Планирование по лексической теме "Насекомые" для детей группы "Особый ребёнок"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Материал разработан для детей с ОВЗ (не говорящих). Работа с данной категорией детей требует многократного повторения, использование игровых форм подачи материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_nasekomye.docx84.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «НАСЕКОМЫЕ».

Цель: формировать понятие «насекомые».

Задачи:

  • дать представление о насекомых, внешнем виде;
  • развивать зрительное внимание, любознательность;
  • активизировать наблюдательность;
  • воспитывать доброе отношение к представителям живой природы;
  • развивать дыхание – длительный направленный выдох;
  • формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым;
  • обучать выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации;
  • формировать и поддерживать у детей группы положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в дошкольном учреждении.

создавать условия для накопления детьми разнообразных эмоциональных впечатлений. День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                       ПОНЕДЕЛЬНИК  - 7.05.2018

Утро

- Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: создание бодрого, жизнерадостного настроения.

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением (Никитина, стр. 63).

- Д/и «Найди предмет такого  же  цвета» (с Олей). Цель: продолжать закреплять знания о цвете.

- Д/и «Подбери картинки» с Аней. Цель: закреплять знания о времени года – весне.

- Д/и «Найди и покажи» (с Денисом).

Цель: знакомить с насекомыми.

- Упражнение «Мыльные пузыри»

Цель: продолжать  воспитывать навыки мытья рук с мылом, учить правилам личной гигиены.

- Упражнение «Учимся правильно держать ложку».

Цель: продолжать учить правильно пользоваться ложкой.

- Свободная деятельность детей в центрах активности. Цель: обеспечить эмоционально-положительное состояние детей в играх и в других видах самостоятельной деятельности.

- Трудовые поручения: полив растений.

Задачи: продолжать учить детей оказывать посильную помощь воспитателю. Учить  поливать растения, соблюдая правила личной гигиены.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.20 - Ознакомление с окружающим. «Мир насекомых». Задачи: формировать понятие «насекомые»; развивать внимание, память, мышление, дыхание. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к живой природе, умение слушать воспитателя, навыки организованного поведения.

10.45-11.05 – Физическая культура (адаптивная).

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдение за птицами.

Цель: расширять представления детей о жизнедеятельности птиц весной, обратить внимание на то, что делают птицы, действия, которые они осуществляют.

- П/и «Птички в гнездышках». Цель: учить действовать в соответствии с правилами игры, способствовать совершенствованию выполнения основных движений при беге.

-  Упражнение «Перешагивание через предметы» с Ириной. Цель: учить правильно выполнять движения при перешагивании препятствия. Развивать координацию движений, обогащать двигательный опыт.

- Развитие движений (с Ярославом и Аней). Цель: упражнять в ловле и броске мяча друг другу.

- Малоподвижная игра «Озорной мячик» с Денисом. Цель: развивать чувство ритма, соотносить движения мяча со словами текста.

- Практическое упражнение «Чистые туфельки».

Задачи: формировать навыки самообслуживания, учить вытирать ноги перед входом в группу. Воспитывать бережное отношение к труду помощника воспитателя, формировать осознанное отношение к порядку.

- Самостоятельная игровая деятельность под наблюдением воспитателя Цель: создать с помощью выносного материала условия для самостоятельной игровой деятельности.

- Трудовая деятельность:

подметание участка. Цель:

приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

- Слушание песни «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл.Н. Носова). Цель: наращивать словарный запас, развивать способность слушать и усваивать информацию в виде элементарных инструкций.

Вечер

- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна.

- Инсценирование «Жук и бабочка».  Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

  • - Упражнение «Отсортируй насекомых по размеру».
  • Цель: способствовать усвоению и закреплению понятий «большой – маленький».

- Игра «Один – много» (с Олей). Цель: учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, много.

- Упражнение «Сдуй бабочку с цветка».  Цель: формировать умение вдыхать через нос, плавно  выдыхать (дуть) через рот.

- Обучение игре.

С/р игра «Собираемся на прогулку». Цель: напомнить детям последовательность одевания; учить с помощью воспитателя переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации.

- Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

- Внести в центр ИЗО раскраски по теме. Цель: продолжать учить правильно держать в руке карандаш, развивать мелкую моторику.

Прогулка

- Наблюдение за насекомыми. Цель: формировать у детей первоначальные представления о насекомых, учить различать насекомых.

- Самостоятельные игры детей.

- П/и Змейка». Цель: упражнять в ходьбе друг  за другом.

Инсценирование «Жук и бабочка». 

Оборудование: предметные картинки (или игрушки): жук и бабочка.

Встретились однажды жук и бабочка.

— Ах! - говорит жук. - Какие у тебя красивые крылья и усики. А какие большие глаза. У тебя такие тонкие лапки. Какая ты красивая!

—  И ты, жук, красивый! - говорит бабочка. - У тебя крепкие крылья, сильные лапки и длинные усики. Давай с тобой дружить.

И подружились бабочка с жуком.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                ВТОРНИК – 8.05.2018

Утро

- Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создание бодрого, жизнерадостного настроения.

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением.

- Д/и «Разложи предметы». Задачи: формировать умение соотносить предметы по форме, классифицировать их по данному признаку. Активизировать в речи и уточнить названия  (понимание) геометрических фигур.

- Д/и «Посади бабочку (пчёлку) на(под)  цветок». Задачи: продолжать учить понимать предложно-падежные конструкции (предлоги «на», «под»), действовать в соответствии с инструкцией.

- Упражнение на развитие дыхания

«Сдуй пчёлку».

- Трудовые поручения: раскладываем бумагу, клей, кисти. Задачи: формировать умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурных. Учить раскладывать материалы для аппликации на специальные подставки, выкладывать для занятия каждому ребенку салфетку

- Свободная деятельность детей в центрах активности. Цель: обеспечить эмоционально-положительное состояние детей в играх и в других видах самостоятельной деятельности.

- Работа в уголке природы:  рассматривание альбомов «Весна», «Насекомые».

Задачи: продолжать знакомить детей с весенними явлениями природы, учить правильно называть (показывать) их.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.00 – 9.20 - Развитие речи / Индивидуальная работа логопеда с детьми

9.30 – 9.40 - ХТ. «Почки и листочки». Цель: формировать представления о весенних изменениях в природе. Развивать воображение. Воспитывать интерес к природе. Учить наклеивать готовые формы. (Лыкова И.А.)

10.05 – 10.20 - Физическая культура (адаптивная)

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдение: небо в апреле.

Задачи: расширять представления детей о весеннем небе, учить выявлять его особенности, актуализировать знания о признаках  весны.  

- П/и «Бабочки и жуки» (по сигналу «На полянку прилетели жуки» дети жужжат и машут «крыльями», бабочки – летают неслышно).

Цель: расширять представления детей о насекомых. Развивать внимание,  функциональные  возможности детского организма.

Упражнение на координацию речи с движениями: игра «Насекомые над полянкой».

- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
- Я лечу издалека.
(
поднимают руки в стороны и машут, как крылышками)

- Зу-зу-зу, - комар пищит.
(
«выбрасывают» указательные пальцы вперёд)

- Уф-уф-уф, - как паровоз
(
притопывают ногами)

Шмель пыхтит, пыльцу повёз.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
(
хлопают в ладоши)

- Практическое упражнение «Аккуратный шкафчик». Задачи: продолжать формировать у детей навыки самообслуживания, учить самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкаф.

Самостоятельная игровая деятельность под наблюдением воспитателя Цель: создать с помощью выносного материала условия для самостоятельной игровой деятельности.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

Вечер

- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна.

- Игры со строительным материалом.

Задачи: учить детей выполнять постройки по образцу.

- Д/и «Кто в домике живет?».

 Задачи: учить имитировать голоса и движения животных, создавая тем самым звуковую загадку, в которой нужно узнать «хозяина домика».

- Работа в центре сенсорного воспитания: "Чудесный мешочек". Цель: учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб. Развивать тактильное восприятие.

- Д/и «Кто что ест?». Цель: уточнить знания детей о животных, чем питаются. Развивать наблюдательность и внимание.

Обучение игре:

Сюжетно-ролевая игра «Больница»: сюжет «Врач осматривает больного».

Задачи: выявить уровень развития умения вступать во взаимодействие со сверстниками.

- Самостоятельная деятельность детей в центрах.

- Самостоятельная продуктивная деятельность в центре ИЗО. Задачи: организовать самостоятельную работу детей, учить выбирать необходимые материалы, использовать знакомые приемы художественно-творческой деятельности для  воплощения замысла.

Прогулка

- Наблюдение: деревья весной. Цель: обратить внимание на появление листьев, обсудить строение деревьев (ствол, ветки, почки, листья).

- Самостоятельные игры детей.

- П/и  «Воробушки и кот». Задачи: совершенствовать выполнение детьми прыжков на двух ногах, учить ориентироваться в пространстве. Развивать быстроту реакции на звуковой сигнал.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                           ЧЕТВЕРГ- 10.05.2018

Утро

- Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создание бодрого, жизнерадостного настроения.

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением.

- Д/и «Разложи бабочек по цвету» с Денисом. Цель: продолжать знакомить с цветом.

- Д/и «Проведи дорожки» с Ярославом. Цель: развивать мелкую моторику.

- «Чудесный мешочек» (насекомые) с Аней. Цель: продолжать знакомить с насекомыми.

- Шнуровка «Насекомые на листке» с Ириной. Цель: развивать мелкую моторику, знакомить с насекомыми.

Практическое упражнение «Носовой платок».

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить самостоятельно по мере необходимости пользоваться носовым платком, салфеткой.

- Свободная деятельность детей в центрах активности. Цель: обеспечить эмоционально-положительное состояние детей в играх и в других видах самостоятельной деятельности.

- В литературный центр внести книги К. Чуковского: «Муха-цокотуха», «Тараканище».

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.00 – 9.20 - Физическая культура (адаптивная)

9.30 – 9.50 - Развитие речи (логопед).

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдение «Как дует ветер - листочки  колышет». Цель: продолжать знакомить с природными явлениями -ветром.

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути.

- П/и «Весёлые пчёлы». Цель:

учить слушать и понимать речевую инструкцию, выполнять движения.

- Игра с пальчиками (с Ириной) «Бабочка».

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки).

- Игра с мячом «Возьми, брось, положи» с Денисом.

Цель: учить слушать и понимать речевую инструкцию воспитателя.

- «Раз ступенька, два ступенька». Цель:  отработка шагов при движении по лесенке.

- Практическое упражнение «Аккуратный шкафчик». Цель: продолжать формировать у детей навыки самообслуживания, учить самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкаф.

- Самостоятельные игры с выносным материалом под наблюдением воспитателя.

- Инвентарь для игр с песком, игрушки для самостоятельной деятельности детей.

Цель: формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Учить играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

- Трудовая деятельность: собрать перед уходом с участка игрушки. Цель: учить выполнять несложные поручения.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

- Чтение художественной литературы: К.Чуковский "Муха Цокотуха". Цель: продолжать  воспитывать интерес у детей к чтению. Помочь понять содержание.

Вечер

- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна.

- Д/и «Разложи бабочек по размеру». Цель: продолжать учить различать предметы по величине.

- Пальчиковая гимнастика «Жук»:

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

(пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребёнок ими шевелит) [Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет /сост. Т.В. Калинина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011.]

С/р игра «Собираемся на прогулку». Цель: напомнить последовательность одевания; учить с помощью воспитателя переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации.

- Самостоятельная деятельность в центре творчества: "Дорисуй гусеницу" (голова нарисована, пальчиком рисуют тельце).

- Внести сенсорную коробку «Насекомые». Цель: развивать мелкую моторику.

Прогулка

- Наблюдение: «Светла небесная лазурь». Цель: закреплять представления о весне, обратить внимание на изменения, произошедшие на небе.

- Самостоятельные игры детей.

- П/и «Бабочки и жуки» (по сигналу «На полянку прилетели жуки» дети жужжат и машут «крыльями», бабочки – летают неслышно). Цель: расширять представления детей о насекомых. Развивать внимание,  функциональные  возможности детского организма.

Подвижная игра «Весёлые пчёлы»

По считалочке выбирается «шмель» – ловишка.

Раз, два, три, четыре, пять, хотят пчёлы поиграть.
Что же делать, как нам быть? Будет шмель сейчас ловить!
Снова будем мы считать: «Раз, два, три, четыре, пять».

«Шмель» сидит в домике-обруче, наблюдает за «пчёлами». Все остальные дети – «пчёлы» бегают, жужжат, пока не прозвучит сигнал педагога:

Пчёлы в поле полетели, зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы, мы играем, водишь ты!

Дети – «пчёлы» бегут к заранее разложенным макетам цветов и приседают. Вылетает «шмель» и старается поймать зазевавшихся «пчёл», которых уводит в свой домик.

Примечание: Когда дети бегают по площадке, педагог произносит слова:
«И летаем, и жужжим, потихонечку гудим, на ловишку мы глядим».
Дети произносят звук «ж-ж-ж». Игра повторяется 3-4 раза.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                                   ПЯТНИЦА – 11.05.2018

Утро

- Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создание бодрого, жизнерадостного настроения.

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением.

- Д\и «Где чей домик?» с Аней (проведи дорожку к дому: муравей – муравейник, бабочка – под ромашку, пчела – улей, кузнечик под травинку)  (стр. 193, Новиковская О.А.).

- Упражнять Ярослава, Ирину  в идентификации предметов по цвету: «Выбери все красное» (жёлтое, зелёное).

- Упражнение на развитие дыхания с Денисом «Сдуй пчёлку».

Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время приёма пищи.

Цель: продолжать учить детей соблюдать правила поведения во время приема пищи: кушать аккуратно, не разговаривать.

- Свободная деятельность детей в центрах активности.

Цель: обеспечить эмоционально-положительное состояние детей в играх и в других видах самостоятельной деятельности.

- Внести в сенсорный центр предметы основных цветов.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.00 – 9.20 - Художественное творчество. Рисование «Божья коровка». Цель: учить рисовать яркие выразительные образы насекомых (по трафарету); показать возможность создания композиции на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Вызвать эмоциональный отклик на красивые природные объекты. (Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в д/с: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз», 2010. - стр. 130).

9.30 – 9.50 - Музыка (группа)

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдение за божьей коровкой. Цель: вызвать радость от наблюдения за живым объектом; расширять представления об особенностях внешнего вида; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

- П/и «Бабочки и жуки» (по сигналу «На полянку прилетели жуки» дети жужжат и машут «крыльями», бабочки – летают неслышно). Цель: расширять представления детей о насекомых. Развивать внимание,  функциональные  возможности детского организма.

- С Ириной пальчиковая гимнастика «Божья коровка»: Божья коровка,

(пальцы сжаты в замок)

Чёрная головка,

Улети на небо,

(руки согнуты в локтях, движения ладонями вверх-вниз)

Принеси нам хлеба,

(ладони соединены, пальцы согнуты ковшиком)

Чёрного и белого,

(показ руками вправо-влево)

Только не горелого.

(указательным пальцем двигать вправо-влево).

- «Раз ступенька, два ступенька». Цель:  отработка шагов при движении по лесенке.

- Практическое упражнение «Аккуратный шкафчик». Цель: продолжать формировать у детей навыки самообслуживания, учить самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкаф.

- Практическое упражнение «Я под краном руки мыла...». Цель: продолжать учить мыть руки после прогулки при активной помощи взрослого.

Самостоятельные игры с выносным материалом под наблюдением воспитателя.

- Инвентарь для игр с песком, игрушки для самостоятельной деятельности детей.

Цель: формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Учить играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

- Трудовая деятельность: собрать формочки, песок возле песочницы. Цель:

учить выполнять несложные поручения.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

- Слушание музыки: Е.Железнова "Бабочки". Цель: развивать способность слушать и воспринимать информацию.

Вечер

- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна.

- Д/и «Посади бабочек на цветок». Цель: продолжать знакомить с цветом.

- Упражнение "На картинку посмотри, что увидишь - покажи". Рассмотреть картинки с изображением насекомых, показать, обозначив жестом или звукоподражанием, части тела, действия.

Опыт с водой: «Тонет – не тонет». Цель: продолжать знакомить с основными свойствами воды; Учить способам исследования окружающего мира; исследовать плавучесть предметов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Прогулка

- Наблюдения за насекомыми – майский жук. Цель: расширять представление о насекомых, учить различать их по внешнему виду, воспитывать бережное отношение.

- Пальчиковая гимнастика «Майский жук»:

Я весёлый майский жук. (сжать кулачок)

Знаю все сады вокруг,  (указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы». Шевелить «усами»)

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу…

- Самостоятельные игры детей.

 - П/и  по желанию.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

            ПОНЕДЕЛЬНИК – 14.05.2018

Утро

- Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: создание бодрого, жизнерадостного настроения.

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением (Никитина, стр. 63).

- Рассмотреть иллюстрации "На полянке" по теме, прочитать стихотворение:

На лугу трещит кузнечик, 
В небе бабочка парит, 
На цветке мохнатый, громкий, 
Полосатый шмель жужжит. 
Насекомые летают, 
Скачут, ползают, парят, 
Красотой нас удивляют, 
Пользу так же принося! 
/В.Леонов/

- Д/и «Найди предмет такого  же  цвета» (с Олей). Цель: продолжать закреплять знания о цвете.

- Д/и «Подбери картинки» с. Цель: продолжать знакомить с насекомыми.

- Д/и «Какое насекомое, назови и покажи» (разрезные картинки) (с).

Цель: знакомить детей с насекомыми.

- Игра «Я на дереве сижу». Цель: закреплять знания детей по теме. Учить детей сопровождать игру речью (звукоподражанием).

Наглядный материал: дерево и жук, вырезанные из картона.

Упражнение "Покажи своё полотенце". Цель: продолжать  воспитывать навыки мытья рук с мылом, учить правилам личной гигиены.

- Свободная деятельность детей в центрах активности. Цель: обеспечить эмоционально-положительное состояние детей в играх и в других видах самостоятельной деятельности.

- Трудовые поручения: полив растений.

Задачи: продолжать учить детей оказывать посильную помощь воспитателю. Учить  поливать растения, соблюдая правила личной гигиены.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.20 - Ознакомление с окружающим. "На лугу". Цель: продолжать формировать понятие «насекомые». Ввести в пассивный словарь детей существительное с обобщающим значением насекомые. Обогащать активный словарный запас. Развивать внимание, память, мышление, дыхание. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к живой природе, умение слушать воспитателя, навыки организованного поведения.

10.45-11.05 – Физическая культура (адаптивная).

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдение за пчёлой (шмелём). Цель: расширять представления детей о жизнедеятельности насекомых весной, обратить внимание на то, что делают птицы, учить правильно называть птиц и действия, которые они осуществляют.

- Подвижная игра «Весёлые пчёлы». Задачи: учить действовать в соответствии с правилами игры, способствовать совершенствованию выполнения основных движений при беге. 

- Игровое упражнение «Перешагни через…» с Аней.

Задачи: учить правильно выполнять движения при перешагивании препятствия. Развивать координацию движений, обогащать двигательный опыт.

- Малоподвижная игра «Озорной мячик» с Денисом. Цель: развивать чувство ритма, соотносить движения мяча со словами текста.

- «Раз ступенька, два ступенька». Цель:  отработка шагов при движении по лесенке.

- Практическое упражнение «Аккуратный шкафчик». Цель: продолжать формировать у детей навыки самообслуживания, учить самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкаф.

- Продолжать работу по формированию безопасного поведения в природе во время контакта с насекомыми.

- Самостоятельные игры с выносным материалом под наблюдением воспитателя.

- Инвентарь для игр с песком, игрушки для самостоятельной деятельности детей.

- Трудовая деятельность: сбор разлетевшихся от ветра бумаги, опавших веток. Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

- Слушание аудиозаписи со звуками насекомых.  Цель: развивать способность слушать и усваивать информацию, побуждать к проговариванию звуков: жужжание пчелы, писк комара и пр.

Вечер

 - Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна.

- Конструирование "Домик с окошком". Цель: продолжать закреплять навыки конструирования, полученные ранее.

- Работа в центре сенсорного развития: геометрические фигуры. Задачи: закреплять умение узнавать и показывать геометрические фигуры  (квадрат, круг, треугольник),  обследовать предметы, используя зрение и осязание.

- Д/и «Игра «Кто машет крылышками?» (картинка с изображением мухи (бабочки) «Я вам муху покажу и про муху расскажу: вот туловище, вот головка, вот крылышки, вот лапки. Муха летает, крылышками машет и т.д. Цель: развивать внимание, слуховой анализатор..

- Настольная игра "Подбери домик для божьей коровки" (по цветам).

Обучение игре.

Сюжетно-ролевая игра «Маша обедает».

Задачи: совершенствовать игровые навыки, учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью. Способствовать обогащению социального и игрового опыта детей.

- Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

- Работа в центре ИЗО: раскраски.

Прогулка

- Наблюдение: насекомые. Цель: формировать у детей первоначальные представления о насекомых, учить различать насекомых, правильно показывать  их.

- Самостоятельные игры детей.

- П/и  «Найди свой цвет». Задачи: расширять представления детей о цветах. Развивать ловкость,   внимание,  функциональные  возможности детского организма.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                ВТОРНИК – 15.05.2018

Утро

- Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создание бодрого, жизнерадостного настроения.

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением.

- Настольная игра "Каждой бабочке свой цветок" с Аней, Ярославом.  Цель: закреплять знание цвета.

- Упражнение на развитие дыхания

«Сдуй бабочку с цветка» с Ириной.

- «Бабочки большие и маленькие» с Кирой. Цель: учить сортировать по размеру.

- Трудовые поручения: раскладываем бумагу, клей, кисти. Задачи: формировать умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурных. Учить раскладывать материалы для аппликации на специальные подставки, выкладывать для занятия каждому ребенку салфетку

- Свободная деятельность детей в центрах активности. Цель: обеспечить эмоционально-положительное состояние детей в играх и в других видах самостоятельной деятельности.

- Работа в уголке природы:  рассматривание иллюстраций с изображением бабочек.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.00 – 9.20 - Развитие речи / Индивидуальная работа логопеда с детьми

9.30 – 9.40 – ХТ.  Коллективная аппликация «Цветы и бабочки». Цель: учить составлять несложный сюжет из готовых форм; продолжать учить раскладывать формы на листе и наклеивать в определённой последовательности; способствовать дальнейшему освоению техники наклеивания. 

10.05 – 10.20 - Физическая культура (адаптивная)

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдение за погодой. Цель: продолжать воспитывать познавательный интерес, наблюдательность.

- Подвижная игра «Весёлые пчёлы». Задачи: учить действовать в соответствии с правилами игры, способствовать совершенствованию выполнения основных движений при беге.

Упражнение  "СОЛНЫШКО"

Ночью солнце крепко спит

(руку под щёку)

Утром просыпается,

К небу поднимается.

(потягиваются)

Днём сияет выше крыши.

(встают на носочки, руки поднимают вверх)

Вечером всё ниже, ниже

(постепенно опускают руки)

И опять ложится спать,

Чтобы ночью отдыхать.

(ставят руки под щёку)  (Т. Башинская) 

Практическое упражнение «Аккуратный шкафчик». Задачи: формировать у детей навыки самообслуживания, учить самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкаф.

- Самостоятельная игровая деятельность под наблюдением воспитателя Цель: создать с помощью выносного материала условия для самостоятельной игровой деятельности.

- Игры со строительным материалом. Цель: учить детей выполнять постройки по образцу.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

Вечер

- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна.

- Чтение К. Чуковского «Тараканище». Цель: развивать познавательный интерес, учить детей слушать чтение  и рассматривать иллюстрации.

- Дидактическая игра «Укрась бабочку» (работа с Дарами Фрёбеля). Цель: продолжать учить подбирать соответствующий цвет.

- Работа в уголке сенсорного воспитания: "Чудесный мешочек" - узнаем предметы на ощупь. Задачи: предложить детям   на  ощупь узнать  различные предметы. Развивать тактильное восприятие.

- Д/и «Кто что ест?». Цель: уточнить знания детей о насекомых, чем питаются. Развивать наблюдательность и внимание.

Обучение игре:

Сюжетно-ролевая игра «Больница»: сюжет «Врач осматривает больного».

Задачи: формировать у детей умение придумывать несложный сюжет, распределять роли и действовать в соответствии с ролью. Выявить уровень развития умения вступать во взаимодействие со сверстниками.

- Самостоятельная деятельность детей в центрах.

- Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Задачи: организовать самостоятельную работу детей, учить выбирать необходимые материалы, использовать знакомые приемы художественно-творческой деятельности для  воплощения замысла.

Прогулка

- Наблюдения за насекомыми.

- Самостоятельные игры детей.

- Подвижная игра «Бабочки и жуки» (по сигналу «На полянку прилетели жуки» дети жужжат и машут «крыльями», бабочки – летают неслышно).

Задачи: расширять представления детей о насекомых,. Развивать внимание,  функциональные  возможности детского организма; учить ориентироваться в пространстве. Развивать быстроту реакции на звуковой сигнал.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                      СРЕДА – 16.05.

Утро

- Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создание бодрого, жизнерадостного настроения.

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением.

- Д/и «Чудесный мешочек». Цель: учить детей производить выбор по величине на ошупь по слову («Дай большой мяч», «Дай маленький мяч»).

- Д/и "Сложи половинки" (часть и целое).

- Упражнение на развитие дыхания "Пчёлка".

- Д/и «Где чей домик?». Цель: продолжать закреплять знания о том, где живут животные и люди (домик, зайка под кустом, сорока – в лесу на дереве и пр.)  (стр. 114Карпухина).

- Трудовые  поручения:   притираем  листья  комнатных растений.

Задачи: поддерживать стремление детей приносить пользу, ухаживать за растениями, учить их правильно выполнять трудовые действия, активизировать соответствующую лексику.

- Свободная деятельность детей в центрах активности. Цель: обеспечить эмоционально-положительное состояние детей в играх и в других видах самостоятельной деятельности.

- Работа в уголке природы: наблюдение за рыбками в аквариуме.

Задачи: предложить детям рассмотреть рыбок, закреплять знания детей об обитателях аквариума. Обогащать словарный запас детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.00 - Познание. ФЭМП. Формировать практические способы ориентировки (пробы примеривание).

Расширять понимание у детей речевой инструкции, связанной с математическими представлениями (один - много - мало, и т. п.). Комментировать каждое действие, выполненное самим педагогом и ребенком. Давать образец вербальной (словесной) и невербальной (жестовой) форм ответа. Добиваться ответов от детей. Учить детей выделять и группировать предметы по заданному признаку. Учить выделять 1 и много предметов из группы. Учить детей составлять равные по количеству множества предметов, используя приемы приложения и составления пар; понимать выражение столько ..., сколько ... («Положи бабочку на цветок. Сколько насекомых, столько и цветов»)

9.30 - Музыка /зал/ (по плану музыкального руководителя).

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдение «Ярче, солнышко, свети». Цель:

продолжать знакомить с природными явлениями (солнце).

- П/игра «Воробушки и кот». Задачи: упражнять детей в выполнении прыжков на двух ногах с продвижением вперед, учить правильно выполнять игровые действия, соблюдать правила игры.

- Индивидуальная работа по развитию основных движений.

- Пальчиковая гимнастика «Жук» с Ириной.

- «Раз ступенька, два ступенька». Цель:  отработка шагов при движении по лесенке.

- Практическое упражнение «Аккуратный шкафчик». Задачи: формировать у детей навыки самообслуживания, учить самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкаф.

- Самостоятельная игровая деятельность под наблюдением воспитателя. Цель: создать с помощью выносного материала условия для самостоятельной игровой деятельности.

-Трудовая деятельность: сбор поломанных веток на участке. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, формировать навыки коллективного труда.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

Вечер

- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна.

- Рассматривание иллюстраций и отгадывание загадок ч/з упражнение «Отгадай, кто это?».

- Д/и «Разложи предметы». Задачи: формировать умение соотносить предметы по форме, классифицировать их по данному признаку. Активизировать в речи и уточнить названия  (понимание) геометрических фигур.

- Д/и «Посади бабочку (пчёлку) на(под)  цветок». Задачи: продолжать учить понимать предложно-падежные конструкции (предлоги «на», «под»), действовать в соответствии с инструкцией.

Обучение игре. Цель: закреплять у детей игровые навыки, полученные ранее.

- Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. - Инд.работа по рисованию.  Цель: учить правильно держать в руке карандаш, раскрашивать.

Прогулка

Наблюдения за погодными изменениями. Самостоятельные игры детей. П/и по желанию.

Пальчиковая гимнастика "Жук"

На лужайке,  по ромашкам

(руки лежат на столе ладонями вниз)

Жук  летел в цветной рубашке:

(медленно шевелить пальцами)

- Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь.

(поднять руки вверх, разводить пальцы веером, покачивая из стороны в сторону)

Низко, низко наклоняюсь.

(медленно наклонить руки вперёд) (Ю. Соколова Игры с пальчиками)

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                           ЧЕТВЕРГ – 17.05.

Утро

- Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создание бодрого, жизнерадостного настроения.

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые». Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением.

- Ди «Найди мою тень» с Кирой.

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

- Д/и «Большие – маленькие». Цель: закреплять представления о величине: большой – маленький

- Упражнение на дыхание «Сдуй насекомых с цветка» .

Помогаем накрывать на стол.

Цель: формировать у детей навыки сервировки стола, учить правильно размещать предметы сервировки относительно друг друга.

Свободная деятельность детей в центрах активности. Цель: обеспечить эмоционально-положительное состояние детей в играх и в других видах самостоятельной деятельности.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.00 – 9.20 - Физическая культура (адаптивная)

9.30 – 9.50 - Развитие речи (логопед).

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Как дует ветер - веточки  колышет. Цель:

продолжать знакомить с природными явлениями -ветром.

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути.

Учить Иру и Киру ходить попеременно широкими и узкими шагами.

- «Попади в цель» (Денис, Ярослав).

Цель: учить действовать в игре с предметами.

- Пальчиковая гимнастика «Бабочка» с Аней. Цель: развивать мелкую моторику.

- «Раз ступенька, два ступенька». Цель:  отработка шагов при движении по лесенке.

- Практическое упражнение «Аккуратный шкафчик». Задачи: формировать у детей навыки самообслуживания, учить самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкаф.

- Самостоятельная игровая деятельность под наблюдением воспитателя. Цель: создать с помощью выносного материала условия для самостоятельной игровой деятельности.

-Трудовая деятельность: поливаем цветы на участке. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, формировать навыки коллективного труда.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

Вечер

- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна.

- Просмотр м/ф о насекомых.

- Упражнение «Найди и покажи» с Ириной. Цель: продолжать формировать понятие «насекомые».

- Пальчиковая гимнастика с Кирой «Божья коровка». Цель: развивать мелкую моторику.

- Дидактическое упражнение "Зайчик ушиб лапку - пожалей его". Цель: продолжать

поддерживать доброжелательные отношения между детьми,  умение сочувствовать  друг другу.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

- В центре ИЗО: аппликация «Гусеница».  Цель: учить составлять изображение предмета из нескольких округлых форм; упражнять в последовательности выполнения аппликации (выкладывание, поочерёдное намазывание частей); развивать мелкую моторику.

Прогулка

- Наблюдение: «Светла небесная лазурь». Цель: закреплять представления о весне, обратить внимание на изменения, происшедшие на небе.

- Самостоятельные игры детей.  - П/и «Бегите к флажку». Цель: способствовать совершенствованию выполнения детьми основных движений, учить точно выполнять задание.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                                  ПЯТНИЦА – 18.05.

Утро

- Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создание бодрого, жизнерадостного настроения.

- Пальчиковая гимнастика «Жук». Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением.

-Упражнять Ярослава, Ирину  в идентификации предметов по цвету: «Покажи такого же цвета».

- Упражнение с Денисом «Помоги пчёлкам долететь до улья» (большие и маленькие). Цель: развивать мелкую моторику, закреплять представления о величине.

Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время приёма пищи.

Цель: продолжать учить детей соблюдать правила поведения во время приема пищи: кушать аккуратно, не разговаривать.

Свободная деятельность детей в центрах активности.

Цель: обеспечить эмоционально-положительное состояние детей в играх и в других видах самостоятельной деятельности.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.00 – 9.20 - Художественное творчество. Рисование насекомых по трафаретам. Цель: учить рисовать по трафарету, раскрашивать. Развивать мелкую моторику.

9.30 – 9.50 - Музыка (группа)

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдения за муравьём. Цель: расширять представления о насекомых.

- П/игра «Бабочки и жуки».

Задачи: расширять представления детей о насекомых.  Развивать внимание,  функциональные  возможности детского организма; учить ориентироваться в пространстве. Развивать быстроту реакции на звуковой сигнал.

- Чтение потешки на развитие движений с речью  «Божья коровка».

- Пальчиковая гимнастика с Ярославом «Комар».  Цель: учить выполнять действия пальцами по подражанию действиям взрослого с речевым сопровождением.

-Раз ступенька, два ступенька». Цель:  отработка шагов при движении по лесенке.

- Практическое упражнение «Аккуратный шкафчик». Задачи: формировать у детей навыки самообслуживания, учить самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкаф.

- «Я под краном руки мыла...»

Мытье рук после прогулки при активной помощи взрослого.

- Самостоятельная игровая деятельность под наблюдением воспитателя. Цель: создать с помощью выносного материала условия для самостоятельной игровой деятельности.

-Трудовая деятельность: собираем песок в песочницу после игр. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, формировать навыки коллективного труда.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

Вечер

- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна.

- Упражнение на развитие дыхания «Насекомые» с Ирой.

-  Игры с сенсорной коробкой «Насекомые» с Кирой.

Обучение игре: «Оденем куклу на прогулку». Цель: закреплять у детей игровые навыки, полученные ранее.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Прогулка

Наблюдения: «Мы на улице гуляем, за вороной наблюдаем». Цель: расширять представление о птицах, учить различать их по внешнему виду, воспитывать любовь и бережное отношение к птицам Самостоятельные игры детей. П/и по желанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

 Авторы разработок:Асташенкова Н. В. учитель-логопед высшей квалификационнойкатегории  дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-ПетербургаКлимова С. А.учитель-дефектолог высшей квал...

Перспективное планирование по лексическим темам в старшей группе для детей с ОНР

Перспективное планирование по лексическим темам в старшей группе для детей с ОНР...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Планирование по лексической теме "Зима. Зимние забавы" для детей с ОВЗ

Главным в работе группы «Особый ребёнок» является создание условий для системного развития возможностей ребенка в целях обогащения его социального опыта,  а также  для развития э...

Планирование по лексическим темам для детей с ОНР

Документация учителя - логопеда...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные требования (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализаци...

Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...