Главные вкладки

    Педагогический проект. Тема: «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ.»
    проект по коррекционной педагогике на тему

    Бикбулатова Татьяна Владимировна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_ovz.docx39.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический  проект.

     

    Тема: «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ.»

     

                                        Выполнила:

                                                     Бикбулатова Татьяна Владимировна

                                                 воспитатель МБДОУ детский сад

                                           № 3 "Ласточка" с. Мишкино

    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что  многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.

    Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.

    Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий

     последующего успешного овладения письмом.

    Во-вторых, группу компенсирующей направленности  посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застёгивание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

    Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

    Участники проекта: дети с ОВЗ, воспитатели группы ДОУ, родители.

    Длительность проекта:  долгосрочный.                                                                                    

    Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ.

    Цель проекта:  Сформировать коммуникативные навыки посредством развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста и подготовки руки к письму.

    Задачи:  

    1. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

    2. Формировать и совершенствовать пространственные представления:

    * ориентация на листе;

    *ориентация в пространстве на примере собственного тела.

    3. В процессе работы  над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов:

    * произвольного внимания;

    * логического мышления;

    * памяти и речи детей

    4. Формировать навыки учебной деятельности:

    * умение действовать по словесным инструкциям;

    * контроль за собственными действиями.

    5. На основе изученных литературных источников, практического опыта – сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных  на развитие мелкой моторики у дошкольников.

    Методы: различные игры и упражнения на развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, заучивание стихов и потешек, чтение художественной литературы.

      Ожидаемые результаты:

    увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной  и выразительной;

    возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

    дети используют пальчиковую гимнастику в различных видах деятельности;

    у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;

    родители стали единомышленниками с педагогами в ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

    родители  получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

    предложенные упражнения помогут развить мелкую моторику рук и речь ребёнка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.

     ЭТАПЫ ПРОЕКТА :

    I этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ   (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ)

    ЗАДАЧИ:

    Изучение  научно-методической литературы по теме исследования;

    Изучение понятий касающихся темы проекта;  

    Подбор диагностического материала;

    Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;

    Создание предметно – развивающей среды;

     Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации  движения рук;

    Создание картотеки пальчиковых игр и упражнений;

    Изучение полученных результатов, теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми.

    Диагностическое обследование тонкой моторики пальцев рук

    у детей старшего дошкольного возраста (сентябрь 2013г.)

    (начало года)

    Графический  рисунок

    Действия без предметов

    п\п

    Ф. и.  ребенка

    возраст

    Действия с предметами

    Дифференцированность предметов

    Высокий

    уровень

    Выше

    среднего

    уровня

    Средний

    уровень

    Ниже среднего

    уровня

    Низкий

    уровень

    1

    Олег А.

    5 – 6 лет

    низкий

    2

    Полина Б.

    5 – 6 лет

    Ниже среднего

    3

    Полина Г.

    5 – 6 лет

    низкий

    4

    Вячеслав Е.

    5 – 6 лет

    Ниже

    среднего

    5

    Анастасия К.

    5 – 6 лет

    средний

    6

    Данил К.

    5 – 6 лет

    низкий

    7

    Данил Н.

    5 – 6 лет

    Ниже среднего

    8

    Артём С.

    5 – 6 лет

    Выше среднего

    9

    Ильназ Ш.

    5 – 6 лет

    низкий

    10

    Эвелина М.

    5 – 6 лет

    низкий

    Высокий уровень - 0%                  Ниже среднего -   30%

    Выше среднего -10%                      Низкий уровень – 50%            

    Средний - 10%                                            

    Во время проведения диагностического обследования у детей  уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук опиралась на следующие источники:

    « Коррекционно – педагогическая работа» Е. М. Мастюкова, «Развитие и воспитание дошкольника». Москва 2004.

    «Справочник логопеда» М. А. Поваляева «Феникс» Ростов-на-Дону 2002.

    «Дифференциальная диагностика» Л. С. Рычкова, Г. Н. Лаврова.

    Проведённое диагностическое  (диагностика прилагается) обследование в начале учебного года показало, что 50% детей  старшей группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики  и координации движения рук, 10% детей –  среднего уровня,  30% детей – ниже среднего уровня, и всего 10% - выше среднего уровня развития.

    Решая задачи развития мелкой моторики,  созданы необходимые условия в группе. Предметно - развивающая среда в группе представлена следующими компонентами:

    ·         пазлы «Азбука», «Игрушки», «Формы», «Звери»;

    ·         «Геометрические бусы»;

    ·         «Кубики в картинках»;

    ·         «Цветные столбики»;

    ·         Пирамидки разных размеров;

    ·         Вкладыши – чашечки;

    ·         Мозаика разных размеров;

    ·         Счётные палочки;

    ·         Пальчиковый театр «Колобок», «Теремок», «Репка»;

    ·         мелкая мозаика;

    ·         мелкий конструктор;

    ·         разрезные картинки;

    ·         рабочие тетради «Прописи – готовим руку к письму»;

    ·         модули с прищепками;

    ·         клавиатура  старого  компьютера, кнопочный  телефон – для  развития  дифференцированных  движений  пальцев  рук;

    ·         шаблоны (лекала)  по  лексическим  темам – для  обведения, раскрашивания, штрихования;

    ·         информационные стенды для родителей, консультации:

         «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного     возраста», «Почему проводить с детьми речевые пальчиковые игры и упражнения», «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком речевые и пальчиковые игры».

                В группе все игровые компоненты должны находиться в свободно – доступном для детей месте и вызывать у детей желание и интерес играть с ними.

                Были разработаны и изготовлены следующие пособия, игры на развитие мелкой моторики:

    ·         коробки с сортировкой цветных камушков;

    ·         «волшебные мешочки» с мелкими предметами и буквами;

    ·         шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

    ·         мешочки с крупами (фасоль, рис, горох) – для ощупывания;

    ·         зона для развития мелкой моторики и упражнений с сыпучим материалом

    ·         коробки с прорезями для крышек разного размера;

    ·         вкладыши для цилиндров с подходящими по размеру отверстиями;

    ·         коробочки для перекладывания и сортировки природного материала;

    ·         разрезные картинки по лексическим темам

    ·         созданы условия для ручного труда, оригами, изготовление поделок из природного материала.

    ·         шнуровка (огород, жучок, гриб, ёж, паровоз, пальма, корабль).

    II этап - ОСНОВНОЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОЕКТА (ОКТЯБРЬ – МАЙ)

    ЗАДАЧИ:

    Составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики, дидактических игр, упражнений, массажа с детьми;

    Разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

    Разучивание стихов, потешек;

    Оформление папок – передвижек, информационных листов, выставок для родителей;

    Изготовление дидактических игр, пособий для развития крупной и мелкой моторики;

    Разучивание с детьми игр и упражнений и применение  пальчиковой гимнастики во время досуга, в процессе непрерывной  образовательной деятельности;

    Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

    Консультации, беседы с родителями, дни общения, мастер – класс для родителей «Волшебные пальчики».

    Основной этап реализации проекта

    (практический)

          Приступая к реализации задач второго этапа проекта, был составлен перспективный план проведения мероприятий по развитию мелкой моторики.

    Перспективное планирование  игр и упражнений для развития мелкой моторики рук с детьми старшей группы в разных видах деятельности.

    сентябрь

    1  неделя

    2      неделя

    3    неделя

    4      неделя

    П.Г. « Кулачок- ладошка»

    П.И. « Большой - маленький»

    М.М. модули с прищепками.

    Пальчиковый бассейн.

    П.Г. «Яичко»

    П. И. «Петушок»

    М.М. коробка для крышек разного размера.

    Массаж «Орешек»-

    Покатаем с горки.

    П.Г. «Гнездышко»

    П.И. «Гей, чем дом»

    М.М. сыпучий материал.

    Сортировка природного материала.

    Пальчиковый бассейн.

    П.Г. «Коготки»

    П.И. «Кошечка»

    М.М. коробка с шариками разного размера.

    Массаж «Орешек»-

    Карусель».

    октябрь

    П.Г. «Пчела»

    П.И. « Ай, ду- ду»,

     «Овощи».  

    М.М. мелкий конструктор

    «Лего»,  шнуровка  «Жучок»

    Пальчиковый бассейн.

    П.Г. «Рыбка»

    П.И. « Осень»

    М.М. вкладыши- чашечки.

    Шнуровка «Огород»

    Массаж «Орешек»- погреем ручки.

    П.И. « Очки»,  « Бинокль»

    П.И. « Напёрсток»

    М.М. сыпучий материал  перекладывание бобов из одной ёмкости в  две маленькие.

    П.Г. «Гора»

    П.И. «Дождик»

    М.М. вкладыши- пирамидки,  «Мозаика»

    Массаж «Гнёздышко».

     ноябрь

    П. Г. «Пальчики здороваются»

    П.Г. «Гусь»

    П.И. «Пальчики»

    М.М. шнуровка «Дерево»

    Игры со счётными палочками..

    П.Г. «Домик»

    П.Г. «Мишка»

    П.И. «Дом»

    М.М. выкладывание «Разрезные картинки»

    Игры бусинки – горошки..

    П.Г. «Человечек»

    П.Г. «Ножницы»

    П.И. «Наша группа»

    М.М. сыпучие материалы, пересыпание из кувшина в кувшин.

    Пальчиковый бассейн.

    П.Г. «Коза и козлёнок»

    П.Г. «Зайчик»

    П.И. «Башня»

    М.М. подбор откручивающихся крышек и бутылочек.

    Массаж с цилиндром.

    декабрь

    П.Г. «Пальчики бегут».

    П.Г. «Пальцы вместе - пальцы  врозь».

    П.И. «Дружные пальчики».

    М.М. блоки с цилиндрами – вкладышами.

    Массаж – кольцо, карандаш..

    П.Г. «Оленьи рога».

    П.Г. «Волк».

    П.И. «Наша группа».

    М.М. мешочки для ощупывания с различными крупами.

    Пальчиковой бассейн.

    П.Г. «Орёл».

    П.Г. «Улитка».

    П.И. «Каша»

    М.М. сыпучий материал – пересыпание ложкой земли, песка, переливание жидкости из кувшина в кувшин.

    Массаж пальчиков с маленьким мячиком – диаметр 5-6 см.

    П.Г. «Братья».

    П.Г. «Деревья».

    П.И. «Пирог».

    М.М. перекладывание, сортировка; ракушки, камушки.

    Пальчиковый бассейн.

    январь

    П.Г. «Семья».

    П.Г. «Ёлочка».

    П.И. «На ёлке».

    М.М. игрушки – юла, волчок.

    Шнуровка «Мы обедаем».

    Пальчиковый бассейн.

    П.Г. «Кусаем пальчиками».

    П.Г. «Весёлые маляры».

    П.И. «Новые кроссовки».

    М.М. сортировка, перекладывание природного материала.

    П.Г. «Мебель».

    П.И. «Домик».

    М.М. ящик для рисования на манке.

    Рамки с застёжками.

    Пальчиковый бассейн.

    П.Г. «Лодочка».

    П.Г. «Солнце».

    П.И. «Лебёдушка».

    М.М. шнуровка, «Паровоз», «Корабль».

    Фигуры – вкладыши.

    Массаж с цилиндрами.

    февраль

    П.Г. «Петух».

    П.Г. «Курочка».

    П.И. «Бурёнушка».

    М.М. складывание салфеток, платочков – сворачивание и разворачивание.

    Пальчиковый бассейн.

    П.Г. «Лиса»

    П.Г. «Зайки»

    П.И. «Кролик»

    М.М. коробочки с сортировкой цветных предметов.

    Массаж с мячиками.

    П.Г. «Белка».

    П.Г. «Волк»

    П.И. «Есть у каждого свой дом»

    М.М. сыпучий материал – ёмкость с пшеном и спрятанными в ней  мелкими игрушками.

    Игры с бумагой.

    П.Г. «Щенок лает».

    П.Г. «Коготки».

    П.И. «Собачка».

    М.М. по – разному открывающиеся коробочки, футляры, кошельки.

    Игры со счётными палочками.

     март

    П.Г. «Цветки».

    П.Г. «Стираем платочки».

    П.И. «Весна».

    М.М. пуговицы,  проволока, леска, бусины – украшение.

    Пальчиковый бассейн.

    П.Г. «Филин».

    П.Г. «Весёлые ладошки».

    П.И. «Дрозд – дроздок».

    М.М. шнуровка  «Пальма», «Грибок».

    Массаж с кольцами.

    П.Г. «Осьминог».

    П.Г. «Рыбка».

    П.И. «Акула».

    М.М. раскладывание бусин пинцетом в чашечки.

    Рисование палочкой на подносе с песком.

    П.Г. «Ёж».

    П.Г. «Крючочки».

    П.И. «Замок».

    М.М. нанизывание фигурок, колечек на шнурочки.

    Пальчиковый бассейн.

    апрель

    П.Г. «Семья».

    П.Г. «Повар».

    П.И. «Машина каша».

    М.М. сортировка пуговиц по цвету в баночки с прорезями.

    Рамки с застёжками.

    Пальчиковый бассейн.

    П.Г. «Качели».

    П.Г. «Корзиночка».

    П.И. «Котята».

    М.М. рамки с застёжками.

    Массаж с мячиком.

    П.Г. «Паук».

    П.Г. «Улитка с усиками».

    П.И. «Где обедал воробей».

    М.М. составление целого из частей. Мозаика.

    Пальчиковый бассейн.

    П.Г. «Веник».

    П.Г. «Зоопарк».

    П.И. «Прогулка».

    М.М. мешочки для ощупывания с фасолью, горохом, сортировка камушек по цвету, размеру.

    май

    П.Г. «Пальчики разбежались».

    П.И. «Рыбка».

    М.М. модули с прищепками.

    Шнуровка: «Сыр», «Незнайка».

    Пальчиковый бассейн.

    Игры со счётными палочками.

    П.Г. «Деревья».

    П.Г. «Цветы».

    П.И. «Мартышки и книжки».

    М.М. шумящие коробочки.

    Мелкая мозаика.

    П.Г. «Зоопарк».

    П.И. «Травка – муравка».

    П.И. «Тили – Бом».

    М.М. мешочки для ощупывания с крупами.

    Сыпучий материал: пересыпание ложкой.

    П.Г. «Братья».

    П.Г. «Весёлые ладошки».

    М.М. складывание, сворачивание, разворачивание салфеток.

    Пальчиковый бассейн.

    Для обогащения предметно – развивающей среды были изготовлены  дидактические игры и пособия для развития мелкой и крупной моторики рук.

    ·         рамки с застёжками (пуговицы, молния, ленты, шнуровка, кнопки)

    ·         футляры с предметами – секретиками (по-разному открывающиеся коробочки, кошельки)

    ·         сортировка пуговиц по цвету и размеру

    ·         мячи (колючие, рифлёные, плюшевые, вязаные)

    ·         пробки от пластиковых бутылок, разного цвета – для запоминания цветов,  просверленные посередине для нанизывания бус

    ·         аппликаторы «Кузнецова», коврики  типа «травка» для массажа ладоней

    ·         пальчиковый « сухой бассейн» с игрушками «киндер – сюрпризов»

    ·         грецкие орехи, цилиндры, кольца – для самомассажа кистей рук

    ·          пополнена картотека пальчиковой гимнастики, игр, упражнений.

    Одним из важнейших условий эффективности проводимой работы является совместная деятельность педагогов и родителей.

    Поэтому задачей было повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, разъяснить, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

    С целью знакомства родителей с особенностями развития детей старшего дошкольного возраста выступила на родительском собрании «Пальчиками играем - речь   развиваем », были проведены консультации по данной теме, подготовлены рекомендации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры»

     Рекомендации по проведению пальчиковых игр:

    ·         перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребёнка к правильному выполнению упражнений, но и  создаст необходимый эмоциональный настрой;

    ·         выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой;

    ·         при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

    ·         выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребёнка;

    ·         не ставьте перед ребёнком сразу несколько сложных задач

    ·         ( к примеру, показывать движения и произносить текст). Объём внимания у детей ограничен,  и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

    ·         вначале дети испытывают  затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения пассивно и постепенно, с помощью взрослых;

    ·         никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание ) или поменяйте игру;

    ·         стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи;

    ·         сгибая – разгибая ребёнку пальчики, массируя ему кисти, знайте – в это время вы посылаете  импульсы в его речевые центры;

    ·         развивая мелкую моторику и подготавливая руку к письму, не забывайте, что карандаш (ручку), конечно, держат всего три пальца (большой, указательный, средний), но в упражнениях мы  задействуем все пять каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и влияние на речь;

    ·         в движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах;

    ·         независимо от ведущей, доминантной руки ребёнка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрёстная:  правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым;

    ·         речь – неизолированная  единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга:  стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое, креативное начало (правое);

    ·         распределяем энергию равномерно (уставшее возбуждённое полушарие затормозит, незадействованное – проснётся, активизируется).

    На семинаре – практикуме   «Чем больше умеет рука, тем умнее её обладатель» предложены родителям виды работ по коррекции мелкой и общей моторики:

    1. работа с пуговицами (застёгивание и расстегивание пуговиц разного размера), выкладывание пуговиц – выбрать самую маленькую и положить слева, выбрать самую большую и положить справа, среднюю по центру, впереди от себя и т. д., разложить от большой к маленькой пуговицы по порядку. Эта работа корригирует ещё и пространственную ориентацию, на нитку наденьте 3, 2, пуговицы, сколько осталось?;

    2. работа с природным материалом – выложить из палочек ствол дерева, из крылаток  ветки дерева; соберём 2 пальчиками крылатки и уберём в коробочку, посчитаем, разложим на кучки, по тарелочкам семена ясеня, клёна, ольхи, рябины, дуба и т. д. (можно придумывать разные задания);

    3. работа со скрепками, (посчитать, составить геометрические фигуры);

    4. работа с крупами, шнуровками, счётными палочками, бусинками;

    5. рисование водой на доске, скатывание шарика из бумаги, выполнить рисунок на доске из шариков, предварительно обмакнув шарики в воду;

    6. узоры из спичек или счётных палочек:

    «Квадрат» (четыре палочки сложил и квадратик получил)

    «Треугольник» (у треугольника три стороны и они могут быть разной длины)

    «Кубик» (у кубика много сторон, можно построить из кубиков дом)

    «Трапеция» (трапеция больше на крышу похожа, юбку рисуют трапецией тоже; взять треугольник и верх удалить – трапецию можно и так получить)

    «Прямоугольник» (прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще, рисуем смелее)

    «Звёздочка» (звёзды нам с небес сияют, ночью путь нам освещают)

    «Мост» (мост построим через реку для машин и человека).

                На основе рекомендаций А. А. Бирюкова были разработаны три комплекса упражнения самомассажа: предложены родителям для изучения.

    - Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

    -  Самомассаж ладоней.

    -  Самомассаж пальцев рук.

    Рекомендации по проведению упражнений каждого из трёх комплексов:

    u  Дети действуют подушечками четырёх пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперёд – назад, смещая кожу примерно на 1 см., постепенно передвигают их к  лучезапястному суставу (пунктирное движение).

    «Утюг»

    Утюгом разгладим складки, будет всё у нас в порядке,

    Перегладим все штанишки зайцу, ёжику и мишке.

    u  Ребром ладони дети имитируют  «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, ребёнок сидит.

    «Пила»

    Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла.

    Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем!

    u  Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

    «Тесто»

    Тесто месим, тесто мнём, пирогов мы напечём

    И с капустой, и с грибами. – Угостить вас пирогами?

    u  Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, ребёнок сидит. Поглаживание.

    «Мама»

    По головке мама гладит сына – малолеточку

    Так нежна её ладонь, словно вербы веточка.

    Подрастай, сыночек милый, добрым, смелым, честным будь,

    Набирай ума и силы и меня не позабудь!

    u  Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх – вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).

    u  «Тёрка»

    Дружно маме помогаем, тёркой свёклу натираем,

    Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!

    u  Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

    «Дрель»

    Папа в руки дрель берёт, а она жужжит, поёт,

    Будто мышка – непоседа в стенке дырочку грызёт.

    u  Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, ребёнок сидит. «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).

    «Клещи»

    Ухватили клещи гвоздь, выдернуть пытаются.

    Может, что – нибудь и выйдет, если постараются!

    u  Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).

    «Барашки»

    На лугах пасутся «бяшки», раскудрявые барашки.

    Целый день всё: «Бе да бе», носят шубы на себе.

    Шубы в кудрях, погляди, «бяшки» спали в бигуди.

    Утром сняли бигуди, попробуй гладкую найти,

    Все кудрявы до одной, бегут кудрявою толпой.

    Уж такая у них мода, у бараньего народа.

    u  Движения, как при растирании замёрзших рук.

    «Морозко»

    Заморозил нас Морозко, влез под тёплый воротник,

    Как воришка, осторожно в наши валенки проник.

    Во второй половине учебного года родители были ознакомлены с игровыми упражнениями с использованием массажёров и мячей маленького размера. Массажёры представляют собой полусферы из пластмассы или резины с бугристой поверхностью.

                                                 

          «Урок»

    Нажимаем на звонок, начинается урок: дзинь, - дзинь

    1.Ребёнок поочерёдно нажимает подушечками пальцев обеих рук на бугорки массажёра.

    Вот разгладим мы ладошки, поработаем немножко.

    Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности массажёра, делая движения «вперёд – назад».

    И по кругу проведём, каждый пальчик разомнём.

    Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности массажёра круговым движением.

    А теперь бежит дорога по ухабам, между пней,

    Прогуляемся немного, станут пальчики сильней: вот так.

    Ребёнок поочерёдно подушечкой каждого пальца «пробегает по дорожке» массажёра по направлению к себе.

    Снова гладим мы ладошки, поработаем немножко.

    Упражнения повторяются.

    И по кругу проведём, каждый пальчик разомнём.

    Вот опять звенит звонок, и кончается урок: дзинь, дзинь.

    2. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей, грецких орехов:

    Крепко мячики сжимаем, наши мышцы напрягаем,

    Что – бы пальцы никогда не боялись бы труда!

    3.Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

                                                   «Футбол»

    Поиграем мы в футбол и забьём в ворота гол!

    Палец большой за ворота – горой!

    Указательный – смельчак, забивает гол – вот так!

    Средний – точно уж герой, забивает головой!

    Безымянный, вдруг споткнулся и с досады промахнулся!

    Малыш – мизинец – молодец, гол забил – игре конец!

      Понимание  родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей в школе.

    Предлагаемая литература в помощь родителям:

    Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». – СПб., 2003г

    «Пальчиковые игры». – СПб., 2005г

    Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка». – М., 1973г.

    Альбомы – развитие мелкой моторики:

    «Привет, ладошка!», «Мой мизинчик, где ты был?», «Вышли пальчики гулять» «Здравствуй, как живёшь?»  ид. «Карапуз»

    Занимайтесь, играя по 10-15 минут, возвращайтесь к уже знакомому и освоенному.  Ободряйте ребёнка и хвалите за любое правильное и неправильное  движение.

     III.   этап -  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (май)

    диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук;

    анализ результатов проделанной работы, подведение итогов проекта;

    разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки;

    презентация проекта на итоговом педагогическом совете;

    размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

    Результаты диагностики:

    Диагностическое обследование

    тонкой моторики пальцев рук

    у детей старшего дошкольного возраста

    (май   -    2014 года

     

     

    Высокий уровень  -  20%  

    Выше  среднего уровня -     20%                                

    Средний уровень  -  50%

     Ниже среднего уровня -   10%

      Низкий уровень  -  0%

    Проведённое диагностическое обследование в конце учебного года показало рост уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук у детей старшего дошкольного возраста. Средний уровень развития повысился на 30%,  20% детей вышли на высокий уровень. Низкий уровень – отсутсвует.

    Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительной динамики. Усовершенствовалось умение детей действовать по словесным инструкциям, значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления. Улучшилась память и речь. Многие дети научились застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, чего не было в начале года. Отмечалась положительная реакция  и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики и игр, дети проявляли желание и интерес в выполнении упражнений на развитие мелкой моторики рук.

    Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность данного проекта.

    Выводы:

    Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод:

                Совместными усилиями педагогов и родителей удалось добиться положительных результатов.

    Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей, при подготовке к школе.

                Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

                Таким образом, в результате проделанной работы можно сказать, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению произношения многих звуков, развитию коммуникативных навыков и развитию общей сенсомоторной и речедвигательной моторики.

     

     

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    О. И. Крупенчук «Пальчиковые игры».  СПб.,2003.

    А.Е. Белая В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Москва: «Профиздат», 2006.

    А. Хвастовцев «Умные ручки». Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008.

    Т. Ю. Бардышева «Развитие мелкой моторики».Издательский дом «Карапуз» 2012.

    Пальчиковая гимнастика и игры по методике Е. Железновой.

    С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» Москва «Классик»,2008.

    Дефектология   N – 3 – 1994г.

    Веракса А. Н., Гуторова Н. Ф. Практический психолог в детском саду: Методическое пособие. –М.: Мозаика- Синтез, 2011.

    Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве: Методическое пособие. –М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

    О. Жукова «Развитие ручной умелости – основа будущего развития ребёнка» Научно-практический журнал предшкольной подготовки детей» № 2, 2009.

    Н. Г. Медведева «Как подготовить руку ребёнка к письму», журнал Современный детский сад № 5, 2009.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж

    учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС  «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...

    Коррекционная работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с дизартрией средствами аппликации

    Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей  и пальцев рук. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста....

    Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

    Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

    Проект “Мир на кончиках пальцев” работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ»

    Родителей детей дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают вним...

    Взаимодействие с семьями в работе по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игр и игровых упражнений

    Из опыта работы с родителями, имеющими детей с интеллектуальной недостаточностью (умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом)....

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

    Данный материал будет полезен как воспитателям, так и учителям-логопедам при подготовке к занятиям по лексическим темам...