конспект ОД "Развитие речи детей с ОВЗ посредством восприятия художественной литературы на тему:"Путешествие по сказкам К. Чуковского"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике по теме

Захарова Ольга Николаевна

Развитие речи детей с ОВЗ посредством восприятия художественной литературы на тему :"Путешествие по сказкам К. Чуковского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_2.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №45»

Конспект ОД

по развитию речи посредством восприятия художественной литературы на тему

«Путешествие по сказкам К.Чуковского»

Подготовила и провела:

Захарова Ольга Николаевна

г.Арзамас 2016г.

Цель: Способствовать развитию речи  у  детей посредством восприятия  художественной литературы

Задачи:

Коррекционно -образовательные: способствовать  систематизации  знаний о сказках К. Чуковского,  способствовать расширению и активизации словаря по теме «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Насекомые», «Дикие и домашние животные».

Коррекционно -развивающие: обеспечить: развитие слухового восприятия,    крупной и мелкой моторики;  координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу.

Коррекционно-воспитательные: способствовать  формированию: навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии; вызвать желание помочь Федоре.

Способы  реализации деятельности: психогимнастика « Наши глаза…», корригирующие упражнения «Ходьба по ребристой доске», « Подлезание в воротики», « Ходьба по узкой тропинке», « Перешагивание через лужицы», дидактическая игра  « Дикие и домашние животные», пальчиковая игра с прищепками « Насекомые», дидактическая игра « Чудесный мешочек», физкультминутка « Насекомые над лугом», вопросы и ответы по картинкам « Насекомые»,  массаж пальцев рук, проблемная ситуация « Как помочь Федоре?»,  оценка и самооценка деятельности детей.

Средства для организации и проведения ОД:

1. картинки с изображением диких и домашних животных, насекомых, обуви, одежды, модель домика и дерева;

2. аудиозапись сказки «Федорино горе»;

3. презентация  «Викторина по сказкам К.Чуковского»;

4. д/и «Сенсорная коробка», « Игры с прищепками», « Чудесный мешочек».

5. иллюстрации к сказкам К.Чуковского «Доктор Айболит», «Муха –    Цокотуха», « Чудо – дерево»;

6. ребристая доска, модули;

7. костюмы Доктора Айболита, Федоры;

8. выставка книг по творчеству К.Чуковского, портрет писателя.

9.пластилин, доска на каждого ребёнка, стеки, салфетки.

Виды детской деятельности в ОД: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная.

Ход ОД

Вводная часть

Воспитатель: Дети,  сегодня с утра уже все проснулись, друг другу улыбнулись и подарили хорошее настроение. Давайте мы с вами сейчас встанем в круг, возьмёмься за руки и подарим своё хорошее настроение друг другу. Молодцы! А теперь тихо садитесь на стулья и слушайте .

Психогимнастика (установка на занятие):

-Наши глаза внимательно смотрят.

Наши уши внимательно слушают.

Наши ноги нам не мешают.

Наши руки нам помогают.

 - Ребята, а вы любите путешествовать?( Ответы детей)

- Хотите отправиться в путешествие по  сказкам К.Чуковского на поезде?      ( Ответы детей). Занимайте места.

Вот поезд наш едет, колёса стучат

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – гудит паровоз,

Он в сказки Чуковского деток повёз.

Основная часть

Остановка – станция №1 ( чтобы сюда попасть, мы пройдём по мостику – ребристая доска)

- Внимательно посмотрите на картинку и скажите, в какую сказку мы приехали? («Доктор Айболит»)

-Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

- Кого лечит Айболит?(Животных)

- Какие бывают животные?( Дикие и домашние)

- Где живут дикие животные? ( В лесу)

- Где живут домашние животные? ( Рядом с человеком).

У каждого ребёнка сенсорная коробка с мелкими игрушками диких и домашних животных.

- Все животные перепутались между собой, и , доктор Айболит просит вас – всех диких животных поставить рядом с деревом, а домашних – рядом с домиком. ( Дети выполняют задание, объясняя свои действия:«Я поставил волка рядом с деревом, потому что он живёт в лесу, значит относиться к диким животным»).

- Молодцы ребята, доктор Айболит благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше.

Колёсики, колёсики

Стучат, стучат, стучат.

И в следущую сказку везут они ребят.

Остановка – станция №2 ( чтобы сюда попасть – подлезем в воротики)

- Посмотрите на картинку, в какую сказку мы приехали?

Муха, Муха – Цокотуха,

Позолоченое брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите тараканы,

Я вас чаем угощу!»

(На доске выставлены картинки с изображением насекомых)

-Кто приходил к Мухе на день рождение? ( дети называют насекомое, на которое указывает воспитатель).

- Скажите, как одним словом можно назвать гостей Мухи?                 ( Насекомые).

- Чем похожи насекомые? ( у них есть крылья, усики, лапки).

- Ребята, но не все насекомые пришли к Мухе – Цокотухе  на день рождения, у некоторых просто не выросли лапки, давайте им поможем.

Детям раздаются силуэты насекомых, к которым они прикрепляют лапки – прищепки.

- Молодцы ребята, а теперь отдохнём на лужайке.

Физкультминутка «Насекомые над лугом»

-Жу-жу-жу – жужжит пчела         Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека.                            ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит,  указательные пальцы выставляются                

Укусить скорей спешит.              вперёд, остальные поджимают,

Уф-уф-уф, как паровоз,               делают ритмичные выбросы рук

Шмель пыхтит, - пыльцу              попеременно вперёд.

повёз.                                              Ритмично притоптывают ногами.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу.                       Делают ритмичные хлопки.

- Хорошо отдохнули? Нам пора отправляться дальше.

Вагончики, вагончики

Качаются, бегут,

Ребят на остановку скорей они везут.

Остановка – станция №3 ( чтобы сюда попасть – пройдём по узкой тропинке)

- Назовите станцию, к которой приехал наш поезд? ( «Чудо – дерево»).

Как у наших у ворот

Чудо – дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо,чудо

Расчудесное!

 Ни листочка на нём,

Ни цветочка на нём,

Что ж растёт на нём

Словно яблоки? ( Обувь и одежда)

- Назовите обувь, которая растёт на чудо – дереве? ( туфли, ботинки, босоножки…)

- Скажите, как надо ухаживать за обувью? ( мыть, чистить, сушить, беречь).

- Назовите одежду, которая растёт на чудо – дереве? ( носки, гольфы…)

-Наша одежда и обувь перемешались, надо их разделить. Одежду мы повесим в шкаф, а обувь - поставим на полочку.   ( игра « Чудесный мешочек»).

- Молодцы ребята, с этим заданием вы тоже справились! А теперь занимайте места в вагонах –и снова в путь!

Вагончики, вагончики

Бегут, бегут, бегут.

На следущую станцию ребят они везут.

Остановка – станция №4 ( чтобы сюда попасть – перешагнём лужицы).

- Назовите станцию, к которой приехал наш поезд ( « Федорино горе»). Кого вы видите здесь? ( Это несчастная баба Федора, от неё убежала посуда и осталась она совсем одна)

- Ребята, а почему от Федоры убежала посуда? (она не мыла посуду, запылила, закоптила её…). Давайте вместе с Федорой наведём порядок в доме.

Массаж пальцев рук (Дети поочерёдно массируют пальцы на одной и на другой руке под стихотворный текст)

Ох вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите –ка немытые домой,

Я водою вас умою ключевой!

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко сиять.

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!

Воспитатель: Какже помочь Федоре? Что нужно сделать? ( Ответы детей)

- Конечно, ребята, давайте  поможем  Федоре вернуть посуду домой, сделаем ей сюрприз – слепим новый чайный сервиз.

Продуктивная деятельность – лепка « Чайный сервиз для Федоры»(чашечка с тарелочкой)

Заключительная часть

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

- В каких сказках мы побывали?

- Кто написал все эти сказки?

-Какие ещё сказки К.И.Чуковского вы знаете? ( Ответы детей).

- А теперь посмотрите на бабушку Федору, она улыбается, ей понравилась ваша посуда. Молодцы ребята!

Список литературы

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комароваой, М.А.Васильевой. Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва 2014г.

2. Корней Чуковский. Русская литература для детей. Учебное пособие под.ред. Т.Д.Полозовой. – М.2000. – С.317- 322.

3. Корней Иванович Чуковский. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М.АСТ.,1997. – 417 -420.

4. Кузнецова Н., Литературные конкурсы. Дошкольное воспитание. 2010 - №8.

5.Микляева Н.В. Читаем и обыгрываем сказки. Ребёнок в детском саду.2011 - №2 С. 31.

6. Портрет К.И.Чуковского. Произведения К.И.Чуковского. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вида организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой на тему: Русская народная сказка «Теремок» (1 мл.группа)

Конспект вида организованной образовательной деятельности по ознакомлению с  художественной литературой на тему: Русская народная сказка «Теремок» (1 мл.группа)Используемая программа образо...

Викторина по ознакомлению детей с художественной литературой на тему «Путешествие в сказки».

Викторина по ознакомлению детей с художественной литературой на тему «Путешествие в сказки»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (ознакомление с художественной литературой) на тему: «Путешествие в сказку «Цветик – семицветик» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельностиТема НОД: «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик»».Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интегра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе. Ознакомление с художественной литературой на тему: «Путешествие по сказке «Теремок»

          Конспект непосредственно образовательной деятельности  в   младшей группеОбразовательные области: «Речевое развитие», «Художе...

Конспект НОД по чтению художественной литературы на тему: «Путешествие по сказке «Репка» в младшей группе

Задачи: -Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством- сказкой; побуждать к участию в драматизации сказки. -Развивать творческие способности; эмоциональную отзывчивость; речь, о...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, на тему: «Путешествие по сказкам Пушкина»

Данный материал помагает детям закрепить сказки  А.С.Пушкина в игровой форме. На занятии они разгадывают загадки, решают кроссворд, что детям очень интересно....