Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС
проект по коррекционной педагогике на тему
Содержание:
Определить стартовые параметры для составления маршрута (дефициты и особенности обучающегося), включить рекомендации консилиума и ЦПМПК;
1. Описать специальные условия образования, которые должны быть созданы (исходя из возможностей школы)
2. Разработать индивидуальный учебный план обучающегося на ближайший учебный год
3. Определить основное содержание программы, требования к результатам, периодичность контрольных срезов
4. Коротко описать программу передачи обратной связи родителям
5. Включить рекомендации по проведению повторного консилиума по ребенку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_ucheba_ovz.docx | 48.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОБРАЗОВАНИЯ
Дополнительная профессиональная программа
(повышение квалификации)
Проектирование инклюзивной среды образовательной организации на базе
новых педагогических и информационных технологий в рамках
ФГОС ООО и ФГОС НОО, ФГОС УО и ФГОС ОВЗ
для достижения новых образовательных результатов
Реферат по теме:
Составление индивидуального образовательного маршрута для ученика с ограниченными возможностями здоровья.
Выполнили слушатели курса:
Новотельнова О.М.
Тучина Н.В.
Пикурова С.В.
Преподаватель:
Горбунова Н.С.
Москва ГБОУ Школа № 2051
2018
Содержание:
Введение ……………………………………………………………. | 3 | |
Стартовые параметры для составления маршрута (дефициты и особенности обучающегося), включить рекомендации консилиума и ЦПМПК ……………………………………………. | 4 | |
Специальные условия образования, которые должны быть созданы (исходя из возможностей школы) ………………............. | 6 | |
Индивидуальный учебный план обучающегося на ближайший учебный год …………………………………………....................... | 7 | |
Основное содержание программы, требования к результатам, периодичность контрольных срезов ………………........................ | 10 | |
Программы передачи обратной связи родителям ……………….. | 15 | |
Рекомендации по проведению повторного консилиума по ребенку …………………………………………………………… | 16 | |
Заключение ………………………………………………………… | 17 | |
Список используемой литературы ……………………………… | 18 |
Введение
Выбор школы для своего ребенка даже для самого обычного родителя – вопрос непростой. Задача усложняется, если будущий первоклашка не такой, как все.
Для таких особых ребят существует два пути.
Первый – обучение в коррекционном образовательном учреждении по решению семьи ребенка. В Москве существуют как отдельные коррекционные образовательные организации, так и коррекционные отделения внутри больших школ. Второй путь – получение образовательных услуг в системе инклюзии.
Инклюзивное образование – система, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов, благодаря чему малыши могут быстрее и легче привыкнуть к окружающему их миру.
ГБОУ Школа №2051 города Москвы не является исключением.
Дошкольное отделение №5 ГБОУ Школы №2051 посещают дети с различными нарушениями: ребенок с синдромом Дауна, дети с РАС, ЗПР, ТНР, ДЦП.
Для нашего проекта мы выбрали ребенка с расстройством аутистического спектра. Для успешной адаптации ребенка с РАС к условиям социума необходимо создать для него и реализовать индивидуальный образовательный маршрут.
В разработке индивидуального маршрута для такого ребенка участвуют воспитатели и все специалисты – педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, а также инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель.
Старший воспитатель ведет контроль над реализацией целей и задач индивидуального образовательного маршрута.
В нашем проекте мы представим образовательный маршрут на ребенка, разработанный учителем-логопедом, педагогом-психологом и старшим воспитателем.
Стартовые параметры
Ребенок Егор И. 4 года. Посещает дошкольное отделение №5 ГБОУ Школа № 2051 с сентября 2017 года, с февраля 2018 г. обучается по адаптированной образовательной программе для обучающихся с расстройством аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР.
Семья ребенка полная, внешне благополучная.
Показатели эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.
Вступает в контакт со взрослыми и сверстниками формально. Потребность в контактах снижена. Преобладающий фон настроения ровный. Испытывает трудности в общении. К результатам своей деятельности не критичен. В свободной деятельности предпочитает играть самостоятельно, стремится быть рядом с детьми, но в контакт самостоятельно практически не вступает. В коллективных играх не участвует; на прогулке чувствует себя комфортно - играет в основном с песком, но может выходить за границы площадки; в игровой деятельности преобладают индивидуальные игры, игра носит предметный характер, берет в руки игрушки – манипулирует, перекладывает кубики с места на место, ставит друг на друга, стучит по столу; в организованной деятельности – на занятиях с группой, подгруппой – малопродуктивна, на индивидуальных занятиях занимается чаще с интересом. Понимает речь на обиходно-бытовом уровне. Привлекается к целенаправленной деятельности конструктивного характера, к картинному материалу привлекается на короткое время. Самостоятельная деятельность не сформирована, нуждается в контроле и помощи взрослого. Учебный материал усваивает в минимальном объеме при индивидуальной работе. Помощь педагога принимает; проявляет больше интереса к игровому материалу; себя обслуживает частично (одевается, раздевается с помощью взрослого).
Показатели физического, моторного развития.
Состояние крупной и мелкой моторики – ниже возрастной нормы; ведущая рука – правая. Нарушена координация движений, наблюдаются стереотипные движения.
Показатели познавательного развития, речевого развития.
Цвета и некоторые геометрические формы выделяет; при соотнесении геометрических форм и цвета допускает ошибки. Понятия «большой – маленький», «один – много» сформированы; выделяет один предмет из множества. Собирает пирамидку из пяти колец без учета величины, из трех колец – с учетом величины по образцу; предметные картинки подает и показывает по инструкции, парные картинки соотносит после нескольких повторений. Испытывает трудности при концентрации внимания. Недостаточное распределение и устойчивость внимания. Преобладает непроизвольный вид внимания.
К целенаправленной деятельности привлекается непродолжительное время (5-8 минут).
Нарушены процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение; преобладает механическая, зрительная память. Запоминание носит непроизвольный характер.
Особенности мышления: Собирает разрезную картинку из двух частей, из трех – допускает ошибки. Сравнение предметов с целью выявления сходства и различия не сформировано. При выполнении задания нуждается в оказании педагогической помощи. Ведущая деятельность - манипулятивная.
Особенности речевого развития: речевое развитие с задержкой, речь эхолаличная (постоянное автоматическое маловыразительное и не всегда разборчивое повторение отдельных фраз и звукоподражаний), собственных речевых высказываний практически не имеет. Имеются недостатки звукопроизношения и развития фонематического слуха. В речи не удерживает полную слоговую структуру слов. Связная речь отсутствует, словарь беден и неточен, не понимает значения многих слов, грамматический строй не сформирован. Помощь взрослого принимает и использует, нет переноса действий на аналогичные задания.
Рекомендации ЦПМПК. Направления коррекционной работы.
Педагог-психолог. Формирование и развитие адаптивных форм поведения, алгоритмов продуктивного взаимодействия, компетенций эмоционально-волевой сферы, элементарных коммуникаций, доступных игровых действий.
Учитель-логопед. Развитие понимания обращенной речи, накопление и активизация словаря, формирование простого произвольного речевого высказывания.
Учитель-дефектолог. Формирование алгоритмов продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, формирование сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, развитие познавательной активности.
Специальные условия образования,
которые должны быть созданы для ребенка.
- Организация получения дополнительного образования для получения знаний по особенностям развития и воспитания ребенка с РАС для воспитателей и учителей.
- Предоставление услуг ассистента для ребенка для бытовой помощи и помощи на занятиях.
- Большой объем индивидуальных занятий с ребенком.
- Организация в дошкольном отделении сенсорной комнаты и комнаты эмоциональной разгрузки.
- Проведение индивидуальных занятий со всеми специалистами и воспитателями.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
с обучающимся на 2017-2018 учебный год.
Форма работы – индивидуальная.
Основные направления коррекционно-развивающей работы | Задачи коррекционно-развивающей работы |
Формирование и развитие адаптивных форм поведения, алгоритмов продуктивного взаимодействия, копмпетенций эмоционально-волевой сферы, элементарных коммуникаций, доступных игровых действий. | ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АДАПТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ, ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМ. - Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка - Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении. - Учить ребенка обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым. - Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику через использование системы упражнений, совершенствовать зрительно-двигательную координацию; Формировать точность и целенаправленность движений и действий. - Формировать навыки самообслуживания и самопомощи, учить ребенка обращаться за помощью к взрослому. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ. - Формирование общепринятых норм поведения - Совершенствовать навыки адекватного поведения в различных ситуациях. - Воспитывать вежливость, отзывчивость. - Развивать умение играть и действовать сообща, уступая друг другу. - Формировать навык бережного отношения к вещам. - Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо _ плохо. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ - Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. Восприимчивости. Учить ребенка узнавать и называть по пиктограмме эмоциональные состояния - радость, грусть, злость. Учить ребенка некоторым способам выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений). Учить изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов. - Способствовать формированию позитивной самооценки. - Развивать способность подчинять свои действия правилам. РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учить ребенка принимать нужную роль и действовать в этой роли. Учить в игре учитывать позиции друг друга. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Развитие восприятия: Цвета - Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый. Формы- Шар - круг, куб - квадрат, треугольник. Величины - Большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий. Ориентировка в пространстве - Далеко - близко, высоко - низко. Развитие памяти, внимания - учить находить в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке. Развитие воображения. Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. |
Развитие понимания обращенной речи, накопление и активизация словаря, формирование простого произвольного речевого высказывания | РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ Учить ребенка находить предметы по лексическим темам. Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Учить понимать слова обобщающего значения. Учить показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой и игровой ситуацией. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто? куда? откуда? с кем? Лексические темы: «Игрушки», «Семья», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды». Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живёт в берлоге, сосёт лапу). Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать – нож, шить – игла, наливать суп – половник). Учить определять причинно-следственные связи (снег – санки, коньки, снежная баба). РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учить называть родителей, родственников. Учить называть имена друзей, кукол. Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов. Учить отдавать приказания: на, иди, дай. Учить указывать на определённые предметы: вот, это, тут. Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата, Это Тома. Учить составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Создание ситуаций, требующих от детей использования связной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности). КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. Развитие элементарных произносительных навыков в работе над гласными [А], [У], [И], [О], [Э] и согласными [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [Ф], [В] звуками (без их дифференциации на мягкие и твердые, глухие и звонкие). Закрепление произносительных навыков (в пределах доступного словаря). Обучение детей узнавать и воспроизводить гласные на основе восприятия их беззвучной артикуляции. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ. Формирование умения различать контрастные гласные ([И — У], [И — О], [А — У], [Э — У]). Формирование у ребенка звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих сначала из открытых, затем из открытых и закрытых слогов в следующей последовательности: с ударением на гласные звуки: [А] (мама, зайчик, банка, мука, река, мак), [У] (муха, кукла, утка, иду, веду, суп), [И] (киса, Нина, нитка, пилка, сиди, кит), [О] (осы, косы, котик, ослик, зонтик, лимон, дом), [Ы] (мыло, мыши, мышка, кусты, сын). Обучение восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание).
|
Основное содержание программы, требования к результатам, периодичность контрольных срезов
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на возможно более полную адаптацию ребенка с РАС к жизни в обществе, на интеграцию в другие типы образовательных учреждений.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
1. Диагностическая работа включает:
- выявление особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) при освоении основной образовательной программы;
- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС), выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сферы;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).
2. Коррекционно-развивающая работа включает:
- реализацию комплексного психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) с учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и организацию, и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферы;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
3. Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС), единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС);
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).
4. Информационно-просветительская работа предусматривает:
- информационную поддержку образовательной деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).
Мероприятия (виды) психолого-педагогической коррекции:
• формирование высших психических процессов (ВПФ);
• формирование эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций;
• формирование взаимоотношений в семье, в детском коллективе, с педагогами.
Прогнозируемый результат: восстановление контроля за своим поведением.
1.Формирование и развитие адаптивных форм поведения, продуктивного взаимодействия со взрослыми. Ребенок вступает в контакт со взрослым. Эмоциональные реакции адекватны. В общении проявляется эмоциональная стабильность.
2. Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков.
Ребенок знает и соблюдает общепринятые нормы поведения. Сформирован навык бережного отношения к вещам. Развиты первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
3.Развитие эмоциональной сферы. Ребенок узнает и называет по пиктограмме эмоциональные состояния - радость, грусть, злость. Знает приемлемые способы выражения эмоциональных состояний.
4.Развитие игровой деятельности. Ребенок умеет принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации. Ребенок принимает нужные роли в игре и действует исходя из этой роли. Ребенок учитывает позиции других в игре.
5.Развитие психических функций. Ребенок не допускает ошибок при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребенок не допускает ошибок при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, с легкостью может сложить картинку из 2 частей, фигуры из 4–5 палочек.
В процессе исследования состояния общей моторики не выявляются моторная неловкость и раскоординированность движений.
Ручная моторика развита в полном объеме, темп выполнения движений
нормальный. Ребенок умеет правильно держать карандаш, не испытывает затруднений в рисовании заданных линий, с легкостью застегивает и расстегивает пуговицы, перекладывает мелкие предметы из одной руки в другую.
Мероприятия логопедической коррекции:
• коррекция речевых недостатков;
• развитие коммуникативной функции речи.
Прогнозируемый результат: восстановление функций общения. Ребенок должен:
- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами);
- называть части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот уши и др.), одежды (карман, рукав и др.);
- обозначать наиболее распространённые действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и др.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и др.);
- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
- отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Периодичность контрольных срезов. Диагностика проводится 3 раза в год. Первичная диагностика на начало года для определения актуального уровня развития и планирования коррекционно-развивающей работы. Промежуточная диагностика в середине года, для определения успешности освоения программы. Итоговая диагностика в конце года, подведение итогов коррекционно-развивающей работы за учебный год.
Программы передачи обратной связи родителям
- консультирование родителей детей, поступающих в учреждение, по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условиям жизни;
- консультирование родителей детей, имеющих эмоциональные, социальные, поведенческие трудности, а также трудности в познавательном развитии;
- разработка рекомендаций для родителей по организации жизни ребенка в семье;
- при необходимости проведение специальных занятий, тренингов для родителей и других форм обучения;
- участие в родительских собраниях, информирование родителей о возрастных, индивидуальных и специфических особенностях развития детей с общим недоразвитием речи.
Варианты работы с родителями:
- Анкетирование;
- «Родительская почта»;
- Участие в субботниках по благоустройству территории;
- Помощь в создании предметно-развивающей среды;
- Участие в работе родительского комитета, педагогических советах.
- Консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;
- Родительские собрания;
В воспитательно-образовательном процессе ДО, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство:
- Дни открытых дверей;
- Дни здоровья;
- Недели творчества;
- Совместные праздники, развлечения;
-Встречи с интересными людьми;
- Клубы по интересам для родителей;
- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах;
- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.
Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, педагогов ДО способствующими позитивному проведению диалога.
Педагоги делятся информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении ребенка во время пребывания в саду.
Педагоги ДО предлагают родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе с их ребенком.
Родители получают консультативную помощь по проблемам:
«Особенности эмоциональной сферы ребенка с диагнозом РАС и ее коррекция»
«Особенности волевой сферы ребенка с диагнозом РДА и ее коррекция», «Формы общения с ребёнком с РАС»
Педагоги готовят родителей к прохождению ЦПМПк, рассказывают о правах родителей и детей с ОВЗ (информационно-юридическое сопровождение).
Рекомендации по проведению повторного консилиума по ребенку
Плановый консилиум проводится один раз в полугодие в соответствии с графиком обследования. При его проведении педагог и специалисты, проводившие коррекционно-образовательную работу с ребёнком в соответствии с ранее составленной на заседании консилиума программой, докладывают о ее результатах.
Заключение
Правильная организация работы с детьми с РАС, реализация адаптированной образовательной программы оказывает успешное влияние в развитии ребенка с РАС – формируется контроль над своим поведением, развивается коммуникативная функция речи.
Команда ДО №5 совместно с родителями и другими организациями подготовит ребенка к тому, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, создаст необходимую базу универсальных учебных действий для успешного обучения в обычном классе.
Список используемой литературы
1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (младший дошкольный возраст). М., 2000.
2. Башина В. М, Симашкова Н.В. Подходы к проблеме обучения детей с ранним аутизмом. Электронная версия: http://www.autism.ru/read.asp
3. Гусева И.Е. Особенности психологической коррекционной помощи детям с легкими формами аутизма. Альманах Института Коррекционной Педагогики Журнал «Клиническая и специальная психология» №3 2012 www.psyjournals.ru/psyclin psyclin@mgppu.ru © 2012 Московский городской психолого-педагогический университет © 2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru РАО. 9/2005. Электронная версия: http://www.ise.edu.mhost.ru/ almanah/9/p15.htm.
4. Лаврентьева Н. Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом.// Дефектология . 2009. № 3.
5. Лаврентьева Н. Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей - дошкольников // Дефектология. 2008. № 4.
6. Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом // Дефектология. 1998. № 1.
7. Морозова Т.И. Особенности обучения аутичных детей / Особый ребенок и его окружение: медицинские, социальные и психологические аспекты // Сборник материалов международной конференции. М., 1993.
8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 2005
9. Никольская О.С. Психологическая помощь детям с эмоциональными нарушениями (с аутизмом) в детском саду и школе // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2007. №5.
10. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование. Выпуск 2, М., 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка 4-5 лет с ОВЗ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)»
Основная цель, которую я ставлю перед собой при создании индивидуального образовательного маршрута, заключается в обеспечении условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально...
Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка
Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата Образовательная область: физическое развитие
Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппаратаОбразовательная область: физическое развитие. Пригодится инструкторам по физической культ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.
Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...