ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме

Шовгеня Юлия Владимировна

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи:

обучение доступным приемам предметно-практической деятельности;

развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и коррекции их недостатков.

Занятия по предметно-практическим действиям проводятся один раз в неделю.

      Данная программа разработана для воспитанника группы 4 года обучения с интеллектуальной недостаточностью Егора Н. У мальчика выявлены многочисленные недостатки в формировании умственной деятельности. У него затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей и отношений между отдельными действиями и звеньями умственной задачи. Он не может организовать свою деятельность и не использует образец. У Егора отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и узнавание, группировки и обобщения, сравнения, анализа, классификации, ему недоступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос умственного приема и т.д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ_programma_k_konkursu.docx749.66 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 23 «Светлячок» города Новошахтинска

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

воспитанника МБДОУ д/с № 23 «Светлячок»

Егора Н.

Педагог-психолог Ю.В. Шовгеня

Пояснительная записка

Индивидуальная программа по предметно-практической деятельности воспитанника МБДОУ д/c № 23 «Светлячок» Егора Н. составлена на основе «Программы обучения глубоко - умственно отсталых детей». Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи:

обучение доступным приемам предметно-практической деятельности;

развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и коррекции их недостатков.

Занятия по предметно-практическим действиям проводятся один раз в неделю.

      Данная программа разработана для воспитанника группы 4 года обучения с интеллектуальной недостаточностью Егора Н. У мальчика выявлены многочисленные недостатки в формировании умственной деятельности. У него затруднено принятие и понимание задачи, их затрудняет установление связей и отношений между отдельными действиями и звеньями умственной задачи. Он не может организовать свою деятельность и не использует образец. У Егора отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы умственной деятельности: идентификация и узнавание, группировки и обобщения, сравнения, анализа, классификации, ему недоступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос умственного приема и т.д.

       Между тем, формирование этих основных навыков и приемов умственной деятельности в дошкольном возрасте возможно именно на самом элементарном, сенсорном, предметно-практическом уровне.

Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Содержание обучения на занятиях по формированию наглядно-действенного мышления очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, свойственных глубоко умственно отсталому ребенку.

       Достижение поставленных задач осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, и др.). Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды детской деятельности. Таким способом предусматривается обеспечение максимально  возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых ребенком  знаний, умений и навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей.

Организация и оборудование занятий

      Для проведения занятия необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Работу необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность воспитанника на различных занятиях.

Предполагаемые результаты обучения

 - наличие у ребенка  положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками, предметами и изображениями в контексте материала;

- умение осуществлять действия совместно с учителем по подражанию и по образцу;

- понимание названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;

- осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных сообщений.

- выбор геометрических фигур по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;

- объединение фигур в группы по форме , цвету, величине;

- перемещение различных предметов вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

- выполнять действия за педагогом-психологом и по образцу.

Учебно- методическое оснащение

1.Программы обучения  глубоко - умственно отсталых детей». Москва: 1983 год. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР.

2.Интернет – ресурсы

Сайты коррекционных учреждений.

Содержание.

Название раздела, основной темы

Характеристика раздела, основной темы

Возможный результат

Примечания

1.

Предметно-манипулятивные действия

Развитие способности к подражанию, развитие крупной моторики, зрительно-моторной координации

Уметь согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога. Воспроизводить по подражанию действия с предметом

2

Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

Способствует расширению знаний о свойствах предмета.

 Выбор по образцу и инструкции («Дай такой») предметов одного цвета, одной формы, одной величины.

3

Деятельность с разборными игрушками

Развитие целостного восприятия предметов

Складывание простейших фигур, нанизывание.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Дата

Возможный результат

Виды контроля

1

Прослеживание за предметом: «солнечный зайчик», заводная игрушка.

08.11

11.11

Прослеживание и ловля солнечного зайчика, слежение за заводными игрушками, ожидание их в определённых местах.

2

Подражательные действия: «Стучим-прячем», «Рубим дрова».(2 ч)

15.11

18.11

Выполнение подражательных движений со сменой вида деятельности, например, «Стучим-прячем», имитация действий «Рубим дрова», «Стираем бельё»)

3

Действия с предметами: мячи, кубики(3 ч)

22.11

25.11

Катание мячей разного размера  в определённом направлении, постройка башни из кубиков

4

Действия с предметами: доставание предмета из коробки, опускание предмета в коробку.(2)

29.11

02.12

Выполнение упражнений по захвату предмета по заданию учителя, перекладывание из одной ёмкости в другую

5

Развитие соотносящих действий: разрезные овощи.

06.12

09.12

Беседа об овощах. Показ овощей на картинках по просьбе учителя. Соединение 2-х частей игрушки по показу учителя.

6

Развитие соотносящих действий: разрезные фрукты

13.12

16.12

Беседа о фруктах. Показ фруктов по заданию учителя. Соединение 2-х частей игрушки по показу учителя.

7

Действия с предметами: пирамидка, матрёшка.

20.12

23.12

Демонстрация действий с пирамидками. Сбор и разбор пирамидки, матрёшки детьми.

8

Развитие действий по показу: цветные стаканчики.

13.01

17.01

Игра с цветными стаканчиками (2-3 шт.)- вкладывание 1 в 1.

9

Цвет

20.01

24.01

27.01

Повторение ранее изученных цветов, их названий, умение выбирать по названию, давать предметы названного цвета. Работа с цветными геометрическими фигурами. Группировка предметов по цвету. Игра «4-лишний», «Светофор».

10

Форма

31.01

03.02

07.02

Матрицы Раввена разных видов, коробка форм, «Волшебный мешочек».

11

Величина

10.02

14.02

Повторение величины с использованием геометрических фигур. Составление ряда фигур от большего к меньшему и наоборот (не обращая внимание на цвет). Выделение из окружающего больших и маленьких предметов. Игра «Какой предмет я загадала?»

12

Разрезные картинки

17.02

28.02

Составление целой картинки из 2-3 частей по степени усложнения (разрезаны по горизонтали, по  вертикали, по косым линиям).

13

Башня

03.03

07.03

Подбор и выкладывание из объёмных и плоскостных форм разного цвета (не больше 3-4) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет, и величину фигур.

14

Пирамида из 3-х кубиков

10.03

14.03

Постройка пирамиды из 3-х кубиков разного размера по убывающей величине

15

Пирамида из 5-и кубиков

17.03

21.03

Постройка пирамиды из 5 кубиков разного размера (по убывающей величине)

16

Дом, забор

24.03

07.04

11.04

Постройка из детских наборов строительного материала дома, забора (по показу и одновременной словесной инструкции). Сюжетная игра на тему сказки «Три поросёнка».

17

Сгибание бумаги. Разрывание по линии сгиба.

14.04

18.04

Действия по образцу.

18

 Отрывание небольших кусочков бумаги.

21.04

25.04

Отрывание небольших кусочков бумаги, катание в шарики

19

Отрывание небольших кусочков бумаги, катание в шарики

28.04

02.05

Зажимать и отрывать небольшие фрагменты материала .

20

Отрывание небольших кусочков бумаги.

Аппликация «Весна»

05.05

12.05

Выполнение задания с помощью педагога.

21

Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Заяц»

16.05

19.05

Выполнение задания с помощью педагога.

22

Вырезание готовых изображений и наклеивание на контур. Аппликация «Лиса и колобок»

23.05

26.05

Выполнение задания с помощью педагога. Самостоятельное расположение частей аппликации.

http://aquilonboat.ru/wp-content/uploads/2017/04/51404-blank-s-ramkoy-dlya-oformleniya-detskogo-sada.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением

Разработка индивидуальной программы обучения  воспитания и развития  ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....

Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...

Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.

Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...