 

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- учить различать съедобные и несъедобные грибы;

- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять употребление предлога в;

- упражнять в подборе обобщающих слов;

- развивать и активизировать словарный запас по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки с изображением: грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев, корзинка.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 85 комбинированного вида»

                                      Ново-Савиновского района города Казани

Конспект ткрытого занятие учителя-логопеда Фазлиевой А.Д. в старшей логопедической группе №2

Расширение и активизация словарного запаса при изучении темы:  « Лес. Грибы, ягоды и деревья».

2022 г.

Лес. Грибы и ягоды.

Тема: Лес. Грибы, ягоды, деревья.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- учить различать съедобные и несъедобные грибы;

- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять употребление предлога в;

- упражнять в подборе обобщающих слов;

- развивать и активизировать словарный запас по теме.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки с изображением: грибов, ягод, деревьев, веток лиственного и хвойного деревьев, корзинка.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Назови одним словом»

Подосиновик, подберезовик, маслята, мухомор. (Грибы)

Малина, клюква, земляника, черника. (Ягоды)

Сосна, ель, береза, осина. (Деревья)

Деревья, грибы и ягоды расположены в трех выделенных зонах кабинета.

 

2. Объявление темы.

Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть грибы, ягоды и деревья, которые там растут. Вы согласны? (Ответы детей) А как должны вести себя туристы в лесу? (Ответы детей)

Логопед помогает детям с ответами :

- не разжигать костры в лесу;

- не оставляйте мусор после себя;

-не сбивайте несьедобные грибы , они нужны жителям леса;

-не разрушайте муравейники, их жители главные санитары леса;

-не повреждайте деревья , не делайте на них надрезы;

- не выбрасывайте мусор в водоемы.

 

3. Основная часть.

Наше путешествие началось. Первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу.

Деревья.

Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью и отращивают новые весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода.

В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев.

Игра «Лиственное, или хвойное?»

На доске появляются ветки лиственного и хвойного деревьев. Дети по одному выходят к доске и подбирают к каждой веточке деревья (береза, ель, осина, сосна) и объясняют свой ответ: «У березы на ветках листья – это лиственное дерево», «У ели на ветках иголки – это хвойное дерево» и т.д.

Посмотрите внимательно и   расскажите, какие части дерева вы знаете.

Игра «Части дерева»

На рассмотрение детей предлагаются лиственное и хвойное деревья: сосна, рябина. Если дети затрудняются, логопед приходит им на помощь, называет части дерева, а дети за ним повторяют.

У сосны: ствол, ветки, корни, шишки, иголки.

У рябины: ствол, ветки, корни, листья, ягоды.

Можно задать вопрос, чем эти деревья похожи, а чем отличаются.

Ребята! С собой в лес мы взяли корзинку, а собирать в нее мы будем что? (Ответы детей). Да, конечно же, грибы. А настоящие грибники знают о грибах очень много. Вот послушайте, какой рассказ о грибах я вам расскажу.

Физкультминутка.

Мы шли-шли-шли,                                   Дети идут по кругу друг за другом.

Землянику нашли.                                  Наклоняются и «собирают». 

Раз, два, три, четыре, пять,                 Идут по кругу друг за другом.  

Мы идем искать опять.

Мы шли-шли-шли,

Грибочки нашли,

Раз, два, три, четыре, пять,  

Мы идем искать опять.                                        

Грибы.

Грибы – это растения, у которых нет цветков. Вместо семян у них споры. У грибов нет ни листьев, ни стебля, ни корней. Чтобы питаться, грибы выпускают в гниющие растения или навоз тоненькие волосики. Нужно быть очень осторожным при сборе грибов: ведь они бывают съедобными и ядовитыми.

Сейчас мы будем «собирать» грибы, которые вы видите, но будьте осторожны, среди них есть один ядовитый – его класть в корзинку нельзя ни в коем случае.

Игра «Собери грибы в корзинку».

Совместно с логопедом дети называют грибы: маслята, белые грибы, опята, рыжики, мухоморы. Затем поочередно подходят к картинкам с изображением грибов, кладут одну картинку в корзинку, а свои действия сопровождают речью:

Я собрал много маслят.

Я собрал много белых грибов.

Я собрал много опят.

Я собрал много рыжиков.

Ребята! Почему мухомор никто из вас не положил в корзинку? (Потому что это несъедобный гриб).

С полной корзинкой грибов мы отправляемся за ягодами.

А почему же люди так любят ягоды? Ответ на этот вопрос в моем рассказе. 

Ягоды

Ягоды имеют самую разнообразную окраску. Они богаты сахаром и органическими кислотами. В них содержится то, чего никогда не будет в таблетках, капсулах и порошках, несмотря на все достижения науки. Это — богатый источник необходимых витаминов. Ягоды многих растений (клюква, брусника, черника и др.) используются в пищу, а некоторые из них (например, ягоды черники) - в медицине.

Растут они в лесах, на болотах и в садах. Ягодные растения имеют различную форму: это кустарники, лианы (ежевика), травы (земляника, клубника).

Посмотрите внимательно, какие ягоды растут в лесу. Назовите их. (При затруднениях логопед приходит на помощь детям: земляника, черника, брусника, ежевика, клюква, малина)

Игра «Слушай, не зевай»

Дети закрывают глаза, логопед забирают одну из картинок. Затем дети открывают глаза и называют ягоду, которой не стало: «Не стало ежевики» и т.д. В конце игры логопед выкладывает на доску картинку с изображением клубники – дети должны сказать, какая ягода прибавилась.

Логопед: «А почему эту ягоду мы не нашли в лесу»

Ответ детей: «Потому что клубника не растет в лесу. Ее   выращивают люди.

А теперь туристам пора возвращаться в детский сад.

 

4. Итог занятия.

Кем вы были на занятии?

Какие деревья можно встретить в лесу? (Лиственные и хвойные)

Что собирали в корзинку?

Какие ягоды растут в лесу?

Почему нельзя найти в лесу клубнику?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с использованием ИКТ. Тема: Методы работы по формированию слоговой структуры слова. Весна.

Занятие в старшей логопедической группе по работе над формированием слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха с использованием валеологического приветствия, ритмомодуля, логоритмик...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по теме: «Зима. Дикие животные зимой»

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий.Занятие проходит в легкой,занимательной форме....

Конспект открытого занятия для старшей логопедической группы по теме:"Звук и буква У"

Задачи:- закреплять правильное произношение звука У;- учить слышать и выделять звук У в начале, середине, конце слова;- познакомить с понятием “гласный” звук;- ввести новое обозначение гла...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему: «Зимушка-зима»

риобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;   повышение познавательной активности;  усвоение необходимых знаний по теме «Зима&raq...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему " Лес. Грибы и ягоды."

Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- учить различать съедобные и несъедобные грибы;- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.Корре...