ВОСПИТАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Кудряшенко  Александра Анатольевна

Воспитание фонематического слуха и фонематического восприятия как средство формирования индивидуальной языковой системы ребёнка младшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st2018_.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

И.М.Чернявская

А.А.Кудряшенко

ГБДОУ, детский сад №115

г.Санкт-Петербург

Речь в звуковом её проявлении - это феномен, присущий только человеку. Исходя из выводов, полученных американскими исследователями в ходе эксперимента с младенцами разных национальностей, дети  начинают постигать речь, начиная с внутриутробного периода. Уже на стадии гуления у детей ученые определяли к какому языку готовится их артикуляционный аппарат.  Очень многое в речевой способности зависит от времени созревания у детей отдельных отделов мозга, которые отвечают за операции  восприятия, усвоения и порождения речи. Существует большое число отклонений речевого развития, обусловленных чисто биологическими факторами, изучением которых занимаются нейрофизиологи и нейропсихологи. Огромную роль в усвоении речи играет так называемый тип функциональной межполушарной асимметрии мозга, а именно предпочтение правой или левой руки, правого или левого глаза (см. исследования Т.В.Ахутиной, Т.П.Хризман, Т.В.Черниговской, В.Д.Еремеевой, Т.Г.Визель и др.). В настоящее время,   при воздействии таких неблагоприятных для успешного  развития детей  факторов, как плохая экология,  пища, богатая опасными для здоровья веществами, низкая профилактика заболеваемости матери и ребенка, социальное неблагополучие семей и многие  другие   «вредности», которые окружают малыша с самого рождения   -  очень многие дети страдают задержкой речевого развития, выраженной в неправильном звукопроизношении, в бедности словарного запаса, в невозможности замысла и продуцирования собственного высказывания.  Огромное значение в успешном овладении ребёнком родным языком  имеет окружающая речевая среда, называемая речевым инпутом. Есть семьи, где инпут крайне беден из-за занятости родителей, сосредоточенности их внимания не на детях и т. п.) и ребенок оказывается в ситуации психической депривации, мало чем отличающейся от депривации в детских домах.

В настоящее время появилась категория депривативных детей из обеспеченных семей. Дети сыты, хорошо одеты, окруженны дорогими игрушками, но при этом лишенны настоящего внимания и заботы. Материальное благополучие не может компенсировать недостатка общения со взрослыми, которое так необходимо детям, особенно в первые три года жизни. Отсутствие нормальной речевой среды, естественного диалогического общения в эмоционально благоприятной обстановке  оставляет глубочайший след на речевом развитии ребёнка.

В младшей группе  детского сада очень редко  встречаются дети без речевых проблем той или иной этиологии, это знает каждый педагог дошкольного учреждения. У детей наблюдаются нарушения произносительной стороны речи: пропуски и замены звуков на более лёгкие, нарушение слоговой структуры слов. Наряду с нарушениями звукопроизношения, часто наблюдается недостаточно сформированный словарный запас, несоблюдение в речи  родо-видовых отношений и даже практически  полное отсутствие речи.

У детей младшего дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.  Однако даже при отсутствии родовых травм или других факторов,  приводящих к органическим  поражениям  или  недоразвитию речевых отделов мозга  и нарушению иннервации черепно-мозговых нервных волокон, дети имеют речевые нарушения, вызванные частыми соматическими заболеваниями в младенческом и раннем возрасте , которые приводят к  нарушениям фонематического слуха и фонематического восприятия. Фонематический слух определяется операциями различения и определения  фонем и является основой фонематического восприятия.  Фонематическое восприятие - это совокупность умений осуществлять анализ и синтез языковых единиц (фонем, слогов, слов), которая состоит из компонентов анализа отдельных языковых единиц и компонентов анализа взаимовлияний языковых единиц.  Современные исследования учёных психолингвистов позволяют не только различать между собой конкретные фонематические операции, но и рассматривать их в структуре орфографического навыка. Выявлено, что фонематический слух является обязательным компонентом структуры орфографического навыка и относится к таким механизмам производства речи как механизм поиска, выбора, моторного оформления и контроля, следовательно, составляет основу письменной речи. Установлено, что орфографическая грамотность письма зависит от уровня развития фонематического восприятия и фонематического слуха.

Целью речевого развития на протяжении всего дошкольного детства является формирование индивидуальной языковой системы ребёнка. Каждый возрастной период имеет свою специфику формирования всех  компонентов языковой компетентности: фонетического, лексического, грамматического, семантического, прагматического  и метаязыкового компонента, которые и формируют индивидуальную языковую систему детей. В младшей группе работа по формированию индивидуальной языковой системы носит комплексный характер. Начальный этап включает в себя игры с артикуляционным аппаратом, речевую, дыхательную и пальчиковую гимнастику, а также игры по формированию фонематического слуха. Параллельно ведётся работа по формированию вышеперечисленных языковых компетенций.

Развитие фонематического слуха в младшей группе начинается с объяснения





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста"

Значение подвижных игр при формировании основных видов движений с детьми младшего дошкольного возраста...

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...

Индивидуальная карта развития ребёнка младшего дошкольного возраста

Индивидуальная карта развития ребёнка младшего дошкольного возраста...

Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания.  Формируя у детей первые нравственные представления, воспит...

ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста с использование лэпбука....

Выступление на РМО по теме: "Экспериментирование, как средство формирования познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста".

Желание получить новые впечатления, постоянно  что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты,  которые характеризуют каждого...

Сказка - как средство формирования нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по самообразованию по теме «Сказка - как средство формирования нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста»...