Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР II-III ур р р.) Тема: «Знакомство с согласными звуками М и Мь и буквой М.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Вохрушенкова Елена Владимировна

МО «ДСОШ» дошкольное отделение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Знакомство с согласными звуками [М] и [М'] и буквой « М» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР II-III уровень речевого развития)

Подготовила: учитель-логопед Вохрушенкова Е.В.

Цель: познакомить детей с согласными звуками [М] и [М'] и буквой (М);

Образовательные задачи:

- характеристика звука с использованием схем;

- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;

- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);

-выделение заданного звука из потока звуков; - закреплять умение отвечать на вопросы;

- познакомить с буквой М;

- активизировать словарь;

Развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей;

-воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе;

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: карточка с изображением буквы « М» ( шрифт чёрный), кружки (зелёный, синий, красный), предметные картинки, где присутствует звук «М», картинки с матрешками. схема произношения звуков, фланелеграф, наборное полотно.

Раздаточный материал: схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове и фишки, схемы для составления предложения, зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения твёрдых и мягких звуков(синие, зелёные), предметные картинки, где присутствует звук «М», картинки – сюрпризы.

Ход занятия:

Звенит колокольчик (логопед даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом. - доброе утро ребята, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы? - да. Проходите и встаньте к своим стульчикам.– (дети подходят к стульчикам.)

I. Организационный момент:

- Сядет тот, кто придумает слово со звуком (А, О, У, ) в начале, кто придумает слово со звуком Ы. – Сядьте правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале поиграем в игру « Весёлый язычок», возьмите зеркала - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - « Хоботок» «Заборчик» - « Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка» (схемы – карточки для показа упражнений). Повторение изученного материала: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их. А, О, У, Ы. - Они какие? - Гласные. - почему мы их так называем? - Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия. - Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным. II.

Введение в тему:

- Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно: 1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь) Появляется соответствующая картинка Следующая загадка: 2. Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. (машина) Появляется соответствующая картинка. Слушайте третью загадку: 3.В подполье, в коморке Живет она в норке, Серая малышка Кто же это? (Мышка.) Появляется соответствующая картинка. Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. ( морковь, машина, мышка) - А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М) - Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)

Характеристика звука (М) – по схеме - Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) . - Что происходит с нашими губами? - Они сначала смыкаются, а потом размыкаются. - Что происходит с нашими зубами? - они смыкаются. - Где находится язык? (за зубами) - Да, а воздух выходит свободно? - нет, воздух встречает преграду - Что ему мешает? - губы. - Звук (М) какой? - согласный, твёрдый. - каким мы его обозначаем цветом? -Синим. ( в –ль выставляет кружок синего цвета) - у нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь) - как мы его произносим – мягко, значит это звук какой? - согласный , мягкий. - каким цветом мы его обозначаем? - зелёным. ( в –ль выставляет кружок синего цвета)

- А для того, чтобы это всё получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни» ( я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышате звук М; а если Мь – топнуть) – дети играют за столами.

Физкультурная минутка. Игра с мячом « Скажи наоборот» ( в – ль говорит например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) ( садятся на места)

Определение места звука (М) в слове. Игра «Подарок для Матрешки».

- Ребята, к нам в гости пришли Матрешки они очень любят звук М. Вы можете подарить матрёшкам подарки - новые передники. Первой матрёшке подойдут передники с картинкой, в названии которой звук М находится в начале слова. Второй матрёшке, которая стоит в середине, подойдут передники с картинками, в названии которых звук М находится в середине слова. Последней матрёшке подойдут передники с картинкой, в названии которой звук М находится в конце слова. Дети по очереди называют картинки на передниках, определяют место звука М в слове и накладывают передник на матрёшку, которой он предназначен. (Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: ( малина, мак, машина, морковь, масло, мыло, ромашка, лимон, панама, сумка, смородина, самокат, аквариум, дом, сом, ком, альбом, том).)

Гимнастика для глаз.

- Ребята, помните весёлую гимнастику гномиков для глаз, давайте её выполним. Посмотрите вверх, затем вниз, поморгайте, закройте глазки.

Знакомство с буквой М.

- Ребята, что мы можем сказать про звуки? - Мы их слышим и произносим. - А буквы ? - Пишем.

- Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она. (Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.) - На что похожа буква М? (ответы детей) - А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. - Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М. - Молодцы. Игра «Почини букву». -Посмотрите, буква М пришла к нам сегодня не одна, но ее сестренки близняшки «сломались» по дороге. Давайте починим буквы. Для этого нам надо разделиться на 2 команды. (Дети делятся на 2 команды и каждая команда сообща собирает букву).

Рефлексия: - Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? - С буквой М (м). - Какой звук она обозначает? - Звук [ м ]. - Какой это звук? (согласный) - А согласный звук бывает каким? ( твёрдым и мягким) - Правильно. - А что вам больше понравилось? - Что интересного запомнилось? -Выберите смайлик соответствующий вашему настроению и поместите его на доске. (Дети крепят на доску смайлики). - Вы очень хорошо работали, молодцы! – До свидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zvuk_i_bukva_m.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

МО «ДСОШ» дошкольное отделение

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Знакомство с согласными звуками         [М] и [М']  и буквой « М»

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР II-III  уровень речевого развития)

Подготовила: учитель-логопед

Вохрушенкова Е.В.

Цель: познакомить детей с согласными  звуками [М] и [М']   и буквой (М);

Образовательные задачи:

     - характеристика звука с использованием схем;

- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;

- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;

- закреплять умение отвечать на вопросы;

- познакомить с буквой М;

- активизировать словарь;

Развивающие задачи:

- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать  навыки  оказания взаимопомощи в коллективе.

Материалы и оборудование:  

Демонстрационный материал:  карточка с изображением буквы и звука « М» ( шрифт чёрный),  кружки (зелёный, синий, красный), предметные картинки, где присутствует звук «М», картинки с матрешками. схема произношения звуков, фланелеграф, наборное полотно.

Раздаточный материал: схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове и фишки, схемы для составления предложения, зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения  твёрдых и мягких звуков(синие, зелёные),  предметные картинки, где присутствует звук «М»,  картинки – сюрпризы.  

Ход занятия:

Звенит колокольчик (логопед даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом.

- доброе утро ребята, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы?  - да. Проходите и встаньте к своим стульчикам.– (дети подходят к стульчикам.)

I. Организационный момент:

- Сядет тот, кто придумает  слово  со звуком (А, О, У, ) в начале,

кто придумает  слово  со звуком Ы.

– Сядьте  правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале поиграем в игру           « Весёлый язычок», возьмите зеркала  - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - « Хоботок» «Заборчик» - « Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка»  (схемы – карточки для  показа упражнений).

Повторение изученного материала:

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, Ы.

- Они какие?

- Гласные.

-  почему мы их так называем?

- Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным.

II. Введение в тему:

- Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте  внимательно:

1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)

Появляется соответствующая картинка

Следующая загадка:  

2. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (машина)  

Появляется соответствующая картинка.

Слушайте третью загадку:

3.В подполье, в коморке

Живет она в норке,

Серая малышка

Кто же это?  (Мышка.)

Появляется соответствующая картинка.  

Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. ( морковь, машина, мышка)

 - А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)

 - Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)

Характеристика звука (М) – по схеме

 - Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .

-  Что происходит с нашими губами?

-  Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

- Что происходит с нашими зубами?

- они смыкаются.

- Где находится язык? (за зубами)

-  Да, а воздух выходит свободно?

-  нет, воздух встречает преграду

-  Что ему мешает?

-  губы.

- Звук (М) какой?

- согласный, твёрдый.

- каким мы его обозначаем цветом?

 -Синим. ( в –ль выставляет кружок синего цвета)

- у нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)

- как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?

- согласный , мягкий.

- каким цветом мы его обозначаем?

- зелёным. ( в –ль выставляет кружок синего цвета)

- А для того, чтобы это всё получше  запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни»

( я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышате звук М; а если Мь – топнуть) – дети играют за столами.

Физкультурная минутка.

Игра с мячом « Скажи наоборот»

( в – ль говорит например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) ( садятся на места)

Определение места звука (М) в слове.

Игра «Подарок для  Матрешки».

- Ребята, к нам в гости пришли Матрешки они очень любят звук М. Вы можете подарить матрёшкам подарки - новые передники. Первой матрёшке подойдут передники с картинкой, в названии которой звук М находится в начале слова. Второй матрёшке, которая стоит в середине, подойдут передники с картинками, в названии которых звук М находится в середине слова. Последней матрёшке подойдут передники с картинкой, в названии которой звук М находится в конце слова.
Дети по очереди называют картинки на передниках, определяют место звука М в слове и накладывают передник на матрёшку, которой он предназначен.

(Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: ( малина, мак, машина, морковь, масло, мыло, ромашка, лимон, панама, сумка, смородина, самокат, аквариум, дом, сом, ком, альбом, том).) 

Гимнастика для глаз.

- Ребята, помните весёлую гимнастику гномиков для глаз, давайте её выполним. Посмотрите вверх, затем вниз, поморгайте, закройте глазки.

Знакомство с буквой М.

- Ребята, что мы можем сказать про звуки?

- Мы их слышим и произносим.

- А буквы ?

- Пишем.

- Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она.

(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)

- На что похожа буква М? (ответы детей)

-  А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

- Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

- Молодцы.

Игра «Почини букву».

-Посмотрите, буква М пришла к нам сегодня не одна, но ее сестренки близняшки «сломались» по дороге. Давайте починим буквы. Для этого нам надо разделиться на 2 команды. (Дети делятся на 2 команды и каждая команда сообща собирает букву).

Рефлексия:

 - Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- С буквой М (м).

- Какой звук она обозначает?

- Звук [ м ].

- Какой это звук? (согласный)

- А согласный звук бывает каким? ( твёрдым и мягким)

- Правильно.

- А что вам больше понравилось?

- Что  интересного запомнилось?

-Выберите смайлик соответствующий вашему настроению и поместите его на доске. (Дети крепят на доску смайлики).

- Вы очень хорошо работали, молодцы! – До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»

Интеграция образовательных областей:·         Социально - коммуникативное развитие.·         Познавательное развитие.·...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».

Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с  тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....

КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Что мы знаем о космосе».

КОНСПЕКТ открытого интегрированного показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя «Чт...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (компенсирующей направленности ) на тему: «Саранск- столица Мордовии».

Модель НОД рекомендована воспитателям груп компенсирующей направленности по лексической теме "Наш город"....

Непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности по формированию целостной картины мира на тему "Федорино горе" в рамках лексической темы "Посуда".

В данной методической разработке используют формы работы направленные на закрепление знаний детей по лексической теме "Посуда", коррекцию речевого развития детей с ОВЗ....