Индивидуальный образовательный маршрут в группе детей со сложной структурой дефекта
статья по коррекционной педагогике на тему

Тараканова Екатерина Анатольевна

 

Современная система дошкольного образования определяет приоритетные задачи построения адекватной системы психолого – педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным является возможность выбрать индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей. Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь развития ребенка, компенсации его трудностей в обучении и адаптации в социуме, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

в группе детей со сложной структурой дефекта

В детском саду компенсирующего вида, как правило, реализуется программа, направленная на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции и социальной адаптации, которая разрабатывается на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). Компенсирующий вид учреждения подразумевает адаптацию данной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, со сложными дефектами, ТНР или нарушениями зрения или слуха).

В структуре программы, используя нормативно-правовую базу РФ, реализуются такие нормативные документы, как ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г); Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Письмо от 20.11.2014г №851, а также, примерные образовательные программы дошкольного образования, представленные на сайте ФИРО.

Так же, каждое учреждение руководствуется собственным локальным актом ДОУ «Положением О рабочей программе педагога ГБДОУ»

Современная система дошкольного образования определяет приоритетные задачи построения адекватной системы психолого – педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным является возможность выбрать индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Группу детей «со сложными дефектами», в которой я работаю, посещают разновозрастные дети (от 3-7 лет), с разными нарушениями развития, в том числе и с тяжелыми нарушениями речи. Главным в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психофизических возможностей. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление работы является приоритетным. Все педагоги под руководством учителя-дефектолога занимаются коррекционно-развивающей работой. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: детей, дефектолога, воспитателя и родителей.

Особенностью нашего детского сада является осуществление коррекционно-образовательной работы по следующим направлениям: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, конструирование); речевое развитие; социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность); физическое развитие (развитие общей и мелкой моторики).

Поэтому индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь развития ребенка, компенсации его трудностей в обучении и адаптации в социуме, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка.

В нашем детском саду процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута начинается с заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), организованного для осуществления сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии и/или состоянии декомпенсации.

Таким образом, Индивидуальный образовательный маршрут, является проектом оказания обучающимся психолого-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

В содержании ИОМ мы отмечаем динамику развития и эффективности рабочих программ, определяем формы организации коррекционных занятий (индивидуальные, подгрупповые, групповых); определяем состав детей для подгрупповой работы, для индивидуального сопровождения; определяем необходимость индивидуальной коррекции режимных моментов, назначение сопровождающих, особенности сопровождения ребенка для обеспечения охраны его жизни и здоровья, специфику использования реабилитационного оборудования, работы с тренажером Гросса и другие аспекты.

При возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, при отсутствии динамики и/или значительном регрессе в развитии ребенка, как и при положительной динамике и преодолении отклонений в развитии – мы отмечаем прогноз освоения программы группы, направление ребенка на внутренний ПМПк для конкретизации условий получения образования;

Универсального рецепта создания ИОМ не существует, т.к каждое учреждение в его создании ориентируется на контингент детей, родителей и педагогов, способных этот маршрут составить и реализовать.

Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

ИОМ ребенка является путем создания условий, способствующих гармоничному развитию и социализации дошкольника, с учетом его актуальных возможностей и имеющихся ресурсов, для успешной реализации которого педагогам необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. Т.к. реализуя ИОМ важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.


Если вы — папа "особого" малыша

  • Помните: вы необходимы семье. Без вас жизнь ребенка (детей) и жены значительно осложнится, а многие виды лечения и реабилитации больного крохи могут оказаться и вовсе недоступными. Не бросайте своих близких в беде — сейчас вы нужны им как никогда!
  • Говорите с женой о своих чувствах. Не бойтесь рассказать ей о горе, страхе или чувстве вины, которые терзают вас. Станет легче, а разделенные переживания помогут вам с супругой почувствовать себя "одной командой".
  • Принимайте участие в уходе за ребенком, в его воспитании, в решении повседневных проблем. Возможно, поначалу вы будете чувствовать себя неловким и неумелым рядом с женой — это пройдет.
  • Участвуйте в решении бытовых и организационных проблем, чтобы у супруги было время отдохнуть и восстановить силы. В конечном счете, это поможет и вам: доведенная до измождения переживаниями и трудностями женщина вряд ли сможет уделять время и внимание мужу.
  • Не забывайте о том, что вы — муж и жена, а не только родители "особого" малыша. Вы по-прежнему любящие друг друга люди — и напоминать об этом супруге придется вам, поскольку у матерей есть склонность полностью погружаться в проблемы ребенка.
  • Ищите тех, кто знает, каково вам приходится. При многих организациях, оказывающих помощь детям с особенностями развития, есть родительские клубы — туда ходят не только матери, но и отцы. Общение с другими папами "особых" малышей даст вам возможность разделить свои чувства с людьми, которые их наверняка поймут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Конспект индивидуального занятия по конструированию с элементами математики (для детей со сложной структурой дефекта) Тема «Зоопарк». (Второй год обучения)

занятие для детей со сложной структурой дефекта. Конспект содержит задачи, оборудование, ход занятия. будет интересен воспитателям, дефектологам, логопедам....

«РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА»

индивидуальная коррекционно-развивающая программа - это интегрированная модель психолого – медико – педагогического пространства, создаваемого специалистами ДОУ с целью реализации индивиду...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности для детей со сложной структурой дефекта по аппликации. Тема: «Консервированные огурчики»

Элементарные представления об овощах; цвете овощей; - закрепить знания о месте произрастания; - закрепляем представления детей о заготовке овощей на зиму; - формируем умение наклеивать готовые формы о...

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей со сложной структурой дефекта

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей со сложной структурой дефекта>>Посмотреть презентацию<<...

№2 Конспект открытого индивидуального дефектологического занятия с ребёнком со сложной структурой дефекта (с ТМНР) (собственная речь отсутствует), синдром Дауна.

Тема: Осенняя прогулкаЦель: закрепить знания ребёнка об осени: её признаках, осенней одежде.Задачи:Образовательные:Закрепить умение различать предметы по цвету.Закрепить понятия «большой-ма...