ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ!
консультация (подготовительная группа)

Силаганова Жанна Александровна

 Скоро в школу...Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию.
И забывается простая истина:
ОБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ РЕБЕНКА УМНЫМ, НО СЧАСТЛИВЫМ ДЕЛАЕТ ЕГО ТОЛЬКО ДУШЕВНОЕ, РАЗУМНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ С БЛИЗКИМИ И ЛЮБИМЫМИ ЛЮДЬМИ - СЕМЬЕЙ.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ!

Татьяна Белозерцева

Скоро в школу...Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию.
И забывается простая истина:
ОБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ РЕБЕНКА УМНЫМ, НО СЧАСТЛИВЫМ ДЕЛАЕТ ЕГО ТОЛЬКО ДУШЕВНОЕ, РАЗУМНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ С БЛИЗКИМИ И ЛЮБИМЫМИ ЛЮДЬМИ - СЕМЬЕЙ.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
1. ЧАЩЕ ДЕЛИТЕСЬ С РЕБЕНКОМ ВОСПОМИНАНИЯМИ О СЧАСТЛИВЫХ МГНОВЕНИЯХ СВОЕГО ПРОШЛОГО.

Начало школьной жизни - большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ ИНФОРМАЦИЕЙ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИТ ЕМУ НЕ ТЕРЯТЬСЯ.

Как правило, дети этого возраста на вопрос: "Как зовут твою маму?"-отвечают: "Мама".
Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3.ПРИУЧИТЕ РЕБЕНКА СОДЕРЖАТЬ В ПОРЯДКЕ СВОИ ВЕЩИ.

https://sun9-69.userapi.com/impf/El_RRf3xeuHfxDjJRhtK7sm2TuXL7t_8kQ5xTg/Dql0xYz3mhM.jpg?size=800x450&quality=96&sign=9b95475582be220fb486bf0bf8fbc0ad&type=album

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но - личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. НЕ ПУГАЙТЕ РЕБЕНКА ТРУДНОСТЯМИ И НЕУДАЧАМИ В ШКОЛЕ.

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. "В школу не возьмут...","Двойки будут ставить...", "В классе засмеют...".
В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

5. НЕ СТАРАЙТЕСЬ БЫТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА УЧИТЕЛЕМ. СТРЕМИТЕСЬ К ПОДДЕРЖАНИЮ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно. Детям очень нравится играть вместе с родителями.

6.НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА НЕУДАЧИ.

https://sun9-42.userapi.com/impf/c624619/v624619231/19a03/Yp7tqBd5vkA.jpg?size=572x383&quality=96&sign=5deedd72b1f57bef3f0fb27106922f80&type=album

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные - проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

7. ХОРОШИЕ МАНЕРЫ РЕБЕНКА - ЗЕРКАЛО СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: "Чтобы я больше этого не слышал!", "Вынеси мусор!". Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

8. ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ ОБРЕСТИ ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ.

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как и дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым.

9. ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями).
Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10.НАУЧИТЕ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ .

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения.
Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда.
Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде.
Еще более сложное дело - планирование семейного досуга на выходные дни. приучайте ребенка считаться с интересами всех членов семьи и учитывать их в повседневной жизни.

11.СТРЕМИТЕСЬ СДЕЛАТЬ ПОЛЕЗНЫМ КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ.

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. УЧИТЕ РЕБЕНКА ЧУВСТВОВАТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ,ПООЩРЯЙТЕ ЕГО ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.

https://sun9-75.userapi.com/impf/8aOWzY_xNDHI-gJizVw113Iq_aiKO8u4ky05HA/xTPV8mzQ5rg.jpg?size=646x491&quality=96&sign=5fd488ac91dd62d2c7b9aafe6ae6f92d&type=album

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.
Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.
Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в РАДОСТЬ УЧЕНИЯ.

КАК РАЗВИТЬ У РЕБЕНКА УСИДЧИВОСТЬ
✔ Из консультаций.

Меня часто спрашивают родители: "Как развить у ребенка усидчивость?"

Усидчивость зависит от нескольких факторов:

1) от темперамента ребенка-это врожденная особенность;

2) от состояния нервной системы- прежде всего, это утомление, состояние астении (после болезни, после резких изменений в жизни астения резко нарастает) - т.е. нервная слабость, раздражительность;

3) от интереса к материалу- это соответствие возрасту и индивидуальности;

4) от послушности ребенка- это способности сознательно удерживать свое внимание на том, что сказал учитель;

5) от отвлекающих факторов- это активные соседи по парте, например..

6) от педагогических способностей родителя или учителя- умение поощрять старание ребенка и препятствовать отвлечению от дела.

Т.е. надо внимательно смотреть конкретную ситуацию, нет универсальных ответов..

Но очень много зависит от того, слушается ли вообще ребенок родителя или учителя. Насколько для него важно следовать правилам или инструкциям. С 4 лет это крайне актуально.

УСПЕХ ПЕРВОКЛАШКИ
25 правил

1. Обязательно лично провожайте вашего первоклассника в школу, даже, если здание школы находится за углом вашего дома. Несколько минут доброжелательного взаимного общения помогут ребёнку настроиться на учёбу. Обязательно ободрите его, если он не в настроении.

2. У школьника должна быть своя территория. Если в вашей квартире нет детской, нужно организовать место для учёбы: письменный стол по размеру, удобный стул, полочки для книг и тетрадей, правильное освещение.

3. Очень важный момент – правильный режим дня. Выполнение домашних заданий нужно чередовать с отдыхом: 30 минут занятия, 15 минут перерыв. Обязательно нужно выделять время для прогулок на воздухе, поскольку главная причина плохого поведения ребёнка в этот период – повышенная утомляемость.

4. Необходимо позаботиться, чтобы Ваш первоклассник имел возможность поиграть игрушками, пообщаться с ровесниками. Жизнь ребёнка должна быть радостной и разнообразной.

5. В первом классе ребёнку необходимо почувствовать удовлетворение от процесса учёбы, и родители могут сыграть в этом огромную роль. Первоклассника необходимо эмоционально поддерживать, находить моменты, когда можно похвалить. Такое поведение с Вашей стороны повысит его самооценку и поможет развиться интеллектуальным способностям.

6. Объясните ребёнку, зачем нужны правила, установленные в школе, какую роль они играют в процессе учёбы.

7. Контроль со стороны родителей необходим, но он должен носить скорее дружеский характер, чем авторитарный. «Поделись, что задали на дом? Как, по-твоему, правильно выполнить это задание? Тебе моя помощь нужна?».

8. В первые дни лучше садится за уроки рядом с ребенком. Если нужно остановить его рукой: "Подожди. Давай подумаем вместе". Позже можно отодвинуться подальше. Останавливать при необходимости словом. Через месяц можно перебраться в другой конец комнаты, занимаясь своими делами, однако наблюдая за действиями ребёнка. Ещё позже ребенка можно оставить одного. Такая тактика приучает ребёнка к самостоятельности.

9. Пока Вы не убедитесь, что ребёнок относится к заданиям со всей ответственностью, необходим ежедневный контроль.

10. При приготовлении уроков письменные и устные задания лучше чередовать, начинать лучше с самых трудных. О перерывах мы уже говорили. Они просто необходимы.

11. Не думайте, что время, которое вы провели с ребёнком, выполняя задания, потеряно, и не раздражайтесь по этому поводу.

12. Если ребёнок не просит о помощи, в его занятия лучше не вмешиваться.

13. Никогда не нужно что-то делать за самого ребёнка.

14. Однако, когда ему трудно, и он просит Вас об этом, помогите ему по мере необходимости.

15. К процедуре проверки домашних заданий отнеситесь с неизменным интересом. Будьте дружелюбны и справедливы. Ребёнок не должен бояться Вашей критики.

16. Не нужно постоянно напоминать юному ученику про уроки. Это должно быть его делом.

17. Неправильно ставить различные условия. Ребёнок должен делать уроки не ради чего-то, а из-за желания учиться, получать новые знания. Так же недопустимы наказания, которые вызывают у ребёнка отвращение к школе и вообще к учёбе.

18. Никогда не оскорбляйте ребёнка.

19. Встречая ребёнка из школы, не спрашивайте про оценки. Спросите лучше: «Что сегодня произошло интересного? Что понравилось, а что нет?»

20. Старайтесь насытить среду первоклассника хорошим детским аудио. Это поможет ему в развитии грамотной речи и воображения.

21. Если вы чувствуете, что не справляетесь с какой-либо ситуацией, не стесняйтесь и обращайтесь за советом к школьному психологу или учителю.

22. Не пускайте на самотёк логопедические проблемы, с ними лучше бороться как раз в первом классе.

23. Уважайте мнение и авторитет учителя. Никогда не отзывайтесь плохо о его педагоге.

24. Для развития ребенка важно, чтобы у него были какие-то обязанности, поручения по дому.

25. Разрешите вашему ребенку встретиться с отрицательными последствиями его жизни в школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

https://sun9-34.userapi.com/impf/c622920/v622920284/124a9/Zktm_J4PX5k.jpg?size=631x454&quality=96&sign=4921a7613b859bd0d32b42bee93f759c&type=album

ИГРА"ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ" развивает логику, мышление, внимание, речь (если ещё и провоцировать ребёнка на разговор ;)

https://sun9-46.userapi.com/impf/c623723/v623723943/241a8/fAiHVBroDwY.jpg?size=1100x1100&quality=96&sign=dd766fdd04f2030d91d18bd688980794&type=albumhttps://sun9-22.userapi.com/impf/c623723/v623723943/241bb/3qDPa3R0xI4.jpg?size=1100x1100&quality=96&sign=f73f27193b9363760ae911e0a724a69b&type=album
https://sun9-3.userapi.com/impf/c623723/v623723943/24195/tC3wckikLQ8.jpg?size=1100x1100&quality=96&sign=d6c3c2dd5366dd6716c2e1e21b595217&type=album

Как учатся кинестетики, визуалы и аудиалы?
Конечно, «чистых» визаулов, кинестетиков и аудиалов не бывает, но всегда один из каналов восприятия информации, все же лидирует. Учитесь понимать ребенка, и помогать ему.
Мы все воспринимаем окружающий мир по-своему. Есть кинестетики (люди, которые воспринимают все преимущественно через осязание, вкус и обоняние), аудиалы (главный канал восприятия информации – слух) и визуалы (люди, доверяющие в основном зрению). Эти особенности врожденные, и довольно не сложно определить, какой канал восприятия информации у ребенка ведущий.

Ваш ребенок кинестетик, если:
Он подвижен, спортивен, моторные навыки развиваются быстро (бег, прыжки, плавание и тд). Ребенок неусидчив, не может надолго концентрировать внимание, любит везде залезть и все потрогать-попробовать. За это не стоит ругать – так ребенок познает окружающий мир. Любит, чтобы его обнимали, сам очень контактен и драчлив. Кинестетик большое значение придает своим ощущениям: он могут не сказать, что свитер красивый, но обязательно отметят, что он колючий. Или заявить, что ему нравится учительница, потому что у нее мягкие руки.

Общение с кинестетиком
Дети-кинестетики мало внимания обращают на слова и предупредительные надписи. Расшалившегося ребенка можно остановить физическим воздействием: положить руку на плечо, обнять, взять за руку. Надо ли говорить, что телесные наказания недопустимы?

Кинестетику довольно сложно сосредоточится на уроке. Память своеобразная – двигательная. Т.е, он помнит то, что делал, может это воспроизвести. Благодаря этому хорошо усваиваются навыки движения – кинестетик наверняка будет одним из первых учеников на уроках физкультуры и труда. Чтобы помочь ему, например, выучить стихотворение, попробуйте разыграть его в лицах. Таким детям очень нужны частые перерывы в занятиях, переменки, чтобы побегать-попрыгать. Не забывайте чаще обнимать, гладить ребенка.

Ваш ребенок аудиал, если:
Он общителен, болтает без умолку, любит слушать музыку, аудиокниги, просит читать и перечитывать одни и те же книги. Все время придумывает какие-то истории, пишет стихи или песни. А вот подвижные игры и спорт чаще всего он не признает или не делает в них успехов.
Ребенок-аудиал часто употребляет слова «послушай» или «вы слышали, что …». Аудилу мешает шум: он не может спать или заниматься в шумном помещении.

Общение с аудиалом
Довольно рано ребенок начинает понимать обращенную к нему взрослую речь. С такими детьми нельзя ничего решать силовыми методами! Если же спокойно объяснить, аудиал все поймет. Чаще беседуйте с ребенком, обсуждайте волнующие его вопросы. Имейте в виду, что он хорошо отличает все нюансы вашей интонации, так что в разговоре аудиала обмануть сложно.

В школе аудиал обычно делает успехи в гуманитарных дисциплинах. С любого диспута, дискуссии или чтения вслух он запоминает максимум информации.

Ваш ребенок визуал, если:

Он наблюдателен, любит рассматривать картинки в книгах, смотреть телевизор, он много рисует, лепит. Довольно рано имеет свое мнение о том, что надеть. Как правило, визуалы довольно опрятны – им нравится быть красивыми. Хорошо ориентируются в незнакомом месте.

Ребенок-визуал часто употребляет слова: «вот видишь», «смотрите», «поглядим» и тд.

Общение с визуалом
Визуал хорошо понимает жесты, «страшные глаза», обращенные к нему – этого бывает достаточно, чтобы утихомирить ребенка. В школе такие дети, как правило, самые беспроблемные ученики: они внимательны, сосредоточены, усидчивы. Правда, все обложки тетерадей у них изрисованы рыцарями, суперменами или принцессами. Могут помногу раз переписывать и оформлять свою работу, чтобы было «красиво». Когда решают задачи, рисуют условия, чтобы было понятнее. Как правило, рисование и точные науки, а особенно геометрия и черчение, визуалам даются легко. Также они любят делать конспекты и подчеркивать в учебниках, выделяя главное всеми цветами радуги. Им не обойтись без наглядных пособий, таблиц, схем и карт.

КАК ПОМОЧЬ ПЕРВОКЛАССНИКУ НАЙТИ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБЕ?

В любом деле, и учеба не исключение, должна быть мотивация, когда естественным образом все дела и задачи решаются сами собой. Вдохновение должно быть на каждом шагу, только тогда у ребенка будут успехи в своих начинаниях.

Для выяснения причины бездействия надо разобраться в ситуации, так можно сделать правильный вывод и начать действовать. Для попытки понять происходящее необходимо поговорить с учителями. Возможно, именно им ясно, почему ребенок не хочет заниматься.

Круг общения.

При наблюдении, можно узнать, как устанавливается контакт у детей. Если ребенка обижают, он будет с неохотой ходить в школу, а потому и выполнять домашнее задание ему будет не интересно, ведь это напоминает о школе. Ребенку можно посоветовать обходить острые углы и не реагировать на обидчиков.

Заниженная самооценка.

Второе вытекает из первого. Если ребенка часто обижают, у него может появиться негативное мнение о себе. Страх, что он не справиться, может порождать недовольство собой.
Потому же он не станет и браться за выполнение, ведь у него заниженная самооценка, он все равно не справится. Самостоятельные занятия с ребенком с разговорами о том, что он самый любимый человечек в семье, поднимут веру в себя.

Недовольство результатом.

Мотивация к учебе может угаснуть, когда ребенок акцентирует внимание на неудачах. Надо помочь ему перевести взор на его успешные работы. За хорошее действие надо хвалить ребенка, тогда он с радостью будет браться за учебу.

Отсутствие интереса к обучению.

Может произойти и такое, что к концу первой четверти у ребенка может пропасть интерес к учебе. Все свои резервы он исчерпал и, удостоверившись в том, что учеба это вовсе не игра, он может перестать заниматься неинтересными занятиями. Поэтому мотивация детей к обучению должна проходит на примере игр. Любые арифметические действия можно обратить в развлекательную игру, следует только проявить фантазию.

Данные перечисленные примеры лишь в малой степени описывают ситуацию. Погрузившись в жизнь первоклассника можно понять все причины неудач и сомнений. Важно быть для ребенка другом, а не просто родителем. Желательно при первых же проявлениях лени побеседовать с самим ребенком. Кому, как ни ему, знать причину безразличия к учебе.

Если ребенок не хочет учиться в школе....

С таким обращением, который можно назвать «криком родительской души» к нам часто обращаются родители. И ответить на их вопрос «Почему?» не всегда бывает легко. Часто мы слышим от родителей и учителей такую фразу: «Он способный, но ленится!». Тогда мы задаем им вопрос: «А что лежит в основе лени, почему он ленится? Ведь не лень же ему делать то, что ему интересно: играть в компьютерную игру, гонять с мальчишками мяч во дворе и т.д. Там ведь тоже бывает трудно. Иногда дети по нескольку часов могут изучать правила новой игры, ошибаются, и берутся вновь… Почему же с учебой в школе так не происходит?» Значит, не интересно, или трудно, или не видит цели, зачем ему нужно преодолевать препятствия?

Человек – существо разумное, и познавать новое для нас – естественно, иначе мы не были бы такими, как сейчас, не общались бы посредством интернета. То есть познавательная потребность есть у каждого человека. И мы всю жизнь этим занимаемся. Так почему же родители констатируют факт, что их ребенок не хочет учиться? Значит, школа не удовлетворяет эту естественную потребность человека в новых знаниях? А может быть, есть очень большие препятствия на этом пути, и правильнее было бы сказать, что ребенок не не хочет, а не может учиться?

Ответить на все эти вопросы однозначно не получается. Ведь каждый человек уникален и неповторим, и, несмотря на то, что проблемы похожи, у каждого ребенка это происходит по-своему. Поэтому и стратегия помощи каждому ребенку разная. Думаю, что в рамках данного круглого стола нет возможности и необходимости подробно останавливаться на каждой конкретной причине, перечислим лишь те, с которыми нам приходилось работать:

-Недостаточное развитие основных интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, познавательных способностей и др.)

-Низкая стрессоустойчивость, которая зависит от индивидуального латерального профиля (индивидуального сочетания ведущего полушария мозга и ведущих модальностей: глаз, ухо, рука, нога)

-Особенности темперамента

-Наличие хронических соматических заболеваний

-Наличие психических или неврологических заболеваний

-Дислексия, дисграфия и дискалькулия

-Особенности ведущей репрезентативной системы

-Конфликтные отношения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик»

-Недостаточная учебная мотивация

Конечно, этот список еще можно продолжать и продолжать, и каждый практикующий психолог может с легкостью это сделать. Но суть не в этом. Думаю, что родители, которым доведется читать материалы этого круглого стола, поймут, что причины слабой успеваемости в школе их ребенка или нежелание учиться – это не просто от лени, что проблема бывает гораздо глубже, и не всегда лежит на поверхности. И разобраться с этим, и, самое главное, помочь ребенку, можно в компании со специалистом – психологом.

Но, к сожалению, не многие родители это понимают, и упускают время, нанимая репетиторов уже в начальной школе. Тем временем, существует такое понятие как «сензитивный период развития», т.е. наиболее восприимчивый к развитию той или иной функции. Упуская этот период, мы теряем возможность быстро и легко устранить проблему.

Нам часто приходится сталкиваться с тем, что обращаются с этой проблемой родители подростков, уже прошедшие ни одного репетитора, а воз и ныне там. Да, и подростками можно помочь, но работать уже надо дольше и интенсивнее, чем с ребенком начальной школы. Поэтому, пользуясь случаем, призываю родителей: не тяните время, если видите, что ваш ребенок учится с трудом или не хочет учиться. Обращайтесь к психологу, прежде, чем нанимать репетитора, ведь сначала нужно выяснить все причины данного явления, а не только бороться со следствием.

Что такое адаптация школьника?

Адаптация - это процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам. Некоторые из нас ошибочно полагают, что это неделя или две. Но на самом деле адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Наблюдения показали, что социально-психологическая устойчивая адаптация детей к школе происходит на 5-6-ой неделе обучения и может продлиться до полугода. И это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, уровня сложности образовательной программы, типа учебного заведения, степени подготовленности ребенка. В этот период очень важна поддержка родных и близких.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется примерно к концу октября. У этих детей хорошее настроение, они активны, общительны, приобретают новых друзей, выполняют требования учителя. Иногда, правда, отмечаются трудности либо в отношениях с учителем, либо в общении с детьми, но это проходит к концу первой четверти и дети полностью осваивают новый статус ученика, новые требования и новый режим.

Вторая группа детей адаптируется по времени дольше. Эти дети не могут принять новую ситуацию в их жизни и систему обучения с ограничениями и правилами. Такие школьники могут играть на уроках, не реагировать на замечания учителя или реагировать слезами, обидами. Эти дети могут испытывать трудности в усвоении школьной программы. И лишь к концу первого полугодия они способны принять правила школы и следовать процессу обучения.

Третья группа – дети, которые не осваивают учебную программу, у них наблюдаются негативные формы поведения и отрицательные эмоции. Они часто «срывают» уроки, идут на конфликт с учителем и сверстниками. Если вовремя не разобраться с причинами такого поведения, не скорректировать эти затруднения адаптации, то все это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка дезадаптации и трудностей обучения.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ.
ХОРОШАЯ ИГРА «КОМПЛЕКТ»
Цель: Развитие понятийного мышления: развитие способности выделять признаки, сравнивать; развитие воображения
Инструкция. 1-й вариант:
- Я назову вам несколько признаков предмета. Ваша задача – определить и назвать предметы, обладающие данным набором признаков.
ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-Х ЛЕТ
1. Круглое, желтое…
2. Маленькая, синяя…
3. Большой, квадратный, белый…
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ
1. Пушистая, рыжая…
2. Сладкая, желтая, маленькая…
3. Деревянный, длинный, новый…
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ
1. Высокий, прямоугольный…
2. Мягкий, ароматный, круглый…
3. Трусливый, быстрый…
4. Тяжелый, деревянный, большой…

2-й вариант:
- Добавьте несколько признаков к данным, чтобы по ним можно было точно назвать предмет:
Пушистая, рыжая, хитрая, крадет кур… (лиса)
Пушистая, рыжая, домашняя, ловит мышей… (кошка)
Пушистая, рыжая, на дереве живет, орехи грызет…(белка)
Высокий, прямоугольный, предназначенный для жилья…(дом)
Высокий, прямоугольный, поддерживает провода…(столб)
Высокий, прямоугольный, деревянный, предназначенный для хранения одежды…(шкаф)

3

НравитсяПоказать список оценивших

Ответить

https://sun1-91.userapi.com/s/v1/ig2/r_jkJ3PoQUY229AauBk46tptgMdOtdQcgT-cSUmIYg7rMPGzdo1BQCWgTNdlvqk8ypQVPl6SmtMI0vOALwzClQYC.jpg?size=50x0&quality=96&crop=412,0,1920,1920&ava=1https://sun1-91.userapi.com/s/v1/ig2/r_jkJ3PoQUY229AauBk46tptgMdOtdQcgT-cSUmIYg7rMPGzdo1BQCWgTNdlvqk8ypQVPl6SmtMI0vOALwzClQYC.jpg?size=50x0&quality=96&crop=412,0,1920,1920&ava=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическая подготовка к школе"

Консультация для родителей...

Психологическая подготовка к школе.

Консультация для родителей....

Занятие-практикум "Психологическая подготовка к школе. В семье - будущий первоклассник" для родителей.

Цель:- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о психологической готовности к школьному обучению.- Организация совместной работы детского сада...

Занятие по психологической подготовке к школе "Буратино собирается в школу"

Цель: психологическая подготовка детей к школе. Задачи: Образовательные: - упражняться в поиске закономерностей: наличие элементов, из которых складывается закономерность по определенному правилу...

Рабочая программа по психологической подготовке к школе детей 5-7 лет

Рабочая программа включает в себя материалы следующих методических пособий: Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002, Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушин...