Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС
проект по коррекционной педагогике на тему

Новотельнова Ольга Михайловна

Содержание:

Определить стартовые параметры для составления маршрута (дефициты и особенности обучающегося), включить рекомендации консилиума и ЦПМПК;

 

1. Описать специальные условия образования, которые должны быть созданы (исходя из возможностей школы)

2. Разработать индивидуальный учебный план обучающегося на ближайший учебный год

3. Определить основное содержание программы, требования к результатам, периодичность контрольных срезов

4. Коротко описать программу передачи обратной связи родителям

5. Включить рекомендации по проведению повторного консилиума по ребенку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_ucheba_ovz.docx48.56 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОБРАЗОВАНИЯ

Дополнительная профессиональная программа

(повышение квалификации)

Проектирование инклюзивной среды образовательной организации на базе

новых педагогических и информационных технологий в рамках

ФГОС ООО и ФГОС НОО, ФГОС УО и ФГОС ОВЗ

для достижения новых образовательных результатов

Реферат по теме:

Составление индивидуального образовательного маршрута для ученика с ограниченными возможностями здоровья.

Выполнили слушатели курса:

Новотельнова О.М.

Тучина Н.В.

Пикурова С.В.

Преподаватель:

Горбунова Н.С.

Москва ГБОУ Школа № 2051

2018

Содержание:

Введение …………………………………………………………….

3

Стартовые параметры для составления маршрута (дефициты и особенности обучающегося), включить рекомендации консилиума и ЦПМПК …………………………………………….

4

Специальные условия образования, которые должны быть созданы (исходя из возможностей школы) ……………….............

6

Индивидуальный учебный план обучающегося на ближайший учебный год ………………………………………….......................

7

Основное содержание программы, требования к результатам, периодичность контрольных срезов ………………........................

10

Программы передачи обратной связи родителям ………………..

15

Рекомендации по проведению повторного консилиума по ребенку ……………………………………………………………

16

Заключение …………………………………………………………

17

Список используемой литературы ………………………………

18

Введение

Выбор школы для своего ребенка даже для самого обычного родителя – вопрос непростой. Задача усложняется, если будущий первоклашка не такой, как все.

Для таких особых ребят существует два пути.

Первый – обучение в коррекционном образовательном учреждении по решению семьи ребенка. В Москве существуют как отдельные коррекционные образовательные организации, так и коррекционные отделения внутри больших школ. Второй путь – получение образовательных услуг в системе инклюзии.

Инклюзивное образование – система, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов, благодаря чему малыши могут быстрее и легче привыкнуть к окружающему их миру.

ГБОУ Школа №2051 города Москвы не является исключением.

Дошкольное отделение №5 ГБОУ Школы №2051 посещают дети с различными нарушениями: ребенок с синдромом Дауна, дети с РАС, ЗПР, ТНР, ДЦП.

Для нашего проекта мы выбрали ребенка с расстройством аутистического спектра. Для успешной адаптации ребенка с РАС к условиям социума необходимо создать для него и реализовать индивидуальный образовательный маршрут.

В разработке индивидуального маршрута для такого ребенка участвуют воспитатели и все специалисты – педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, а также инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель.

Старший воспитатель ведет контроль над реализацией целей и задач индивидуального образовательного маршрута.

В нашем проекте мы представим образовательный маршрут на ребенка, разработанный учителем-логопедом, педагогом-психологом и старшим воспитателем.

Стартовые параметры

Ребенок Егор И. 4 года.  Посещает дошкольное отделение №5 ГБОУ Школа № 2051 с сентября 2017 года, с февраля 2018 г. обучается по адаптированной образовательной программе для обучающихся с расстройством аутистического спектра с учетом психофизических особенностей  обучающегося с ЗПР.

Семья ребенка полная, внешне благополучная.

Показатели эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.

Вступает в контакт со взрослыми и сверстниками формально. Потребность в контактах снижена. Преобладающий фон настроения ровный. Испытывает трудности в общении. К результатам своей деятельности не критичен. В свободной деятельности предпочитает играть самостоятельно, стремится быть рядом с детьми, но в контакт самостоятельно практически не вступает. В коллективных играх не участвует; на прогулке чувствует себя комфортно - играет в основном с песком, но может выходить за границы площадки; в игровой деятельности преобладают индивидуальные игры,  игра носит предметный характер, берет в руки игрушки – манипулирует, перекладывает кубики с места на место, ставит друг на друга, стучит по столу; в организованной деятельности – на занятиях с группой, подгруппой – малопродуктивна, на индивидуальных занятиях занимается чаще с интересом. Понимает речь на обиходно-бытовом уровне. Привлекается к целенаправленной деятельности конструктивного характера, к картинному материалу привлекается на короткое время. Самостоятельная деятельность не сформирована, нуждается в контроле и помощи взрослого. Учебный материал усваивает в минимальном объеме при индивидуальной работе. Помощь педагога принимает; проявляет больше интереса к игровому материалу; себя обслуживает частично (одевается, раздевается с помощью взрослого).

Показатели физического, моторного развития.

Состояние крупной и мелкой моторики – ниже возрастной нормы; ведущая рука – правая. Нарушена координация движений, наблюдаются стереотипные движения.

Показатели познавательного развития, речевого развития.

Цвета и некоторые геометрические формы выделяет; при соотнесении геометрических форм и цвета допускает ошибки. Понятия «большой – маленький», «один – много»  сформированы;  выделяет один предмет из множества. Собирает пирамидку из пяти колец без учета величины, из трех колец – с учетом величины по образцу;  предметные картинки подает и показывает по инструкции, парные картинки соотносит после нескольких повторений. Испытывает трудности при концентрации внимания. Недостаточное распределение и устойчивость внимания. Преобладает непроизвольный вид внимания.

К целенаправленной деятельности привлекается непродолжительное время (5-8 минут).

Нарушены процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение; преобладает механическая, зрительная память. Запоминание носит непроизвольный характер.

Особенности мышления: Собирает разрезную картинку из двух частей, из трех – допускает ошибки. Сравнение предметов с целью выявления сходства и различия не сформировано. При выполнении задания нуждается в оказании педагогической помощи. Ведущая деятельность  - манипулятивная.

Особенности речевого развития: речевое развитие с задержкой, речь эхолаличная (постоянное автоматическое маловыразительное и не всегда разборчивое повторение отдельных фраз и звукоподражаний), собственных речевых высказываний практически не имеет. Имеются недостатки звукопроизношения и развития фонематического слуха. В речи не удерживает полную слоговую структуру слов. Связная речь отсутствует, словарь беден и неточен, не понимает значения многих слов, грамматический строй не сформирован. Помощь взрослого принимает и использует, нет переноса действий на аналогичные задания.

Рекомендации ЦПМПК.  Направления коррекционной работы.

Педагог-психолог. Формирование и развитие адаптивных форм поведения, алгоритмов продуктивного взаимодействия, компетенций эмоционально-волевой сферы, элементарных коммуникаций, доступных игровых действий.

Учитель-логопед. Развитие понимания обращенной речи, накопление и активизация словаря, формирование простого произвольного речевого высказывания.

Учитель-дефектолог. Формирование алгоритмов продуктивной предметно-практической и конструктивной деятельности, формирование сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, развитие познавательной активности.

Специальные условия образования,

которые должны быть созданы для ребенка.

- Организация получения дополнительного образования для получения знаний по особенностям  развития и воспитания ребенка с РАС для воспитателей и учителей.

- Предоставление услуг ассистента для ребенка для бытовой помощи и помощи на занятиях.

- Большой объем индивидуальных занятий с ребенком.

- Организация в дошкольном отделении сенсорной комнаты и комнаты эмоциональной разгрузки.

- Проведение индивидуальных занятий со всеми специалистами и воспитателями.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

с обучающимся на 2017-2018 учебный год.

Форма работы – индивидуальная.

Основные направления коррекционно-развивающей работы

Задачи коррекционно-развивающей работы

Формирование и развитие адаптивных форм поведения, алгоритмов продуктивного взаимодействия, копмпетенций эмоционально-волевой сферы, элементарных коммуникаций, доступных игровых действий.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АДАПТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ, ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМ.

- Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка

- Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.

- Учить ребенка обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.

- Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику через использование системы упражнений, совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

Формировать точность и целенаправленность движений и действий.

- Формировать навыки самообслуживания и самопомощи, учить ребенка обращаться за помощью к взрослому.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ.

- Формирование общепринятых норм поведения

- Совершенствовать навыки адекватного поведения в различных ситуациях.

- Воспитывать вежливость, отзывчивость.

- Развивать умение играть и действовать сообща, уступая друг другу.

- Формировать навык бережного отношения к вещам.

-  Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо _ плохо.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

- Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. Восприимчивости. Учить ребенка узнавать и называть по пиктограмме эмоциональные состояния - радость, грусть, злость.

Учить ребенка некоторым способам выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).

Учить изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.

- Способствовать формированию позитивной самооценки.

- Развивать способность подчинять свои действия правилам.

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учить ребенка принимать нужную роль и действовать в этой роли.

Учить в игре учитывать позиции друг друга.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Развитие восприятия:

Цвета - Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый.

Формы- Шар - круг, куб - квадрат, треугольник.

Величины - Большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий.

Ориентировка в пространстве - Далеко - близко, высоко - низко.

Развитие памяти, внимания - учить находить в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.

Развитие воображения.

Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

Развитие понимания обращенной речи, накопление и активизация словаря, формирование простого произвольного речевого высказывания

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Учить ребенка находить предметы по лексическим темам.

Учить ребенка по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы. Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

Учить понимать слова обобщающего значения.

Учить показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой и игровой ситуацией.

Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто? куда? откуда? с кем?

Лексические темы: «Игрушки», «Семья», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».

Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живёт в берлоге, сосёт лапу).

Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать – нож, шить – игла, наливать суп – половник).

Учить определять причинно-следственные связи (снег – санки, коньки, снежная баба).

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учить называть родителей, родственников.

Учить называть имена друзей, кукол.

Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира, звукам музыкальных инструментов.

Учить отдавать приказания: на, иди, дай.

Учить указывать на определённые предметы: вот, это, тут.

Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата, Это Тома.

Учить составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Создание ситуаций, требующих от детей использования связной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности).

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Развитие элементарных произносительных навыков в работе над гласными [А], [У], [И], [О], [Э] и согласными [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [Ф], [В] звуками (без их дифференциации на мягкие и твердые, глухие и звонкие).

Закрепление произносительных навыков (в пределах доступного словаря).

Обучение детей узнавать и воспроизводить гласные на основе восприятия их беззвучной артикуляции.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Формирование умения различать контрастные гласные ([И — У], [И — О], [А — У], [Э — У]).

Формирование у ребенка звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих сначала из открытых, затем из открытых и закрытых слогов в следующей последовательности: с ударением на гласные звуки: [А] (мама, зайчик, банка, мука, река, мак), [У] (муха, кукла, утка, иду, веду, суп), [И] (киса, Нина, нитка, пилка, сиди, кит), [О] (осы, косы, котик, ослик, зонтик, лимон, дом), [Ы] (мыло, мыши, мышка, кусты, сын).

Обучение восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание).

 

Основное содержание программы, требования к результатам, периодичность контрольных срезов

Коррекционно-развивающая деятельность направлена на возможно более полную адаптацию ребенка с РАС к жизни в обществе, на интеграцию в другие типы образовательных учреждений.

Основные направления коррекционно-развивающей работы

1. Диагностическая работа включает:

- выявление особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) при освоении основной образовательной программы;

- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС), выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сферы;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).

2. Коррекционно-развивающая работа включает:

- реализацию комплексного психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) с учётом особенностей психофизического развития;

- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и организацию, и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;

- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферы;

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.

3. Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС), единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).

4. Информационно-просветительская работа предусматривает:

- информационную поддержку образовательной деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

- различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).

Мероприятия (виды) психолого-педагогической коррекции:

• формирование высших психических процессов (ВПФ);

• формирование эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций;

• формирование взаимоотношений в семье, в детском коллективе, с педагогами.

Прогнозируемый результат: восстановление контроля за своим поведением.

1.Формирование и развитие адаптивных форм поведения, продуктивного взаимодействия со взрослыми. Ребенок вступает в контакт со взрослым. Эмоциональные реакции адекватны. В общении проявляется эмоциональная стабильность.

2. Формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков.

Ребенок знает и соблюдает общепринятые нормы поведения. Сформирован навык бережного отношения к вещам. Развиты первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.

3.Развитие эмоциональной сферы. Ребенок узнает и называет по пиктограмме эмоциональные состояния - радость, грусть, злость. Знает приемлемые способы выражения эмоциональных состояний.

4.Развитие игровой деятельности. Ребенок умеет принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации. Ребенок принимает нужные роли в игре и действует исходя из этой роли. Ребенок учитывает позиции других в игре.

5.Развитие психических функций. Ребенок не допускает ошибок при различении и соотнесении цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм. Ребенок не допускает ошибок при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела, с легкостью может сложить картинку из 2 частей, фигуры из 4–5 палочек.

В процессе исследования состояния общей моторики не выявляются моторная неловкость и раскоординированность движений.

Ручная моторика развита в полном объеме, темп выполнения движений

нормальный. Ребенок умеет правильно держать карандаш, не испытывает затруднений в рисовании заданных линий, с легкостью застегивает и расстегивает пуговицы, перекладывает мелкие предметы из одной руки в другую.

Мероприятия логопедической коррекции:

• коррекция речевых недостатков;

• развитие коммуникативной функции речи.

Прогнозируемый результат: восстановление функций общения. Ребенок должен:

  • понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами);
  • называть части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот уши и др.), одежды (карман, рукав и др.);
  • обозначать наиболее распространённые действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и др.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и др.);
  • выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
  • отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Периодичность контрольных срезов. Диагностика проводится 3 раза в год. Первичная диагностика на начало года для определения актуального уровня развития и планирования коррекционно-развивающей работы. Промежуточная диагностика в середине года, для определения успешности освоения программы. Итоговая диагностика в конце года, подведение итогов коррекционно-развивающей работы за учебный год.

Программы передачи обратной связи родителям

- консультирование родителей детей, поступающих в учреждение, по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условиям жизни;

- консультирование родителей детей, имеющих эмоциональные, социальные, поведенческие трудности, а также трудности в познавательном развитии;

- разработка рекомендаций для родителей по организации жизни ребенка в семье;

- при необходимости проведение специальных занятий, тренингов для родителей и других форм обучения;

- участие в родительских собраниях, информирование родителей о возрастных, индивидуальных и специфических особенностях развития детей с общим недоразвитием речи.

Варианты работы с родителями:

- Анкетирование;

- «Родительская почта»;

- Участие в субботниках по благоустройству территории;

- Помощь в создании предметно-развивающей среды;

- Участие в работе родительского комитета, педагогических советах.

- Консультации, семинары, семинары-практикумы, конференции;

- Родительские собрания;

 В воспитательно-образовательном процессе ДО, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство:

- Дни открытых дверей;

- Дни здоровья;

- Недели творчества;

- Совместные праздники, развлечения;

-Встречи с интересными людьми;

- Клубы по интересам для родителей;

- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах;

- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.

Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, педагогов ДО способствующими позитивному проведению диалога.

Педагоги делятся информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении ребенка во время пребывания в саду.

Педагоги ДО предлагают родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе с их ребенком.

Родители получают консультативную помощь по проблемам:

«Особенности эмоциональной сферы ребенка с диагнозом РАС и ее коррекция»

«Особенности волевой сферы ребенка с диагнозом РДА и ее коррекция», «Формы общения с ребёнком с РАС»

Педагоги готовят родителей к прохождению ЦПМПк, рассказывают о правах родителей и детей с ОВЗ (информационно-юридическое сопровождение).

Рекомендации по проведению повторного консилиума по ребенку

Плановый консилиум проводится один раз в полугодие в соответствии с графиком обследования. При его проведении педагог и специалисты, проводившие коррекционно-образовательную работу с ребёнком в соответствии с ранее составленной на заседании консилиума программой, докладывают о ее результатах.

Заключение

Правильная организация работы с детьми с РАС, реализация адаптированной образовательной программы оказывает успешное влияние в развитии ребенка с РАС – формируется контроль над своим поведением, развивается коммуникативная функция речи.

Команда ДО №5 совместно с родителями и другими организациями подготовит ребенка к тому, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, создаст необходимую базу универсальных учебных действий для успешного обучения в обычном классе.

Список используемой литературы

1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (младший дошкольный возраст). М., 2000.

2. Башина В. М, Симашкова Н.В. Подходы к проблеме обучения детей с ранним аутизмом. Электронная версия: http://www.autism.ru/read.asp 

3. Гусева И.Е. Особенности психологической коррекционной помощи детям с легкими формами аутизма. Альманах Института Коррекционной Педагогики Журнал «Клиническая и специальная психология» №3 2012 www.psyjournals.ru/psyclin psyclin@mgppu.ru © 2012 Московский городской психолого-педагогический университет © 2012 Портал психологических изданий PsyJournals.ru РАО. 9/2005. Электронная версия: http://www.ise.edu.mhost.ru/ almanah/9/p15.htm.

4. Лаврентьева Н. Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом.// Дефектология . 2009. № 3.

5. Лаврентьева Н. Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей - дошкольников // Дефектология. 2008. № 4.

6. Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом // Дефектология. 1998. № 1.

7. Морозова Т.И. Особенности обучения аутичных детей / Особый ребенок и его окружение: медицинские, социальные и психологические аспекты // Сборник материалов международной конференции. М., 1993.

8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 2005

9. Никольская О.С. Психологическая помощь детям с эмоциональными нарушениями (с аутизмом) в детском саду и школе // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2007. №5.

10. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование. Выпуск 2, М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка 4-5 лет с ОВЗ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)»

Основная цель, которую я ставлю перед собой при создании индивидуального образовательного маршрута, заключается в обеспечении условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально...

Индивидуальная карта развития дошкольника. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка

Предмет педагогической диагностики - это индивидуальное развитие дошкольников. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории разви...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата Образовательная область: физическое развитие

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппаратаОбразовательная область: физическое развитие. Пригодится инструкторам по физической культ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с АООП, ОВЗ; Карта учета индивидуального развития воспитанника.

Успешность детей в освоении АООП ДО отслеживаю в процессе наблюдения за детьми в организованной и свободной деятельности, результаты которого фиксирую в мониторинговых картах. На основании анализа пол...