Главные вкладки

    Рабочая программа по психологической подготовке к школе детей 5-7 лет
    учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

    Павлова Виктория Петровна

    Рабочая программа включает в себя материалы следующих методических пособий: Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002, Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004, Безруких М.М.Ребенок идет в школу : Учеб. пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М. :Academia, 2000

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «СОГЛАСОВАНО»                                                                      «УТВЕРЖДЕНО»

    Заместитель заведующей по ВМР                                        

    ___________                                                                                _________  

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по психологической подготовке к школе детей 5-7 лет

    Педагог – психолог ДОУ №14-2 Павлова Виктория Петровна

    Составлена на основе:

    Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002

    Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004

    Безруких М.М.Ребенок идет в школу : Учеб. пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. - М. :Academia, 2000

           

    Сборник игр и упражнений, направленный на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Скоро в школу!» / сост. Д.А. Нифантова

    Безруких, Филиппова: Познаем мир. Развивающие игры с карточками для детей 5-6 лет. ФГОС
    Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции у детей 5-7 лет

    Программа рассчитана на 1 год обучения

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Центр развития ребенка - детский сад № 14-2 «Аленький цветочек»

    п. Нахабино

    2017 г.

    Пояснительная записка

    Направленность программы.

    Начало обучения в школе – качественно новый этап в жизни ребёнка, и главное, чтобы при переходе на эту ступень у него была сформирована психологическая, прежде всего мотивационная готовность к учебной деятельности, желание учиться. К концу дошкольного возраста ребёнок достигает достаточно высокого уровня познавательного и личностного развития, осваивает мир вещей, у него формируется позиция школьника. Но быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать, это означает быть готовым всему этому научиться. Готовность к школе включает в себя следующие параметры:

    • психологическая готовность – состояние психики, нервной системы, мотивации к учебной деятельности;
    • интеллектуальная готовность – наличие у ребёнка широкого кругозора, развитых познавательных процессов;
    • эмоционально – волевая готовность умение управлять эмоциями, строить взаимоотношения с окружающим миром;
    • физическая готовность – состояние здоровья ребёнка (как дополнительный компонент).

    Большую роль в создании фундамента успешной учебной деятельности играет развитие познавательных процессов: мышления, памяти, речи и, что не менее важно, восприятия, внимания, работоспособности, а также эмоционально – волевой сферы и навыков общения.

    Комплексная развивающая программа предназначена для организации подготовки детей 6-7 лет, посещающих ДОУ, к обучению в школе. Она направлена на развитие как познавательной деятельности, так и психологической готовности. Занятия, включающие разнообразные игровые этюды, психологические упражнения, практические логические задания, релаксационные упражнения, элементы психогимнастики и т.д., способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию дружеской атмосферы в группе; развивают внимание, память, логику, нестандартное мышление, расширяют кругозор ребёнка, развивают зрительно-моторную координацию. Релаксационные упражнения снимают мышечное и эмоциональное напряжение, создают доверительную атмосферу в детском коллективе. Игровые занятия помогают ребёнку принять роль ученика, формируют эмоционально–положительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности. Создаются условия для развития внимательности, умения рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, совершенствовать познавательную активность, при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. В ходе работы формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность.

    Причины создания программы.

    Необходимость обеспечения каждому ребёнку таких стартовых возможностей, которые создали бы предпосылки для дальнейшего успешного обучения в школе, в том числе способствовали бы формированию необходимой психологической готовности.

    Цель и задачи программы.

    Цель программы – подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путём развития познавательной, коммуникативной и эмоционально – волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет.

    Задачи:

    • Определение уровня готовности детей к обучению в школе (проведение первичного и повторного психолого-педагогического обследования).
    • Расширение кругозора.
    • Оценка и развитие мотивации к учебной деятельности, интеллектуальной активности (исполнительских способностей, волевых качеств) ребёнка.
    • Формирование личностной, социально-психологической, интеллектуальной и эмоционально-волевой готовности.
    • Развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи с опорой на способности ребёнка); умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, графических навыков, зрительно-моторной координации.
    • Развитие навыков произвольной регуляции поведения.
    • Развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми, творческих способностей; доверия, группового сотрудничества.
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения (релаксационные упражнения).

    Основные принципы работы:

    • уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
    • комплексный подход при разработке занятий;
    • систематичность и последовательность занятий;
    • вариативность содержания и форм проведения занятий;
    • наглядность;
    • адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребёнку в процессе занятий;
    • постепенность и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых знаний к более сложным;
    • повторяемость материала, формирование и закрепление полученных знаний.

    Возраст детей, на которых рассчитана программа –5-7 лет.

    Сроки реализации программы.

    Программа рассчитана на 1 год обучения.

    Основная форма работы.

    Фронтальное учебно-игровое занятие с использованием стандартных и нестандартных форм, приёмов и видов деятельности: психологических игр, этюдов, релаксационных упражнений, логических заданий, рассказа, бесед, рисунков, графических диктантов, загадок и т.д.

    Количество занятий общее - 50, в неделю -2 занятия, в месяц – 7-8 занятий, длительность одного занятия – 30 - 35 минут. Начало занятий  -I неделя ноября. Конец занятий – I неделя мая.

    Формы подведения итогов реализации программы:  

    Психологическое заключение о готовности ребёнка к школе.

    Критерии оценки выполнения программы.

    Первичное психологическое обследование готовности старших дошкольников к школьному обучению проводится перед началом развивающих занятий в период с сентября по октябрь на основе:

    • Определения структуры мотивов учения ребенка (методика «Определение мотивов учения»), методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой
    • Определения эмоционального фона и социального развития старшего дошкольника по методу наблюдения и проективных рисуночных тестов.
    • Первичные знания о развитии речи ребенка фиксируются на основании рассказа по серии сюжетных картинок, пересказа сказки по опорному конспекту.
    • Определения уровня сформированности моторных навыков (методика «Дорожки» по Л.А. Венгеру), вазомоторной активности (методика А.Векслер «Вазомоторная активность»).
    • Определения уровня познавательного развития: знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне  сформированности  произвольности, умении обобщать и классифицировать.

    По результатам первого обследования дети с заниженными показателями по основным показатлям развития включаются в программу коррекционной работы. Таким образом, формируются подгруппы детей, объединенных одной задачей коррекционно-развивающей работы. (см. «План коррекционно-развивающей работы»).

    Повторное психологическое обследование готовности старших дошкольников к школьному обучению проводится в мае.

    Примечание: сформированность необходимых интегративных качеств перед поступлением в школу, согласно реализуемой в ДОУ программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, осуществляется совместно с воспитателями.

    План коррекционно-развивающей работы

    Показатель развития

    Задачи коррекционно-развивающей работы

    Формы работы

    1

    Мотивацион-ная готовность.

    Сформировать учебную мотивацию. Воспитать ценность знаний и умений.

    Беседы о школе.

    Чтение и обсуждение сказок, историй и рассказов о любви к учению, пользе знаний и умений.

    2

     Социальное развитие.

    Скорректировать проблемы личностного развития. Поощрение активности, уважение мнения и решений ребенка. Создание условий для осмысления своих поступков, развития самосознания.

    Н. Яковлева

    "Психологическая помощь дошкольнику".

    «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина.

    3

    Развитие речи.

    Совершенствовать грамматику и лексику.

    Побуждение и поощрение рассуждений вслух об окружающих событиях и впечатлениях. Сказкотерапия. Рассказы по картинке (картинки Радлова).

    4

    Развитие мелкой моторики.

    Совершенствовать  мелкую моторику.

    Творческие задания по изобразительной деятельности. Гимнастика для укрепления мышц кисти руки.

    5

     Обобщения

    Обучение выделению существеннных признаков предметов. Обучение классификации, изучение свойств предметов.

    Л.И. Катаева. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе.

    6

    Произволь-ность

    Развитие саморегуляции, волевых качеств.

    «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина.Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Включение в занятия игр с првилами.

    7

    Вазомоторная активность

    Совершенствование соотнесения зрительного восприятия и двигательной активности

    Игры развивающие пространственную координацию; срисовывание.

    Тематический план

    № п/п

    Месяц

    Тема

    Участники

    1.

    Ноябрь

    Трудное чувство «дружба». Что такое дружба?

    Подгруппа 2

    2.

    Дружба-это помощь

    Подгруппа 2

    3.

    Трудности дороги к знаниям

    Подгруппа 1

    4.

    Трудности дороги к Знанию можно преодолеть

    Подгруппа 1

    5.

    Я преодолею трудности

    Подгруппа 1

    6.

    Герои русского фольклора – какие они?

    Подгруппа3

    7.

    Баба Яга, Змей Горыныч, Серый волк и Медведь

    Подгруппа3

    8.

    «Дорисуй рисунок», графический диктант

    Подгруппа 4

    9.

    Декабрь

     «Посмотри сверху вниз»

    Подгруппа 5

    10.

    «Свободная классификация»

    Подгруппа 5

    11.

    «Вопрос ребром»

    Подгруппа 3

    12.

    Сила человека – это сила его воли

    Подгруппа 6

    13.

    Сила воли – уметь терпеть

    Подгруппа 6

    14.

    «Привет, компьютер!»

    Подгруппа 7

    15.

    «В мире лабиринтов»

    Подгруппа 7

    16.

    Январь

    Кто такой настоящий друг?

    Подгруппа 2

    17.

    В стране Знаний

    Подгруппа 1

    18.

    МАК «Я и все-все-все»

    Подгруппа 3

    19.

    Соедини!

    Подгруппа 4

    20.

    Чем похожи и чем отличаются

    Подгруппа 5

    21.

    Узнай эмоцию!

    Подгруппа 6

    22.

    Февраль

    В стране Знаний

    Подгруппа 1

    23.

    С кем я хочу дружить

    Подгруппа 2

    24.

    Последовательные картинки

    Подгруппа 3

    25.

    Лепим картины

    Подгруппа 4

    26.

    Третий лишний

    Подгруппа 5

    27.

    «Мы – артисты!»

    Подгруппа 6

    28.

    Рисуем человека

    Подгруппа 7

    29.

    Март

    В стране Знаний

    Подгруппа 1

    30.

    Какие чувства мешают дружить

    Подгруппа 2

    31.

    Страна сказок

    Подгруппа 3

    32.

    Бусинка к бусинке

    Подгруппа 4

    33.

    Так бывает или нет?

    Подгруппа 5

    34.

    Узоры и волшебные лесенки

    Подгруппа 6

    35.

    Копируем

    Подгруппа 7

    36.

    Мне скоро в школу

    Подгруппа 1

    37.

    Апрель

    Дружба

    Подгруппа 2

    38.

    «Вопрос ребром»

    Подгруппа 3

    39.

    Живые картинки на песке

    Подгруппа 4

    40.

    Угадай, что это?

    Подгруппа 5

    41.

    Сила воли – уметь терпеть

    Подгруппа 6

    42.

    «В мире лабиринтов»

    Подгруппа 7

    43.

    Школьник и дошкольник

    Подгруппа 1

    44.

    Оцени поступок

    Подгруппа 2

    45.

    Май

    Живые картинки на песке

    Подгруппа 3

    46.

    Живые картинки на песке

    Подгруппа 4

    47.

    Сыщик

    Подгруппа 5

    48.

    «Волшебный сон»

    Подгруппа 6

    49.

    Арт-урок

    Подгруппа 7

    50.

    Мне скоро в школу

    Подгруппа 1

    Содержание изучаемых тем

    № п/п

    Месяц

    Тема

    Программные задачи

    Дидактический материал, оборудование

    1.

    Ноябрь

    Трудное чувство «дружба». Что такое дружба?

    • Создание дружественной атмосферы в группе, настрой на совместную деятельность
    • Терапевтическая сказка о дружбе
    • Формирование позитивного отношения к школе, а также правильного поведения на занятии и восприятия себя как ученика.

    Демонстрационный:

    • картинки цветов
    • диск со спокойной музыкой

    Раздаточный:

    • раскраски с изображением незабудки

    2.

    Ноябрь

    Дружба-это помощь

    • Создание комфортной обстановки, формирование сплочённости
    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
    • Обучение соблюдению групповых правил
    • Осознание того, что дружить- это не только вместе играть, но и помогать друг другу.

    Демонстрационный:

    • диск с расслабляющей музыкой для релаксационного упражнения «Дружба»;

    Раздаточный:

    • мягкие игрушки для этюдов «Мое начало – твой конец»

    3.

    Ноябрь

    Трудности дороги к знаниям

    • Создание психологически непринуждённой атмосферы в группе
    • Актуализация состояния, когда трудно, скучно и ничего не получается
    • Снятие эмоционально

    го и мышечного напряжения.

    Демонстрационный:

    • диск с расслабляющей музыкой для релаксации

    Раздаточный:

    • простой карандаш и набор цветных карандашей
    • колокольчики

    4.

    Ноябрь

    Трудности дороги к Знанию можно преодолеть

    • Создание психологически непринуждённой атмосферы в группе
    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
    • Знакомство с техникой театрального этюда

    Демонстрационный:

    • диск с музыкой для релаксации
    •  диск с танцевальной музыкой

    Раздаточный:

    • простой карандаш и набор цветных карандашей;
    • колокольчики
    • игрушки сказочных персонажей

    5.

    Ноябрь

    Я преодолею трудности

    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
    • Обучение пониманию собственных чувств, желаний
    • Воспитание терпения, умения признать ошибки

    Демонстрационный:

    • диск с расслабляющей музыкой для релаксации
    • палочки для упражнения «Трудно»
    • мячик для упражнения «Скучно»

     Раздаточный:

    • простой карандаш и набор цветных карандашей
    • Листы для перерисовывания предложения «Это Шарик»

    6.

    Ноябрь

    Герои русского фольклора – какие они?

    • Создание непринуждён-ной атмосферы в группе
    • Развитие эмоциональной сферы психики, эмоция страха
    • Снятие эмоционально-

    го напряжения, мышечное расслабление

    Демонстрационный:

    • диск с расслабляющей музыкой для релаксации
    • игрушка Баба Яга

     Раздаточный:

    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    7.

    Ноябрь

    Баба Яга, Змей Горыныч, Серый волк и Медведь

    • Формирование сплочённости, обучение умению следовать групповым правилам
    • Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии
    • Обучение способам, которыми нужно реагировать на страх
    • Снятие эмоционально-го и мышечного напряжения.

    Демонстрационный:

    • диск со сказочно музыкой для упражнения «Мысленная картинка»
    • маски-ободки для сказки «Репка»
    • какая-либо страшная маска

         Раздаточный:

    • простой карандаш и набор цветных карандашей
    • несколько игрушечных медведей
    • чистые листы бумаги

    8.

    Ноябрь

    «Дорисуй рисунок», графический диктант

    • Развитие внимания, мелкой и общей моторики, зрительно- моторной координации (умения ориентироваться на листе бумаги).
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

    Демонстрационный:

    • диск с расслабляющей музыкой для упражнения «Мысленная картинка»

    Раздаточный:

    • листы в клетку, листы бумаги чистые
    • простой карандаш и набор цветных карандашей;
    • дидактический материал «Дорисуй узор» из пособия М.М. Безруких, стр. 41

    9.

    Декабрь

     «Посмотри сверху вниз»

    • Создание положительного настроя на за- нятие, развитие наблюдательности коммуникативных навыков.
    • Развитие внимания, пространствен-ного мышления, логики, умения находить закономерность.
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

    Демонстрационный:

    • игра Татьяны Барчан «Посмотри сверху вниз»
    • диск с расслабляющей музыкой для дыхательной гимнастики

    Раздаточный:

    • набор карточек с различными предметами

    10.

    Декабрь

    «Свободная классификация» (игровые задания по методике Гольдштейна-Выгодского-Зейгарник)

    • Создание непринуждённой атмосферы в группе, снятие напряжения и неуверенности в себе
    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
    • Развитие внимания, логического и абстрактного мышления

    Демонстрационный:

    • диск с расслабляющей музыкой для дыхательной гимнастики

    Раздаточный:

    • 20-60 карточек с изображением предметов по темам

    11.

    Декабрь

    «Вопрос ребром»

    • Создание непринуждённой атмосферы в группе; развитие эмпатии, умения описывать своё настроение, распознавать настроение других.
    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
    • Развитие речи, воображения, памяти, образного мышления

    Демонстрационный:

    • игра Т. Барчан «Вопрос ребром»
    • текст сказки «Снежинка»
    • диск с музыкой

    Раздаточный:

    • чистые листы бумаги
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    12.

    Декабрь

    Сила человека – это сила его воли

    • Введение понятий воля, терпение
    • Актуализация знаний, полученных в жизни
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

    Демонстрационный:

    • текст сказки «Сказка о двух братьях и сильной воле»
    • диск с музыкой для сопровождения чтения сказки и упражнения «Мысленная картинка» Раздаточный:
    • чистые листы
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    13.

    Декабрь

    Сила воли – уметь терпеть

    • Выработка умения сдержать свои чувства, проявить выдержку
    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.

    Демонстрационный:

    • текст с загадками
    • диск с расслабляющей музыкой для упражнения «Мысленная картинка»

    Раздаточный:

    • чистые листы
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    14.

    Декабрь

    «Привет, компьютер!»

    Срисовывание

    • Развитие внимания, пространствен-ного мышления, комбинаторики, целостного зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, подготовка руки к письму

    Демонстрационный:

    • игра Т. Барчан «Привет, компьютер!» (логическое лото)

    Раздаточный:

    • дидактический материал, рис. 20,21 (М.М. Безруких)
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    15.

    Декабрь

    «В мире лабиринтов»

    • Развитие внимания, пространствен-ного мышления, комбинаторики, целостного зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, подготовка руки к письму

    Демонстрационный:

    • Большая книга ходилок, бродилок

    Раздаточный:

    • лабиринты «На ферме», «На санках с горы», «На катке»
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    16.

    Январь

    Кто такой настоящий друг?

    • Формирование уважительного, заботливого отношения к людям, развитие коммуникатив-ных способностей
    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
    • Обучение умению дискутировать

    Демонстрационный:

    • игрушки разных животных
    • диск с расслабляющей музыкой для упражнения «Мысленная картинка»
    • текст сказки «Аптека для друзей»

    Раздаточный:

    • чистые листы
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    17.

    Январь

    В стране Знаний

    • Развитие чувства общности и принадлежности к группе; создание непринуждённой атмосферы
    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
    • Введение в школьную тематику. Школьные чувства.

    Демонстрационный:

    • картинки с изображением чувств
    • разрезные картинки животных
    • диск с музыкой для сказки

    Раздаточный:

    • чистые листы
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    18.

    Январь

    МАК «Я и все- все-все»

    • Развитие креативности и интуиции
    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
    • Обучение работе с визуальными образами

    Демонстрационный:

    • Колода карт «Я и все-все-все»

    Раздаточный:

    • чистые листы
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    19.

    Январь

    Соедини!

    • Развитие внимания, восприятия, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, закрепление понятий «лево – право».

    Раздаточный:

    • дидактический материал (стр.53, рис. 15)
    • шаблоны для упражнения «Обведи по контуру»
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    20.

    Январь

    Чем похожи и чем отличаются

    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
    • Обучение выделению существенных признаков предметов, классификации, свойств предметов

    Демонстрационный:

    • картинки с изображением различных предметов
    • текст из слов на сравнение и предложений

    Раздаточный:

    • лист для раскрашивания и дорисовывания
    • набор цветных карандашей

    21.

    Январь

    Узнай эмоцию!

    • Закрепление понятия эмоции. Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении
    • Формирование моральных представлений, коррекция поведения
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

    Демонстрационный:

    • фотографии детей с разными эмоциональными состояниями
    • карточки с изображением эмоций
    • текст с Занятием №12 из программы Н. Яковлевой
    • диск с музыкой
    • карточки для этюда «Оцени поступок»

    22.

    Февраль

    В стране Знаний

    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
    • Формирование положительно отношения к школе, внутренней позиции школьника
    • Развитие речи, воображения, восприятия
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения

    Демонстрационный:

    • 2-3 разрезные картинки «транспорт» и др.
    • Текст сказки «Сказка о маленьком привидении Филе»
    • диск с музыкой для сказки

    Раздаточный:

    • геометрические фигуры из цветной бумаги для создания аппликации «Моя школа»
    • набор цветных карандашей

    23.

    Февраль

    С кем я хочу дружить

    • Помощь детям в установлении контакта, умении проявлять инициативу при выборе друга
    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
    • Развитие общей моторики
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

    Демонстрационный:

    • фотографии детей с разными эмоциональными состояниями
    • коробка с отверстиями по размеру детской руки
    • диск с расслабляющей музыкой для упражнения «Мысленная картинка»
    • текст со сказкой «Смелый Бобердулик»

    Раздаточный:

    • чистые листы
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    24.

    Февраль

    Последовательные картинки

    • Развитие речи, мышления
    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

    Демонстрационный материал:

    • Картинки художника Н. Радлова
    • Игрушки из кукольного театра

    25.

    Февраль

    Лепим картины

    • Развитие внимания, целостного зрительного восприятия, памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации

    Демонстрационный:

    •  изображение для примера

    Раздаточный:

    • листы картона с изображением
    • пластилин

    26.

    Февраль

    Третий лишний

    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
    • Тренировка внимания, развитие логического мышления, умения рассуждать и делать выводы

    Демонстрационный:

    • игра Т.Барчан «Третий лишний»
    • текст рассказа

    Раздаточный:

    • чистые листы
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    27.

    Февраль

    «Мы – артисты!»

    • Преодоление конфликтности,патологической жажды лидерства
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения

    Демонстрационный:

    • тексты с этюдами «Конфликт в группе», «Ссора с другом», «Страна Капризов»

    Раздаточный:

    • игрушки для театра
    • передвижная ширма

    28.

    Февраль

    Рисуем человека

    • Развитие навыка следовать четким инструкциям, умение разделять целый объект на отдельные детали
    • Развитие зрительно – моторной координации.

    Демонстрационный:

    • предметная картинка человека

    Раздаточный:

    • чистые листы
    • простой карандаш и набор цветных карандашей
    • ластики

    29.

    Март

    В стране Знаний

    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
    • Инсценировка урока в школе. Учитель-ученик.

    Демонстрационный:

    • мяч для упражнения «Для чего дети ходят в школу»
    • текст сказки «Как Яшок поступал в Дом Учености»

    Раздаточный:

    • чистые листы
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    30.

    Март

    Какие чувства мешают дружить

    • Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей
    • Развитие познавательных способностей

    Демонстрационный:

    • карточки «Азбука настроений»
    • диск с музыкой

    31.

    Март

    Страна сказок

    • Развитие речи
    • Совершенство-вание грамматики и лексики

    Демонстрационный:

    • текст сказки «Планета Детство»
    • диск с музыкой

    Раздаточный:

    • чистые листы
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    32.

    Март

    Бусинка к бусинке

    • Развитие мелкой моторики, воображения

    Демонстрационный:

    • примеры готовых украшений, фотографии

    Раздаточный:

    • различный бисер, бусины, ювелирная нить, резинка для украшений
    • специальные инструменты

    33.

    Март

    Так бывает или нет?

    • Учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление

    Демонстрационный:

    • текст с суждениями
    • картинки с небылицами
    • мяч для игры «Бывает-не бывает»

    34.

    Март

    Узоры и волшебные лесенки

    • Развитие произвольной регуляции деятельности
    • Формирование самооценки

    Демонстрационный:

    • 10-15 картинок с изображениями
    • шаблоны узоров для упражнения «Узоры и волшебные лесенки»

    Раздаточный:

    • листы в клетку
    • раскраски геометрические фигуры

    35.

    Март

    Копируем

    • Совершенствова-ние соотнесения зрительного восприятия и двигательной активности

    Демонстрационный:

    • шаблоны узоров
    • дидактический материал (рис. 22,23)

    Раздаточный:

    • листы в клетку

    36.

    Март

    Мне скоро в школу

    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
    • Формирование положительно отношения к школе, внутренней позиции школьника

    Демонстрационный:

    • текст  со сказкой «Яшок и буква А»
    • диск с музыкой

    Раздаточный:

    • чистые листы
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    37.

    Апрель

    Дружба

    • Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей
    • Развитие познавательных способностей
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения

    Демонстрационный:

    • мяч
    • текст сказки «Особенное растение»
    • диск с музыкой

    Раздаточный:

    • чистые листы
    • простой карандаш и набор цветных карандашей

    38.

    Апрель

    «Вопрос ребром»

    • Развитие речи, воображения, восприятия
    •  Побуждение к спонтанным ответам

    Демонстрационный:

    • игра Т. Барчан «Вопрос ребром»
    • текст с вопросами «Почему?»

    39.

    Апрель

    Живые картинки на песке

    • Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительностивоображния

    Демонстрационный:

    • песочница с кинетическим песком
    • различные фигурки

    40.

    Апрель

    Угадай, что это?

    • Развитие логического мышления, комбинаторных способностей, умения анализировать и синтезировать, творческого воображения

    Демонстрационный:

    • картинки с изображением овощей
    • МАК

    Раздаточный:

    • дидактический материал из пособия Т. Ахутиной «Школа внимания»

    41.

    Апрель

    Сила воли – уметь терпеть

    • Выработка умения сдержать свои чувства, проявить выдержку
    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.

    Демонстрационный:

    • игрушки
    • секундомер
    • колокольчик
    • этюды на своеволие и упрямство «Хозяин и собака»

    Раздаточный:

    • листы в клеточку для задания «Рисую палочки»
    • набор цветных карандашей

    42.

    Апрель

    «В мире лабиринтов»

    • Развитие внимания, пространствен-ного мышления, комбинаторики, целостного зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, подготовка руки к письму

    Демонстрационный:

    • Большая книга ходилок, бродилок

    Раздаточный:

    • лабиринты 4-7 листов
    • карандаши

    43.

    Апрель

    Школьник и дошкольник

    • Помощь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности их исполнения
    • Учиться справляться с существующими проблемами

    Демонстрационный:

    • текст с разными ситуациями
    • игра «Неправильная страна»

    Раздаточный:

    • поощрительные жетоны

    44.

    Апрель

    Оцени поступок

    • Закрепление понятия эмоции
    •  Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении
    • Формирование моральных представлений, коррекция поведения

    Демонстрационный:

    • текст стихотворения «Два барана»
    • текст этюдов «Смелый заяц» и «Внимательный мальчик»
    • 10 больших карт, на которых изображены различные жизненные ситуации из тренинга Н. Яковлевой (игра «Оцени поступок»)

    Раздаточный:

    • поощрительные жетоны

    45.

    Май

    Живые картинки на песке

    • Развитие речи, воображения, сообразитель-ности
    • Расширение словарного запаса
    • Формирование интереса к познавательной деятельности

    Демонстрационный:

    • песочница с кинетическим песком
    • различные фигурки

    Раздаточный:

    • поощрительные жетоны

    46.

    Май

    Живые картинки на песке

    • Соверенствова-ние мелкой моторики, тактильной чувствительностивоображния

    Демонстрационный:

    • доска Sandplay
    • сыпучий песок

    47.

    Май

    Сыщик

    • Учиться устанавливать причинно-следственные связи
    • Учиться анализировать и сопоставлять

    Демонстрационный:

    • схема комнаты
    • игрушка

    Раздаточный:

    • материалы из пособия Т.Ахутиной

    48.

    Май

    «Волшебный сон»

    • Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

    Демонстрационный:

    • диск с музыкой
    • текст релаксации «Волшебный сон»

    Раздаточный:

    • бумага для акварели
    • гуашь

    49.

    Май

    Арт-урок

    • Совершенствова-ние соотнесения зрительного восприятия и двигательной активности

    Демонстрационный:

    • изображения цветов

    Раздаточный:

    • бумага для акварели
    • гуашь

    50.

    Май

    Мне скоро в школу

    • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
    • Формирование положительного отношения к обязанностям школьника
    • Обучение правильному собиранию портфеля

    Демонстрационный:

    • Изображения школьных принадлежностей для составления коллажа

    Раздаточный:

    • бумага с изображением контура портфеля
    • набор цветных карандашей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебная рабочая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст)

    Основной целью специальной (коррекционной) группы дошкольной организации для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигатель...

    Консультация для родителей «Игры для подготовки к школе детей 5 – 7 лет»

    Как готовить ребенка к школе, чтобы не пропал интерес к обучению? Что делать, чтобы ребенок рос полноценной личностью и стремился к получению знаний? На эти вопросы нет однозначных ответов. И все-таки...

    Cтатья «Особенности психологической готовности к школе детей 6 – 7 лет с различными психоэмоциональными состояниями»

    Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с личностными особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении....

    Примерная программа по подготовке к школе детей 5-7 лет на основе программы "Детский сад 2100".

    Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста и является одним из структурных компонентов комплекта програ...

    Программа по подготовке к школе детей 5-6 лет с недостаточным уровнем развития высших психических функций

    В программе представлены игры и упражнения, направлены на развитие у детей дошкольного возраста школьно-значимых функций ....

    Планирование дополнительных занятий по подготовке руки к письму детей 5-7 лет

    Перспективное планирование по подготовке руки к письму детей 5-7 лет посредством игр и упражнений...