Исследовательская деятельность педагога в условиях СРЦ. сентябрь 2018 г.
статья по коррекционной педагогике на тему

Нетребскова Светлана Викторовна

Современной школе нужен принципиально новый учитель - учитель-исследователь, владеющий методами организации и проведения опытно-поисковой экспериментальной и проектной работы. В профессиональной деятельности, особенно в сфере образования, существуют благоприятные условия для реализации данной потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_pedagoga_v_usloviyah_srts.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

            Исследовательская  деятельность педагога в условиях СРЦ.

Работая с воспитанниками , педагоги:

-    сталкиваются с проблемой, как создать условия для индивидуального развития ребенка;

-    выдвигают идеи и гипотезы о возможных путях, формах, способах решения этой проблемы;

-    выбирают и обосновывают методы собственной профессиональной деятельности;

-    получают определенные результаты собственной профессиональной деятельности и обосновывают их в итоге реализации программы четырехлетнего обучения младших школьников.

Из данных компонентов и складывается исследовательская деятельность педагога, основы которой должны быть заложены в ходе получения профессионального образования.

Исследовательская деятельность - это неотъемлемая составляющая педагогической деятельности современного учителя, обеспечивающая организацию всех других ее видов, оказывающая влияние на развитие профессиональной компетентности педагога и выполняющая функцию средства этого развития; деятельность, направленная на формирование и развитие личности педагога как активного субъекта собственной деятельности, способного к самореализации и самоактуализации; деятельность, основанная на внутренней познавательной потребности и активности субъекта, и направленная с одной стороны на познание, на поиск новых знаний для решения образовательных задач, с другой стороны на (вос)производство, на совершенствование образовательного процесса в соответствии с целями современного образования; деятельность, в процессе которой происходит формирование и развитие важнейших психических функций, существенный прирост исследовательских умений и способностей к исследованию, обучению и развитию. [Рыбалева]

Исследовательская деятельность педагогов может осуществляться по трем направлениям:

 -    исследовательская деятельность в рамках работы методического объединения;

-     исследовательская деятельность в рамках прохождения педагогом процедуры аттестации;

-     инициативная исследовательская деятельность (самообразование).

Первое направление исследовательской деятельности педагогов представляет собой чаще всего эпизодическую и связанную с планом работы методического объединения работу. В рамках данного направления организуется подготовка сообщений для коллег по результатам изучения, анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы, аннотирования статей периодической печати. Как показывает практика, потребность в исследовательской деятельности особенно активизируется в момент прохождения процедуры аттестации педагогических работников: учитель готовит работу по обобщению опыта, в которой представляет теоретический материал по самообразованию, какие-то диагностические данные, практические материалы. Первые два направления, по мнению большинства специалистов, следует отнести не к исследовательской деятельности, а к исследовательской работе, которая проводится эпизодически и не приносит существенных результатов, не позволяет педагогу в полной мере показать результаты своего труда. Истинная исследовательская деятельность будет присутствовать в профессиональной деятельности педагога лишь в том случае, если у него сформирована мотивация к ней. Педагог владеет исследовательскими умениями и приемами организации подобной деятельности. Первым шагом в исследовательской деятельности как одной из форм самореализации педагога-практика должно стать проявление умения выявить противоречие и сформулировать проблему при выборе темы самообразования [Турдиева].

Таким образом, исследовательская деятельность будет выступать одной из форм профессиональной самореализации педагогов при условии реализации научного подхода к изучению уровня сформированности у учащихся тех или иных умений. По мере овладения преподавателем профессиональными знаниями и в процессе решения профессионально направленных задач складывается видение реальных условий профессиональной деятельности и соотнесение задач, условий и своих возможностей, умение регулировать свою деятельность на основе профессиональной рефлексии — важнейшего качества личности профессионала. Рефлексия в широком смысле слова характеризует самосознание человека осмысление им оснований собственных действий и поступков. Рефлексивное отношение человека к собственной деятельности является одним из важнейших психологических условий все более глубокого ее сознания, критического анализа и конструктивного совершенствования. Именно рефлексия обеспечивает выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятие позиции над ней (вне ее), для суждения о ней. Для преподавателя характерно то, что сама деятельность выступает для него в качестве особого предмета анализа, осмысления оценки. Если при решении практических задач, возникающих в конкретных педагогических ситуациях, он непосредственно включен в процессы реального взаимодействия с учащимися, то теперь сами эти процессы становятся предметом исследования.

Рефлексивные процессы буквально пронизывают профессиональную деятельность учителя. Они проявляются:

-    в процессе практического взаимодействия преподавателя с учащимися, когда он стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки учащихся;

-    в процессе проектирования деятельности учащихся, когда преподаватель разрабатывает цели обучения и конструктивные шаги их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения и развития;

-    в процессе самоанализа и самооценки преподавателем собственной деятельности.

Таким образом, профессиональная рефлексия проявляется в глубине анализа педагогической деятельности (своей и чужой), в умении корректировать деятельность на основе этого анализа, в умении ставить реальные цели и задачи как с точки зрения объективной логики процесса профессиональной деятельности, так и с точки зрения собственных реальных возможностей достичь цели имеющимися у них средствами. По мере становления преподавателя как субъекта педагогического труда, он начинает занимать все более активную личностную позицию по отношению к своему труду, внося свой индивидуальный вклад не только в его осуществление, но и в совершенствование и развитие. Высокий уровень профессиональной активности личности педагога проявляется в творческом отношении профессиональной деятельности [Климова]. Решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность. Анализ официальных требований к современному педагогу  показал, что они должны быть готовы к изучению, анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности обучающихся, к осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе, к преодолению противоречий её развития. Они должны быть способны решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда. Исследовательские действия, операции должны входить в состав обобщенных профессиональных умений педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы с детьми с 3 по 7 сентября 2018 г

Планирование работы с детьми с 3 по 7 сентября 2018 г...

Планирование работы с детьми с 10 по 14 сентября 2018 г

Планирование работы с детьми с 10 по 14 сентября 2018 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на период с 3 сентября 2018 года по 31 мая 2019 года

              Рабочая программа составлена для подготовительной к школе группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «...

Планирование работы с детьми с 17 по 21 сентября 2018 г

Планирование работы с детьми с 17 по 21 сентября 2018 г...

Аналитический отчет эффективности деятельности педагога-психолога за период с сентября 2018 по май 2019.

Аналитический отчет эффективности деятельности педагога-психолога за период с сентября 2018 по май 2019....