Школа эмоций
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

 Эмоции играют большую роль в формировании у дошкольников способов и приёмов овладения любой деятельностью и в значительной степени определяют эффективность обучения. Это приобретает особое значение на седьмом году жизни ребёнка в связи с проблемой формирования школьной зрелости.

     В подготовительной  к школе группе продолжается работа по закреплению положительной самооценки ребёнка, уверенности в собственных силах, а также по коррекции негативных эмоциональных состояний (тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность и др.).

     Ребёнок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться к изменяющимся условиям без потерь для своего психического здоровья, которое, по мнению многих педагогов и психологов, следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (добро, красота, истина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_emotsiy.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Школа эмоций

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №12 «Сказка»

 

 

                                             

 

 

 

Семинар

Тема: «Школа эмоций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил педагог-психолог: Марянова В.И.

26.03.2014 г.

г.о. Жуковский

     Эмоции играют большую роль в формировании у дошкольников способов и приёмов овладения любой деятельностью и в значительной степени определяют эффективность обучения. Это приобретает особое значение на седьмом году жизни ребёнка в связи с проблемой формирования школьной зрелости.

     В подготовительной  к школе группе продолжается работа по закреплению положительной самооценки ребёнка, уверенности в собственных силах, а также по коррекции негативных эмоциональных состояний (тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность и др.).

     Ребёнок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться к изменяющимся условиям без потерь для своего психического здоровья, которое, по мнению многих педагогов и психологов, следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (добро, красота, истина).

     Исходя из этого, можно определить следующие задачи эмоционального развития детей седьмого года жизни:

  • формировать основы нравственного сознания и поведения;
  • обучать азбуке выражения эмоций;
  • развивать формы дружеских отношений через тренинг социальных навыков;
  • корректировать проявления эмоциональных трудностей (тревожность, страх, неуверенность, агрессивность);
  • развивать волевую саморегуляцию поведения.

     Кроме того, необходимо расширять знания педагогов ДОУ об особенностях эмоционального развития дошкольников этого возраста и возможностях преодоления возникающих трудностей; формировать у родителей навыки правильного реагирования на различные эмоциональные проявления детей.

     Так как эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всём поведении.

     Поступая в детский сад, ребёнок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребёнка, развития умения общаться со сверстниками.

     Для практического психолога поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

     Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.

     Сегодня очень много можно встретить программ, посвящённых эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, но, ни одна не отвечает рекомендациям, которые предложены О.В. Хухлаевой в программе по психологическому здоровью «Тропинка к своему я». Она предлагает, следующие этапы знакомства с эмоциями.

1-й этап. Знакомство с некоторыми базовыми эмоциями.

Шаг 1. Первичное знакомство с чувствами.

Шаг 2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

2-й этап. Обучение пониманию относительности в оценке чувства.

3-й этап. Обучение конструктивному разрешению конфликтов.

Шаг 1. Обучение детей умению владеть своими чувствами.

Шаг 2. Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

Шаг 3. Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на самих себя.

4-й этап. Итоговый.

     Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

     Задачи:

  • научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
  • дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
  • совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

     В занятиях используются следующие методические средства:

  • ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе;
  • психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга;
  • релаксационные методы – использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации;
  • использование эмоционально-символических методов – групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева,...; направленное рисование, т.е. рисование на определённые темы;
  • коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга;
  • игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки».

     Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:

  • тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен);
  • методика «Лесенка» (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон);
  • графическая методика «Кактус» (модификация М.А. Панфиловой);
  • тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой);
  • Эмоциональные лица (Семаго Н.Я.).

     Длительность занятий. Формы организации занятий. Коррекционные занятия содержат вводные занятия, направленные на сплочение детей, сотрудничество, взаимопонимание, остальные занятия тематические, на них дети знакомятся с эмоциями.

     Занятия проводятся 1 раз в неделю.

     Продолжительность – 30 минут, для детей старшего дошкольного возраста.

     Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы.

     Структура занятий. Каждое занятие состоит из трёх частей: разминка, основная часть и заключительная часть.

     В разминку входит приветствие и ставит своей целью, включить детей в работу.

     Основная часть определяется содержанием темы, рассматриваются определённые эмоции.

     Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия.

     Ожидаемый результат:

  • дети научатся понимать своё и окружающих людей эмоциональное состояние;
  • будут иметь представление о способах выражения собственных эмоций;
  • научатся управлять своими эмоциями и чувствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учимся выражать эмоции» в подготовительной к школе группе

Занятие для детей подготовительной к школе группы,  учит  выражать дружеские чувства с помощью мимики и пантомимики., расширяет представления  о эмоциях (радость, грусть, удивление, зло...

Конспект НОД для подготовительной к школе группы ДОУ «В стране эмоций»

Конспект психологического занятия "В стране эмоций". Знакомство с основными эмоциями и чувствами человека....

Конспект игрового сеанса «Калейдоскоп эмоций» для детей подготовительных к школе групп

Развивать умение различать и анализировать свои и чужие эмоции. Закреплять выразительность движений, навыки произвольных действий. Развивать эмпатию, самоконтроль, методы саморегуляции....

Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе «Разные эмоции».

Данное занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста, направленно на развитие эмоционального интеллекта,  умение анализировать свои и  чужие эмоции, причины их возникнове...

занятие для детей подготовительных к школе "Развитие социальных эмоций "Путешествие в страну Эмоционалию""

Занятие для детей подготовительных к школе групп по развитию социальных эмоций...

План-конспект проекта "Радуга эмоций" в подготовительной к школе группе

Эмоции - это часть психической жизни личности, определяющее отношение к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события каждого человека. Для ребенка ...

ШКОЛА ЭМОЦИЙ. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЭМОЦИЕЙ СТРАХ.

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ И ОТРАБОТКИ ЭМОЦИИ СТРАХ....