Использование самомассажа детьми с тяжелыми нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике

Сваткова Лариса Александровна

В статье содержится материал по использованию самомассажа детьми дошкольного возраста: цели и задачи, виды массажа, упражнения и много интересной информации.

Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование самомассажа детьми

с тяжелыми нарушениями речи

 Не циркач я и артист – сам себе я массажист!

(О. И. Крупенчук)

Актуальность темы

       Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность в обществе и итенсификация процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.

         Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

        Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков. У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне «разогретых рук».

Цель:

- создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих;

- научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью;

- разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней;

- сформировать привычку к здоровому образу жизни;

- привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т. д.

Задачи:

- обучение детей приемам самомассажа в игровой форме;

- общеукрепляющее воздействие функциональные системы ребенка;

- нормализация тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности;

- улучшение функционального состояния центральной нервной системы;

- мобилизация защитных и приспособительных сил организма;

- укрепление здоровья дошкольников.

          Методика, приемы  рекомендации к проведению самомассажа

      Изучая эту тему и применяя методику самомассажа в подготовительной группе для детей с ТНР, я заметила интерес детей к выполняемым упражнениям,   повышенный интерес к своему организму, его развитию и т.д.

            Непременным условием выполнения самомассажа является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога.

         При проведении самомассажа рук, пальцев, ног, стоп, головы, ушей, лица, спины используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.

        Самомассаж  рекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание  рук.

       Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями.

        Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.

       Очень много различных видов массажа и выполнять упражнения можно с используя как традиционные, так и нетрадиционные материалы.

  • Хлопковый самомассаж – все части тела с головы до ног массируются ритмичными хлопками в такт стихотворному тексту.
  • Точечный (по А. Уманской) – массируются биологические активные точки лёгкими надавливаниями.
  • Самомассажи стоп, кистей рук, ушных раковин, живота, грудной области, шеи, головы, лица – выполняется лёгкими поглаживающими, растирающими, похлопывающими и защипывающими движениями.
  • Парный – дети поочерёдно в парах или в подгруппе массируют друг другу спину как в произвольной, так и в стихотворной форме.
  • С массажными мячиками,  массажерами  Су Джок – все части тела массируются прямыми и круговыми движениями.
  • Песочный – с помощью песка массируются кисти рук, запястья, предплечья. Песок как природный материал даёт заряд положительной энергией.
  • Мыльный – руки до локтей массируются круговыми и растирающими движениями по густой мыльной пене. Осуществляется во время умывания, как жёсткой мочалкой, так и без неё.
  • С пробковыми массажёрами – массируются стопы, кисти рук, спина массажёрами из пластиковых крышек, нанизанных на верёвку или нашитых на клеёнчатую дорожку.
  • Бумажный – руки и ноги массируются шариками разного диаметра из жёсткой мятой бумаги.
  • Карандашный – руки и ноги массируют ребристым карандашом, катая его вверх – вниз и наоборот. Используется также в парном массаже спины.
  • Рукавичкой – части тела массируют рукавичкой из жёсткой махровой ткани или шерстяных ниток.
  • Используются упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д.
  • Можно использовать  аппликаторы Ляпко, Кузнецова. В качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных упражнений.
  • Для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы,  ушных раковин (он показан детям с раннего возраста) можно использовать различные игры и упражнения. Например:

         Самомассаж рук

  • «Стряпаем вместе» - имитация скатывания колобков

                 Мы постряпаем ватрушки, будем сильно тесто мять.

                 Колобочков накатаем будем маме помогать.

  •     «Добываем огонь» - растирание ладоней друг о друга, чтоб стало                  горячо

                 Мы как древние индейцы добываем огонек:

                 Вот ладошки разотрем – будет нам тепло с огнем.

  • «Греем ручки»

               Очень холодно зимой, мерзнут ручки ой, ой, ой!

               Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.

  • «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим по ладони, предплечью другой руки.

               Пилим, пилим, мы бревно - очень толстое оно.

               Надо сильно постараться и терпения набраться.

 Использование  сухового бассейна

        Для этого берется коробка или миска (приблизительно 25 см в диаметре и высотой 12-15 см) и заполняется на 8 см, например, промытым и высушенным горохом, фасолью. Выполняются различные упражнения, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Такой самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом, например:

  • Предлагаем ребенку опустить кисти в коробку, помешать горох, сжимать-разжимать пальцы рук внутри «бассейна».

          В миску насыпали горох и пальцы запустили,

          Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

  • «Месим тесто». Предлагаем ребенку опустить кисти в «бассейн» и «месить тесто» для пирожков или булочек.

            Месим , месим тесто, есть в печи место.

            Будут, будут из печи булочки и калачи.

  • «Зарядка». Предлагаем ребенку чередовать движения пальцев рук внутри «бассейна»: сжимать кулачки, затем широко расставлять пальцы в стороны.

          Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

          А потом они в тетрадке будут буковки писать.

  • «Найди игрушку». Игрушки из киндер-сюрпризов «закопать» в «бассейне», предложить ребенку найти их и назвать. Вариация – делать то же самое с закрытыми глазами, предварительно рассмотрев эти фигурки.

            В миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

           На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

 Пуговичный массаж кистей и стоп (игры с пуговицами)

        Коробку (например, из-под обуви заполняем пуговицами, желательно побольше и разного размера). Потом выполняем упражнения типа:

  • Играем в «пуговичное море». Предлагаем ребенку опустить руки в коробку, поводить ладонями по поверхности пуговиц, захватить пуговицы руками, чуть приподнимая и разжимая руки.
  • Предлагаем малышу погрузить руки глубоко в «пуговичное море» и поплавать в нем, попробовать перетереть пуговицы между ладонями, набрать их в горсть и пересыпать их из ладошки в ладошку одной рукой, затем другой, потом обеими («переливать водичку»).
  • «Ищем ракушки». Предлагаем ребенку захватить «щепотку» пуговиц, отпустить, вытянуть самую большую, маленькую, круглую, квадратную и т.д.
  • «Ловим рыбку». Можно использовать пуговичный массаж и для стоп, выполняя круговые движения, глубоко погрузиться пошевелить пальцами, захватить пальцами и «выловить» из «пуговичного моря» красную или синюю «рыбку» и т.д.
  • «По дорожкам, по тропинкам» - хождение босыми ногами по пуговичным коврикам, дорожкам.
  • «Пуговки перебираем и стихи мы повторяем» - перебирать нанизанные на шнурок пуговицы пальцами с проговариванием стихотворений, чистоговорок и т.п.

        Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ног, ладони и ступни.

       Самомассаж лица и шеи

Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее.

Общие правила:

- перед занятием ребёнок всегда должен мыть руки;

- движения сначала показываются отдельно и лишь после усвоения включаются в занятия в полном объёме;

- стихотворение ведёт за собой сами движения и их порядок;

- удлинение стихотворной строки здесь вызвано необходимостью выполнения разнообразных движений, причём ребёнок должен успеть повторить эти движения несколько раз;

- ритм стиха задаёт ритм массажных движений;

- темп произнесения текста взрослым замедлен, особенно на первых этапах, чтобы ребёнок успевал сделать самомассаж, а не обозначать его движения.

  Примером может служить стихотворение:

Ручки растираем (потирание ладоней ) и разогреваем (хлопки),

 И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),

 Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

 Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

 Их вперёд сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди),

 Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки),

 А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).

 Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

 Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу)

 Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание обеих губ вперёд)

 Разомнём их мягко, не задев ногтями (большие и указательные пальцы разминают обе губы).

 Уголками губ мы щёчки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),

 А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носо-губным складкам)

 Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

 И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый — на верхнюю губу, а левый — на нижнюю, и двигаются навстречу/врозь друг другу).

 Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (язык -под верхней губой и поколачивание кулачком по верхней губе)

 Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык — под нижней губой и поколачивание по нижней губе).

Тянем подбородок  и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),

 А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

Выводы:

  • Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе с детьми с ТНР, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребёнка и развивает речь.
  • Игровой самомассаж является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, зрительно моторная координация). В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей.
  • Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота, доступность, возможность использования приемов массажа в различной обстановке и в любое время, способствуют переходу ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это – гарантия успеха коррекционной и развивающей работы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Выступление  на  общегородском  семинаре   на  базе  МПК, посвященного   190-летию  К.Д. Ушинского...

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Экскурсия для родителей «Использование оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» в рамках проведения Дня открытых дверей

Цель:Знакомство с работой педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи в сенсорной комнате. Задачи:Раскрыть все положительные стороны посещения детьми сенсорной комнаты, а именно, как ...

Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеоб...

Использование планшета "Логико-малыш" в работе по развитию речи с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Мы хотим представить, а может быть напомнить нашим коллегам, функции развивающего пособия «Логико-малыш», а также рассказать о преимущества использования его в развитии речи и логического ...

Авторская парциальная образовательная программа «Использование инновационных здоровьеориентированных технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет» «Движение и речь»

Речевые нарушения остаются одной из наиболее  распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста.Специфика нарушений речи и их коррекция у детей определяется особенност...