Развитие мелкой моторики на занятиях по развитию речи
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Мацакова Наталья Николаевна
Очевидно, что мелкая моторика малыша является одним из важнейших инструментов, используемых на занятиях при развитии речи и мышления. Развитие происходит посредством занятий, на которых делается упор на мелкую моторику ребенка. Тем более, важно отметить, что игры и упражнения, делающие упор именно на пальцы малыша, сейчас набирают популярность и подобрать из тысячи ту, что будет подходить по всем параметрам конкретному ребенку (эффективность для ребенка, его интерес к игре и вовлеченность в процесс) не составит большого труда для логопеда. Говоря об играх, развивающих мелкую моторику, важно сказать о задачах, которые они выполняют: Образовательные (повышение уровня развития ребенка, увеличение его желания узнавать новое, обучение самостоятельной работе, анализу, сравнению, обобщению, закрепление уже приобретенных навыков); Развивающие (развитие всех познавательных функций – восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; развитие моторики посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»); Воспитывающие (воспитание усидчивости, самостоятельности, инициативности ребенка, обучение его работе в команде, сотрудничеству с другими детьми).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mame.docx923.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях

«Умные пальчики в детском саду и дома»

Очевидно, что мелкая моторика малыша является одним из важнейших инструментов, используемых на занятиях при развитии речи и мышления. Развитие происходит посредством занятий, на которых делается упор на мелкую моторику ребенка. Тем более, важно отметить, что игры и упражнения, делающие упор именно на пальцы малыша, сейчас набирают популярность и подобрать из тысячи ту, что будет подходить по всем параметрам конкретному ребенку (эффективность для ребенка, его интерес к игре и вовлеченность в процесс) не составит большого труда для логопеда.

Говоря об играх, развивающих мелкую моторику, важно сказать о задачах, которые они выполняют:

Образовательные (повышение уровня развития ребенка, увеличение его желания узнавать новое, обучение самостоятельной работе, анализу, сравнению, обобщению, закрепление уже приобретенных навыков);

Развивающие (развитие всех познавательных функций – восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; развитие моторики посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»);

Воспитывающие (воспитание усидчивости, самостоятельности, инициативности ребенка, обучение его работе в команде, сотрудничеству с другими детьми).

Рассмотрим некоторые игры, которые помогут логопеду на занятиях.

  1. «Парочки-сапожки»C:\Users\1\Desktop\1111.jpg

Детям предлагается «пришить» к обуви застежки.

Игра может быть эффективной в случае необходимости развития у ребенка мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Помимо прочего, игра помогает ребенку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху – внизу», «справа – слева». C:\Users\1\Desktop\22222.jpg

Как долгосрочный итог от этой игры – развитие глазомера малыша, формирование навыков усидчивости, развитие творческих способностей ребенка, произвольного внимания, происходит подготовка руки к письму. Аналогичная игра «Птички- невелички» птичкам прикрепляются крылышки такого же цвета.C:\Users\1\Desktop\333.jpg

  1. «Сенсорные дорожки»

В комплект игры входят фетровые дорожки с пуговицами. С каждой дорожкой возможно придумать большое количество разнообразных упражнений для правой и левой руки малыша. Например, «шагать» вперед или назад, по каждой пуговке или через одну-две, приставными шагами, пальчиками обеих рук одновременно, быстро и медленно. Шагая по дорожкам, можно придумывать сказки, стишки, песенки. C:\Users\1\Desktop\4444.jpg

Также можно использовать пальчиковые куклы.

  1. Игры в сухом бассейне

Творческое начало ребенка можно развить, предложив ему игры в сухом бассейне: рисунки поверх манной крупы, насыпанной в контейнер, не только обеспечат ребенку хорошее настроение, но и разовьют его мелкую моторику и творческие способности. Так же можно поиграть в «прятки» с ребенком, немного изменив формат игры: прятаться будет не ребенок, а игрушка. Ребенку нужно показать, что за игрушка будет спрятана, после чего предмет должен поместиться в сухой бассейн. Предложите ребенку смоделировать сюжетную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его расположить внутри контейнера зоопарк, домашних животных, лес и т. д. C:\Users\1\Desktop\555.jpgC:\Users\1\Desktop\666.jpg

Помимо всего прочего можно моделировать пространство, при этом ребенок сам выбирает необходимые материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелко...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».

Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...

Консультация для родителей «Как организовать занятия для развития мелкой моторики и речи ребенка».

Консультация для родителей«Как организовать занятия для развития мелкой моторики и речи ребенка»....

Проектная деятельность по развитию мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-6 лет "Речь на кончиках пальцев"

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, уч...