Комплексное итоговое занятие-досуг "Интеллектуальный марафон"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Опыт работы учителя-дефектолога  и педагога-психолога в виде итогового открытого занятия в подготовительных к школе группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnyy_marafon.doc537.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное   образовательное    учреждение

Детский  сад компенсирующего вида № 1020

Комплексное итоговое

 занятие – досуг

«Интеллектуальный марафон»

Участники: дети подготовительных к школе групп

Педагог-психолог  

 Андреева Людмила  Леонидовна

Учитель-дефектолог

Родина Ирина Борисовна

Москва, 2013 год

Пояснительная записка

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования к обучению, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в первый класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. В нашем дошкольном учреждении воспитываются и обучаются дети с нарушением зрения различной этиологии. Эти дети более всего нуждаются в профессиональной помощи тифлопедагога, педагога-психолога, целью которых является подготовка детей с нарушением зрения  к обучению в массовой школе;  их социализация к условиям окружающей действительности; профилактика школьной дезадаптации. Эта работа включает в себя:

- Диагностику показателей готовности ребенка к школе;

- Прогнозирование на ее основе школьных трудностей;

- Построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.

Коррекция нарушений зрения должна носить комплексный медико-психолого-педагогический  характер. В начале каждого учебного года специалистами ГОУ проводится коллегиальное обсуждение результатов обследования детей, которое позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка и определить общий прогноз его дальнейшего развития. Для успешной психолого-педагогической работы организуется комплекс тех развивающе-коррекционных мероприятий, которые помогут детям, и лечебно-восстановительная помощь врачом-окулистом и медсестрой-ортоптисткой.

Специалисты ДОУ, изучая эту проблему, выделяют в ней несколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией.

Тифлопедагог работает по следующим направлениям: коррекция зрительного восприятия, развитие ориентировки в пространстве, развитие социально-бытовой ориентировки, развитие осязания и мелкой моторики.

Педагог-психолог работает по следующим направлениям: формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста; коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия.

Педагоги образовательного учреждения используют игровую методику обучения. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми. В процессе игровых занятий мы стараемся использовать как можно больше современного  красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, что позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий.

Так как у детей нарушено зрение, то в работе с ними мы опираемся на сохранные анализаторы и стараемся задействовать компенсаторные возможности организма. В этом нам помогает современное коррекционно-развивающее оборудование. Дети с нарушением зрения лучше всего понимают и запоминают то, что ощутили, «открыли» сами в учебной деятельности или в игре. Благодаря использованию такого оборудования формируется логическое мышление, развиваются другие психические процессы,  творческие способности, ориентировка в макро и микропространстве, осязание и мелкая моторики, активизируется готовность решать проблемные задачи.  

Мы хотим представить опыт работы учителя-дефектолога Родиной И.Б. и педагога-психолога Андреевой Л.Л. в виде итогового открытого занятия в подготовительных к школе группах «Интеллектуальный марафон».

Цели:

  1. Закрепление знаний, умений и навыков детей, полученных в течение периода дошкольного обучения
  2. Актуализация чувственного опыта
  3. Совершенствование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению
  4. Совершенствование коммуникативных навыков

Цели  конкурсных заданий.

1.  Выбор капитана и названия команды

- развитие умения делать выбор и принимать коллегиальное решение

- развитие группового взаимодействия

2. Конкурс «Геометрический узор»

- систематизация знаний о геометрических фигурах.

- развитие ориентировки в микропространстве

- развитие умения следовать сложной слуховой инструкции

- развитие словесно-логического мышления

- развитие слухового внимания

3.Конкурс « Угадай на ощупь» (Тактильная дорожка)

- развитие координации движения в пространстве

- развитие тактильных ощущений по схеме рука - нога

- развитие тактильной памяти

- развитие взаимодействия в паре

- снятие психоэмоционального напряжения

4. Конкурс «Палитра»

- развитие умения следовать заданному алгоритму  

- развитие умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль

- совершенствование навыков количественного счета

5. Конкурс капитанов «Вспомни узор»

- развитие зрительной памяти

- развитие ориентировки в микропространстве

- формирование чувства принадлежности к группе, умение сотрудничать в сложной ситуации

Игра «Так бывает в школе или нет»

- снятие психофизического напряжения

- развитие слухового внимания

- систематизация знаний детей о школе

Конкурс «Пословицы»

- развитие абстрактного мышления

- закрепление умения определять прямой и переносный смысл пословиц

- развитие связной речи

- развитие умения аргументированно доказывать свою точку зрения

Конкурс «Зашифрованное послание»  

- развитие концентрации, объема внимания

- развитие логического мышления

- развитие умения действовать по наглядной программе

- совершенствование зрительно-моторных координаций

- развитие умения группового взаимодействия

- совершенствование навыка чтения

Оборудование

Фланелеграфы,  колокольчик, магнитофон, CD диск (запись марша, спокойная музыка), черные коврики, подносы с геометрическими фигурами, простые карандаши, бумага, игровое пособие для саморазвития и самокоррекции «Палитра»,  развивающая игра «Игра в пословицы», тканевые очки, «Тактильная дорожка», диски с различной текстурой поверхности из тактильной игры «Пощупай рукой, определи ногой», набор карточек (ключей) с символами и буквами.  

Комплексное итоговое занятие – досуг

«Интеллектуальный марафон»

План

  I         Введение

  II  1.  Выбор капитана и названия команды

  1. Конкурс «Геометрический узор»

      3.   Конкурс « Угадай на ощупь» (Тактильная тропа)

      4.   Конкурс «Палитра»

           5.   Конкурс капитанов «Вспомни узор»

           6.   Игра «Так бывает в школе или нет»

           7.   Конкурс «Пословицы»

           8.   Конкурс «Зашифрованное послание»  

III     Подведение итогов, вручение дипломов и призов.

I      Введение

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы подвести итоги обучения в детском саду, который вы посещали в течение нескольких лет. И хотим узнать, действительно ли вы готовы к школе и можете носить гордое звание «ПЕРВОКЛАССНИК».

Для этого нужно пройти несколько испытаний,  какие-то из них вы будете проходить самостоятельно, какие-то в аре с другом, ну, а в каких-то без помощи всей команды вам не справиться.

 

За успешное прохождение каждого испытания вы будете получать ключ, который поможет разгадать само сложное последнее задание.

Ну что, вы готовы в трудный путь?  Тогда отправляемся в страну знаний  (музыка «марш», дети идут по кругу и останавливаются у столов по команде педагогов).

                                                   

II

  1. Выбор капитана и  названия команды

Вот мы приблизились к первому испытанию. Вы, наверное, уже заметили, что у нас получилось две команды. Но что же это за команда, у которой нет названия и капитана.

Садитесь за столы и обсудите, как будет называться ваша команда, и кого вы выберете капитаном.  Если вы будете испытывать затруднения, то можете попросить помощь у самых главных взрослых в группе – ваших воспитателей. Приступайте к выполнению задания.  (звонок колокольчика) 

Выбрали ли вы капитана? Капитаны, подойдите к нам.  Как будет называться ваша команда? (ответы)

С этой минуты мы будем обращаться к вам команда «,,,» и команда «,,,»

В конце задания командам выдается 2 ключа от шифра за название и за дружную совместную работу.

2. Конкурс «Геометрический узор».

В следующем испытании принимают участие все ребята, каждый будет работать на своем коврике. Это задание поможет выявить научились ли вы внимательно слушать и выполнять действия под диктовку,  как хорошо вы ориентируетесь в пространстве и знаете геометрические фигуры.

(Звонок колокольчика)  Внимание! Начинаем!  Положите перед собой коврики, выложите над ковриками из подноса в ряд  все фигуры.

Посмотрите внимательно. Эти фигуры одинаковые по цвету? По форме? По величине? (ответы детей)

1. Возьмите в руку фигуру, у которой прямые углы, две стороны длинные и две короткие. (прямоугольник)

Положите ее вертикально в центр коврика.

2. Найдите фигуру без углов, но не овал. (круг)

Положите в верхний левый угол.

3. Найдите фигуру, которая похожа на клюв птицы. (треугольник)

Положите  в правый нижний угол.

4. В левый нижний угол положите фигуру без углов. (овал)

5. В пустой угол положите геометрическую фигуру, которая похожа на объемную фигуру – куб.

6. Найдите полукруг.

 Положите его над прямоугольником.

7. Найдите фигуру похожую на вытянутый квадрат. (ромб)

Ее место на середине правой стороны.

8. Выберете из оставшихся фигур, фигуру с большим количеством углов. (многоугольник)

Положите ее под прямоугольником.

9. Какая геометрическая фигура осталась? (трапеция)

Как вы думаете, где она должна находиться на коврике? (на середине левой стороны)

Как еще можно сказать?

10. Уберите на поднос малиновую, фиолетовую, сиреневую, коричневую фигуры. Запомните оставшиеся фигуры и как они расположены.  

Соберите на поднос все фигуры с коврика и отодвиньте на край стола (звонок колокольчика)

В конце конкурса командам  выдается по 2 ключа от шифра за хорошее выполнение сложного задания)

                       

                                             

                                     

3. Конкурс « Узнай на ощупь» (сенсорная тропа)

Следующее испытание «Узнай на ощупь», оно будет выполняться босиком, снимите обувь. Чтобы выполнить это задание, необходимо разделиться на пары. Найдите себе пару в своей команде и постройтесь друг за другом в конце зала.

(звонок колокольчика) Слушаем задание. У меня в руках мешок, в котором лежат круги с разными поверхностями, а по середине зала на полу находится тропа с точно такими же поверхностями. Одному человеку из пары мы  оденем очки и дадим в руку круг с какой-то поверхностью, он должен ощупать и понять что это за поверхность. Второй человек  в паре должен взять за руку товарища, довести его до тропы и помочь по ней идти, и поддерживать, чтобы он не упал. Тот у кого в руках круг должен найти ногами ту поверхность, что и в руках. А когда найдет поднять руку вверх.

Тот кто помогает не должен подсказывать, иначе команда не получит ключ. Это задание не на скорость, а на внимательность. Не спешите.

(Педагоги  показывают этапы выполнения задания)

В конце конкурса команда выполняет 2 ключа за выполненное задание и за дружную работу в парах.

                                                           

4. Конкурс «Палитра»

(Звонок колокольчика) А сейчас,  задание для всех членов команды. В этом задании можно использовать помощь друга или помощь взрослого. Если не можете сами выполнить задание, то поднимите руку и скажите, чья помощь вам нужна.

Называется это задание «Палитра».  Вы уже умеете решать примеры? Вот сейчас вы это продемонстрируете. У вас на палитре по 3 круга, какого они цвета?  Необходимо решить только три примера.

Поднимите левую руку, положите на стол. Достаньте круги и положите их слева. Возьмите в руку красный круг, найдите пример с красным кругом, рядом с ответом положите его. Дальше сами с остальными кругами.

Проверка по ходу выполнения задания.

(Звонок колокольчика) Команды получают по одному ключу за выполнение задания.  

                                                           

5. Конкурс капитанов «Вспомни узор»

А сейчас «Конкурс капитанов». Капитаны подойдите. Вы помните задание «Геометрический узор» на коврике. Вам необходимо вспомнить фигуры и их расположение на коврике, нарисовать их на листе бумаги.

Остальные дети не мешают и не подсказывают.  Если вы забыли или чувствуете, что неправильно выполняете задание, то можно воспользоваться помощью команды.

Капитаны садятся за столы  начинают выполнять задания (звучит спокойная музыка)

В конце задания капитанам дается ключ.

                                                           

6. Игра « Так бывает в школе или нет».

Я буду говорить предложения. Если такое в школе бывает и вы со мной согласны – маршируете на месте.

Если так не бывает, вы не согласны – приседаете на корточки

Запомнили? Если согласны, что делать? Если не согласны, что делать?

  1. Ученики сидят за партой
  2. На уроке можно есть яблоки
  3. На перемене можно поиграть
  4. В школе кормят завтраком
  5. На уроке играют в игрушки
  6. В школе есть каникулы
  7. В воскресенье дети учатся
  8. В школе занимаются с утра до позднего вечера
  9. На уроке математики решают задачи
  10. В школе спят
  11.  На уроке физкультуры пишут в тетрадях
  12.  На уроке чтения читают
  13. Во время урока можно встать и погулять
  14. В школе задают домашнее задание.  

                                                           

7. Конкурс «Пословицы»

Продолжаем наши испытания. Сядьте полукругом на ковре (звонок колокольчика) Следующее задание называется «Пословицы». Я вам раздам иллюстрации к пословицам, а вы постарайтесь вспомнить слова этой пословицы.

А на ваших столах есть карточки с переносным смыслом этих пословиц. По очереди подойдите к столу и найдите их. Звонок колокольчика  (дети выполняют задание).

Молодцы! Все справились, получайте ключ.

                                                           

  1. Конкурс «Зашифрованное послание»

Вот вы и справились со всеми испытаниями и получили нужное количество ключей, которые помогут разгадать зашифрованное послание.

Команда «…» встаньте в одну шеренгу лицом к Ирине Борисовне, команда «…» встаньте к Людмиле Леонидовне.

Мы сейчас разложим в ряд все ключи, которые вы заработали, под ключами расположено зашифрованное послание. Вам нужно положить букву под нужный знак, смотрите на ключ-образец. Звонок колокольчика  (дети выполняют задание).

Кто может прочитать послание? (Делу время – потехе час. Сделал дело, гуляй смело.) Что означают эти послания? (ответы детей). Как вы думаете, они пригодятся вам в школе?

                                                       

III

Подведение итогов, вручение дипломов и призов.

Молодцы! Вы справились со всеми испытаниями и можете смело носить гордое звание первоклассник. И мы вручаем вам дипломы и медали.

Всех мы вас сегодня поздравляем

И успехов в будущем желаем!

Скоро вы пойдете в первый класс

Счастья и удачи! В добрый час!

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное итоговое занятие в подготовительной группе «Идём встречать лето».

Занятие охватывает все стороны звуковой культуры речи : чёткое произношение слов и фраз, дифференциацию звуков, совершенствование слоговой структуры слова, развитие голосового аппарата, связной речи. ...

Комплексное итоговое занятие «Весна пришла»

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим,  развитию речи и лепке....

Конспект комплексной итоговой деятельности по проекту "Наш Бажов" в старшей группе.

В течение зимы и весны мы много говорили о писателе П.П.Бажове: читали его сказы, рисовали, лепили, а теперь, отправляемся в путушествие во времена сказов Бажова....

комплексный проект «веселый летний марафон» ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Комплексный проект «Веселый летний марафон» реализует новый подход к организации летнего отдыха детей в ДОУ. Проект реализуется в ходе работы «летней оздоровительной площадки». Проект длится три месяц...