Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе (компенсирующей направленности ) на тему: «Саранск- столица Мордовии».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лобарева Надежда Ивановна

Модель НОД рекомендована воспитателям груп компенсирующей направленности по лексической теме "Наш город".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_gorod_docx.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Саранск- столица Мордовии».

Программное содержание.

- Познакомить детей с Республикой Мордовия, с ее символикой, столицей – городом Саранск;

- Формировать устойчивый интерес к своей «малой» родине; чувство патриотизма; обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях родного города;

- Воспитывать чувство уважения к предкам, землякам, бережное отношение к истории родного города.

Методические приемы. Игровая мотивация, вопросы к детям, дидактические игры, показ, объяснение, чтение стихотворения, работа с картой.

Материалы и оборудование. Государственные символы Республики Мордовия, фотографии: главы Республики и мэра города Саранска, запись «Гимн Мордовии», презентации о достопримечательностях и интересных местах города.

Словарная работа. Обогащение словаря детей словами-предметами, признаками по теме «Наш город».

Предварительная работа. Рассматривание альбомов по теме, беседа о знаменитых людях Мордовии, о городе Саранске, чтение произведений мордовской художественной литературы.

Модель образовательной деятельности.

I. Организационный момент. Игра «Чего много в городе?»

I. Сообщение темы и целей.

- Давайте сегодня с вами отправимся в путешествие и поговорим о нашей малой Родине – Мордовии и ее главном городе – столице – городе Саранске!

III. Беседа «Мы живем в столице Мордовии». Рассматривание карты Мордовии.

- Вспомните как называется республика, в которой мы живем?

- Кто управляет нашей республикой? (Глава РМ)

Обратите внимание, какое место занимает наша республика на карте России.

(Работа с картой)

– Как называется столица Мордовии?

- Кто является мэром города Саранск?

- Саранск-один из старейших городов Среднего Поволжья. Он возник в 1641 году как военная крепость на юга-восточной сторожевой черте Московского государства.

IV. Рассказ педагога о символах республики.

- Все страны мира, все государства, республики, существующие на нашей земле, имеют свои гимны, гербы и флаги.

- Есть свой гимн и у нашей малой Родины - Мордовии.

Музыку к гимну Мордовии написала композитор Нина Кошелева, а слова Сергей Кинякин. (Прослушивание 1 куплета с припевом.)

-  Следующий символ который мы с вами рассмотрим это герб. Посмотрите внимательно на герб Республики Мордовия. Может быть кто-то знает, что на нем изображено? (ответы детей)

- Герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдического щита с гербом г. Саранска в середине, обрамленного золотыми колосьями пшеницы, т.к. мордовский народ занимался сельскохозяйственным трудом, перевитыми лентой темно-красного, белого и темно-синего цветов; нашейной гривной (национальным женским украшением) цвета золота, на которой 7 орнаментов, означающих количество 7 городов республики, заканчивающейся солярным знаком, восьмиконечной розеткой, символом солнца, красного цвета.

Центральная фигура государственного герба восьмиконечная розетка- солярный знак – символ солнца, тепла, добра, открытости.

Состоящая из четырех фигур розетка отражает стремление мокши и эрзи (два племенных союза, образующих в единстве мордовский народ, русских и татар, то есть основного населения Мордовии к равновесию, стабильности и устойчивости.

 – А где можно найти изображение герба?

-  У нашей республики есть и свой флаг.

- Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трёх полос тёмно-красного, белого и тёмно-синего цветов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковые. Средняя полоска по размеру соответствует двум другим. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка. Восьмиконечная розетка – символ солнца, тепла, доброты, открытости, стремление к стабильности.

- А что обозначает каждый цвет флага? (ответы детей)

Расцветка флага Мордовии повторяет выбор цветов российского флага, что указывает на государственное единство Республики со страной. Центральный элемент композиции –

Солярный знак обозначает благополучие, рост, процветание.

Белый цвет символизирует мир.

Синий цвет обозначает приверженность традициям.

– Где вы видели Государственный флаг в нашем городе?

- Флаг развивается над Администрацией нашего города. В торжественные дни, государственные праздники вывешивается российский флаг на общественных зданиях, школах.

- Мы познакомились с государственными символами: гимном, гербом, флагом.

IV. Физкультминутка «Прогулка по городу». 

- Давайте все вместе отравимся на прогулку по городу.    

Мы по городу гуляем,                                 Шагаем на месте

Мы свой город изучаем.                             Поставить руку «Козырьком» к голове

Справа есть высокий дом,                          Поднять правую руку

Обойдём его кругом

Слева домик ниже                                       Левую руку вниз

Подойдём поближе.                                    Шагаем на месте

Это - церковь Божий дом                            Руки «куполом» над головой

Все мы дети в доме том.                             Обнять себя

Ну а это - детский сад.

Тише!                                                            Указательный палец к губам

Там детишки спят.                                       Присесть, ладошки под голову.

V. Дидактическая игра «Путешествие по Саранску» (показ презентации о достопримечательностях).

- Давайте отправимся на экскурсию по достопримечательным местам города Саранска.

  1. В нашем городе много красивых, современных, необходимых горожанам зданий: здание железнодорожного вокзала, Мордовский университет, Республиканская детская библиотека Саранск, почта России, Дом республики, Дом союзов.

  1. Памятники: основателям Саранска стоит на месте основания города, стратонавтам, «Навеки с Россией», А.С. Пушкину, памятник семье, известным людям, например, скульптору С. Эрзи; на площади Победы в центре Саранска расположен Мемориал воинам Мордовии, павшим в годы Великой Отечественной войны.

  1. Есть храмы, соборы, например, Кафедральный собор Федора Ушакова.

  1. Театры: Мордовский национальный театр, Государственный театр кукол Республики Мордовия, Театр оперы и балета, Государственный музыкальный театр им. И. М. Яушева.

  1. Музеи: Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Музей военного и трудового подвига 1941-1945 годов, Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И.Д. Воронина.

  1. Спортивные объекты: Спортивный комплекс "Мордовия", Ледовый дворец и др.

  1. Интересные места для отдыха и развлечения: парк культуры и отдыха имени А. С. Пушкина в Саранске, лисий мостик, светомузыкальный фонтан «Звезда Мордовии», музыкальный фонтан в Пролетарском районе, зоопарк.

VI. Дидактическая игра «Скажи какой город».

- Мы родились и живем в этом городе, значит он какой? – родной

- Если наш город возник давно, про него можно сказать, что он какой? -  старейший

- В нашем городе много красивых мест, значит он какой? – красивый

- В нашем городе много зеленых насаждений, значит он какой? – зеленый

- В нашем городе проживают люди разных национальностей, значит он – многонациональный

- Наш город по размеру, какой? - небольшой

- В нашем городе много современных зданий, значит он, какой? – современный.

- Город мы любим, значит он какой? – любимый

- В нашем городе очень чисто, значит он какой? – чистый

- Нам в нем уютно, значит он какой? – уютный

- Здесь много интересных мест, город с интересной историей, значит он какой? – интересный

- В нашем городе много спортивных объектов, горожане (жители города) занимаются спортом, значит город какой? – спортивный

- Наш город известен своими достопримечательностями, значит он какой? – известный

- В городе развита промышленность, значит он какой? – промышленный

VII. Чтение стихов о родном крае. Рассматривание иллюстраций о родной природе.

VIII. Итог.

- С какими государственными символами РМ мы познакомились?

- По какому городу мы сегодня путешествовали?

- В какие игры играли?

Литература:

  1. О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста». Занятие № 1. стр. 114-115.
  2. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».

Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с  тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности тема: «Фрукты».

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях, пользе для здоровья человека....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие на поезде»

В конспекте представлено занятие, направленное на формирование предпосылок развития слоговой структуры слова у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи...