Восприятие детей с ОВЗ через аудиальную, визуальную и кинестетическую модальность.
статья по коррекционной педагогике по теме
Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает полимодальное восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_polimodalnogo_vospriyatiya.docx | 43.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Восприятие детей с ОВЗ
через аудиальную, визуальную и кинестетическую модальность.
Подготовили: Ольховик А.В.
Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает полимодальное восприятие.
Полимодальное восприятие – это целостная система представлений индивида об окружающей действительности (о предметном мире и социальной среде), о себе, собственной активности и деятельности. Это психологическое образование, отражающее структурность восприятия во всех модальностях сенсорно-перцептивного опыта.
Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать и пробовать на вкус. В нашем мозгу сенсорная (полученная органами чувств) информация трансформируется в некоторое представление или модель. Эти индивидуальные модели называются модальностями восприятия и переработки информации. В первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная модальность), на слух (аудиальная модальность) и в ощущениях (кинестетическая модальность). Остальные сенсорные каналы – обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире. Модальность, которая и используется чаще, чем другие, называется доминантной или ведущей модальностью.
Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия ребенка. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень её организации. Это выдвигает задачу развития у детей ресурсных модальностей и полимодальности с учетом доминирующего типа восприятия, т.к. для успешной учебной деятельности часто бывает, важен не только или не столько применяемый тип восприятия, но и уровень владения им, обусловленный, прежде всего, уровнем общего умственного развития ребенка. Таким образом, при обучении целесообразно использовать не один сенсорный анализатор, а все анализаторы в равной степени с опорой на анализатор, представляющий доминантную модальность того или иного ребенка.
Необходимость полимодального обучения очевидна, так как, например, ребенок-визуал помнит только то, что реально видел на занятии, а внимание свое он обращает либо на яркие наглядные пособия, либо на громкий голос. Поэтому важные моменты в развивающем материале необходимо проговаривать несколько громче. Визуал слушает, пока смотрит, затем переводит глаза вверх. В этот момент происходит трансляция и построение внутреннего образа. Обязательно нужно дать ему на это время. И продолжить объяснение, когда он снова посмотрит на педагога. Визуал понимает и помнит только то, по поводу чего у него есть четкие представления, яркие картинки. Неприятный крик может сбить картинку, смазать ее. В результате - быстрое забывание, пробел в знаниях.
Ребенок-аудиал помнит то, что обсуждалось в группе, интересные, богатые интонациями рассказы. Чтобы материал закрепился, он должен проговаривать его, повторять вслух. Аудиалы - самые отвлекаемые дети на занятиях, гак как реагируют на любой звук. Но в этом есть и свои плюсы - педагогу легко привлечь к себе внимание, постучав ручкой по столу, переставив с мягким стуком стул или начав говорить шепотом.
С ребенком-кинестетиком желательно говорить тише, мягче, глубоким низким голосом и прикасаясь, либо находясь очень близко. Хорошо запоминают они то, что реально делали своими руками. Внимание кинестетика педагог может привлечь прикосновением или движением по комнате.
Иногда в детских садах можно наблюдать следующую ситуацию: на занятие детям приходилось неподвижно сидеть в течение 20-30 минут и запоминать скучную и непонятную информацию, которую им рассказывает, в лучшем случаи с опорой на наглядность педагог. При таком визуально-аудиальном обучении в преимущественном положении оказываются визуалы и те дети, у которых хорошо развит аудиальный канал. Кинестетики на таких занятиях остаются не удел, они часто отвлекаются, начинают вертеться, мешать педагогу и другим детям. Потому что, чтобы запомнить новую информацию им надо ее в буквальном смысле пощупать, пережить эмоционально, как бы пропустив через себя.
В нашем саду проводится коррекционная работа с учетом ведущей модальности. Данная работа состоит из трех блоков и проходит по следующей схеме.
Блок диагностики служит отправным пунктом проводимой работы и обеспечивает наблюдение за коррекционно-развивающим процессом. Этот этап включает следующие виды деятельности:
1. Комплексную психолого-педагогическую диагностику;
2. Разработку конкретных целей, задач, стратегий в АОП;
3. Разработку рекомендаций для родителей по работе с детьми в домашних условиях.
Коррекционно-развивающий блок представляет собой учет индивидуальных особенностей детей с опорой на ведущую модальность.
Блок контроля предусматривает заключительную диагностику по результатам коррекционно-развивающего блока. Анализ полученных результатов.
Памятка педагогам и родителям по учету доминантной сенсорной модальности ребенка:
1. Дети кинестетики. Переработка и хранение информации основывается на ощущениях. Основной вид памяти – мышечная. Познают окружающий мир тактильным способом, т.е. путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активность крупной мускулатуры – плеч, рук, ног, стоп и т.п. В дошкольном возрасте кинестетики предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят движущиеся игрушки на колесах. Эти дети наиболее успешны при выполнении тестовых заданий, когда интуиция помогает им выбрать верный вариант ответа. Направление взгляда – вниз. Особенности внимания: кинестетик вообще с трудом концентрирует внимание и легко отвлекается. Особенности запоминания: помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь. Стратегия сопровождения: при работе с детьми кинестетиками на первом месте должна быть двигательная активность, т.е. создание условий для свободного перемещения детей по кабинету и тактильной деятельности. На занятиях не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно; обязательно следует давать им возможность моторной раз рядки (принести книгу, оборудование, записать что-либо на доске; дома – сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у них легче происходит во время движения. Предпочтительны задания по типу «модель – конструктор», предполагающие сборку и разборку деталей, из которых состоит устройство. Чтобы ребенок не отвлекался во время занятий, предоставьте ему, насколько это допустимо, возможность играть активную роль.
2. Дети-аудиалы хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания воспитателя. С удовольствием придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Как следствие, аудиалы хорошо успевают на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Обычно они используют отдых между занятиями, чтобы наговориться и пошуметь, особенно если на предыдущем занятии пришлось «держать рот на замке». Направление взгляда – по средней линии. Особенности внимания: легко отвлекаются на звуки. Особенности запоминания: легко запоминают то, что слышат. Стратегия сопровождения: при обучении аудиалов акцент делается на восприятии информации на слух (уделяя особое внимание интонации, мелодичности, тембру голоса и т.д.). Для быстрого приобретения необходимых навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.
3. Дети-визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие характеристики, как движение, цвет, форма и размеры. Любят рассматривать картинки – им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они охотно играют в кубики, складывают картинки-пазлы, лепят, вырезают. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций, взаимодействия глаз и рук. Визуалы успешны на занятиях, связанных с невербальной коммуникацией: по математике, распознаванию слов, обучению письму. Направление взгляда – в основном вверх при (общении). Особенности внимания: устойчивое, визуалам шум практически не мешает. Особенности запоминания: помнят то, что видели, запоминают картинами. Стратегия сопровождения: при обучении визуалов особое внимание необходимо уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации. На занятиях рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы и доску для подкрепления нового материала зрительными образами.
В практической деятельности мы реализуем принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. Чтобы успешно вести коррекционно-развивающее занятие, мы полагаемся на индивидуальные особенности дошкольников – их способность воспринимать, запоминать, перерабатывать и использовать материал.
Проводя занятия в темной сенсорной комнате, мы опираемся на ведущую модальность ребенка.
Для детей с ведущей аудиальной и визуальной модальностью используется зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
Для детей-кинестетиков используем мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, сенсорные панели для рук ног, массажные мячики. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
В кабинете педагога-психолога также как и в сенсорной комнате решаются задачи направленные на развитие детей с учетом ведущей модальности. В нем имеется большое количество оборудования и дидактических пособий.
С детьми-визуалами работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. У ребенка формируется способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее переходим, к подбору парных предметов, учим составлять картинки из трех – пяти частей.
Для детей-аудиалов включаем в занятие музыкальные инструменты, музыкальные книги и предметы, которые издают различные звуки.
Занятия с детьми-кинестетиками включают в себя прикосновения предметами различной фактуры к разным частям тела ребенка: поглаживание ваткой, поролоном или мягкой игрушкой доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук, ног). Посредством тактильных мешочков и тактильных шаров, ладошек расширяем представления о различных свойствах предметов.
В работе мы используем настенный модуль с разноцветными мешочками из полиэстера. Для визуалов предлагаются игры на зрительное соотнесение различных предметов. Для аудиалов – игры для соотнесения по их звучанию. Для кинестетиков – игры на тактильное соотнесение. Также эти цели реализуются с помощью сенсорных юбок, строительного материала, «ТактиЛо». Набор из 25 деревянных фигурок, пяти карточек, хлопчатобумажного мешочка. Ощупывая последовательно фигурки, спрятанные в мешке, дети определяют, к какой карточке относится каждая из них.
Таким образом, в условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей детей с РАС по визуальной поддержке
Руководство рассказывает, как использовать с ребенком разные виды визуальной информации. Родители узнают, что представляет собой доска "Сначала- потом", как с помощью нее научить ребенка сле...
Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».
Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом ихдоминантной модальности». Анно...
Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».
Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности"
Подчеркивая актуальность «психологизации» педагогического процесса педагог пытается ответить на актуальные вопросы педагогики: «...
Мастер-класс «Развитие аудиального, визуального и кинестетического восприятия детей раннего возраста на основе музыкального движения»
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по аудиал...