Консультация для педагогов "Игры с элементами ТРИЗа"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Христолюбова Диана Константиновна

Давайте познакомимся с еще одним инструментом ТРИЗа - «противоположные значения». Этот прием очень хорошо усваивается, когда мы играем в игру «Наоборот».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triza.odt22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Давайте познакомимся с еще одним инструментом ТРИЗа - «противоположные значения». Этот прием очень хорошо усваивается, когда мы играем в игру «Наоборот».

 Первый этап игры неплохо воспринимается детьми уже в трехлетнем возрасте. Дошкольники рассаживаются по кругу. Ведущий бросает то одному то другому играющему какой нибудь предмет (лучше тот который легко поймать) и при этом называет одно слово. Ребенок, поймав предмет, должен сразу бросить его обратно и при этом назвать слово, имеющее противоположное значение. Если играющий ошибается, он встает, а после второй ошибки выходит из игры. Каждый правильный ответ любого участника игры дает возможность одному из стоящих принять прежнее положение (сесть).

Игра будет проводиться до тех пор, пока не будет исчерпан заранее составленный ведущим список слов-антонимов.

Примерный список: много-мало, узкий-широкий, чистый-грязный, твердый-мягкий, больной-здоровый, горячий-холодный, большой-маленький, день-ночь, зима-лето, худой-толстый, черный-белый, кислый-сладкий, длинный-короткий, медленный-быстрый, трусливый-храбрый, утро-вечер, рано-поздно, тихо-громко, горе-радость, темно-светло, сытый-голодный, далеко-близко, вредный-полезный.

На втором этапе игры можно предложить детям вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворные строки. Например:

скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь - «близко».

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты «храбрец»,

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай «конец».

 С удовольствием дети ищут ответы на загадки:

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня «прохлада».

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь... тишина.

  Дети также любят выполнять и такое задание: закончить пословицы, например:

Ученье свет, а неученье... тьма. Знай больше, а говори... меньше. Корень ученья горек, да плод... сладок. Не бойся врага умного, бойся друга... глупого. Лучшая вещь новая, лучший друг... старый.

На третьем этапе игру можно усложнять, подбирая слова, противоположные по значению (функции): карандаш (пишет) — резинка (стирает).

Когда мы говорим об определенных предметах(действиях) и пытаемся провести их анализ, то должны рассматривать функцию того или иного объекта (действия):

резать, обратная функция «соединять». Соединять могут: клей, игла, гвозди, веревка. Поиграем вместе с детьми в игру «Наоборот» с учетом функций.

Лекарство — яд. Чернила — белила. Ножницы — игла, клей. Карандаш — резинка.

Лекарство (таблетка или микстура) очень нужны человеку, когда он болен, но в малых строго дозированных количествах, определяемых врачом. Большое количество лекарства — яд, который может вызвать отравление организма (вот вам пример перехода количества в качество). И наоборот. Змея ядовитая. Уус уё смертелен, если не оказать своевременную помощь. А в малых количествах яд — лекарство. Он используется в различных лечебных средствах.

 Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей затруднения, можно перейти к следующему, четвертому этапу: после нахождения противоположного по значению слова найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов. Например: горячий-холодный=утюг, солнце, ребенок (горячий, когда у него температура); темный — светлый= тельняшка, черно-белый телевизор и т. д.

 Таким образом, играя в игру «Наоборот» дети подходят к пониманию противоречий. Игра позволяет им более строго их сформулировать и таким образом подойти к и этого противоречия. Формулируя противоречия и решая их, дошкольники делают изобретения и открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"

quot;Использование элементов  ТРИЗ  технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...

Консультация "Познаем мир с кругами Луллия". Использование элементов ТРИЗ в детском саду.

Консультация "Познаем мир с кругами Луллия". Использование элементов ТРИЗ в детском саду....