Мастер-класс для педагогов ДОУ "Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кузьмина Мария Сергеевна

Подчеркивая  актуальность «психологизации»   педагогического процесса педагог пытается ответить на   актуальные    вопросы  педагогики: «Как понять ребёнка?», «Как найти общий язык с ребёнком?», «Как объяснить ребёнку?». Материал, представленный на мастер-классе, демонстрирует  межпредметные  связи  двух дисциплин логопедии и психологии, направлен на диссеминацию опыта по использованию практико-ориентированных методов и приёмов в работе учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект мастер-класса35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Автоматизация правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности»

Подготовил учитель- логопед:  Кузьмина М.С.

Аннотация:

Подчеркивая  актуальность «психологизации» педагогического процесса педагог пытается ответить на актуальные вопросы педагогики: «Как понять ребёнка?», «Как найти общий язык с ребёнком?», «Как объяснить ребёнку?». Материал, представленный на мастер-классе, демонстрирует межпредметные связи двух дисциплин логопедии и психологии, направлен на диссеминацию опыта по использованию практико-ориентированных методов и приёмов в работе учителя-логопеда.

Актуальность.

В настоящее время, учитель-логопед должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний. Объясняется это тем, что контингент детей, имеющих речевые нарушения сегодня другой, нежели десять лет назад.

Практика показывает, что в структуре речевого нарушения детей, зачисленных на сопровождение к логопеду, в условиях логопедического пункта ДОУ всего 20% из общего числа воспитанников – это дети с чисто речевыми проблемами. У остальных детей помимо речевого недоразвития, отмечаются нарушения сенсорных функций (нарушение зрительного восприятия, слуха), нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение уровня познавательной активности и неврологические расстройства.

Воспитатель сталкивается с той же проблемой, любая возрастная группа - это коллектив очень разных детей. Работать с ними сложно. Необходимо знать – как! Для этого педагог должен быть хорошо подготовленным теоретически, т.е. владеть наряду с педагогическими и психологическими технологиями.

 Цель мастер-класса: диссеминация опыта применения межпредметных подходов в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Задачи мастер-класса:демонстрация приёмов, направленных на отработку правильного звукопроизношения у воспитанников, с учётом их доминирующей модальности.

Оборудование/ материал: 

Опросник «Какой Ваш ребёнок?», карточки с изображением разного количества кругов, игрушка-змея, шнурок (цветная толстая нить), дидактическое пособие «Звуковые волны», презентация «Доскажи словечко».

Ход проведения мастер-класса

Сегодня на мастер-классе я хочу подчеркнуть актуальность «психологизации» педагогического процесса. Продемонстрировать межпредметные связи двух дисциплин логопедии и психологии.

Тема моего мастер-класса «Автоматизация  правильного зукопроизношения у детей дошкольного возраста с учетом их  доминантной модальности».

   Что же такое модальность? Модальность – это особенность  чувственного восприятия людьми окружающего мира, или по-другому – это ведущий канал восприятия. Все мы разные и для всех нас   характерны свои  доминирующие особенности восприятия окружающего мира.

   Я  предлагаю всем присутствующим пройти неформальный тест.

Представьте на минутку, что вы сейчас на отдыхе (выдержать паузу). Для каждого отдых ассоциируется с чем - то своим: одни из Вас представили отдых на морском побережье, другие - на горнолыжном курорте, возможно, есть те, кто представил обычный воскресный вечер и вспомнил ощущения мягкого дивана под спиной.

  При активизации памяти (представляя отдых) каждый из вас непроизвольно   сделал  движение глазами. Этот  глазной сигнал условно  и принято  считать   показателем  модальности.

Условно поле зрения можно разделить на   несколько зон.

Если вы посмотрели прямо  или на вверх, то у Вас, визуальная модальность.

Если Вы посмотрели в  сторону - Вы аудиалист.

Если в этот момент Вы посмотрели вниз - у Вас кинестетическая модальность.

Итак, давайте определим,  сколько у нас в аудитории аудиалов, визуалов и кинетиков.

Хлопните в ладоши те, кто,  представляя себя на отдыхе, смотрел прямо или вверх. Вы – визуалы!

Теперь, хлопните те, кто смотрел в сторону. Вы - аудиалы.

А теперь те, кто, пытаясь представить себя на отдыхе, смотрел вниз. Вы – кинетики.

Как показывают результаты проведённого теста, а так же практика, преобладающее количество людей имеет визуальную модальность.

Как же определить доминирующую модальность у детей?

Я предлагаю Вам, используя опросник «Какой Ваш ребёнок?» попробовать определить доминирующую модальность у одного из своих воспитанников.

Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие выбранному ребёнку.

Затем, суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений (аудиал, визуал, кинестетик) соберёт большее количество ответов. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребёнка.

Тестовый материал.

Параметры

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Общение.

Если мой ребёнок хочет что-нибудь сказать, то…

- Он говорит, используя  самые простые обороты речи.

- Он неправильно произносит некоторые слова и звуки.

-Он путает наречия и предлоги.

- Он использует те же обороты речи, что и взрослые.

- Он использует грамматически правильные предложения.

- Он рассказывает тщательным образом продуманные истории.

-Его речь тяжело понять.

- Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями.

-Он стремиться изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них.

Любимые игрушки и свободное время.

Во время игры мой ребёнок…

- Отдаёт предпочтения головоломкам и настольным играм.

- Наслаждается компьютерными играми и играми с калькулятором.

-Узнает, о новых вещах наблюдая за окружающим.

- Любит слушать аудиозаписи.

- Любит книги.

-Часто  фантазирует  и переносит свои фантазии в игру.

- Учится новому, читая инструкции.

-Любит играть на свежем воздухе.

- Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке.

- Почти каждой игрушке находит полноценное применение.

Сложные двигательные навыки. 

Когда мой ребёнок начинает что-то делать руками, то…

-Пишет старательно.

-Его художественные изделия очень аккуратны и красивы.

-Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает. 

-Он пишет достаточно неплохо.

-Во время работы он разговаривает сам с собой.

-Его художественные изделия достаточно привлекательны.

-Ему очень тяжело писать.

- Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми.

-Его художественные работы неопрятны.

Простые двигательные движения.

Когда мой ребёнок начинает двигаться…

-Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе.

-Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается.

-Любит игры с четко установленными правилами.

-Он больше разговаривает, чем играет.

-Отдаёт предпочтение играм, требующим вербального общения.

-Вовремя какой бы то ни было деятельности разговаривает сам с собой.

-Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр.

-Имеет хорошую координацию.

- Не ходит спокойно, а носится.

 

Общественные навыки.  

Когда мой ребёнок находится в окружении других детей, то…

 

 

-Даже в толпе остается одиноким.

- Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие.

- Долго привыкает к новым людям.

 

-Буквально расцветает в кругу друзей.

- Может мешать во время занятий в группе, поскольку, очень много разговаривает.

-Часто отвечает за других и ведёт себя несколько пренебрежительно.

-Коллективистский, но не очень разговорчивый.

-Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий мешает своим соседям.

-Любит пошалить.

 

Эмоции

Когда ребёнка что-то тревожит, то он...

 

-Вообще не очень эмоционален.

-Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других.

 

-Свободно рассказывает о своих ощущениях.

- Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений.

 

-Эмоционально зависим и легко обижается.

-Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь.

 

Память.

Когда мой ребёнок занимается, он…

 

-Может воспроизводить буквы и цифры по памяти.

-Помнит о том, что ему показывали.

-Лучше всего учиться, заучивая наизусть.

-Знает звуки, соответствующие буквам алфавита.

-Плохо запоминает.

-Легко отвлекается.

 

Учебные навыки.

Когда мой ребёнок находится в группе, он…

 

 

-Следит за опрятностью своей одежды.

-Следит за чистотой своего рабочего места.

-В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремёсел.

-Медленно привыкает к новой ситуации.

 

-Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен.

-Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место.

-Он внимательный и послушный.

-Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем то неправильном поведении.

-Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и часто бывает весьма неопрятен.

-Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут.

-Проявляет большую активность во время игр.

-Вынужденный  сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается.

Итог

 

 

 

 

*Опросник может быть рекомендован  родителям  детей  в возрасте от 5 до 8 лет

 

Рекомендации для педагогов (родителей)

Учёт доминирующей  модальности  ребёнка в процессе организации взаимодействия.

 

Тип модальности

Характерологические особенности

Если ребёнок визуал….

 

 

 

 

 

 

 

Главное - зрительная информация.

 

-Ему может не нравиться прикосновение людей.

(!) Учтите это и не обижайтесь на ребёнка, если он не доволен; это не имеет никакого отношения к вам.

-Больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.

-Быстрее понимает материал, который хорошо иллюстрирован.

-Легче приобретает навыки путём наблюдения.

-На индивидуальных занятиях его результат лучше, чем при работе в группе.

-Часто жестикулирует, как бы изображая в воздухе объекты.

(!) Для них необходимо использовать игры,  направленные на ориентировку и развитие зрительного восприятия, яркие наглядные картинки и пособия.

Если ребёнок аудиал.

 

 

 

Важно то, что слышу!

 

-Любой активности он предпочитает разговор, может беседовать, даже сам с собой - это нормально.

-Такой ребёнок вряд ли поймет Ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный, гневный), ему лучше объяснить словом, что вы чувствуете.

- Очень быстро отвлекается на посторонние звуки. 

-Он хорошо запоминает основной материал, если он преподносится эмоционально.

(!)Для быстрого приобретения определённых умений и навыков предложите ребёнку комментировать то, что он делает.

Если ребёнок кинестетик….

 

 

 

Что  я чувствую?

-Для него больше, чем для других важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.

-Внимание всегда привлечено к движущимся предметам.

-Лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.

(!) Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль, ведь он нуждается в смене деятельности и движениях, перемене поз, положения в пространстве.

Вместе с Вами мы искали ответ на вопрос «Как понять ребёнка?». Ответ прост - изучая его психологические особенности.

А теперь, давайте попробуем применить полученную информацию на практике - проведём логопедическую пятиминутку, используя знания о доминирующей модальности ребёнка и тем самым ответить на вопрос «Как объяснить ребёнку?».

Итак, приступим к автоматизации правильного звукопроизношения у детей с учётом их доминантной модальности (возраст 4-7 лет).

Процесс автоматизации включает несколько этапов: произношение изолированного звука, введение его в слоги, далее в слова, словосочетания и последний этап-это отработка произношения автоматизируемого звука в связном речевом высказывании.

Я предлагаю остановиться на начальных этапах. Мы проведём автоматизацию звука в процессе его изолированного произношения, автоматизируем заданный звук в слогах и отработаем правильное произношение  поставленного звука в словах.

Далее из присутствующих выбирают трёх человек, которые условно будут демонстрировать этапы автоматизации звука, выполняя задания, с учетом своей доминирующей модальности.

Тип

модальности

Этапы автоматизации

изолированное произношение звука

произношение звука в слогах

произношение звука в словах

Аудиальная

(слуховая)

Дидактическое упражнение «Повторюшка».

Задание

- Повтори за мной звук Ш

(педагог может  менять силу и высоту голоса). 

Дидактическое упражнение

«Эхо»

 Задание

- Повтори слог ША

(ШО, ШУ, ШИ) сколько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.

-Повтори слог ШТА

(ШТО, ШТУ,ШТИ) Столько раз, сколько раз я стукну молоточком.

Дидактическое упражнение

«Я тихо - ты громко!»Задание

-Повтори за мной слова: - пышка, мышка вышка;

-бумажка, рубашка, ромашка;

-букашка, мушка, лягушка.

Визуальная (зрительная)

Дидактическое упражнение

«Звуковые волны»

Задание

 

-Произнеси  звук Ш, проводя глазами по нарисованной линии. 

Дидактическое упражнение

 «Будь внимателен!»

Задание

-Произнеси слог ША столько раз,

сколько нарисовано на карточке красных кругов (зелёных треугольников).

Дидактическое упражнение

«Подскажи словечко!»

*Картинный материал к упражнению («картинки-подсказки» ) может быть представлен ребёнку на доске в виде таблицы, возможно использование  мультимедийного оборудования.

Задание

-Я сейчас загадку дам все расставить по местам:

-на обед она нужна….(ложка)

-у гриба она одна (ножка)

- клубок утащила игривая (мышка)

- у нас ночью под ушком пышная (подушка)

-живет на болоте зелёная (лягушка)

-яйца в чужие гнёзда подкладывает (кукушка)

- он рано песни поёт, чтобы мы не проспали (петушок).

*Выбрав подходящую картинку - ребёнок называет ее.

Кинестетическая

(тактильная)

Дидактическое упражнение

«Вытяни змею из пещеры»

Задание

Педагог прячет в свои (или ребёнка) сжатые в кулак пальцы  длинный шнурок или верёвочку, это - «пещера» оставив  снаружи ее конец (это «хвостик»). Взяв пальцами другой руки за «хвостик» необходимо медленно вытянуть «змею» из «пещеры», произнося одновременно звук Ш.

Дидактическое упражнение

Задание

 «По ровненькой   дорожке»

Используя игрушку-тренажер (змейку)  произносить звук Ш, передвигая ее по поверхности стола.

Дидактическое упражнение «Звуковой марш»

Задание

-Шагая на месте, произнеси за мной слог ША (ШО, ШУ,ШИ)

«Звуковая зарядка»

 Задание

- Повторяя за мной движения, произноси слоги

(руки вверх-ША, руки в стороны -ШУ, руки вперёд -ШИ, руки вниз-ШО).

Дидактическое упражнение

«Копилка»

Задание

Ребёнку  выдаются фишки. Произнося слово, он должен опустить фишку-слово в копилку.

Заключение/Рефлексия

Повышение качества процессов обучения, воспитания, развития детей вижу в применении образовательных технологий, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому из воспитанников.

Учёт доминирующей модальности, как приём в работе учителя-логопеда, на мой взгляд, очень легко трансформируется на любую образовательную область.

Он повышает эффективность образовательного процесса, помогает педагогу осуществлять дифференциацию видов заданий, а так же позволят скорректировать и разнообразить формы обратной связи «педагог-ребёнок» в процессе их взаимодействия.

Уважаемые коллеги, изучайте своих воспитанников - это важное условие оптимального педагогического общения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при  проведении артикуляционной гимнас...

Мастер- класс: «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Игровой стретчинг -специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме....

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях....

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом ихдоминантной модальности».  Анно...

Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

.Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях.Задачи: - познакомить родител...