Школа эмоций
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
Эмоции играют большую роль в формировании у дошкольников способов и приёмов овладения любой деятельностью и в значительной степени определяют эффективность обучения. Это приобретает особое значение на седьмом году жизни ребёнка в связи с проблемой формирования школьной зрелости.
В подготовительной к школе группе продолжается работа по закреплению положительной самооценки ребёнка, уверенности в собственных силах, а также по коррекции негативных эмоциональных состояний (тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность и др.).
Ребёнок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться к изменяющимся условиям без потерь для своего психического здоровья, которое, по мнению многих педагогов и психологов, следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (добро, красота, истина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_emotsiy.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа эмоций
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №12 «Сказка»
Семинар
Тема: «Школа эмоций»
Подготовил педагог-психолог: Марянова В.И.
26.03.2014 г.
г.о. Жуковский
Эмоции играют большую роль в формировании у дошкольников способов и приёмов овладения любой деятельностью и в значительной степени определяют эффективность обучения. Это приобретает особое значение на седьмом году жизни ребёнка в связи с проблемой формирования школьной зрелости.
В подготовительной к школе группе продолжается работа по закреплению положительной самооценки ребёнка, уверенности в собственных силах, а также по коррекции негативных эмоциональных состояний (тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность и др.).
Ребёнок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться к изменяющимся условиям без потерь для своего психического здоровья, которое, по мнению многих педагогов и психологов, следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (добро, красота, истина).
Исходя из этого, можно определить следующие задачи эмоционального развития детей седьмого года жизни:
- формировать основы нравственного сознания и поведения;
- обучать азбуке выражения эмоций;
- развивать формы дружеских отношений через тренинг социальных навыков;
- корректировать проявления эмоциональных трудностей (тревожность, страх, неуверенность, агрессивность);
- развивать волевую саморегуляцию поведения.
Кроме того, необходимо расширять знания педагогов ДОУ об особенностях эмоционального развития дошкольников этого возраста и возможностях преодоления возникающих трудностей; формировать у родителей навыки правильного реагирования на различные эмоциональные проявления детей.
Так как эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всём поведении.
Поступая в детский сад, ребёнок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребёнка, развития умения общаться со сверстниками.
Для практического психолога поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.
Сегодня очень много можно встретить программ, посвящённых эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, но, ни одна не отвечает рекомендациям, которые предложены О.В. Хухлаевой в программе по психологическому здоровью «Тропинка к своему я». Она предлагает, следующие этапы знакомства с эмоциями.
1-й этап. Знакомство с некоторыми базовыми эмоциями.
Шаг 1. Первичное знакомство с чувствами.
Шаг 2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.
2-й этап. Обучение пониманию относительности в оценке чувства.
3-й этап. Обучение конструктивному разрешению конфликтов.
Шаг 1. Обучение детей умению владеть своими чувствами.
Шаг 2. Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.
Шаг 3. Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на самих себя.
4-й этап. Итоговый.
Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Задачи:
- научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
- дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
- совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
В занятиях используются следующие методические средства:
- ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе;
- психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга;
- релаксационные методы – использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации;
- использование эмоционально-символических методов – групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева,...; направленное рисование, т.е. рисование на определённые темы;
- коммуникативные упражнения, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга;
- игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки».
Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:
- тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен);
- методика «Лесенка» (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон);
- графическая методика «Кактус» (модификация М.А. Панфиловой);
- тест «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой);
- Эмоциональные лица (Семаго Н.Я.).
Длительность занятий. Формы организации занятий. Коррекционные занятия содержат вводные занятия, направленные на сплочение детей, сотрудничество, взаимопонимание, остальные занятия тематические, на них дети знакомятся с эмоциями.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность – 30 минут, для детей старшего дошкольного возраста.
Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы.
Структура занятий. Каждое занятие состоит из трёх частей: разминка, основная часть и заключительная часть.
В разминку входит приветствие и ставит своей целью, включить детей в работу.
Основная часть определяется содержанием темы, рассматриваются определённые эмоции.
Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия.
Ожидаемый результат:
- дети научатся понимать своё и окружающих людей эмоциональное состояние;
- будут иметь представление о способах выражения собственных эмоций;
- научатся управлять своими эмоциями и чувствами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Учимся выражать эмоции» в подготовительной к школе группе
Занятие для детей подготовительной к школе группы, учит выражать дружеские чувства с помощью мимики и пантомимики., расширяет представления о эмоциях (радость, грусть, удивление, зло...
Конспект НОД для подготовительной к школе группы ДОУ «В стране эмоций»
Конспект психологического занятия "В стране эмоций". Знакомство с основными эмоциями и чувствами человека....
Конспект игрового сеанса «Калейдоскоп эмоций» для детей подготовительных к школе групп
Развивать умение различать и анализировать свои и чужие эмоции. Закреплять выразительность движений, навыки произвольных действий. Развивать эмпатию, самоконтроль, методы саморегуляции....
Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе «Разные эмоции».
Данное занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста, направленно на развитие эмоционального интеллекта, умение анализировать свои и чужие эмоции, причины их возникнове...
занятие для детей подготовительных к школе "Развитие социальных эмоций "Путешествие в страну Эмоционалию""
Занятие для детей подготовительных к школе групп по развитию социальных эмоций...
План-конспект проекта "Радуга эмоций" в подготовительной к школе группе
Эмоции - это часть психической жизни личности, определяющее отношение к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события каждого человека. Для ребенка ...
ШКОЛА ЭМОЦИЙ. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЭМОЦИЕЙ СТРАХ.
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ И ОТРАБОТКИ ЭМОЦИИ СТРАХ....