Конспект НОД "В поисках сокровищ"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Андреева Елена Владимировна

Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях (на материале слов сложной слоговой структуры). На основе сюжета «В поисках сокровищ». (конспект НОД с детьми 6 лет с общим недоразвитием речи)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях (на материале слов сложной слоговой структуры). На основе сюжета «В поисках сокровищ». (конспект НОД с детьми 6 лет с общим недоразвитием речи)

Задачи: закреплять знание ребенка о правильном укладе органов артикуляции при произнесении звука [р]; закреплять умение четко произносить звук [р] в словах и словосочетаниях; закреплять навыки четкого воспроизведения слов сложной слоговой структуры; упражнять в согласовании существительных и качественных прилагательных, существительных и количественных числительных; активизировать предметный и качественный словарь; развивать фонематический слух и восприятие; развивать навыки звукового и слогового анализа; развивать мелкую моторику, внимание и память; воспитывать интерес к занятиям; воспитывать стремление овладеть правильной речью.

Оборудование: картонный корабль; схема анализа артикуляции звука [р]; бутылка; карта острова сокровищ; фишки – магниты; вырезанные из бумаги пальмы; бумажные серединки цветов и лепестки, на каждом из которых наклеена картинка; предметные картинки, изображающие предметы, в названии которых есть звук [р]; картинка с изображением горы, в основании, в середине и на вершине которой, имеются кармашки для картинок; камни; тропинка из ткани; кубик; разноцветные сундучки (красный, розовый, оранжевый); сундук с сокровищами.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Логопед демонстрирует ребенку кораблик.

- Сегодня на занятии мы с тобой отправимся в плавание на корабле. А кто управляет кораблем? (Капитан) Ты будешь капитаном.

Сегодня стала ты отважным капитаном.

Плывешь по морю на красивом корабле.

Вдруг видишь – за бортом бутылка проплавает.

Поймала ты ее, а в ней на дне …

Логопед демонстрирует ребенку бутылку, в которой находится карта острова сокровищ. Ребенок разворачивает карту и продолжает слова логопеда: «Карта острова сокровищ».

- Какой звук повторяется во всех произнесенных тобой словах? (Звук [р])

На магнитную доску прикрепляется карта острова сокровищ, по которой, переходя от задания к заданию, ребенок передвигает фишку – магнит.  

  1. Основная часть.

а) Игра «Построим мостик».

- Мы подплыли к острову, но чтобы перебраться с корабля на остров, и не быть съеденными голодными акулами, плавающими вокруг острова, нам нужно построить мостик. И вот первое испытание:

Звук [р] опять произнеси

Все про него нам расскажи.

Как верно будешь отвечать,

Ты фишку будешь получать.

Построй из этих фишек мостик.

И вот перед тобою остров.

Ребенок дает характеристику артикуляции звука [р] по схеме. За каждый верно охарактеризованный пункт схемы, он получает фишку, из которых строит мостик с корабля на остров.

б) Игра «Длинные слова».

Вот пальмы встали на твоем пути,

Но их ты можешь обойти.

Ты длинные слова определи,

И пальмы по одной ты убери.

Перед ребенком раскладываются, вырезанные из бумаги, пальмы. Логопед произносит ряд слов, ребенок должен на слух определить самое длинное слово в ряду и повторить его. Если ребенок называет слово правильно, то он может убрать одну пальм. Игра продолжается, пока ребенок не уберет все пальмы со своей дороги.

Ряды слов:

Рак – роза – герои – профессия;

Тигр – упражнение – робот – гром;

Радар – пробор – термометр – размер;

Марка – костер – рынок – отговорка;

Герань – пират – рожок – простокваша.

в) Игра «Собери цветы».

Перед тобой раскинулась поляна.

На ней опавшие цветы.

Тебя цветочки не пропустят,

Пока не соберешь их ты.   

Перед ребенком выкладывается две цветочных серединки, на которых нет лепестков. И,  отдельно, лепестки цветов, на каждом из которых картинка. Ребенок должен собрать цветы из лепестков, на которых изображены предметы со звуком [р], проговорить их.

Предметные картинки: петрушка, ватрушки, крыжовник, формочки, тропинка, мяч, стул, метла.

г) Игра «Построим гору».

Тебе дорогу преградили горы.

Чтоб эти горы перейти,

Построить надо нам свои.

Перед ребенком выкладывается картинка с изображением горы, в основании, в середине и на вершине которой, имеются кармашки для картинок. Ребенок должен разложить предметные картинки, лежащие перед ним на столе, следующим образом: на вершину горы – картинку, изображающую предмет, в котором звук [р] находится в начале слова, в середину – картинки с изображением предметов, в которых звук [р] находится в середине слова, в основание – звук [р] в конце слова.

Предметные картинки: начало слова: расческа; середина слова: инструменты, мартышка, петрушка; конец слова: вентилятор, фломастер.

д) Динамическая пауза. Игра «Разберем завал».

И вот препятствие опять.

Завал нам нужно разобрать.

Ты камушек один бери

И по тропиночке кати.

Как будешь камушек катить,

Слова за мной должна ты повторить.

Ребенок прокатывает по тропинке, сделанной из ткани, камень и проговаривает словосочетание, которое ему говорит логопед.

Словосочетания: страшный стражник, грамотный инструктор, огромный супермаркет, праздничная программа, разноцветный фейерверк, красивый натюрморт.

е) Игра «Кости».

И вот перед тобой пираты.

Тебя они увидеть рады.

Им нужно с кем-то поиграть.

Они желают кости побросать.

Количество ты точек посчитай

И столько же предметов называй.

Ребенок кидает кубик и в соответствии с количеством точек, выпавших на кубике, называет количество предметов, нарисованных на картинках,                                            которые лежат перед ним (два кустарника  и т.д.)                  

Слова: троллейбус, корзинка, кустарник, конструктор, кормушка, зеркальце.  

ж) Игра «Разноцветные сундучки».

Перед тобою сундуки,

Ты в них картинки разложи.

Но только ничего не спутай,

По цвету все соотнеси.

Ребенок проговаривает словосочетание, называя цвет предмета, который изображен на картинке (красная брусника и т.д.) и кладет картинку в соответствующий по цвету сундучок. (Красная брусника – в красный сундучок  и т.д.)

Предметные картинки: красный цвет – перчатки, брусника, крыжовник, восьмерка; розовый цвет – расческа, кроссовки, открытка; оранжевый цвет – фломастер, фейерверк.

III. Заключительная часть.

Игра «Сундук с сокровищами».

Вот наконец-то ты дошла,

Сундук с сокровищем нашла.

Но чтобы сундучок открылся,

Необходимо потрудиться,

На карту нашу ты взгляни

Где побывала, повтори.

Ребенок может открыть сундучок, если вспомнит все препятствия, которые он прошел.              

Ты все препятствия прошла.

И вот сокровища нашла.

Но их с собой ты заберешь,

Если количество слогов в них назовешь.

Ребенок называет предметы, которые лежат в сундучке (раскраска, браслеты, фломастеры) и определяет в них количество слогов.

Ребенок забирает найденные сокровища, а логопед спрашивает у него, понравилось ли ему путешествие и хвалит за прохождение всех препятствий.

12. Список литературы:

1. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2006.

2. Спивак Е.Н. Звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5 – 7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

3. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4 – 6 лет: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

4. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей, М.: Издательство «Альфа», 1993.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Поиск сокровища"

Комплексное занятие в старшей группе (познания, музыка, физическая культура) используется для закрепления пройденных тем....

Конспект занятия по ФЭМП "В поисках сокровищ"

Программное содержание: Обучающие задачи: Продолжить учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.Продолжать ...

Конспект "В поисках сокровищ"

Для детей подготовительной группы...

Конспект занятия "Поиск сокровищ"

Конспект занятия по познавательному развитию....

Конспект "В поисках сокровищ"

В поисках сокровищ...

Конспект НОД "Поиски сокровищ"

Образовательная область: «Познавательное развитие».Возрастная группа: старшая группа.Тема непосредственно образовательной деятельности: «Поиски сокровищ».Форма организации восп...

Конспект «В поисках сокровищ»

Конспект «В поисках сокровищ»...