«Развитие компенсаторных возможностей у ребенка с нарушение зрения через стимуляцию сохранных сенсорных анализаторов».
консультация по коррекционной педагогике на тему

Ортюкова Елена Вениаминовна

 

      Статья посвящена роли сохранных сенсорных  анализаторов на развитие компенсаторных возможностей ребенка с помощью игровых  упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sohr_anal_2.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие компенсаторных возможностей у ребенка с нарушение зрения через стимуляцию сохранных сенсорных анализаторов».

Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Обусловлено это, прежде всего тем, что большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Нарушение зрения или полная его потеря значительно ограничивают возможности познания ребенком окружающего мира, осложняют его психическое, физическое и речевое развитие.

В работе с такими детьми большое значение уделяется сенсорному воспитанию, основная цель которого – дать ребёнку новые чувственные ощущения: слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Сенсорные игры и упражнения позволяют установить с ребёнком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие ребёнка.

Сенсорная система– это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств или анализаторов. Ощущения дают ребенку представление о разнообразных свойствах окружающей среды..

Ребѐнку с нарушениями зрения, в отличие от нормально видящего ребѐнка, недостаточно лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета необходимо взаимодействие  всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые ощущения) даѐт более полное и правильное представление о предметах. В зависимости от характера деятельности может осуществляться замена одного анализатора другим.

Специфика коррекционной работы с детьми с нарушением зрения заключается в том, что наряду со зрительным восприятием необходимо развивать и все остальные виды чувствительности (осязание, слух, вкус, обоняние).

Предлагаемые игры и упражнения  предназначены для коррекции и развития сенсорной сферы ребенка. Большинство, из них, возможно, проводить как один на один с ребенком, так и в группе.

 Работая со слабовидящими детьми нельзя забывать, что слух, после зрения, является наиболее важным средством получения информации. Чем лучше у ребенка развит слуховой анализатор, тем больше он знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения.

Способность внимательно слушать и понимать звуки не возникает сама по себе даже при наличии природного слуха. Ее нужно целенаправленно развивать. Лучше всего это делать в играх:

 «Какой колокольчик звенит?» учим детей различать звуки различной высоты.

 «Какой кубик звучит?» учим  детей различать звуки различной громкости.

 «Что я делаю?» учим детей различать звуки, производимые различными предметами.

 «Мир вокруг нас в звуках» учим детей различать звуки города, деревни, моря, леса.

 «Чье имя я назвала?» учим  детей воспринимать шепотную речь.

 «Узнай по голосу» учим  детей узнавать сверстников по голосу.

 «Испорченный телефон»  учим  детей воспринимать шепотную речь.

 «Где звенит колокольчик?» учим  детей на слух определять направление звука.

 «Откуда слышится звук?» учим  детей определять направление звука.

Совместное использование слабого зрения и осязания дает значительно лучшие результаты при ознакомлении детей с предметами окружающего мира. Дети, дополнительно использующие осязание, лучше воспринимают форму, точнее оценивают размеры, фактуру, пропорции, температурные и болевые признаки (холодный, теплый, колючий, острый). Осязательное обследование предмета нужно проводить двумя руками. При осязании, особенно сложных объектов, одной рукой нарушается пропорциональность и соотношение частей объекта, снижается скорость восприятия. Для того чтобы запомнить и узнать предметы слабовидящим детям надо в три раза больше времени, чем детям, которые видят нормально. В результате малой двигательной активно мышцы рук у детей вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук. 

Для развития навыков  осязательного восприятия играем в игры:

«Волшебный мешочек» учим детей различать форму геометрических фигур путем ощупывания.

«Волшебный сундучок»  учим  детей обследовать предмет и узнавать его путем ощупывания.

 «Маленькая хозяйка»  учим  детей различать крупу на ощупь.

 «Веселые дощечки» учим  детей различать поверхности с разной шероховатостью,  развивать тактильную память, образную память, воображение.

Найди геометрической фигуре дом учим  детей различать форму геометрических фигур с помощью ощупывания.

 «В посудном магазине»  учим  детей на ощупь различать материал, из которого сделана посуда.

«Барические дощечки»  развивать барическое чувство

«Тепловые баллончики» учим  детей тактильно различать температуру.

Вкус – ощущение, возникающее, при воздействии различных растворимых веществ на вкусовые рецепторы.

Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом, они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса.

 Необходимо дать представления о четырёх вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, солёное.

Игры на развитие вкусовых ощущений:

«Заколдованные порошки» учим детей определять вкус, активизировать представления детей о значении языка в ощущении вкуса.

« Угадай на вкус» учим детей угадывать пищу на вкус (не глядя на нее)

«Какое яблоко слаще?» учим  детей различать вкус продуктов. Дать знания том, что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного вкуса.

«Волшебная вода» учим детей различать вкус продуктов. Дать знания о том, что вкусовые ощущения зависят от последовательности приема пищи разного вкуса.

«Веселое чаепитие» знакомим  детей с зависимостью вкусовых ощущений от температуры продукта

«Назови вкус продукта» учим  называть   вкус по картинкам с изображением различных продуктов,  овощей,  фруктов

Обоняние является одним из важных анализаторов, с помощью которого осуществляется дифференциация запахов окружающей среды.

Дети с нарушением зрения, как и нормально видящие, имеют обедненный запас обонятельных представлений, слабо дифференцируют запахи, не осознают возможностей анализаторных функций органа обоняния. Поэтому необходимо как можно раньше развивать у детей обонятельную чувствительность для получения дополнительной информации об окружающем мире.

Работа, направленная на развитие обоняния у детей, решает две основные задачи:

1. развитие осведомленности о различных запахах;

2. умение различать простые запахи и дифференцировать их; 

Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводим в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах хлеба, лука, апельсина, колбасы, кофе, лекарства, цветов и других предметов, обозначают их словом:

запах лука — резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;

запах апельсина — свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.

При этом нужно показывать, как нужно нюхать незнакомые предметы (осторожно, несильно, на расстоянии).

Игры на развитие обонятельных ощущений:

«Узнай по запаху»  учим детей различать запахи, развивать обоняние.

 «Подбери пару» учим  детей различать запахи, развивать обоняние.

«Вспомни, как они пахнут». Детям предлагается по картинкам с изображением разных предметов и явлений вспомнить, как они пахнут и объяснить словами;

«Понюхай и найди». На карточки с изображением того или иного фрукта, овоща, продукта ребенок ставит баночку с аналогичным запахом;

«Угадай по запаху, где ты находишься?»

Таким образом, стимулируя ребенка на использование сохранных сенсорных анализаторов для познания окружающего мира, мы расширяем объем представлений, помогаем избежать серьезных трудностей в правильном использовании информации, поступающей к нему из внешнего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения через совместную со взрослым и самостоятельную творческую деятельность

Представлены рекомендации по развитию творческих способностей у детей раннего возраста. В приложении даны рекомендации как развивать индивидуальность ребенка, как узнать о сколонностях (талантах) ребе...

Значение исследовательской деятельности в развитии компенсаторных функций у детей с нарушением зрения

Дошкольный  период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. Благодаря...

«Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность в дошкольном учреждении»

  В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Согласно новым тр...

Развитие творческого воображения у детей с нарушением зрения через нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования для детей в разных группах дошкольных учреждений имеют огромное значение. Прежде всего – это знакомство с изобразительным искусством, отличный вариант ...

«Развитие психических функций у детей с нарушением зрения через игру»

Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Эти знания и представления должны опираться на систему усвоенных операционал...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через формирование сенсорных эталонов

В сообщении из опыты работы раскрываются приемы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через формирование сенсорных эталонов....