Главные вкладки

    Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционно-образовательной работе
    статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Иващенко Елена Николаевна

              В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_muzykalnogo_rukovoditelya_i_uchitelya.docx20.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционно-образовательной работе».

    Иващенко Елена Николаевна, музыкальный руководитель ВКК МКДОУ ЦРР – детский сад №10 г. Россошь

    Если говорить вам сложно – 
    музыка всегда поможет!

           Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

           У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями познавательной деятельности.

            Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

             Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

            Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно — временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, ритмические движения под музыку. Исследователи отмечают недостаточную координацию пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики, обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

           Таким образом, проблема коррекции ОНР в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-педагогической проблемой. В нашем детском саду с 1982 г. функционируют две логопедические группы, накоплен  огромный опыт работы с детьми с ОНР.

     

              В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

           Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

           Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

    Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда мы осуществляем по двум направлениям:

    1. коррекционно-развивающее;
    2. информационно-консультативное.

    Осуществляя свою работу, мы:

    • учитываем структуру речевого нарушения;
    • осуществляем индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
    • закрепляем знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
    • всесторонне развиваем личность дошкольника.

           Мы предъявляем единые требования к проведению совместных занятий с детьми, которые строим на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии.

           Основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные. Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда, музыкального руководителя и других специалистов ДОУ.

    Совместно мы подбираем методическую литературу, пособия и репертуар.

    Учителя-логопеды участвуют в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

    Составляем картотеки речевых игр, игр со словом и т.д.

    Мы выступаем на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.

    Я постоянно использую на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедические распевки, речевые игры, логоритмические упражнения, игры со словом, пальчиковые игры, музыкально-ритмические движения с пением, поговорки, небылицы, считалки, подговорки, музыкально-дидактические игры со словом, потешки, частушки, загадки, стихи, скороговорки, инсценировки сказок и песен, вокально-хоровую работу.

    Координационный план проведения совместных занятий

    Педагогические задачи

    Логопед

    Музыкальный руководитель

    Развитие мелкой моторики

    Упражнения с различным дидактическим материалом.
    Пальчиковые игры.

    Игра на детских музыкальных инструментах.
    Танцевальные движения.
    Театр с использованием кукол бибабо

    Развитие мимики

    Массаж лица.
    Гимнастика мимических мышц.
    Произвольное формирование определенных мимических поз.
    Связь мимики с интонацией

    Развитие выразительности в пении и танце

    Развитие речевого дыхания

    Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания

    Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

    Развитие голоса

    Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

    Хоровое пение.
    Движения с речью под музыку.
    Использование характерных ролей.

    Развитие фонематического слуха

    Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.

    Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

    Развитие артикуляции

    Упражнения с зеркалом.
    Артикуляционная гимнастика.
    Чистоговорки.
    Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)

    Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

    Развитие грамматического строя речи

    Формирование навыков словообразования и словоизменения.
    Преодоление аграмматизма

    Разучивание текстов песен. Драматизация.
    Музыкальные спектакли, инсценировки.
    Кукольный театр.

    Развитие словаря

    Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
    Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

    Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
    Обогащение словаря в процессе занятий.

    Развитие диалогической речи

    Формирование навыков составления диалога

    Драматизация.
    Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

    Развитие монологической речи

    Развитие у ребенка желания говорить.
    Воспитание навыков овладения монологической речью.

    Разучивание текстов песен

    Развитие коммуникативных навыков

    Психологические этюды и коммуникативные игры

    Участие детей в музыкальных представлениях.

    Наша совместная работа дает высокие результаты коррекции развития детей с ОНР.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»

       Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...

    Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

    Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

    План взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда

    План взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в ДОУ на учебный год...

    Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда

    Материал в папку взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда....

    Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда

    Оздоровительные задачи включают: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, плавности, воспитание ...

    Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

    Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

    «Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.»

    Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности....