Рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Хомина Галина Васильевна

Рабочая программа педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_poslednyaya_1_word_3.docx206.18 КБ

Предварительный просмотр:

                        

                        

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

МАДОУ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДС «ЗАБАВУШКА»

ХОМИНОЙ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

г. Нижневартовск 2017

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.3.

Направления деятельности педагога-психолога

4

1.4.

Возрастные индивидуальные особенности контингента воспитанников

5

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

6

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

7

2.1.

Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»

7

2.2.

Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области  «Познание. Развитие познавательно - исследовательской деятельности»

8

2.3.

Работа с детьми-инвалидами

12

2.4.

Перспективное планирование работы с педагогами

12

2.5.

Взаимодействия с семьями воспитанников

13

2.6.

Система мониторинга

14

2.6.1.

Работа с детьми

14

2.6.2.

Работа с педагогами

21

2.6.3.

Работа с родителями

21

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

22

3.1.

Учебный план работы с детьми

22

3.2.

Формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми

22

3.3.

Проектирование пространства развития ребенка

22

Список используемой литературы

26

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога  - психолога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Разработана на основе основной образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №66 «Забавушка» в соответствии с  нормативными документами:

  •  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 1

«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 2

«Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся».

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  глава 11, статья 79 п. 1.

«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

  • ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) глава II, п. 2.1. – «Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта».

ФГОС глава II, п 2.3. «Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых

ориентиров дошкольного образования)».

  • Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • «Концепция дошкольного воспитания» (1989), «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (2003) – определяют стратегическое развитие дошкольного образования.
  • Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.

- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

  - Крюкова С.В.,  Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь;

  - Н»..Ю.Куражева,  Н.В.Вараева  Психологические занятия с дошкольниками;

  - «Я – ты – мы» программа социально-эмоциоального развития дошкольников;

  - Коррекционно-развивающие программы для детей Погостова Н.М.

   - Методическое пособие А.С. Роньжина «Занятия  с детьми 2-4 лет в период адаптации к           детскому саду 

Цель деятельности педагога-психолога: обеспечение оптимального уровня познавательного и личностного развития детей, сохранение их психологического здоровья через организацию психолого-педагогического сопровождения образовательной, коррекционной работы МАДОУ, направленного на оказание специальной психологической помощи.

Задачи:

  1. Обеспечить психологическое сопровождение детей в период адаптации.
  2. Содействовать полноценному психическому, личностному развитию и социализации детей раннего и  дошкольного возраста.
  3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Использовать широкий спектр здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками.
  5. Оказывать психологическую поддержку одаренным детям.
  6. Содействовать повышению психологической компетентности родителей и педагогов в закономерностях развития  ребёнка, а также в вопросах образования и воспитания.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.

Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

Создание условий для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей

Использование результатов психологической диагностики для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

1.3. Направления деятельности педагога-психолога.

Психологическое просвещение — формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательного учреждения потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников на каждом возрастном этапе, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Психологическая профилактика — обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации; разработка конкретных рекомендаций педагогическому персоналу, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и развития детей.

Психологическая диагностика – получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития.

Психологическое консультирование — консультирование администрации дошкольного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом; консультирование педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей; консультирование представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и проблемами их возрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развития.

Развивающая и психокоррекционная работа — активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающими психическое развитие и становление личности дошкольников, реализацию возрастных и индивидуальных особенностей развития; участие в разработке, апробации и внедрении комплексных медико-психолого-педагогических и коррекционных программ; реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии детей.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детский сад  №66 «Забавушка» в 2017-2018 учебном году функционируют 12 групп, которые посещают 232 воспитанников:

7групп компенсирующей направленности;

-5 групп общеразвивающие.

Группы

Группа № 1  - (1/2) для детей раннего дошкольного возраста

Группа № 2 –(1/3) младшего дошкольного возраста  для детей 4-го ода жизни

Группа № 3–(1/4) младшего дошкольного возраста  для детей 4-го ода жизни

Группа № 4 – (2/1) для детей среднего дошкольного возраста  5-го года жизни

Группа № 5–  (2/4) для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Группа № 6 – (3/1) компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (6-й год жизни)

Группа  № 7– (1/6) компенсирующей  направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (6-й год жизни).

Группа № 8 – (1/5)  компенсирующей  направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (6-й год жизни).

Группа № 8 – (1/1)  компенсирующей  направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (6-й год жизни).

Группа № 10 – (2/3) компенсирующей  направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ( 7-й год жизни).

Группа № 11 – (2/2) компенсирующей  направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ( 7-й год жизни).

Группа № 12– (2/5) компенсирующей  направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи ( 7-й год жизни

Группы для детей и старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи. Дети имеют в диагнозе: моторную алалию, задержку речевого развития, дизартрию, расстройства экспрессивной речи (общее недоразвитие речи 2-3 уровня), проявляющиеся в нарушении формирования всех компонентов речи: лексического состава и грамматического строя языка, фонетико-фонематической стороны и развития связной речи. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

Ранний и младший дошкольный возраст        

  • Благоприятный адаптационный  период детей 2-4 лет.
  • Снижение заболеваемости,  стрессовых состояний у детей.
  • Обогащение коммуникативного опыта ребенка способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  • Способность ребенка различать   первые нравственные эмоции: хорошо – плохо.
  • Появление позитивной  самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.

Средний дошкольный возраст

 Проявления ребенком познавательной активности, эмоциональной отзывчивости;

  • Уровень развития познавательных психических процессов, соответствующий возрастной норме и превышающий ее (у способных детей).
  • Сформированная позитивная самооценка.
  • Минимизирование проявлений агрессивности, конфликтности, застенчивости.
  • Владение основными способами общения, стилем поведения в конфликтных ситуациях, методами релаксации, избавления от гнева.
  • Появление элементов партнерского общения (умение работать в парах, сотрудничество, лидерство).
  • Адекватность выражения эмоций.

Старший дошкольный возраст (6-й год жизни)

  • Проявления ребенком познавательной активности, эмоциональной отзывчивости;
  • Уровень развития познавательных психических процессов, соответствующий возрастной норме и превышающий ее (у способных детей).
  • Сформированная позитивная самооценка.
  • Минимизирование проявлений агрессивности, конфликтности, застенчивости.
  • Владение основными способами общения, стилем поведения в конфликтных ситуациях, методами релаксации, избавления от гнева.
  • Появление элементов партнерского общения (умение работать в парах, сотрудничество, лидерство
  • Старший дошкольный возраст (7-й год жизни)
  • Проявления ребенком:

 - познавательной активности;

 - эмоциональной отзывчивости.

  • Уровень развития познавательных психических процессов, соответствующий возрастной норме и превышающий ее (у способных детей).
  • Сформированная позитивная самооценка.
  • Минимизирование проявлений агрессивности, конфликтности, застенчивости.
  • Владение основными способами общения, стилем поведения в конфликтных ситуациях, методами релаксации.
  • Сформированная учебная школьная мотивация.
  • Появление элементов партнерского общения (умение работать в парах, сотрудничество, лидерство).
  • Адекватность выражения эмоций.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»

 

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п.

Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика.

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну).

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (рассказывать о том, чем хорош каждый воспитанник, помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят и пр.).

Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений.

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.

Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Воспитывать:

  • дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу;
  • организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.
  • заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

2.2. Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области  «Познание. Развитие познавательно - исследовательской деятельности»

        Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.

Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик).

Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий и др.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5-8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2-4 частей), складные кубики (4-6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).

Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная).

Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей.

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Первичные представления об объектах окружающего мира. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.

Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.

Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес..

Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).

Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).

Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.

Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.).

Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?»).

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Первичные представления об объектах окружающего мира. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).

Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.).

Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические).

Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать глазомер.

Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека; учить выполнять правила игры.

Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).

Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.

Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Первичные представления об объектах окружающего мира. Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Расширять представления о качестве поверхности предметов и объектов.

Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.

Сенсорное развитие. Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.

Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).

Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).

Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.

Дидактические игры. Продолжать учить детей играть в различные дидактические..

Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Развивать и закреплять сенсорные способности.

Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

2.3. Работа с детьми-инвалидами

Цель: оказание помощи в коррекции недостатков развития, преодолении трудностей  усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.  

Задачи:

1.Создание специальных условий для обучения, воспитания и развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, для успешной социальной адаптации и интеграции.

2. Преодоление психологических трудностей в процессе усвоения адаптированной образовательной программы ДОО, развитие познавательных психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, формирование эмоционально-волевой сферы, развитие моторики.

3.Коррекция и профилактика речевых нарушений, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий.

4.Формирование общей культуры личности, расширение общего кругозора развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

5. Сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий

Работа с детьми-инвалидами осуществляется на основе индивидуальной адаптированной образовательной программы развития обучающегося, разработанной в соответствии с заключением ТПМПК и учетом ИПРА. Данная Программа, является программным документом, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.

Направления работы с детьми-инвалидами:

- Психолого-педагогическое обследование ребенка    специалистами ДОУ.

- Отслеживание психологической комфортности ребенка в группе, ДОУ и семье

- Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

- Консультации для  родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенку.

- Консультации для  педагогов по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенку.

Расписание занятий составлено так, чтобы ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных СанПиНом норм. В первую половину дня проводятся: занятия с воспитателями и узкими специалистами. Во вторую половину дня проводится  индивидуальная работа по заданию специалиста ДОУ (в соответствии с ИПРА).

Форма организации обучения – индивидуальная или подгрупповая.

2.4. Перспективное планирование работы с педагогами

Психопросвещение и психопрофилактика рассматривается по трем направлениям: психогигиена деятельности, психогигиена общения, психогигиена среды.

Мероприятие

Срок проведения

ПСИХОПРОСВЕЩЕНИЕ

1. Консультация «Обеспечение психологического благополучия детей в ДОУ и семье»                    

2. Консультация «Подготовка детей к обучению в средней общеобразовательной школе»

3. Семинар «Использование в образовательном процессе элементов кинезотерапии»

4.Консультация «Формирование у детей УУД»

5. Консультация «Развитие у детей  социального и эмоционального интеллекта»

6. Консультация «Цвет хорошего настроения»

Октябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Май

№ п/п

Название работы

Срок проведения

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

11

Консультация «Создание условий для успешной адаптации детей к ДОУ

Сентябрь

22

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Ноябрь

Апрель

2.5. Взаимодействия с семьями воспитанников

Перспективный план работы с семьями воспитанников на учебный год.

Психопросвещение и психопрофилактика с родителями рассматривается по трем направлениям: психогигиена деятельности, психогигиена общения, психогигиена среды.

Тема

Сроки

ПСИХОПРОСВЕЩЕНИЕ

Составление рекомендаций, памяток для родителей:

1.«Ребенок поступает в детский сад

2. Арт-терапия

3. «Эмоционально-личностные нарушения у детей»

3. «Как справиться с кризисом трех лет»

4. «Как общаться с ребенком?»

5. «Играйте вместе – это оздоравливает отношения»

6. «Ошибки, которые совершать нельзя»

7. «Чтобы малыш  вырос счастливым»

8. « Цвет хорошего настроения»

       Сентябрь

       Октябрь

Ноябрь

Декабрь

       Январь

Февраль

Март

        Апрель

         Май

№№

п/п

Тема

Сроки

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА.

Повышение психологических знаний родителей, помощь в решении конкретных актуальных проблем в воспитании ребенка.

1.

Консультация «Ребёнок поступает в детский сад».

Сентябрь

2.

Школа для родителей «Академия понимания»:

1.«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

2. « Эмоциональные нарушения у детей»

3. «Кризис 3-х лет»

4. «Как общаться с ребенком»

4.«Родительская любовь и воспитание»

5. «Детские страхи»

6.«Конфликты между родителями и детьми»

7. «Агрессивный ребенок. Как быть?»

      Октябрь

Ноябрь

Декабрь

       Январь

Февраль

                    Март

        Апрель

         Май

2.6. Система мониторинга

2.6.1. Работа с детьми

Диагностика психического развития дошкольника по проблемам психического развития в период возрастных кризисов, выявление у детей ранних признаков одаренности (по запросу родителей, педагогов).

 Изучение  уровня познавательного  развития детей  раннего возраста

(Стребелева Е. А.)

Название шкалы

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

Поймай шарик

 

установление

контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление

понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за

двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.

1. полноценность и сохранность нейро – анатомических структур, тонких физиологических механизмов мозговой деятельности (так же как и органов  чувств,  двига тельной системы и других функциональных систем организма).

2. психосоматика (головная  боль,  жара,  страх, болезненность)

3. низкий  уровень  социаль

ной  и психологической  активности.

4. низкий  уровень  развития  речи.

5. недостаточное  развитие  фонематического  слуха.

6.  слабо  развиты  мышцы  руки.

7. не умеет  видеть,  слышать.

Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки

выявление практического ориентирования на величину, а также наличиясоотносящих действий.

Разбери и сложи матрешку: двусоставную

трехсоставную

проверка уровня развития ориентировки на величину

Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец

выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий

Найди парные картинки:

Две- четыре

выявление уровня развития зрительного восприятия предметныхкартинок

Поиграй с цветными кубиками: с двумя

(красный, желтый или белый) с четырьмя

(красный, желтый или белый, зеленый, синий)

 выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей

выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке

Построй из палочек: молоточек (из двух палочек) домик (из трех

палочек)

 выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу

Достань тележку:

скользящая тесемка

скользящая и одна ложная тесемка

выявление уровня развития наглядно-действенного мышления,

Нарисуй дорожку

домик

выявление понимания речевой инструкции, уровня развития

предпосылок к предметному рисунку, а также на определение

ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к

результату.

Изучение  уровня развития детей  младшего  дошкольного  возраста

(Стребелева Е. А.)

Название  шкалы

Исследуемая  функция

Фактор,  влияющий  на  результат

Поиграй  (набор сюжетных игрушек).

выявление уровня развития игры: отношение к игрушкам и развитие предметно-игровых действий, умение  произвести  по  подражанию  несколько  последовательных  игровых  действий.

1. полноценность и сохранность нейро – анатомических структур, тонких физиологических механизмов мозговой деятельности (так же как и органов  чувств,  двига тельной системы и других функциональных систем организма).

2. психосоматика (головная  боль,  жара,  страх, болезненность)

3. низкий  уровень  социаль

ной  и психологической  активности.

4. низкий  уровень  развития  речи.

5. недостаточное  развитие  фонематического  слуха.

6.  слабо  развиты  мышцы  руки.

7. не умеет  видеть,  слышать.

Почтовый  ящик.

проверка  уровня  развития практической  ориентировки  на  форму, т. е.  умения  пользоваться  методом проб  при  выполнении практических  задач.

Разбери  и  сложи  матрешку (четырехсоставную).

проверка уровня развития ориентировки на величину

Пирамидка из  5 колец

выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий

Группировка игрушек  (адаптированный вариант  методики  Л. А. Венгера).

выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнения группировки по форме.

Сложи разрезную  картинку (из трех частей).

выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке

Достань  тележку (со стержнем; адаптированный вариант методики С. Л. Новоселовой).

выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

Найди  пару  (сравнение картинок).

выявление умения анализировать и сравнивать изображения, находить сходство и различие.

Построй  из  кубиков

Дом с дорожкой,  с  забором,   стол,  кровать

выявление умения работать по показу, подражанию, действовать целенаправленно.

Нарисуй (шарик  и веревочку  к  нему)

выявление уровня развития предметного рисунка.

Сюжетные  картинки  

выявление понимания сюжетного изображения, уровня развития связной речи. Исследование зрительной памяти.

        

Психолого – педагогическое  обследование  познавательного развития детей среднего дошкольного  возраста (Стребелева Е. А.)

Название  шкалы

Исследуемая  функция

Фактор,  влияющий  на  результат

Поиграй  (набор сюжетных игрушек).

выявление уровня развития игры,умения ребенка действовать с игрушками, выполнять ряд логически связанных действий, объединяя их в единый сюжет.

1. полноценность и сохранность нейро – анатомических структур, тонких физиологических механизмов мозговой деятельности (так же как и органов  чувств,  двигательной системы и других функциональных систем организма).

2. психосоматика  (головная  боль,  жара,  страх, болезненность)

3. низкий  уровень  социальной  и психологической  активности.

4. низкий  уровень  развития  речи.

5. недостаточное  развитие  фонематическо

го  слуха.

6.  слабо  развиты  мышцы  руки.

7. не умеет  видеть,  слышать.

Почтовый  ящик.

проверка уровня развития ориентировки на форму — практического  примеривания.

Зашумленные  картинки  

наличие  фрагментарного  восприятия,  возможность выделения целостной  фигуры,  наличие парагнозий, стратегия  выделения  изображения.

Разбери  и  сложи  матрешку (пятисоставную).  

проверка уровня развития ориентировки на величину.

Дом  животного (адаптированный вариант  методики   Л. А. Венгера).

проверка умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета.

Сложи  разрезную  картинку (из четырех  частей).

выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Угадай,  чего  нет  (сравнение картинок).

выявление умения анализировать, сравнивать изображения, находить сходство и различие, решать задачи в образном плане с опорой на наглядность.

Посчитай  (до 4, 6 мес.  в пределах 3,  после 4, 6 мес. до 5 лет - в пред. 5)

выявление уровня сформированности количественных представлений

4 -  лишний

выявление  уровня  обобщающих операций,  

способность  выделять существенные признаки предметов и на их основе производить необходимые  суждения.

Повторение  слов,  запоминание  картинок.

выявить  особенности  зрительной, слуховой  памяти  и  внимания

Построй  из  палочек

выявление умения ребенка работать по образцу.

Нарисуй человека  (адаптир. вариант методики Гудинаф-Харрисона).

выявление уровня   развития предметного рисунка.

Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»).

выявление уровня понимания, восприятия сюжетного изображения, развития связной речи.

Путаница

понимание  детьми  нелепости  изображенного,  запас  общих  сведений  об   окружающем,  характер  эмоционального  проявления,  наличие  чувства  юмора.

Психолого – педагогическое  обследование познавательного развития детей старшего дошкольного  возраста ( 6-го года жизни)  (Стребелева Е. А.)

Название  шкалы

Исследуемая  функция

Фактор,  влияющий  на  результат

Включение  в  ряд  (методика А. А. Венгер).

установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно — ориентировки на величину.

1. полноценность и сохранность нейро –анатомических структур, тонких физиологических механизмов мозговой деятельности (так же как и органов  чувств,  двигательной системы и других функциональных систем организма).

2. психосоматика (головная  боль,  жара,  страх, болезненность)

3. низкий  уровень  социальной  и

 психологической активности.

4. низкий  уровень  развития  речи.

5. недостаточное  развитие  фонематического  слуха.

6.  слабо  развиты  мышцы  руки.

7. не умеет  видеть,  слышать.

Почтовый  ящик.

проверка уровня развития зрительной ориентировки на форму.

Построй  из  палочек  (лесенка).

выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

Сложи  разрезную  картинку (из пяти  частей).

выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Сгруппируй  картинки  (по цвету и форме).

проверка уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления (ориен тировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять   его  принцип).

Количественные  представления и счет.

выявление уровня развития количественных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).

Сравни (сюжетные картинки «Летом»).

выявление уровня развития наглядно-образного мышления (восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках), умения сравнивать и понимать  динамическое изменение события, изображенного на картинках.

Найди  время  года

выяснение уровня  развития наглядно-образного мышления,  сформированности  предметного  рисунка.

Нарисуй целое (методика А. А. Венгер).

выяснение уровня  развития наглядно-образного мышления,  сформированности  предметного  рисунка.

Расскажи (серия  сюжетных картинок «Утро  мальчика»).

выявление уровня   развития предметного рисунка.

Повторение  слов,  запоминание  картинок.

выявление умений  определять  временную последовательность событий, обобщать  свой практический  опыт (сформированность  наглядно – образного  мышления).

Путаница

выявить  особенности  зрительной,  слуховой  памяти  и  внимания

4 -  лишний

Понимание детьми нелепости  изображенного, запас общих  сведений  об, характер  эмоционального  проявления,  наличие  чувства  юмора.

Пространственное восприятие

выявление  уровня  обобщающих операций,  способность  выделять существенные признаки предметов и на их основе производить  необходимые  суждения.

Пространственное восприятие

Выявить сформированность пространственных отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия право – лево,  верх – низ,  середина.

Психолого – педагогическое  детей старшего дошкольного  возраста

 ( 7-го года жизни)  Стребелева Е. А.

Название  шкалы

Исследуемая  функция

Фактор,  влияющий  на  результат

Представление об окружающем  (беседа).

выявление уровня ориентировки в окружающем мире, запаса знаний о себе и своей семье.

1. полноценность и сохран ность нейро анатомических структур, тонких физиоло гических механизмов мозго вой деятельности (так же как и органов  чувств,  двигатель

ной системы и других функциональных систем организма).

2. психосоматика (головная  боль,  жара,  страх, болезненность)

3. низкий  уровень  социальной  и психологической  активности.

4. низкий  уровень  развития  речи.

5. недостаточное  развитие  фонематического  слуха.

6.  слабо  развиты  мышцы  руки.

7. не умеет  видеть,  слышать.

Сложи (разрезная картинка  из шести частей «Клоун»).

выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установление сотрудничества с незнакомым взрослым в новой обстановке, выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

Сравни (сюжетные картинки «Летом»).

выявление уровня развития наглядно-образного мышления (восприятия целостной ситуации, изображенной на картинках), умения сравнивать и понимать  динамическое изменение события, изображенного на картинках.

Представление о временах года.

выявление уровня сформированности представлений о временах года, их последовательности.

Дорисуй.

выявление уровня развития продуктивного воображения и графических навыков.

Количественные  представления и счет.

выявление уровня сформированности представлений о количестве, умения выполнять счетные операции в уме (развитие наглядно-образного и элементов логического мышления).

Расскажи (сюжетная картинка «В лесу»).

выявление уровня развития элементов логического мышления, умений воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображенными объектами  и явлениями.

Путаница

Понимание  детьми  нелепости  изображенного,  запас

характер  эмоционального  проявления,  наличие  чувства  юмора.

Классификация  (по существенным  признакам)

выявление  уровня  обобщающих операций,  способность  выделять существенные признаки предметов и на их основе производить  необходимые  суждения.

Продолжи  ряд (письмо).

проверку уровня развития готовности ребенка к письму, умения принять задание, связанное с учебной деятельностью, способности  анализировать  образец  и  работать  по  нему.

Повторение слов, запоминание  картинок. Узнавание  фигур  (тест Бернштейна).

выявить  особенности  зрительной,  слуховой  памяти  и  внимания

Пространственное восприятие

выявить сформированность пространственных  отношений; умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве; умение дифференцировать понятия право – лево,  верх – низ,  середина.

Звуковой  анализ  слова.

выявление умения анализировать звуковой состав слова, определение уровня развития предпосылок к обучению грамоте.

Программа «Выявление эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста»

Эмоциональные нарушения

Участники

Методики, автор

Тревожность

Воспитатели

Дети 4 -7 дет

Опросник  для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко

 Тест тревожности (Р.Тэммл,  М.Дорки, В.Амен)Проективная  методика «Несуществующее животное»

Застенчивость

Дети 4-7 дет

Тест тревожности (Р.Тэммл,  М.Дорки, В.Амен)

Методика «Лесенка» В.Г. Щур

 Проективная  методика «Несуществующее животное»

Агрессивность

Воспитатели

Дети 5-7 дет

Дети 4 дет

Анкета. Критерии агрессивности у ребенка Г.П. Лаврентьвой, Т.М. Титаренко

Проективная  методика «Несуществующее животное»

.Проективная методика «Тест руки» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго

Проективная  методика «Кактус»

Гиперактивность

Воспитатели

Дети 4-7 дет

Опросник. Критерии гиперактивности .

П. Бейкер и М. Алворд (Приложение 3) Проективная  методика «Несуществующее животное» (Приложение 6)

Проктивная методика «Тест руки» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго.

2.6. 2. Работа с педагогами

пп/п

Мероприятие

Сроки

11.

Изучение психологического климата в

педагогическом коллективе

Январь

12.

Изучение эмпатических тенденций

Февраль

33.

Изучение стиля руководства педагогическим коллективом.

Март

2.6. 3. Работа с родителями

п/п

Мероприятие

Сроки я

Изучение комфортности пребывания детей в ДОУ.

         Ноябрь

Диагностика особенностей семейного воспитания воспитанников с эмоционально-личностными нарушениями

Декабрь

Изучение мнения родителей удовлетворенности количеством и качеством предлагаемых в ДОУ

Апрель

Изучение мнения родителей об удовлетворенности степенью вовлеченности в деятельность образовательного учреждения

Апрель

III. Организационный раздел

3.1.Учебный план работы с детьми

Количество занятий в неделю

Продолжительность занятия

3 года

4года

5 лет

6 лет

7лет

3

4 год

5 год

6 год

7 год

Групповые развивающие занятия

-

-

1

1

1

-

15

20

25

30

Групповые

коррекционные

занятия

-

-

-

-

1

-

-

-

-

30

Индивидуальные коррекционные занятия

        1*

1*

1*

1*

1*

8

8

10

15

15

 *Индивидуальные занятия проводятся   с детьми-инвалидами по заключению МПМПК с учетом ИПРА

3.2. Формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми

Формы работы с детьми:

-групповая работа;

-индивидуальная работа

Методы работы с детьми:

-рассказ взрослого и рассказы детей;

-наглядные методы;

-психогимнастика;

-сказкотерапия;

-песочная терапия;

-релаксация;

-игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения;

-дидактические игры и упражнения на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления;

-дидактические игр по формированию сенсорных эталонов;

Музыкотерапия;

-ароматерапия;        

-цветотерапия.        

3.3. Проектирование пространства развития ребенка

Создавая индивидуальную образовательную среду для каждого воспитанника, удовлетворяя его потребности в приобретении знаний, расширяя его кругозор и развивая его мотивацию к познавательной деятельности, педагог стремится наполнить культурно-образовательное пространство детского сада таким содержанием, которое помогло бы духовно и нравственно обогатить ребенка. В образовательной среде Центра развития ребенка каждый воспитанник приобретает социальный опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и реализует право выбора вида деятельности. Эффективность данного выбора с одной стороны обусловлена природной любознательностью и интересом ребенка, а с другой – включением ребенка в разнообразные детско–взрослые объединения.

Открытая образовательная среда, позволяет добиться подвижного баланса инициатив всех участников образовательного процесса, что обеспечивает раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их.

Кабинет обеспечен методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Наименование

Рекомендуемое количество

(шт)

Фактическое количесто

            (шт)

Стол для занятий

1

1

Стул детский

10

10

Стул мягкий

1

1

Шкаф для игрушек и пособий

5

5

Ковер

1

1

Кресла

2

2

Термометр настенный

1

1

Подвеска для цветов металлическая

1

1

Массажный коврик «Морское дно»

1

1

«Волшебная нить»

1

1

Подвесная система звучащих трубок «Мелодичный звон»

1

1

Светильник «Релакс»

1

1

Ваза керамическая

1

1

Модуль «Черепаха»

1

1

Пано «Сказочный лес»

Мяч (разного размера)

8

8

Обруч

1

1

Платочки цветные

10

10

Ширма

1

1

Панно «Домик»

1

1

Светильник «Ракета»

1

1

Магнитофон

1

1

Мольберт

1

1

Мольберт прозрачный

1

1

Стол компьютерный

1

1

Тумба

1

1

Тактильная дорожка

1

1

Горшок керамический

8

8

Зеркало

1

1

Игрушка мягкая

2

2

Модуль «Цветок»

1

1

Шторы

1

1

Сенсорное оборудование  «Сухой душ»

1

1

Светильник «Пламя»

1

1

Пучок фиброоптических волокон с боковым точечным свечением

1

1

Световой проектор «Жар птица»

1

1

Набором кукол би-ба-бо

Монитор

1

1

Системный блок + клавиатура + мышь

1

1

Сенсорное оборудование Прозрачная колона со световым эффектом

1

1

Сенсорное оборудование «Сказочный шатер»

1

1

Панно «Звездное небо»

1

1

Регенератор запахов «Шар»

1

1

Ультразвуковой распылитель эфирных масел «Эфа»

1

1

Фонтан водный

1

1

Кресло-пуф «Капелька»

1

1

Стол с песком

1

Стол световой с песком

1

1

Набор ароматических масел

1

1

Панно «Сказочный лес»

1

1

Детское зеркальное панно

1

1

Дидактическое пособие «Крокодил»

1

1

Дидактические и развивающие игры

«Парочки» (для развития памяти и мышления)

1

1

«Поиграем вместе»  (развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, мышления)

1

1

«Лото малышам»

1

1

«Подбери картинку» (растительный и животный мир)

1

1

«Веселый счет»

1

1

Кто мы (серия «игра да смекай»)

1

1

«Парочки» (бабочки, жуки, паучки и другие)

1

1

«Парочки» (деревья, злаки, садовые и луговые цветы)

1

1

«Почит)айка» (развитие логического мышления)

1

1

«Размышляйка» (развитие логического мышления)

1

1

«Подбери картинку» (предметы окружающего мира

1

1

«Запоминайка»

1

1

«Пифагор»

1

1

«Пятнашки»

2

2

Кубики «Фрукты»

1

1

«Колумбово яйцо»

1

1

«Волшебный круг»

1

1

«Монгольская игра»

2

2

«Вьетнамская игра»

2

2

«Экологическое лото»

1

1

«Времена года»

1

1

«Знаю все профессии»

1

1

«Кто как устроен»

1

«Раздели на группы»

1

1

«Поиграем подбираем»

1

1

Головоломка

3

3

«Кубик эмоций»

1

1

«Собери по образцу»

1

1

Обучающее лото (память)

1

1

«Живая и неживая природа»

1

1

«Выбираем противоположности»

1

1

«Найди друзей»

1

1

«12 месяцев»

1

1

«Животные и их детеныши»

1

1

«Собери пазлы»

1

1

«Смайлики»

1

1

«Часть и целое»

1

1

Дидактические игрушки и пособия

Рамки вкладыши

2

2

Коробка форм (дер.)

1

1

Коробка  форм (плас.)

4

4

Коврик сборный с вкладышами

1

1

Шнуровки

12

12

Конструктор пластмассовый

1

1

Вкладыши

20

20

Пазлы» (собери группу предметов)

1

1

Строительный материал

1

1

Дидактический столик

1

1

«Шумовые коробочки»

1

1

Пирамидки

6

6

Матрешка

1

1

Кукла-неваляшка

1

1

«Чудесный  мешочек»

1

1

«Волшебные запахи»

1

1

«Волшебный цветок»

1

1

Лабиринт с шариками

1

1

Головоломка (деревянная)

Альбом с фотографиями детей «Наши эмоции»

1

1

Кубики из мягкого полимера

1

1

Обучающее лото (память)

1

1

«Пойми меня»        

1

1

 «Геометрическая мозаика»

1

1

«Кто где живет»

1

1

«Признаки»

1

1

«Мемори»

1

1

«Обобщения»

1

1

«Логика и счет»

1

1

«Я хороший»

1

1

Рамки вкладыши

2

2

Коробка форм (дер.)

1

1

Коробка  форм (плас.)

4

4

Коврик сборный с вкладышами

1

1

Шнуровки

12

12

Конструктор пластмассовый

1

1

Вкладыши

20

20

Пазлы» (собери группу предметов)

1

1

Строительный материал

1

1

Дидактический столик

1

1

«Шумовые коробочки»

1

1

Пирамидки

6

6

Матрешка

1

1

Кукла-неваляшка

1

1

«Чудесный  мешочек»

1

1

«Волшебные запахи»

1

1

«Волшебный цветок»

1

1

Лабиринт с шариками

1

1

Головоломка (деревянная)

Альбом с фотографиями детей «Наши эмоции»

1

1

Кубики из мягкого полимера

1

1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия  для детей дошкольного возраста:  Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ сфера,2002.

       2. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2007.

       3.Данилина Т.А. В мире детских эмоций: практическое пособие для практических    работников ДОУ.М.: Айрис-пресс, 2006.

       4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. практикум по сказкотерапии. СПб.: речь. 2002.

       5.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.

       6.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Златоуст, 1998.

       7.Калинина Р.Тренинг развития личности дошкольников. – СПб.: Речь, 2001.

       8.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих  детьми. – СПб.: Речь, 2006.

       9.Минаева В.М.Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

       10.Князева О.Л. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до6 лет. – М.: Просвещение, 2005.

       11.Котова Е.А. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей.

           – М.: ТЦ Сфера, 2007.

       12.К рюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. – М.: Генезис, 2002.

        13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003

       14.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь,  2001.

       15. Лотова Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными,     тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2007.Хухлаева                                

       16. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.

       17. Миронова.М.М. Психология. Разработка занятий. Средний и старший дошкольный возраст. – Волгоград: ИТД Корифей, 2000.

        18. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.–М.: МГППУ, 2013.

        19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностики: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М.: АПКиПРО РФ, 2000.

       20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1999.        

       21. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М.: Совершенство, 1998.

       22. Чистикова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995.

       23. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

       24. .Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. М.: ТЦ Сфера, 2002.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...