ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
обучение доступным приемам предметно-практической деятельности;
развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и коррекции их недостатков.
Занятия по предметно-практическим действиям проводятся один раз в неделю.
Данная программа разработана для воспитанника группы 4 года обучения с интеллектуальной недостаточностью Егора Н. У мальчика выявлены многочисленные недостатки в формировании умственной деятельности. У него затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей и отношений между отдельными действиями и звеньями умственной задачи. Он не может организовать свою деятельность и не использует образец. У Егора отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и узнавание, группировки и обобщения, сравнения, анализа, классификации, ему недоступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос умственного приема и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individ_programma_k_konkursu.docx | 749.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 23 «Светлячок» города Новошахтинска
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
воспитанника МБДОУ д/с № 23 «Светлячок»
Егора Н.
Педагог-психолог Ю.В. Шовгеня
Пояснительная записка
Индивидуальная программа по предметно-практической деятельности воспитанника МБДОУ д/c № 23 «Светлячок» Егора Н. составлена на основе «Программы обучения глубоко - умственно отсталых детей». Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
обучение доступным приемам предметно-практической деятельности;
развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и коррекции их недостатков.
Занятия по предметно-практическим действиям проводятся один раз в неделю.
Данная программа разработана для воспитанника группы 4 года обучения с интеллектуальной недостаточностью Егора Н. У мальчика выявлены многочисленные недостатки в формировании умственной деятельности. У него затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей и отношений между отдельными действиями и звеньями умственной задачи. Он не может организовать свою деятельность и не использует образец. У Егора отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и узнавание, группировки и обобщения, сравнения, анализа, классификации, ему недоступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос умственного приема и т.д.
Между тем, формирование этих основных навыков и приемов умственной деятельности в дошкольном возрасте возможно именно на самом элементарном, сенсорном, предметно-практическом уровне.
Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Содержание обучения на занятиях по формированию наглядно-действенного мышления очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, свойственных глубоко умственно отсталому ребенку.
Достижение поставленных задач осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, и др.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых ребенком знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей.
Организация и оборудование занятий
Для проведения занятия необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Работу необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность воспитанника на различных занятиях.
Предполагаемые результаты обучения
- наличие у ребенка положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками, предметами и изображениями в контексте материала;
- умение осуществлять действия совместно с учителем по подражанию и по образцу;
- понимание названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
- осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных сообщений.
- выбор геометрических фигур по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;
- объединение фигур в группы по форме , цвету, величине;
- перемещение различных предметов вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
- выполнять действия за педагогом-психологом и по образцу.
Учебно- методическое оснащение
1.Программы обучения глубоко - умственно отсталых детей». Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.
2.Интернет – ресурсы
Сайты коррекционных учреждений.
Содержание.
№ | Название раздела, основной темы | Характеристика раздела, основной темы | Возможный результат | Примечания |
1. | Предметно-манипулятивные действия | Развитие способности к подражанию, развитие крупной моторики, зрительно-моторной координации | Уметь согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога. Воспроизводить по подражанию действия с предметом | |
2 | Действия с предметами разного цвета, формы, величины. | Способствует расширению знаний о свойствах предмета. | Выбор по образцу и инструкции («Дай такой») предметов одного цвета, одной формы, одной величины. | |
3 | Деятельность с разборными игрушками | Развитие целостного восприятия предметов | Складывание простейших фигур, нанизывание. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Дата | Возможный результат | Виды контроля |
1 | Прослеживание за предметом: «солнечный зайчик», заводная игрушка. | 08.11 11.11 | Прослеживание и ловля солнечного зайчика, слежение за заводными игрушками, ожидание их в определённых местах. | |
2 | Подражательные действия: «Стучим-прячем», «Рубим дрова».(2 ч) | 15.11 18.11 | Выполнение подражательных движений со сменой вида деятельности, например, «Стучим-прячем», имитация действий «Рубим дрова», «Стираем бельё») | |
3 | Действия с предметами: мячи, кубики(3 ч) | 22.11 25.11 | Катание мячей разного размера в определённом направлении, постройка башни из кубиков | |
4 | Действия с предметами: доставание предмета из коробки, опускание предмета в коробку.(2) | 29.11 02.12 | Выполнение упражнений по захвату предмета по заданию учителя, перекладывание из одной ёмкости в другую | |
5 | Развитие соотносящих действий: разрезные овощи. | 06.12 09.12 | Беседа об овощах. Показ овощей на картинках по просьбе учителя. Соединение 2-х частей игрушки по показу учителя. | |
6 | Развитие соотносящих действий: разрезные фрукты | 13.12 16.12 | Беседа о фруктах. Показ фруктов по заданию учителя. Соединение 2-х частей игрушки по показу учителя. | |
7 | Действия с предметами: пирамидка, матрёшка. | 20.12 23.12 | Демонстрация действий с пирамидками. Сбор и разбор пирамидки, матрёшки детьми. | |
8 | Развитие действий по показу: цветные стаканчики. | 13.01 17.01 | Игра с цветными стаканчиками (2-3 шт.)- вкладывание 1 в 1. | |
9 | Цвет | 20.01 24.01 27.01 | Повторение ранее изученных цветов, их названий, умение выбирать по названию, давать предметы названного цвета. Работа с цветными геометрическими фигурами. Группировка предметов по цвету. Игра «4-лишний», «Светофор». | |
10 | Форма | 31.01 03.02 07.02 | Матрицы Раввена разных видов, коробка форм, «Волшебный мешочек». | |
11 | Величина | 10.02 14.02 | Повторение величины с использованием геометрических фигур. Составление ряда фигур от большего к меньшему и наоборот (не обращая внимание на цвет). Выделение из окружающего больших и маленьких предметов. Игра «Какой предмет я загадала?» | |
12 | Разрезные картинки | 17.02 28.02 | Составление целой картинки из 2-3 частей по степени усложнения (разрезаны по горизонтали, по вертикали, по косым линиям). | |
13 | Башня | 03.03 07.03 | Подбор и выкладывание из объёмных и плоскостных форм разного цвета (не больше 3-4) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет, и величину фигур. | |
14 | Пирамида из 3-х кубиков | 10.03 14.03 | Постройка пирамиды из 3-х кубиков разного размера по убывающей величине | |
15 | Пирамида из 5-и кубиков | 17.03 21.03 | Постройка пирамиды из 5 кубиков разного размера (по убывающей величине) | |
16 | Дом, забор | 24.03 07.04 11.04 | Постройка из детских наборов строительного материала дома, забора (по показу и одновременной словесной инструкции). Сюжетная игра на тему сказки «Три поросёнка». | |
17 | Сгибание бумаги. Разрывание по линии сгиба. | 14.04 18.04 | Действия по образцу. | |
18 | Отрывание небольших кусочков бумаги. | 21.04 25.04 | Отрывание небольших кусочков бумаги, катание в шарики | |
19 | Отрывание небольших кусочков бумаги, катание в шарики | 28.04 02.05 | Зажимать и отрывать небольшие фрагменты материала . | |
20 | Отрывание небольших кусочков бумаги. Аппликация «Весна» | 05.05 12.05 | Выполнение задания с помощью педагога. | |
21 | Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Заяц» | 16.05 19.05 | Выполнение задания с помощью педагога. | |
22 | Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Лиса и колобок» | 23.05 26.05 | Выполнение задания с помощью педагога. Самостоятельное расположение частей аппликации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением
Разработка индивидуальной программы обучения воспитания и развития ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....
Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...
Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.
Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....
Индивидуальная программа саморазвития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9 Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
. Результаты освоения разработанных учителем-дефектологом индивидуальных программ (индивидуальных маршрутов).
Результат освоения программы...