Рабочая программа по психологической подготовке к школе детей 5-7 лет
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Павлова Виктория Петровна

Рабочая программа включает в себя материалы следующих методических пособий: Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002, Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004, Безруких М.М.Ребенок идет в школу : Учеб. пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М. :Academia, 2000

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»                                                                      «УТВЕРЖДЕНО»

Заместитель заведующей по ВМР                                        

___________                                                                                _________  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психологической подготовке к школе детей 5-7 лет

Педагог – психолог ДОУ №14-2 Павлова Виктория Петровна

Составлена на основе:

Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004

Безруких М.М.Ребенок идет в школу : Учеб. пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М. :Academia, 2000

       

Сборник игр и упражнений, направленный на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Скоро в школу!» / сост. Д.А. Нифантова

Безруких, Филиппова: Познаем мир. Развивающие игры с карточками для детей 5-6 лет. ФГОС
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции у детей 5-7 лет

Программа рассчитана на 1 год обучения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 14-2 «Аленький цветочек»

п. Нахабино

2017 г.

Пояснительная записка

Направленность программы.

Начало обучения в школе – качественно новый этап в жизни ребёнка, и главное, чтобы при переходе на эту ступень у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деятельности, желание учиться. К концу дошкольного возраста ребёнок достигает достаточно высокого уровня познавательного и личностного развития, осваивает мир вещей, у него формируется позиция школьника. Но быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, это означает быть готовым всему этому научиться. Готовность к школе включает в себя следующие параметры:

  • психологическая готовность – состояние психики, нервной системы, мотивации к учебной деятельности;
  • интеллектуальная готовность – наличие у ребёнка широкого кругозора, развитых познавательных процессов;
  • эмоционально – волевая готовность умение управлять эмоциями, строить взаимоотношения с окружающим миром;
  • физическая готовность – состояние здоровья ребёнка (как дополнительный компонент).

Большую роль в создании фундамента успешной учебной деятельности играет развитие познавательных процессов: мышления, памяти, речи и, что не менее важно, восприятия, внимания, работоспособности, а также эмоционально – волевой сферы и навыков общения.

Комплексная развивающая программа предназначена для организации подготовки детей 6-7 лет, посещающих ДОУ, к обучению в школе. Она направлена на развитие как познавательной деятельности, так и психологической готовности. Занятия, включающие разнообразные игровые этюды, психологические упражнения, практические логические задания, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики и т.д., способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию дружеской атмосферы в группе; развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют кругозор ребёнка, развивают зрительно-моторную координацию. Релаксационные упражнения снимают мышечное и эмоциональное напряжение, создают доверительную атмосферу в детском коллективе. Игровые занятия помогают ребёнку принять роль ученика, формируют эмоционально–положительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности. Создаются условия для развития внимательности, умения рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, совершенствовать познавательную активность, при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. В ходе работы формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность.

Причины создания программы.

Необходимость обеспечения каждому ребёнку таких стартовых возможностей, которые создали бы предпосылки для дальнейшего успешного обучения в школе, в том числе способствовали бы формированию необходимой психологической готовности.

Цель и задачи программы.

Цель программы – подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путём развития познавательной, коммуникативной и эмоционально – волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет.

Задачи:

  • Определение уровня готовности детей к обучению в школе (проведение первичного и повторного психолого-педагогического обследования).
  • Расширение кругозора.
  • Оценка и развитие мотивации к учебной деятельности, интеллектуальной активности (исполнительских способностей, волевых качеств) ребёнка.
  • Формирование личностной, социально-психологической, интеллектуальной и эмоционально-волевой готовности.
  • Развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи с опорой на способности ребёнка); умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, графических навыков, зрительно-моторной координации.
  • Развитие навыков произвольной регуляции поведения.
  • Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, творческих способностей; доверия, группового сотрудничества.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения (релаксационные упражнения).

Основные принципы работы:

  • уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход при разработке занятий;
  • систематичность и последовательность занятий;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • наглядность;
  • адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребёнку в процессе занятий;
  • постепенность и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых знаний к более сложным;
  • повторяемость материала, формирование и закрепление полученных знаний.

Возраст детей, на которых рассчитана программа –5-7 лет.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Основная форма работы.

Фронтальное учебно-игровое занятие с использованием стандартных и нестандартных форм, приёмов и видов деятельности: психологических игр, этюдов, релаксационных упражнений, логических заданий, рассказа, бесед, рисунков, графических диктантов, загадок и т.д.

Количество занятий общее - 50, в неделю -2 занятия, в месяц – 7-8 занятий, длительность одного занятия – 30 - 35 минут. Начало занятий  -I неделя ноября. Конец занятий – I неделя мая.

Формы подведения итогов реализации программы:  

Психологическое заключение о готовности ребёнка к школе.

Критерии оценки выполнения программы.

Первичное психологическое обследование готовности старших дошкольников к школьному обучению проводится перед началом развивающих занятий в период с сентября по октябрь на основе:

  • Определения структуры мотивов учения ребенка (методика «Определение мотивов учения»), методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой
  • Определения эмоционального фона и социального развития старшего дошкольника по методу наблюдения и проективных рисуночных тестов.
  • Первичные знания о развитии речи ребенка фиксируются на основании рассказа по серии сюжетных картинок, пересказа сказки по опорному конспекту.
  • Определения уровня сформированности моторных навыков (методика «Дорожки» по Л.А. Венгеру), вазомоторной активности (методика А.Векслер «Вазомоторная активность»).
  • Определения уровня познавательного развития: знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне  сформированности  произвольности, умении обобщать и классифицировать.

По результатам первого обследования дети с заниженными показателями по основным показатлям развития включаются в программу коррекционной работы. Таким образом, формируются подгруппы детей, объединенных одной задачей коррекционно-развивающей работы. (см. «План коррекционно-развивающей работы»).

Повторное психологическое обследование готовности старших дошкольников к школьному обучению проводится в мае.

Примечание: сформированность необходимых интегративных качеств перед поступлением в школу, согласно реализуемой в ДОУ программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, осуществляется совместно с воспитателями.

План коррекционно-развивающей работы

Показатель развития

Задачи коррекционно-развивающей работы

Формы работы

1

Мотивацион-ная готовность.

Сформировать учебную мотивацию. Воспитать ценность знаний и умений.

Беседы о школе.

Чтение и обсуждение сказок, историй и рассказов о любви к учению, пользе знаний и умений.

2

 Социальное развитие.

Скорректировать проблемы личностного развития. Поощрение активности, уважение мнения и решений ребенка. Создание условий для осмысления своих поступков, развития самосознания.

Н. Яковлева

"Психологическая помощь дошкольнику".

«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина.

3

Развитие речи.

Совершенствовать грамматику и лексику.

Побуждение и поощрение рассуждений вслух об окружающих событиях и впечатлениях. Сказкотерапия. Рассказы по картинке (картинки Радлова).

4

Развитие мелкой моторики.

Совершенствовать  мелкую моторику.

Творческие задания по изобразительной деятельности. Гимнастика для укрепления мышц кисти руки.

5

 Обобщения

Обучение выделению существеннных признаков предметов. Обучение классификации, изучение свойств предметов.

Л.И. Катаева. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе.

6

Произволь-ность

Развитие саморегуляции, волевых качеств.

«Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина.Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Включение в занятия игр с првилами.

7

Вазомоторная активность

Совершенствование соотнесения зрительного восприятия и двигательной активности

Игры развивающие пространственную координацию; срисовывание.

Тематический план

№ п/п

Месяц

Тема

Участники

1.

Ноябрь

Трудное чувство «дружба». Что такое дружба?

Подгруппа 2

2.

Дружба-это помощь

Подгруппа 2

3.

Трудности дороги к знаниям

Подгруппа 1

4.

Трудности дороги к Знанию можно преодолеть

Подгруппа 1

5.

Я преодолею трудности

Подгруппа 1

6.

Герои русского фольклора – какие они?

Подгруппа3

7.

Баба Яга, Змей Горыныч, Серый волк и Медведь

Подгруппа3

8.

«Дорисуй рисунок», графический диктант

Подгруппа 4

9.

Декабрь

 «Посмотри сверху вниз»

Подгруппа 5

10.

«Свободная классификация»

Подгруппа 5

11.

«Вопрос ребром»

Подгруппа 3

12.

Сила человека – это сила его воли

Подгруппа 6

13.

Сила воли – уметь терпеть

Подгруппа 6

14.

«Привет, компьютер!»

Подгруппа 7

15.

«В мире лабиринтов»

Подгруппа 7

16.

Январь

Кто такой настоящий друг?

Подгруппа 2

17.

В стране Знаний

Подгруппа 1

18.

МАК «Я и все-все-все»

Подгруппа 3

19.

Соедини!

Подгруппа 4

20.

Чем похожи и чем отличаются

Подгруппа 5

21.

Узнай эмоцию!

Подгруппа 6

22.

Февраль

В стране Знаний

Подгруппа 1

23.

С кем я хочу дружить

Подгруппа 2

24.

Последовательные картинки

Подгруппа 3

25.

Лепим картины

Подгруппа 4

26.

Третий лишний

Подгруппа 5

27.

«Мы – артисты!»

Подгруппа 6

28.

Рисуем человека

Подгруппа 7

29.

Март

В стране Знаний

Подгруппа 1

30.

Какие чувства мешают дружить

Подгруппа 2

31.

Страна сказок

Подгруппа 3

32.

Бусинка к бусинке

Подгруппа 4

33.

Так бывает или нет?

Подгруппа 5

34.

Узоры и волшебные лесенки

Подгруппа 6

35.

Копируем

Подгруппа 7

36.

Мне скоро в школу

Подгруппа 1

37.

Апрель

Дружба

Подгруппа 2

38.

«Вопрос ребром»

Подгруппа 3

39.

Живые картинки на песке

Подгруппа 4

40.

Угадай, что это?

Подгруппа 5

41.

Сила воли – уметь терпеть

Подгруппа 6

42.

«В мире лабиринтов»

Подгруппа 7

43.

Школьник и дошкольник

Подгруппа 1

44.

Оцени поступок

Подгруппа 2

45.

Май

Живые картинки на песке

Подгруппа 3

46.

Живые картинки на песке

Подгруппа 4

47.

Сыщик

Подгруппа 5

48.

«Волшебный сон»

Подгруппа 6

49.

Арт-урок

Подгруппа 7

50.

Мне скоро в школу

Подгруппа 1

Содержание изучаемых тем

№ п/п

Месяц

Тема

Программные задачи

Дидактический материал, оборудование

1.

Ноябрь

Трудное чувство «дружба». Что такое дружба?

  • Создание дружественной атмосферы в группе, настрой на совместную деятельность
  • Терапевтическая сказка о дружбе
  • Формирование позитивного отношения к школе, а также правильного поведения на занятии и восприятия себя как ученика.

Демонстрационный:

  • картинки цветов
  • диск со спокойной музыкой

Раздаточный:

  • раскраски с изображением незабудки

2.

Ноябрь

Дружба-это помощь

  • Создание комфортной обстановки, формирование сплочённости
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Обучение соблюдению групповых правил
  • Осознание того, что дружить- это не только вместе играть, но и помогать друг другу.

Демонстрационный:

  • диск с расслабляющей музыкой для релаксационного упражнения «Дружба»;

Раздаточный:

  • мягкие игрушки для этюдов «Мое начало – твой конец»

3.

Ноябрь

Трудности дороги к знаниям

  • Создание психологически непринуждённой атмосферы в группе
  • Актуализация состояния, когда трудно, скучно и ничего не получается
  • Снятие эмоционально

го и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации

Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей
  • колокольчики

4.

Ноябрь

Трудности дороги к Знанию можно преодолеть

  • Создание психологически непринуждённой атмосферы в группе
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Знакомство с техникой театрального этюда

Демонстрационный:

  • диск с музыкой для релаксации
  •  диск с танцевальной музыкой

Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • колокольчики
  • игрушки сказочных персонажей

5.

Ноябрь

Я преодолею трудности

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Обучение пониманию собственных чувств, желаний
  • Воспитание терпения, умения признать ошибки

Демонстрационный:

  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации
  • палочки для упражнения «Трудно»
  • мячик для упражнения «Скучно»

 Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей
  • Листы для перерисовывания предложения «Это Шарик»

6.

Ноябрь

Герои русского фольклора – какие они?

  • Создание непринуждён-ной атмосферы в группе
  • Развитие эмоциональной сферы психики, эмоция страха
  • Снятие эмоционально-

го напряжения, мышечное расслабление

Демонстрационный:

  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации
  • игрушка Баба Яга

 Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей

7.

Ноябрь

Баба Яга, Змей Горыныч, Серый волк и Медведь

  • Формирование сплочённости, обучение умению следовать групповым правилам
  • Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии
  • Обучение способам, которыми нужно реагировать на страх
  • Снятие эмоционально-го и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • диск со сказочно музыкой для упражнения «Мысленная картинка»
  • маски-ободки для сказки «Репка»
  • какая-либо страшная маска

     Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей
  • несколько игрушечных медведей
  • чистые листы бумаги

8.

Ноябрь

«Дорисуй рисунок», графический диктант

  • Развитие внимания, мелкой и общей моторики, зрительно- моторной координации (умения ориентироваться на листе бумаги).
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • диск с расслабляющей музыкой для упражнения «Мысленная картинка»

Раздаточный:

  • листы в клетку, листы бумаги чистые
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • дидактический материал «Дорисуй узор» из пособия М.М. Безруких, стр. 41

9.

Декабрь

 «Посмотри сверху вниз»

  • Создание положительного настроя на за- нятие, развитие наблюдательности коммуникативных навыков.
  • Развитие внимания, пространствен-ного мышления, логики, умения находить закономерность.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • игра Татьяны Барчан «Посмотри сверху вниз»
  • диск с расслабляющей музыкой для дыхательной гимнастики

Раздаточный:

  • набор карточек с различными предметами

10.

Декабрь

«Свободная классификация» (игровые задания по методике Гольдштейна-Выгодского-Зейгарник)

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе, снятие напряжения и неуверенности в себе
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Развитие внимания, логического и абстрактного мышления

Демонстрационный:

  • диск с расслабляющей музыкой для дыхательной гимнастики

Раздаточный:

  • 20-60 карточек с изображением предметов по темам

11.

Декабрь

«Вопрос ребром»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе; развитие эмпатии, умения описывать своё настроение, распознавать настроение других.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие речи, воображения, памяти, образного мышления

Демонстрационный:

  • игра Т. Барчан «Вопрос ребром»
  • текст сказки «Снежинка»
  • диск с музыкой

Раздаточный:

  • чистые листы бумаги
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

12.

Декабрь

Сила человека – это сила его воли

  • Введение понятий воля, терпение
  • Актуализация знаний, полученных в жизни
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • текст сказки «Сказка о двух братьях и сильной воле»
  • диск с музыкой для сопровождения чтения сказки и упражнения «Мысленная картинка» Раздаточный:
  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

13.

Декабрь

Сила воли – уметь терпеть

  • Выработка умения сдержать свои чувства, проявить выдержку
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.

Демонстрационный:

  • текст с загадками
  • диск с расслабляющей музыкой для упражнения «Мысленная картинка»

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

14.

Декабрь

«Привет, компьютер!»

Срисовывание

  • Развитие внимания, пространствен-ного мышления, комбинаторики, целостного зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, подготовка руки к письму

Демонстрационный:

  • игра Т. Барчан «Привет, компьютер!» (логическое лото)

Раздаточный:

  • дидактический материал, рис. 20,21 (М.М. Безруких)
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

15.

Декабрь

«В мире лабиринтов»

  • Развитие внимания, пространствен-ного мышления, комбинаторики, целостного зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, подготовка руки к письму

Демонстрационный:

  • Большая книга ходилок, бродилок

Раздаточный:

  • лабиринты «На ферме», «На санках с горы», «На катке»
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

16.

Январь

Кто такой настоящий друг?

  • Формирование уважительного, заботливого отношения к людям, развитие коммуникатив-ных способностей
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Обучение умению дискутировать

Демонстрационный:

  • игрушки разных животных
  • диск с расслабляющей музыкой для упражнения «Мысленная картинка»
  • текст сказки «Аптека для друзей»

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

17.

Январь

В стране Знаний

  • Развитие чувства общности и принадлежности к группе; создание непринуждённой атмосферы
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Введение в школьную тематику. Школьные чувства.

Демонстрационный:

  • картинки с изображением чувств
  • разрезные картинки животных
  • диск с музыкой для сказки

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

18.

Январь

МАК «Я и все- все-все»

  • Развитие креативности и интуиции
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Обучение работе с визуальными образами

Демонстрационный:

  • Колода карт «Я и все-все-все»

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

19.

Январь

Соедини!

  • Развитие внимания, восприятия, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, закрепление понятий «лево – право».

Раздаточный:

  • дидактический материал (стр.53, рис. 15)
  • шаблоны для упражнения «Обведи по контуру»
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

20.

Январь

Чем похожи и чем отличаются

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Обучение выделению существенных признаков предметов, классификации, свойств предметов

Демонстрационный:

  • картинки с изображением различных предметов
  • текст из слов на сравнение и предложений

Раздаточный:

  • лист для раскрашивания и дорисовывания
  • набор цветных карандашей

21.

Январь

Узнай эмоцию!

  • Закрепление понятия эмоции. Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении
  • Формирование моральных представлений, коррекция поведения
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • фотографии детей с разными эмоциональными состояниями
  • карточки с изображением эмоций
  • текст с Занятием №12 из программы Н. Яковлевой
  • диск с музыкой
  • карточки для этюда «Оцени поступок»

22.

Февраль

В стране Знаний

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Формирование положительно отношения к школе, внутренней позиции школьника
  • Развитие речи, воображения, восприятия
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Демонстрационный:

  • 2-3 разрезные картинки «транспорт» и др.
  • Текст сказки «Сказка о маленьком привидении Филе»
  • диск с музыкой для сказки

Раздаточный:

  • геометрические фигуры из цветной бумаги для создания аппликации «Моя школа»
  • набор цветных карандашей

23.

Февраль

С кем я хочу дружить

  • Помощь детям в установлении контакта, умении проявлять инициативу при выборе друга
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие общей моторики
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • фотографии детей с разными эмоциональными состояниями
  • коробка с отверстиями по размеру детской руки
  • диск с расслабляющей музыкой для упражнения «Мысленная картинка»
  • текст со сказкой «Смелый Бобердулик»

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

24.

Февраль

Последовательные картинки

  • Развитие речи, мышления
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

Демонстрационный материал:

  • Картинки художника Н. Радлова
  • Игрушки из кукольного театра

25.

Февраль

Лепим картины

  • Развитие внимания, целостного зрительного восприятия, памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации

Демонстрационный:

  •  изображение для примера

Раздаточный:

  • листы картона с изображением
  • пластилин

26.

Февраль

Третий лишний

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Тренировка внимания, развитие логического мышления, умения рассуждать и делать выводы

Демонстрационный:

  • игра Т.Барчан «Третий лишний»
  • текст рассказа

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

27.

Февраль

«Мы – артисты!»

  • Преодоление конфликтности,патологической жажды лидерства
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Демонстрационный:

  • тексты с этюдами «Конфликт в группе», «Ссора с другом», «Страна Капризов»

Раздаточный:

  • игрушки для театра
  • передвижная ширма

28.

Февраль

Рисуем человека

  • Развитие навыка следовать четким инструкциям, умение разделять целый объект на отдельные детали
  • Развитие зрительно – моторной координации.

Демонстрационный:

  • предметная картинка человека

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей
  • ластики

29.

Март

В стране Знаний

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Инсценировка урока в школе. Учитель-ученик.

Демонстрационный:

  • мяч для упражнения «Для чего дети ходят в школу»
  • текст сказки «Как Яшок поступал в Дом Учености»

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

30.

Март

Какие чувства мешают дружить

  • Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей
  • Развитие познавательных способностей

Демонстрационный:

  • карточки «Азбука настроений»
  • диск с музыкой

31.

Март

Страна сказок

  • Развитие речи
  • Совершенство-вание грамматики и лексики

Демонстрационный:

  • текст сказки «Планета Детство»
  • диск с музыкой

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

32.

Март

Бусинка к бусинке

  • Развитие мелкой моторики, воображения

Демонстрационный:

  • примеры готовых украшений, фотографии

Раздаточный:

  • различный бисер, бусины, ювелирная нить, резинка для украшений
  • специальные инструменты

33.

Март

Так бывает или нет?

  • Учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление

Демонстрационный:

  • текст с суждениями
  • картинки с небылицами
  • мяч для игры «Бывает-не бывает»

34.

Март

Узоры и волшебные лесенки

  • Развитие произвольной регуляции деятельности
  • Формирование самооценки

Демонстрационный:

  • 10-15 картинок с изображениями
  • шаблоны узоров для упражнения «Узоры и волшебные лесенки»

Раздаточный:

  • листы в клетку
  • раскраски геометрические фигуры

35.

Март

Копируем

  • Совершенствова-ние соотнесения зрительного восприятия и двигательной активности

Демонстрационный:

  • шаблоны узоров
  • дидактический материал (рис. 22,23)

Раздаточный:

  • листы в клетку

36.

Март

Мне скоро в школу

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Формирование положительно отношения к школе, внутренней позиции школьника

Демонстрационный:

  • текст  со сказкой «Яшок и буква А»
  • диск с музыкой

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

37.

Апрель

Дружба

  • Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей
  • Развитие познавательных способностей
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Демонстрационный:

  • мяч
  • текст сказки «Особенное растение»
  • диск с музыкой

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

38.

Апрель

«Вопрос ребром»

  • Развитие речи, воображения, восприятия
  •  Побуждение к спонтанным ответам

Демонстрационный:

  • игра Т. Барчан «Вопрос ребром»
  • текст с вопросами «Почему?»

39.

Апрель

Живые картинки на песке

  • Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительностивоображния

Демонстрационный:

  • песочница с кинетическим песком
  • различные фигурки

40.

Апрель

Угадай, что это?

  • Развитие логического мышления, комбинаторных способностей, умения анализировать и синтезировать, творческого воображения

Демонстрационный:

  • картинки с изображением овощей
  • МАК

Раздаточный:

  • дидактический материал из пособия Т. Ахутиной «Школа внимания»

41.

Апрель

Сила воли – уметь терпеть

  • Выработка умения сдержать свои чувства, проявить выдержку
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.

Демонстрационный:

  • игрушки
  • секундомер
  • колокольчик
  • этюды на своеволие и упрямство «Хозяин и собака»

Раздаточный:

  • листы в клеточку для задания «Рисую палочки»
  • набор цветных карандашей

42.

Апрель

«В мире лабиринтов»

  • Развитие внимания, пространствен-ного мышления, комбинаторики, целостного зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, подготовка руки к письму

Демонстрационный:

  • Большая книга ходилок, бродилок

Раздаточный:

  • лабиринты 4-7 листов
  • карандаши

43.

Апрель

Школьник и дошкольник

  • Помощь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности их исполнения
  • Учиться справляться с существующими проблемами

Демонстрационный:

  • текст с разными ситуациями
  • игра «Неправильная страна»

Раздаточный:

  • поощрительные жетоны

44.

Апрель

Оцени поступок

  • Закрепление понятия эмоции
  •  Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении
  • Формирование моральных представлений, коррекция поведения

Демонстрационный:

  • текст стихотворения «Два барана»
  • текст этюдов «Смелый заяц» и «Внимательный мальчик»
  • 10 больших карт, на которых изображены различные жизненные ситуации из тренинга Н. Яковлевой (игра «Оцени поступок»)

Раздаточный:

  • поощрительные жетоны

45.

Май

Живые картинки на песке

  • Развитие речи, воображения, сообразитель-ности
  • Расширение словарного запаса
  • Формирование интереса к познавательной деятельности

Демонстрационный:

  • песочница с кинетическим песком
  • различные фигурки

Раздаточный:

  • поощрительные жетоны

46.

Май

Живые картинки на песке

  • Соверенствова-ние мелкой моторики, тактильной чувствительностивоображния

Демонстрационный:

  • доска Sandplay
  • сыпучий песок

47.

Май

Сыщик

  • Учиться устанавливать причинно-следственные связи
  • Учиться анализировать и сопоставлять

Демонстрационный:

  • схема комнаты
  • игрушка

Раздаточный:

  • материалы из пособия Т.Ахутиной

48.

Май

«Волшебный сон»

  • Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Демонстрационный:

  • диск с музыкой
  • текст релаксации «Волшебный сон»

Раздаточный:

  • бумага для акварели
  • гуашь

49.

Май

Арт-урок

  • Совершенствова-ние соотнесения зрительного восприятия и двигательной активности

Демонстрационный:

  • изображения цветов

Раздаточный:

  • бумага для акварели
  • гуашь

50.

Май

Мне скоро в школу

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Формирование положительного отношения к обязанностям школьника
  • Обучение правильному собиранию портфеля

Демонстрационный:

  • Изображения школьных принадлежностей для составления коллажа

Раздаточный:

  • бумага с изображением контура портфеля
  • набор цветных карандашей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическая подготовка к школе"

Консультация для родителей...

Психологическая подготовка к школе.

Консультация для родителей....

Учебная рабочая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст)

Основной целью специальной (коррекционной) группы дошкольной организации для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигатель...

Занятие по психологической подготовке к школе "Буратино собирается в школу"

Цель: психологическая подготовка детей к школе. Задачи: Образовательные: - упражняться в поиске закономерностей: наличие элементов, из которых складывается закономерность по определенному правилу...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ!

Скоро в школу...Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практик...